Журнал "Молодой ученый"
статья по краеведению по теме
Статьи опубликованные мною в разное время в журнале "Молодой ученый"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrunskaya_shkola_kak_vse_nachinalos.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрунская школа. Как все начиналось
Библиографическое описание: Изотов И. В. Добрунская школа. Как все начиналось // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 515-518.
Первая школа — одноклассная церковно-приходская школа в деревни Добрунь Брянского района Брянской области была открыта в 1895 году. Запись об этом встречается в «Списке церковных школ Орловской епархии, находящихся в ведении Орловского епархиального училищного совета» В «Списке» о Добрунской школе приводятся следующие сведения: месторасположение — деревня Добрунь; школа относится к приходу села Супонево; почтовый адрес: город Брянск Супоневская волость; школа и здание общественные. В школе к 1 января 1902 года обучались 52 мальчика и 7 девочек. В минувшем учебном году по программе одноклассной церковно-приходской школы экзамен сдала одна ученица. Из «Списка» мы узнаем, что первым руководителем и учителем, работавшим в школе, являлся священник села Супонево Василий Игрицкий, который окончил курс в Орловской духовной семинарии, девятый год учительствовал в церковно-приходской школе (с 1893 года) и седьмой год был законоучителем (с 1895 года), кроме него в школе работал учитель Митрофан Филиппов, бывший воспитанник Орловской духовной семинарии (VI классов). Он состоял на службе в Добрунской школе с 1901 года; жалование получал 240 рублей в год: 120 рублей из Отдел. (так в документе) и 120 рублей от Добрунского общества» [1]. На 1 января 1909 года в школе числятся 51 мальчик и 6 девочек. В Списке значится заведующий школой и законоучитель священник Николай Федорович Архангельский, который работал в церконно-приходской школе с 1892 года, получая жалование в размере 50 рублей казенных, а также с 1904 года в школе служил учитель Иван Егорович Белячков, имеющий звание учителя церковно-приходской школы, с жалованием в 120 рублей казенных и 120 рублей местных [2]. Сведения о последующих руководителях и учителях школы нами обнаружены не были. Достоверно лишь известно то, что заведующий начальной школой Троицкий Владимир Иванович в 1941 году был призван в ряды Красной Армии, погиб в первые дни войны, защищая Смоленск. Первые достоверные сведения о деятельности школы относятся к 1946 году. В годы Великой Отечественной войны, по воспоминаниям старожилов поселения, она не была уничтожена фашистскими оккупантами полностью, сохранился фундамент и деревянный одноэтажный сруб. В 1946 году здание школы начали восстанавливать. Навели новую крышу, очистили стены от копоти, покрасили, вставили стекла в разбитые окна, сколотили своими руками парты и стулья. Довольно часто о том, как возвращали школу к жизни, рассказывал своим коллегам из ее первых учителей Иван Лукьянович Кочергин. Иван Лукьянович — личность знаменитая в Добруни. Родился 28 декабря 1925 года. Перед войной окончил фабрично-заводское училище в городе Брянске, ждал рабочее место, но война распорядилась по-своему. В июне 1941 года, когда началась война, ему было всего лишь 15 лет. До призыва в армию еще не дорос, но горя пришлось хлебнуть и ему. Три страшных года оккупации Брянщины. 