Рабочая программа по истории Бурятии 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

Знание истории родного края - основа, на которой осуществляется рост духовной культуры не только подрастающего поколения,  но  и всего общества. Данный курс направлен на развитие у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитания у них гражданских качеств, формирование культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по курсу  «История Бурятии» для  11  класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования;
  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03. 2004 г. (с изменениями 2008 и 2011 годов);
  •  Бардымова Э.А. Программой учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней». Бурятский институт повышения квалификации работников образования, Улан-Удэ, 1998 год.
  •   Тармаханов Е.Е., Санжиева Т.Е., Высотина Е.А., Семенова Е.Е., Дашиева А.Д., Цыренова М.Г.   История Бурятии.  Бурятия с начала 20 до начала 21  века. Часть 2.  Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;  

  Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»  
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

Актуальность программы

История Бурятии является одним из наиболее важных предметов общеобразовательного учреждения. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

История Бурятии предполагает изучение истории нашего края с древнейших времен до сегодняшнего времени, предполагает изучение культуры бурятского народа, его обычаев, обрядов, традиций, религии, памятников архитектуры, живописи, литературы. Многофакторный подход к истории позволяет показать учащимся всю сложность и многомерность истории нашего края. Знание истории своего родного края – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры не только подрастающего поколения, но всего общества. История Бурятии направлена на развитие у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитывает у них гражданские качества, формирует культуру, способствует повышению уровня образованности.

Программа адресована учащимся 11 класса  МБОУ «Уринская СОШ»

Цели и задачи:

Изучение данного курса истории Бурятии направлено на достижение следующих целей:

  •  воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  •  развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  •  освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Бурятии в отечественной истории;
  •  овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  •  формирование исторического мышления
  •  способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи программы:

  • Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
  • Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
  • Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
  • Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  •  Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование – мировоззренческий  инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное  и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории Бурятии способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории Бурятии приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять способы решения учебной задачи на основе алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно – коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания. Проводить информационно – смысловой анализ текста. Использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории Бурятии учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять "иными словами"), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут быть использованы различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствует возрастным особенностям детей  старшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является  поиск своего места в обществе, профессиональное самоопределение в будущей трудовой деятельности.  При этом современный школьник имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг,  и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждёт от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас искать новые подходы к организации этой деятельности.

У старшеклассников в возрасте от 15 до 17-18 лет возникает  учебно-профессиональная деятельность. У них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного предмета «История Бурятии» (региональный компонент) на этапе среднего (полного) общего образования. В 11 классе выделяется 34 часа ( из расчета 1 учебного часа в неделю).

Учебно-методический комплект

1)Бардымова Э.А.Программы учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней». Бурятский институт повышения квалификации работников образования, Улан-Удэ, 1998 год; 2)  Тармаханов Е.Е., Санжиева Т.Е., Высотина Е.А., Семенова Е.Е., Дашиева А.Д., Цыренова М.Г.   История Бурятии.  Бурятия с начала 20 до начала 21  века. Часть 2.  Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;  

Содержание тем учебного курса

Установление советской власти в Бурятии. ( 2 ч.)  Октябрьская революция и гражданская война в Бурятии. Особенности установления советской власти в Забайкалье. Поиск третьего пути. Падение советской власти в Сибири, его причины. Иностранная интервенция. Партизанское движение. Бичурский съезд. Освобождение Верхнеудинска и Западного Забайкалья.

 Образование Бурят-Монгольской советской социалистической республики. ( 4 ч.)

Создание ДВР и бурятских автономных областей. Образование  и разделение БМАССР в 1923 году.

Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х  и 30-х годов 20 века. ( 6 ч.).

Индустриализация, строительство крупных промышленных предприятий.

 Переход к массовой коллективизации, ее принудительный характер. Выступление крестьянства против советской власти. Формирование системы образования, здравоохранения, науки, культуры. Изменения в социальной структуре населения

Бурятия в годы Великой Отечественной войны (6 ч.)

Перестройка народного хозяйства на военные рельсы. Помощь фронту. Земляки на фронтах войны. Эвакогоспитали. Уровень жизни и быт людей.

 Бурятия в послевоенные годы (1946-1985) ( 8 ч.)

