Рабочая программа кружка "Географ-краевед"
рабочая программа на тему
Рабочая программа дополнительного образования по географии "Географ-краевед" расчитана на учащихся Владимирской области, Суздальского района. Возраст учащихся 10-16 лет. Программа расчитана на 2 года. При необходимости планирование можно переделать под образовательное учреждение своего населенного пункта. Программа опробирована и реализуется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ageeva_geograf-kraeved.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СУЗДАЛЬСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа» ___________А.Е. Курзанов «_____» __________2013 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________С.Н. Сысенко «____» ________2013 г. | РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения классных руководителей «___» _________2013 г. Протокол № ____ |
Программа дополнительного образования
детей и взрослых
туристско – краеведческой направленности
«Географ-краевед»
Срок реализации программы – 2 года,
возраст обучающихся 11-13 лет
Составитель: Агеева Анастасия Шамиловна,
педагог дополнительного образования
Боголюбово, 2013
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихачев
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в сфере дополнительного образования дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развитии.
Цель программы дополнительного образования:
- отстоять и приумножать ценности культуры;
- сохранять свою самобытность;
- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
развитие интереса к изучению окружающего мира.
Программа включает сведения из географии, литературы, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Программа предназначена для детей 11-13 лет.
Задачи:
Предметные:
- углубленное изучение истории родного края;
- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы литературными источниками.
Метапредметные:
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению;
- развитие навыков работы с компьютером при составлении отчетов по экскурсиям и оформлении творческих и исследовательских заданий.
Личностные:
- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе,
- воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
Формы организации:
- индивидуальная;
- групповая;
- самостоятельная деятельность;
- проектная
- исследовательская
Основные методы и приемы работы на занятиях:
- словесные (лекции, эвристические беседы);
- наглядные;
- анализ, обобщение, систематизация материалов;
- практические: (моделирование, информационно-компьютерные технологии для визуализации информации, работа со школьной документацией, исследования на местности и др).
Формы контроля:
- текущий контроль;
- промежуточный контроль (обсуждение результатов творческих работ на занятиях объединения);
- итоговый контроль.
Структура программы дополнительного образования
Содержание программы дополнительного образования охватывает весь процесс научного исследования и разделен на две части.
Первая часть «Физико-географическое исследование родного края» рассчитана на первый год обучения. В ней рассматриваются вопросы физической географии Владимирской области, Суздальского района и поселка Боголюбово.
Вторая часть «Экономико-географическое исследование родного края» рассчитана на второй год обучения. В ней рассматриваются основные вопросы экономической и социальной географии Владимирской области, Суздальского района и поселка Боголюбово.
Содержание программы
1. Физико-географическое исследование родного края
Цель и задачи физико-географических исследований. История, геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды, животный и растительный мир, экологические проблемы Владимирской области, Суздальского района, поселка Боголюбово. Практикумы по изучению физико-географических объектов в классном помещении и на местности.
2. Экономико-географическое исследование родного края
Цель и задачи экономико-географических исследований. Экономико-географическое положение, история, топонимика, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера облуживания Владимирской области, Суздальского района и поселка Боголюбово. Практикумы на экскурсиях на предприятия и в образовательные учреждения области
Учебно-тематический план
№ | Темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 год Физико-географическое исследование родного края | |||||
1 | Введение. Техника безопасности. | 1,5 | 1,5 | ||
2 | История поселка Боголюбово до 20 века. | 3 | 1,5 | 1,5 | |
3 | Экскурсия на ИЛК «Боголюбовский луг» | 3 | 3 | ||
4 | Геологическое строение территории Владимирской области и Суздальского района. | 1,5 | 1,5 | ||
5 | Влияние древнего оледенения на рельеф Владимирской области. | 1,5 | 1,5 | ||
6 | Практическая работа «Горные породы поселка» | 1,5 | 1,5 | ||
7 | Рельеф Владимирской области. | 1,5 | 1,5 | ||
8 | Рельеф и микрорельеф поселка. | 1,5 | 1,5 | ||
9 | Климатообразующие факторы поселка Боголюбово | 1,5 | 1,5 | ||
10 | Климат Владимирской области | 1,5 | 1.5 | ||