17 сентября 1943 года был освобожден Брянск, и сразу же в сентябре Иван Лукьянович был призван в ряды Красной армии. Полк № 142, в котором он начал службу, находился в лесу под Брянском. Затем его перевели в 740 стрелковый полк 217 стрелковой дивизии, который находился в составе 48 армии генерал-майора Романенко. Иван Лукьянович стал стрелком-автоматчиком в лыжном батальоне, в котором тренировали бойцов для заброски в тыл врага. Позже батальон расформировали, и Иван Лукьявич стал пулеметчиком. Боевое крещение он получил под Гомелем, у деревни Покалюбичи. Первую награду — медаль «За отвагу», младший сержант Кочергин получил за тяжелые бои на реке Березине. В тот день их участок немцы атаковали четыре раза, но все атаки были отбиты. В этом бою Иван Лукьянович был ранен в руку, и лечение проходило в госпитале города Речича. Новое назначение он получил в 17 стрелковую дивизию генерал-майора Гребнева, видел знаменитого полководца Константина Константиновича Рокоссовского. Рота связи 1316 стрелкового полка, в которой он продолжал службу, обеспечивала связь от штаба полка до штаба батальона. Ночью в кромешной темноте приходилось искать место обрыва. Одевали рукавицу и по проводу шли в нужное место, немцы могли поджидать там связистов, так что такие задания были небезопасны. На одном из таких заданий Иван Лукьянович получил еще одно ранение, но в госпиталь не пошел. Боевой путь бойца проходил через Бобруйск, Барановичи, Пултуск, Восточную Пруссию. Страшную картину представляли улицы и дома. Враг жестоко отбивался от наступающей Красной армии, то там, то здесь стояли разбитые пушки, танки, машины. Дома зияли пустыми окнами и огромными пробоинами, многие были похожи на груды кирпича и хлама. У местечка Элблонг вышли к Балтийскому морю. 5 мая 1945 во время бомбардировки был убит комбат, одному из связистов оторвало руку, а Ивана Лукьяновича завалило землей у г. Черняховска. Победа застала его в госпитале. Утром 9 мая в палату зашел врач и объявил всем идти на митинг. Здесь и сообщили раненым бойцам, что войне пришел конец. Было ликование, и были слезы. Слезы радости, что жив сам, и боли, что друзья не дожили. Вспомнил наш односельчанин, как у реки Нарев мужественно отражала атаки врага их рота, из 70 человек уцелело лишь 6. Когда закончилась война, Кочергину И. Л. едва исполнилось 20 лет. Один месяц провел дома, а затем дослуживал в армии в районе Бежицы. Вскоре пришел указ: «имеющие 3 ранения демобилизуются». Награжден Иван Лукьянович орденами Красной Звезды и Отечественной войны, многими медалями. Иван Лукьянович от послевоенных лет до 1992 года работал учителем физкультуры, географии и НВП в нашей Добрунской школе. Был строг, интересен, уважаем и любим. Пришли первые учителя и ученики в классы, и школа вновь ожила. Парадоксальный факт, но первые послевоенные классы напоминали сборную «солянку», в одном классе могли учиться ребята с разницей в возрасте в три, а порой и четыре — пять лет. Житель добрунского поселения Свинцов Михаил Александрович так вспоминал об этом времени: «Я был 1938 года рождения. В 1946 году пошел в первый класс, однако со мной учились не только ребята моего года рождения, но и 1933–1937 годов, причиной этого была война, которая надолго оторвала ребят от школьной парты». Первым послевоенным директором стал Кочанов Алексей Васильевич, возглавлявший школу с 1946 по 1960 годы. Он заботился не только о восстановлении школы, но и о восстановлении облика послевоенной Добруни. Под его руководством руками учащихся были заложены школьный фруктовый сад и большой парк в центре поселения. Ребятам приходилось приносить воду для поливки посаженных деревьев из ближайших водоемов, так как на тот момент центральный водопровод отсутствовал. Довольно долго, по воспоминаниям учащихся и учителей школы, отсутствовало электрическое освещение. Ребятам приходилось заниматься при свете керосиновых ламп. Только в 1953 году в школе появился первый дизель-генератор, который начал давать электричество, а позднее школа была подключена к центральной электросети. До 1982 года школа была восьмилетней. Параллели, как правило, состояли из двух классов с наполняемостью по 30, а порой и 35 человек в одном классе. Вскоре рядом с деревянной школой была возведена кирпичная пристройка, школа расширялась. Рядом с ней силами учителей и учеников были разбиты школьный приусадебный участок, цветочные клумбы, создана маленькая ферма для разведения кроликов. Труд учителей и учеников