Освоение природных ресурсов края. Развитие народного хозяйства Бурятии. Строительство БАМа. Изменения национального состава и численности населения Бурятии. Общественно-политическая жизнь в Бурятии. Культура, образование, наука.

Бурятия в конце 20 – начале 21 века. ( 6 ч.)

Бурятия в период перестройки и постперестройки: общественно- политическое движение, государственное строительство, экономика. Движение за возрождение традиционной культуры, обычаев, обрядов народов Бурятии, за возрождение родного языка, религии.

Учебный план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретических

практических

1

Установление советской власти в Бурятии.

2

11

-

2

Образование Бурят-Монгольской советской социалистической республики.

4

7

-

3

Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х  и 30-х годов 20 века.

6

3

3

4

Бурятия в годы Великой Отечественной войны

6

4

3

5

Бурятия в послевоенные годы (1946-1985)

8

 2

1

6

Бурятия в конце 20 – начале 21 века.

6

Резерв

2

Всего часов:

34

27

7

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела, урока

Количество часов

Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата

По плану

Факт.

Тема1. Установление Советской власти в Бурятии

2

1

Установление Советской власти в Бурятии. Первые месяцы советской власти в крае.

2

теоретическое

2

Начало гражданской войны. Организация партизанского движения. Завершение Гражданской войны.

1

теоретическое

Составление плана

Тема 2. Образование Бурят-Монгольской автономной социалистической республики. Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП.

4

3

Образование Бурят- Монгольских  автономных областей

1

Теоретическое

Конспект

4

Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики.

1

Лекция

Конспект

5

Восстановление и развитие народного хозяйства республики

1

 

Теоретическое

 

6

Закрепление  изученного материала по главам «Установление Советской власти в Бурятии», « Образование

Б-МАССР»;

1

 Теоретическое

Презентация

Тема 3. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в начале 30-х годов 20 века.

6

 

 

 

7

Индустриальное освоение Бурятии

1

8

Формирование рабочих коллективов в Бурятии

1

Теоретическое

Презентация

9

Коллективизация сельского хозяйства Бурятии

 1

 Лекция

 

 Конспект

10

Завершение коллективизации в Бурятии

1

Беседа

Сообщение

11

Формирование системы образования, здравоохранения, научных учреждений и культуры

1

 Практикум

12

Общественно-политическая обстановка в Бурятии

1

Лекция

 

13

Закрепление  изученного материала по главе «Модернизационные процессы»

1

Теоретическое

 

Тема 4. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны.

6

 Практикум

Тест

15

Перевод промышленности и сельского хозяйства Бурятии на нужды фронта

16

Трудовая и творческая активность трудящихся

1

Семинар

Составление таблицы

17

Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту

1

 Лекция

 

18

Развитие образования, науки, культуры и здравоохранения

1

Лекция

Практикум

19

Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны

1

 Практикум

20

Закрепление  изученного материала по главе «вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны»

1

 Лекция

 Таблица

Тема 5. Бурятия в 1946 г. – 1964 г.

8

21

Общественно-политическая жизнь Бурятии

1

 Беседа

22

Развитие промышленности

1

Беседа

23

Развитие сельского хозяйства

1

Беседа

Практикум

 

24

Развитие науки, здравоохранения, образования и культуры

1

Лекция

Составление плана

25

Общественно-политическая обстановка в республике

1

Лекция

Беседа

 

26

Промышленное развитие республики

 1

 Беседа

27

Сельское хозяйство

1

 Практикум

28

Развитие народного образования, науки и культуры

1

 Практикум

Тест

29

Закрепление  изученного материала по главам «Бурятия в 1946-1964 годах», «Бурятия в 1965-1985 годах»;

1

 Лекция

Беседа

 

Тема  6. Бурятия в конце 20 – начале 21 века

6

  Тест

30

Перестройка: изменения в общественно-политической жизни Бурятии

1

31

На новом переломе истории: Бурятия в 90-е годы 20- начале 21 века

1

32

Национально-государственное строительство Бурятии в 90-е годы

1

33

Экономика Бурятии в 90-е годы 20 – начале 21 века

1

34

Наука, образование и культура

1

Резерв

2

Итого

34

Требования к уровню подготовки учащихся

 Знать, понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Уметь:

Умения работать с текстовыми и историческими источниками:

Осуществляет самостоятельный поиск информационных источников;