11 | Работа с метеостанцией школы | 1,5 | 1.5 | ||
12 | Начертание графика температуры, розы ветров поселка. | 1,5 | 1.5 | ||
13 | Внутренние воды Владимирской области | 1,5 | 1,5 | ||
14 | Реки поселка Боголюбово | 1,5 | 1,5 | ||
15 | Озера и родники поселка Боголюбово | 3 | 3 | ||
16 | Система Боголюбовских прудов | 1.5 | 1.5 | ||
17 | Животный мир поселка Боголюбово | 1.5 | 1.5 | ||
18 | Растительный мир поселка Боголюбово | 1.5 | 1.5 | ||
19 | Экскурсия в Музей природы города Владимир | 3 | 3 | ||
20 | Экологические проблемы области и района. | 1.5 | 1.5 | ||
21 | Экологические проблемы атмосферы поселка | 1.5 | 1.5 | ||
22 | Практикум «Влияние трассы М7 на атмосферу поселка» | 1,5 | 1.5 | ||
23 | Практикум «Свалки поселка» | 1,5 | 1.5 | ||
24 | Практикум «Экологическое загрязнение пришкольной территории» | 1,5 | 1.5 | ||
25 | История праздника «День птиц» | 1,5 | 1.5 | ||
26 | Подготовка праздника «День птиц» в школе | 1,5 | 1.5 | ||
27 | Проведение праздника «День птиц» | 1,5 | 1.5 | ||
28 | Практикум «Исследование реки Нерль» | 1,5 | 1.5 | ||
29 | Практикум «Исследование реки Клязьма» | 3 | 3 | ||
30 | Практикум «Исследование озера у храма Покрова-на-Нерли» | 3 | 3 | ||
31 | Практикум «Исследование прудов поселка» | 1,5 | 1.5 | ||
32 | Практикум «Исследование родника поселка» | 1,5 | 1.5 | ||
33 | Роль походов в исследовании родного края | 1.5 | 1.5 | ||
34 | Организация похода с ночевкой на территорию поселка | 1.5 | 1.5 | ||
Итого: | 60 | 27 | 33 | ||
2 год «Экономико-географическое исследование родного края» | |||||
35 | Введение. Техника безопасности. | 1.5 | 1.5 | ||
36 | Что такое экономико-географическое положение. | 1,5 | 1.5 | ||
37 | Экономико-географическое положение Владимирской области и Суздальского района. | 1,5 | 1.5 | ||
38 | Экономико-географическое положение Боголюбовского сельского поселения и поселка Боголюбово | 1,5 | 1.5 | ||
39 | История поселка в 20 веке | 1,5 | 1.5 | ||
40 | Топонимика поселка | 1,5 | 1.5 | ||
41 | Природные ресурсы Владимирской области | 1,5 | 1.5 | ||
42 | Население Владимирской области | 1,5 | 1.5 | ||
43 | Традиционные промыслы населения Владимирской области | 3 | 3 | ||
44 | Население поселка Боголюбово | 1,5 | 1.5 | ||
45 | Значимые личности в истории из Владимирской области | 3 | 3 | ||
46 | Значимые личности в истории поселка | 1,5 | 1.5 | ||
47 | Роль моей семьи в поселке | 1.5 | 1.5 | ||
48 | Традиции поселка Боголюбово | 1,5 | 1.5 | ||
49 | Промышленность Владимирской области | 1,5 | 1.5 | ||
50 | Промышленность Суздальского района | 1,5 | 1.5 | ||
51 | Промышленность поселка Боголюбово | 1,5 | 1.5 | ||
52 | Экскурсия на предприятие города Владимир | 3 | 3 | ||
53 | Экскурсия на предприятие поселка Боголюбово | 6 | 6 | ||
54 | Оформление результатов экскурсий в виде презентаций | 1.5 | 1.5 | ||
55 | Сельское хозяйство Владимирской области | 1,5 | 1.5 | ||
56 | Сельское хозяйство Суздальского района | 1,5 | 1.5 | ||
57 | Сельское хозяйство поселка | 1,5 | 1.5 | ||
58 | Роль пришкольного участка в формировании навыков обрабатывания земли | 1,5 | 1.5 | ||
59 | Транспорт Владимирской области | 1,5 | 1.5 | ||
60 | Роль транспорта в жизни населения поселка | 1,5 | 1.5 | ||
61 | Сфера обслуживания Владимирской области | 1,5 | 1.5 | ||
62 | Экскурсия в образовательное учреждение Владимирской области | 3 | 3 | ||
63 | Экономические проблемы области | 1,5 | 1.5 | ||
64 | Игра «Экополис» | 1,5 | 1.5 | ||
65 | Проблемы поселка Боголюбово | 1,5 | 1.5 | ||
66 | Роль походов в исследовании родного края | 1,5 | 1.5 | ||
67 | Организация похода с ночевкой на территорию поселка | 3 | 3 | ||
Итого: | 60 | 36 | 24 |
Методическое обеспечение программы дополнительной образования
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- учебная литература;
- картографические материалы;
- материалы школьного музея;
- презентационные материалы;
- топонимический словарь;
- фильмы о природе области;
- дидактические материалы (индивидуальные карточки, схемы, таблицы);
- техническое оснащение (компьютер, фотоаппарат);
- ресурсы Интернета.
- приборы для проведения физико-географических исследований на местности (нивелир, барометр, термометр и пр.);
- школьная метеостанция
Список литературы:
- География Владимирской области: Учеб. Пособие для учащихся 8 и 9-х классов средней школы/ Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1996
- География Владимирской области. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. Составители: В. В. Кузнецов, Е. А. Маркова, Л. Е. Сафронова. – Изд. МГУ, 2009
- Рабочая тетрадь по географии Владимирской области. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. Составители: В. В. Кузнецов, О. В. Гаврилов, Е. А. Маркова, Л. Е. Сафронова. – Изд. МГУ, 2009
- Карлович И. Е., Левицкая А. И. Тетрадь для практических и самостоятельных работ при изучении географии Владимирской области. Владимирский областной институт усовершенствования учителей – Владимир, 1996
Интернет источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...