Мастер-класс: «Мини-проекты на уроках естественного цикла как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»
методическая разработка по биологии
Мастер-класс учителя географии и биологии, который демонстрирует методы использования мини-проектов на уроке и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_mini-proekty.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Мини-проекты на уроках естественного цикла как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»»
Семенченко М.В.,
учитель географии и биологии,
МКОУ «СШ №3»
Ход мастер-класса
- Организационный момент
Участникам мастер-класса предлагается выбрать листочек, понравившегося цвета (на столе лежат бумажные кленовые листочки). Педагоги разделяются на группы в соответствии с цветом листочка.
- Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет — отверните их от меня.
Прием обратной связи «Ладошки».
- Спасибо за поддержку, начинаем наш мастер-класс
Энергизатор - с целью сближения коллектива проводится игра «Необычное приветствие»:
-Здравствуй, друг! (Пожмите друг другу руку)
-Как ты тут? (Хлопните друг друга по плечу)
- Где ты был? (Вытягиваем руки вперед)
- Я скучал! (Прикладываем руки к сердцу)
- Ты пришел! (Раскидываем руки в стороны)
-Хорошо! (Обнимаемся)
2. Теоретическая часть
Эпиграф: «Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»
Метод проектов возник давно. Основоположник метода проектов – американский философ – прагматик Дж. Дьюи (1859 – 1952).
Используя проектную деятельность с поддержкой средств информационно-коммуникационных технологий, я увидела большие преимущества перед традиционной методикой. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе. В-четвертых, это положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
Итак, проект- это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:
- наличие социально значимой задачи,
- планирование действий по разрешению проблемы,
- поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,
- оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,
- презентация “продукта” и его социальной значимости.
Что же такое мини-проект?
Метод проектов используется на одном-двух уроках — мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.
Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:
- Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
- Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
- Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
- Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения.
3.Практическая работа
- Уважаемые коллеги, я предлагаю вам стать на 30 минут детьми и окунуться в процесс проектной деятельности и помощью технологии «Мастерская будущего». Основная цель данной технологии заключается в том, что обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности в ходе моделирования, конструирования различных биологических процессов и явлений. Для удачной реализации технологии необходимо обеспечить участников мастерской листами ватмана, маркерами, карандашами, цветными картинками и т.д. в соответствии с тематикой занятия. Порядок реализации технологии:
- Вводная беседа (знакомство обучающихся с целями, задачами, порядком и условиями проведения занятия).
- Определение проблемы занятия («Взаимодействие человека и природы»).
- Первый этап «Критика» (участникам предлагается озвучить + и – стороны, обсуждаемой темы). На доске вывешиваются листы с положительными сторонам (слева) и отрицательными (справа). Учитель подводит промежуточный итог.
- Второй этап «Конструирование идеальной модели». Обучающимся предлагается создать идеальную модель обсуждаемой проблемы («Идеальная модель взаимодействия человека и природы»). Каждая творческая группа презентует свою модель.
- Третий этап «Реальные действия». Обучающимся предлагается определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые можно сделать уже сегодня. Каждая творческая группа выносит свои предложения на всеобщее обсуждение.
- Четвертый этап – рефлексия.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в «Творческой мастерской» и попробовать данную технологию в действии.
По окончании работы педагогам предлагается высказать свое мнение.
4. Обмен опытом
Демонстрация.
За время применения данной технологии я не могу сказать о резком повышении качества знаний учащихся, но то, что повысилась познавательная мотивация учащихся, вырос интерес к урокам, вырос уровень проведения внеклассных мероприятий, ученики приобрели опыт участия в городских, областных и Всероссийских конкурсах, успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность других учеников- всё это для меня крайне важно.
5. Рефлексия.
Вот и завершает работу наш мастер класс. Уважаемые коллеги, из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать 2-наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:
— На мастер — классе я:
— Самым интересным для меня сегодня было:
— В своей дальнейшей работе я:
— Я пожелал бы ведущему урок учителю:
— Я бы хотел посоветовать:
Приём обратной связи «Рожицы».
- Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.
Успехов Вам и творчества! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в МОУ «СОШ с.Сторожевка»
Статья из опыта работы....
Творческий отчёт «Применение ИКТ на уроках истории обществознания, как средство формирования ключевых компетентностей школьников и создание электронных учебных пособий».
Творческий отчёт по реализации темы по самообразованию....
«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...
«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориент...
Презентация "Проектная деятельность обучающихся как средство формирования ключевых компетентностей"
Данная презентация подготовлена к защите проета на вышеназванную тему....
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.
Актуальность у значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс ...
Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся
В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образов...