Рабочая программа по истории Бурятии 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс)
Знание истории родного края - основа, на которой осуществляется рост духовной культуры не только подрастающего поколения, но и всего общества. Данный курс направлен на развитие у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитания у них гражданских качеств, формирование культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории Бурятии 11 класс | 40.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История Бурятии» для 11 класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03. 2004 г. (с изменениями 2008 и 2011 годов);
- Бардымова Э.А. Программой учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней». Бурятский институт повышения квалификации работников образования, Улан-Удэ, 1998 год.
- Тармаханов Е.Е., Санжиева Т.Е., Высотина Е.А., Семенова Е.Е., Дашиева А.Д., Цыренова М.Г. История Бурятии. Бурятия с начала 20 до начала 21 века. Часть 2. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
- Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
- Уставом МБОУ «Уринская СОШ».
Актуальность программы
История Бурятии является одним из наиболее важных предметов общеобразовательного учреждения. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
История Бурятии предполагает изучение истории нашего края с древнейших времен до сегодняшнего времени, предполагает изучение культуры бурятского народа, его обычаев, обрядов, традиций, религии, памятников архитектуры, живописи, литературы. Многофакторный подход к истории позволяет показать учащимся всю сложность и многомерность истории нашего края. Знание истории своего родного края – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры не только подрастающего поколения, но всего общества. История Бурятии направлена на развитие у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитывает у них гражданские качества, формирует культуру, способствует повышению уровня образованности.
Программа адресована учащимся 11 класса МБОУ «Уринская СОШ»
Цели и задачи:
Изучение данного курса истории Бурятии направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Бурятии в отечественной истории;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления
- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи программы:
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Изучение курса основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории Бурятии способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории Бурятии приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять способы решения учебной задачи на основе алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно – коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания. Проводить информационно – смысловой анализ текста. Использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории Бурятии учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять "иными словами"), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут быть использованы различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствует возрастным особенностям детей старшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является поиск своего места в обществе, профессиональное самоопределение в будущей трудовой деятельности. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг, и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждёт от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас искать новые подходы к организации этой деятельности.
У старшеклассников в возрасте от 15 до 17-18 лет возникает учебно-профессиональная деятельность. У них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного предмета «История Бурятии» (региональный компонент) на этапе среднего (полного) общего образования. В 11 классе выделяется 34 часа ( из расчета 1 учебного часа в неделю).
Учебно-методический комплект
1)Бардымова Э.А.Программы учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней». Бурятский институт повышения квалификации работников образования, Улан-Удэ, 1998 год; 2) Тармаханов Е.Е., Санжиева Т.Е., Высотина Е.А., Семенова Е.Е., Дашиева А.Д., Цыренова М.Г. История Бурятии. Бурятия с начала 20 до начала 21 века. Часть 2. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;
Содержание тем учебного курса
Установление советской власти в Бурятии. ( 2 ч.) Октябрьская революция и гражданская война в Бурятии. Особенности установления советской власти в Забайкалье. Поиск третьего пути. Падение советской власти в Сибири, его причины. Иностранная интервенция. Партизанское движение. Бичурский съезд. Освобождение Верхнеудинска и Западного Забайкалья.
Образование Бурят-Монгольской советской социалистической республики. ( 4 ч.)
Создание ДВР и бурятских автономных областей. Образование и разделение БМАССР в 1923 году.
Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х годов 20 века. ( 6 ч.).
Индустриализация, строительство крупных промышленных предприятий.
Переход к массовой коллективизации, ее принудительный характер. Выступление крестьянства против советской власти. Формирование системы образования, здравоохранения, науки, культуры. Изменения в социальной структуре населения
Бурятия в годы Великой Отечественной войны (6 ч.)
Перестройка народного хозяйства на военные рельсы. Помощь фронту. Земляки на фронтах войны. Эвакогоспитали. Уровень жизни и быт людей.
Бурятия в послевоенные годы (1946-1985) ( 8 ч.)
Освоение природных ресурсов края. Развитие народного хозяйства Бурятии. Строительство БАМа. Изменения национального состава и численности населения Бурятии. Общественно-политическая жизнь в Бурятии. Культура, образование, наука.
Бурятия в конце 20 – начале 21 века. ( 6 ч.)
Бурятия в период перестройки и постперестройки: общественно- политическое движение, государственное строительство, экономика. Движение за возрождение традиционной культуры, обычаев, обрядов народов Бурятии, за возрождение родного языка, религии.
Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Форма контроля | |
теоретических | практических | ||||
1 | Установление советской власти в Бурятии. | 2 | 11 | - | |
2 | Образование Бурят-Монгольской советской социалистической республики. | 4 | 7 | - | |
3 | Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х годов 20 века. | 6 | 3 | 3 | |
4 | Бурятия в годы Великой Отечественной войны | 6 | 4 | 3 | |
5 | Бурятия в послевоенные годы (1946-1985) | 8 | 2 | 1 | |
6 | Бурятия в конце 20 – начале 21 века. | 6 | |||
Резерв | 2 | ||||
Всего часов: | 34 | 27 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Количество часов | Вид занятия | Формы и методы контроля | Дата | |
По плану | Факт. | |||||
Тема1. Установление Советской власти в Бурятии | 2 | |||||
1 | Установление Советской власти в Бурятии. Первые месяцы советской власти в крае. | 2 | теоретическое | |||
2 | Начало гражданской войны. Организация партизанского движения. Завершение Гражданской войны. | 1 | теоретическое | Составление плана | ||
Тема 2. Образование Бурят-Монгольской автономной социалистической республики. Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП. | 4 | |||||
3 | Образование Бурят- Монгольских автономных областей | 1 | Теоретическое | Конспект | ||
4 | Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики. | 1 | Лекция | Конспект | ||
5 | Восстановление и развитие народного хозяйства республики | 1 |
Теоретическое |
| ||
6 | Закрепление изученного материала по главам «Установление Советской власти в Бурятии», « Образование Б-МАССР»; | 1 | Теоретическое | Презентация | ||
Тема 3. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в начале 30-х годов 20 века. | 6 |
|
| |||
7 | Индустриальное освоение Бурятии | 1 | ||||
8 | Формирование рабочих коллективов в Бурятии | 1 | Теоретическое | Презентация | ||
9 | Коллективизация сельского хозяйства Бурятии | 1 | Лекция
| Конспект | ||
10 | Завершение коллективизации в Бурятии | 1 | Беседа | Сообщение | ||
11 | Формирование системы образования, здравоохранения, научных учреждений и культуры | 1 | Практикум | |||
12 | Общественно-политическая обстановка в Бурятии | 1 | Лекция |
| ||
13 | Закрепление изученного материала по главе «Модернизационные процессы» | 1 | Теоретическое |
| ||
Тема 4. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны. | 6 | Практикум | Тест | |||
15 | Перевод промышленности и сельского хозяйства Бурятии на нужды фронта | |||||
16 | Трудовая и творческая активность трудящихся | 1 | Семинар | Составление таблицы | ||
17 | Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту | 1 | Лекция |
| ||
18 | Развитие образования, науки, культуры и здравоохранения | 1 | Лекция Практикум | |||
19 | Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны | 1 | Практикум | |||
20 | Закрепление изученного материала по главе «вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны» | 1 | Лекция | Таблица | ||
Тема 5. Бурятия в 1946 г. – 1964 г. | 8 | |||||
21 | Общественно-политическая жизнь Бурятии | 1 | Беседа | |||
22 | Развитие промышленности | 1 | Беседа | |||
23 | Развитие сельского хозяйства | 1 | Беседа Практикум |
| ||
24 | Развитие науки, здравоохранения, образования и культуры | 1 | Лекция | Составление плана | ||
25 | Общественно-политическая обстановка в республике | 1 | Лекция Беседа |
| ||
26 | Промышленное развитие республики | 1 | Беседа | |||
27 | Сельское хозяйство | 1 | Практикум | |||
28 | Развитие народного образования, науки и культуры | 1 | Практикум | Тест | ||
29 | Закрепление изученного материала по главам «Бурятия в 1946-1964 годах», «Бурятия в 1965-1985 годах»; | 1 | Лекция Беседа |
| ||
Тема 6. Бурятия в конце 20 – начале 21 века | 6 | Тест | ||||
30 | Перестройка: изменения в общественно-политической жизни Бурятии | 1 | ||||
31 | На новом переломе истории: Бурятия в 90-е годы 20- начале 21 века | 1 | ||||
32 | Национально-государственное строительство Бурятии в 90-е годы | 1 | ||||
33 | Экономика Бурятии в 90-е годы 20 – начале 21 века | 1 | ||||
34 | Наука, образование и культура | 1 | ||||
Резерв | 2 | |||||
Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать, понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Уметь:
Умения работать с текстовыми и историческими источниками:
Осуществляет самостоятельный поиск информационных источников;
Отбирает источники на основе знаний информационных возможностей видов исторических источников;
Работает с источниками знаний: учебной литературой, историческими первоисточниками, общественно-политической литературой, научно-популярной и художественной литературой;
Пользуется библиографическими справочниками по истории;
Использует мультимедийные, Интернет-ресурсы;
Систематизирует источники информации, дает простой источниковедческий анализ (по определенной проблеме);
Умения работать с внетекстовыми источниками информации:
Получает, анализирует и систематизирует информацию из любых картографических источников, графиков, диаграмм;
Использует фонды музейных композиций, документальные и художественные кино- видеозаписи по исторической тематике;
Дает атрибутику и полное описание исторического вещественного и изобразительного источника;
Систематизирует информацию вещественных и изобразительных источников и включает ее в содержание раскрываемой темы.
