ПРОЕКТ по теме «Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности. Книга Памяти».
проект по краеведению на тему

Проект «Книга Памяти» направлен на формирование у обучающих чувства патриотизма, гордости за свою страну и людей, живущих в ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ по теме

«Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности. Книга Памяти».

Автор проекта:

Хабибуллина И.И.

Казань, 2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3

Основная часть…………………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………11

Список литературы……………………………………………….12

Глоссарий…………………………………………………………..13

Приложение ..……………….……………………………………..15

Введение: 

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику,

минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно- волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития

России.

В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством

общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то

время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Поэтому в современной России образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать

гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Современный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Проект «Книга Памяти» направлен на формирование у обучающих чувства патриотизма, гордости за свою страну и людей, живущих в ней.

Наш проект состоит из следующих разделов:

Введение, где рассматривается актуальность проекта, цели и задачи работы, основная часть, заключение, список литературы, глоссарий, непосредственно книга памяти.

Продуктом проекта «Книга Памяти» является иллюстрированная книга воспоминаний. Все воспоминания записаны обучающимися со слов ветеранов и их родственников; иллюстрации, оцифровка фотографий, макетирование, верстка книги также сделаны самими обучающимися.

Продукт представляет собой книгу.

  1. Актуальность проекта

Патриотическое становление школьников является важнейшей задачей государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни.

Изменение социально-экономической и политической системы государства оказало неоднозначное воздействие на сознание и поведение учащихся. В настоящий период, с одной стороны, в различных сферах общественной жизни наблюдаются демократические процессы, идет строительство гражданского общества, предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Россия включается в мировое сообщество, участвует в диалоге культур. С другой стороны, с процессом деидеологизации общества произошла переоценка базовых ценностей, а вместе с ней социальное расслоение и криминализация общества, правовая незащищенность граждан, в средствах массовой информации идет пропаганда насилия, религиозного экстремизма и национализма.

Результаты этих противоречий проявились в бездуховности и безответственности, росте подростковой преступности, беспризорности и наркомании, социальной апатии молодежи. Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся.

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления данная проблема становится особенно актуальной.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи. В каждой семье живет память о войне, потому что она коснулась каждого. Во многих семьях хранятся фотографии, награды, письма, личные вещи тех, кого с благодарностью вспоминаем сегодня. Из поколения в поколение передаются воспоминания тех времен. Без памяти жить нельзя, потому что без прошлого нет будущего.

Настоящий проект основан на использовании местного материала, в т. ч. экспонатов и экспозиций школьного краеведческого музея. Ведь любовь к России, Татарстану невозможно воспитать без любви к своей малой родине.

  1. Цель и задачи проекта

2.1. Цель проекта

Разработка проекта «Книга Памяти» силами учащихся 5-9 классов для сохранения исторической памяти, воспитания любви и уважения к собственной стране через осознание личной сопричастности.

2.2 Задачи проекта:

1. Организовать обучающихся и родителей на сбор материалов для создания Книги Памяти

2. Сформировать у учащихся навыки работы с архивными документами

3. Развивать у участников проекта коммуникативные универсальные учебные действия

4. Воспитать социальную и гражданско-патриотическую активность учащихся. 

2.3 Целевая группа проекта:

Обучающиеся 5-9 классов.

  1. Проектное решение

Создание Книги памяти, которая содержит сведения о ветеранах Великой Отечественной Войны, предоставляет возможность обучающимся осознать личную сопричастность к судьбе (к подвигу) своих родных; рассказать о людях, отдавших жизнь за Родину; вовлечь в исследовательскую работу семьи учащихся .

4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта: сентябрь 2014г. - май 2017г.

4.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с сентября 2014г. по декабрь 2014г. )

2. Основной (с января 2015г. по май 2015 г. )

3. заключительный (с сентября 2015г. по май 2017г.)

5.3 Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1.

Встреча с родителями на родительских собраниях

школа

сентябрь

Учителя истории, классные руководители

2.

Сбор материала

школа

Октябрь-декабрь

Учащиеся, родители, классные руководители, учителя истории

3.

Разработка проекта по классам

школа

Октябрь-декабрь

Этап 2

1.

Защита проекта по классам

школа

Январь-май

Кл.руководители, учителя истории

2.

Защита проекта в школе

школа

Январь-май

Кл.руководители, учителя истории

3.