Отбирает источники на основе знаний информационных возможностей видов исторических источников;

Работает с источниками знаний: учебной литературой, историческими первоисточниками, общественно-политической литературой, научно-популярной и художественной литературой;

Пользуется библиографическими справочниками по истории;

Использует мультимедийные, Интернет-ресурсы;

Систематизирует источники информации, дает простой источниковедческий анализ (по определенной проблеме);

Умения работать с внетекстовыми источниками информации:

Получает, анализирует и систематизирует информацию из любых картографических источников, графиков, диаграмм;

Использует фонды музейных композиций, документальные и художественные кино- видеозаписи по исторической тематике;

Дает атрибутику и полное описание исторического вещественного и изобразительного источника;

Систематизирует информацию вещественных и изобразительных источников и включает ее в содержание раскрываемой темы.

Речевые умения:

Владеет различными видами устной речи, включая доказательство, рассуждение, эвристическая беседа;

Дает развернутый, обоснованный, полный по структуре устный ответ с использованием основной учебной информации и самостоятельно освоенных сведений, с отсылкой к источникам информации;

Ведет защиту своего реферата;

Рецензирует результаты учебной деятельности учащихся и собственную учебную работу.

Умения письменной фиксации знаний:

Составляет план, тезисы, конспект любых источников информации, включая учебную лекцию;

Пишет аргументированное эссе по истории;

Самостоятельно создает хронологические, генеалогические, обобщающие и сравнительные таблицы, логические схемы.

Хронологические умения:

Отслеживает историческое событие, процесс в динамике;

Выделяет периоды исторических событий, явлений, процессов и объясняет основания для их периодизации;

Соотносит исторические объекты с периодом, эпохой на основе изучаемой периодизации.

Умения анализа, синтеза, сравнения, актуализации знаний:

Самостоятельно определяет причины и отслеживает последствия исторических событий;

Сравнивает исторические события, явления, процессы на основе самостоятельного выделения линий сравнения;

Конкретизирует обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;

Применяет знания из курсов Всеобщей и Российской истории, обществознания, географии для анализа исторического объекта.

Оценочные суждения:

Различает субъективные и объективизированные исторические оценки;

Высказывает оценочные суждения о месте, значимости изучаемого исторического объекта в историческом развитии страны, мира;

Опыт самостоятельной учебной деятельности учащихся:

Самостоятельно выполняет любые виды коллективной и индивидуальной учебно-познавательной деятельности по истории;

Анализирует историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;

Участвует в проектной деятельности, в историческом научном и художественном творчестве;

Создает базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности, в том числе с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;

Самостоятельно создает реферат;

Применяет элементарные приемы исследовательской деятельности.

 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

Литература

1. История Бурятии: с древнейших времён до начала XX века: ч.1.- Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.

2. История Бурятии: с начала XX века до начала XXI века: ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.

3. Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. История: с древнейших времён до XVII века. Улан-Удэ: БГУ, 1999 г.

4 Бахаев В.Б., Шагдурова И.Н. История Бурятии, ч.I. Дореволюционный период: уч. пос. для 9-10 кл.- Улан-Удэ, 1995.

5.  История Бурятии. Конец XIX в.-1941 г. Часть I. Учебная книга для средних учебных заведений, Улан-Удэ, 1993.

6. Выдающиеся бурятские деятели  (XVII – нач. XX в.). Часть I. / Сост. Ш.Б.Чимитдоржиев, Т.М. Михайлов, Д.Б.Улымжиев. Улан-Удэ, БГУ, 2001 г.

7. Болонев Ф.Ф. Пахари и ратники русских волостей Западного Забайкалья в XIX – начале XX века. – Новосибирск: Книжица, 2005.

8.  Аксёнова Е.Ю., Цыренова М.Г. Рабочая программа по истории Бурятии с древнейших времён до конца XVII века. Улан-Удэ, 2001.

9. Историко- культурный атлас Бурятии.

     Электронные издания:

Бурятия: история, культура, современное общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса

Программа составлена к учебнику  Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит  актуальность, цели, задачи, специфику изучения   истори...

Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса

Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии.  Также прог...

Рабочая программа по истории Бурятии

Рабочая программа по истории Бурятии для 10-11 кл. при  2-х часовой нагрузки в неделю....

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...