Речевые умения:
Владеет различными видами устной речи, включая доказательство, рассуждение, эвристическая беседа;
Дает развернутый, обоснованный, полный по структуре устный ответ с использованием основной учебной информации и самостоятельно освоенных сведений, с отсылкой к источникам информации;
Ведет защиту своего реферата;
Рецензирует результаты учебной деятельности учащихся и собственную учебную работу.
Умения письменной фиксации знаний:
Составляет план, тезисы, конспект любых источников информации, включая учебную лекцию;
Пишет аргументированное эссе по истории;
Самостоятельно создает хронологические, генеалогические, обобщающие и сравнительные таблицы, логические схемы.
Хронологические умения:
Отслеживает историческое событие, процесс в динамике;
Выделяет периоды исторических событий, явлений, процессов и объясняет основания для их периодизации;
Соотносит исторические объекты с периодом, эпохой на основе изучаемой периодизации.
Умения анализа, синтеза, сравнения, актуализации знаний:
Самостоятельно определяет причины и отслеживает последствия исторических событий;
Сравнивает исторические события, явления, процессы на основе самостоятельного выделения линий сравнения;
Конкретизирует обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;
Применяет знания из курсов Всеобщей и Российской истории, обществознания, географии для анализа исторического объекта.
Оценочные суждения:
Различает субъективные и объективизированные исторические оценки;
Высказывает оценочные суждения о месте, значимости изучаемого исторического объекта в историческом развитии страны, мира;
Опыт самостоятельной учебной деятельности учащихся:
Самостоятельно выполняет любые виды коллективной и индивидуальной учебно-познавательной деятельности по истории;
Анализирует историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
Участвует в проектной деятельности, в историческом научном и художественном творчестве;
Создает базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности, в том числе с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
Самостоятельно создает реферат;
Применяет элементарные приемы исследовательской деятельности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Литература
1. История Бурятии: с древнейших времён до начала XX века: ч.1.- Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.
2. История Бурятии: с начала XX века до начала XXI века: ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.
3. Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. История: с древнейших времён до XVII века. Улан-Удэ: БГУ, 1999 г.
4 Бахаев В.Б., Шагдурова И.Н. История Бурятии, ч.I. Дореволюционный период: уч. пос. для 9-10 кл.- Улан-Удэ, 1995.
5. История Бурятии. Конец XIX в.-1941 г. Часть I. Учебная книга для средних учебных заведений, Улан-Удэ, 1993.
6. Выдающиеся бурятские деятели (XVII – нач. XX в.). Часть I. / Сост. Ш.Б.Чимитдоржиев, Т.М. Михайлов, Д.Б.Улымжиев. Улан-Удэ, БГУ, 2001 г.
7. Болонев Ф.Ф. Пахари и ратники русских волостей Западного Забайкалья в XIX – начале XX века. – Новосибирск: Книжица, 2005.
8. Аксёнова Е.Ю., Цыренова М.Г. Рабочая программа по истории Бурятии с древнейших времён до конца XVII века. Улан-Удэ, 2001.
9. Историко- культурный атлас Бурятии.
Электронные издания:
Бурятия: история, культура, современное общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса
Программа составлена к учебнику Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, специфику изучения истори...
Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса
Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии. Также прог...
Рабочая программа по истории Бурятии
Рабочая программа по истории Бурятии для 10-11 кл. при 2-х часовой нагрузки в неделю....
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...