Выступление на районных, городских, республиканских научно-исследовательских конференциях

Город, район, республика

Январь-май

Кл.руководители, учителя истории

Этап 3

1.

Регистрация на сайте всероссийского движения «Бессмертный полк»

2.

Участие в шествии «Бессмертного полка»

3.

Публикация «Книги памяти»

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Издание и презентация книги памяти в бумажном и электронном виде

2.Расширение знаний обучающихся о своей семье и своей страны. Привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины, уважение к собственным корням. 

3.Вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;

4. Обогащение содержания гражданско – патриотического воспитания;

5.Развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;

6.Формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;

7. Формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;

8.Формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах.

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1 

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Заинтересовать учащихся и родителей

Индивидуальная работа с каждым учащимся

Финансовые

Можно не найти спонсоров на реализацию «электронного проекта книги памяти»

Отказаться от бумажного варианта

8. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1 

2

3

Критерий эффективности

Единица измерения

Измеритель

Умение презентовать информацию о ветеране своей семьи

-баллы (в рейтинге классов – участников проекта)

-презентация

анкетирование

Заключение

В ходе реализации проекта мы смогли:

1. Повысить информационную культуру обучающихся школы;

2. Привлечь большое количество обучающихся и их родителей к проблеме увековечивания памяти о родных, внесших огромный вклад в победу над фашизмом;

3. Передать накопленный опыт обучающимся, желающим принять участие в дальнейшей реализации проекта;

4. Издать «Книгу Памяти».

Цель, которую мы поставили в начале работы над проектом достигнута, запланированные результаты тоже.

В ходе реализации проекта мы смогли привлечь внимание школьников и взрослых, к проблеме увековечивания памяти о Великой Отечественной войне.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем». Вот и мы тоже хотим позаботиться о нашем будущем, о будущем наших детей. Наша Книга будет находиться в музеях школ, и мы надеемся, что новые поколения учащихся, приходящие в наши школы, продолжат писать Книгу Памяти о Великой Отечественной войне.

Литература

  1. Антуфьева О.А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: учеб.-метод. пособие /О.А. Антуфьева и др.- Волгограв: Учитель, 2006.-164 с.
  2. Видякин В.М. Военно-патриотическое воспитание в школе: учеб.-метод. пособие /В.М. Видякин и др .- Волгограв: Учитель, 2006.-164 с.
  3. Вырщиков А.И. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Метод. пособие для школ. администраторов. - М.: Глобус, 2007.-330 с.

Нормативные документы: 

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.- М.: Просвещение, 2009г.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020». М.: Просвещение, 2016.

Глоссарий

  • Родина - Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь.
  • Патриотизм (греч. - земляк, соотечественник; любовь к родине) - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её. Патриот - личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества.
  • Гражданственность - качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
  • Долг - в понятиях Св. Руси твердая обязанность человека перед Богом, Царем, государством , обществом , семьей, родственниками, друзьями.
  • Честь – категория, означающая моральную оценку человека обществом, а также самооценку. Одно из нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), принадлежащих человеку от рождения; неотчуждаемо и непередаваемо.
  • Героизм -это особая форма человеческого поведения, заключающаяся в самопожертвовании в интересах других людей или общества в целом. Кульминация, вершина Героизма- подвиг.
  • Мужеством также называют морально-психологическое качество человека (мужчины, или женщины), характеризующее его способность устойчиво переносить в опасных ситуациях длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа. Внутреннюю основу мужеству могут составить: идейная убежденность, высокие нравственные принципы, а также тренированность, уверенность и высокая самооценка, умение владеть собой в любой обстановке.
  • Отвага - смелость, бесстрашие, храбрость.
  • Подвиг — доблестное, важное по своему значению действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.
  • Россияне — слово, обозначающее граждан России вне зависимости от их этнической принадлежности.

Приложение

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...

Мастер-класс: «Мини-проекты на уроках естественного цикла как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»

Мастер-класс учителя географии и биологии, который демонстрирует методы использования мини-проектов на уроке и во внеурочной деятельности....

Социальный проект «Краеведение - как средство формирования социальных компетенций учащихся».

В настоящее время происходят быстрые и качественные изменения в жизни общества. Современный человек должен быть готов к ним. В связи с этим государственная политика в области образования предусматрива...