не был напрасен, благодаря своему маленькому «приусадебному» участку у ребят большую часть года на обеденном столе были картофель и свежие овощи со своего огорода. Достижения на приусадебном участке добрунской школы были замечены властями города и Брянской области. Делегация Брянской области, в их числе и учитель биологии Лидия Наумовна Каукина, была отправлена в Москву на Выставку Достижений Народного Хозяйства, что по тем временам было большой редкостью и честью для участников. На должности директора Алексея Васильевича Кочанова сменил сначала Хомяков Иван Алексеевич Иванович, возглавлявший школу с 1961 по 1962, затем Зимаков Степан Иванович, возглавлявший школу с 1962 по 1977. Степан Иванович преподавал историю, являлся отличником просвещения СССР, был ветераном Великой Отечественной войны, участником Сталинградской битвы. Вместе с ним в школу пришла работать и его супруга Евдокия Александровна, учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель СССР. В это время под руководством директора школы в деревне было развернуто массовое «тимуровское» движение. Ученики и учителя оказывали безвозмездную помощь матерям и вдовам погибших в годы Великой Отечественной войны солдат. Активно занимались просветительской деятельностью среди жителей поселения, приглашая их на смотры художественной самодеятельности или приходя с еженедельными докладами в сельский клуб перед началом киносеансов. В этот же период в школе работали Королева Анна Михайловна, Чекулаева Ефросинья Абрамовна, Грядунова Екатерина Ивановна, Кочергина Нина Александровна, Кудактина Ирина Михайловна, Гончарова Тамара Федоровна, Сахарова Лидия Михайловна, Сухарькова Тамара Анатольевна. Вспоминая свои первые годы работы в школе, учитель начальных классов Свинцова Вера Ивановна рассказывала: «В коллективе школы царила атмосфера доброты, радости, было желание прививать своим воспитанникам любовь к труду, к людям, к своей земле, к Родине, не быть равнодушными. Уроки старались проводить интересно, используя достижения своего хозяйства, района, страны. На всю жизнь запомнились лыжные прогулки семьями в выходные дни, встречи школ-соседей, «огоньки» в школе. Работали много, с интересом, проводили встречи с передовиками производства, офицерами соседней воинской части, с поэтами Брянщины. Были молодыми, хотелось работать». В 1977 году Зимакова Степана Ивановича на посту директора школы сменил Полуешкин Александр Андреевич, однако ненадолго: в 1978 году он покинул школу, став сотрудником Комитета Государственной Безопасности. С 1978 по 1982 школу возглавляла Гончарова Тамара Федоровна. Школа уже не вмещала всех учащихся. Деревянная ее часть начала разрушаться от времени, и было решено построить в Добруни новую кирпичную школу, придав ей статус полной 10-летней школы. 10 апреля 1982 года директором школы была назначена Королева Галина Фроловна. сентября 1982 года по улице Пионерской, дом 6 состоялось торжественное открытие новой трехэтажной Добрунской средней общеобразовательной школы. Но это уже совершенно другая история. 1 сентября 1982 года открытие новой десятилетней школы в д. Добрунь.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Изотов И. В. Добрунская школа. Как все начиналось // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 515-518.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по сказкотерапии: “Ученье свет, а не ученье тьма».
Занятие по сказкотерапии: “Ученье свет, а не ученье тьма».Побуждает детей к размышлению о том, что мешает учиться лучше и что может помочь.Формирует активную положительную мотивацию...
Театрализованный праздник начала учебного года «Ученье - свет, а не ученье - тьма»
Театрализованный праздник начала учебного года. идеи этого сценария подходит как для младших так и для старших классов...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...
Внеклассное мероприятие по физике 8 класс "Ученье- свет, а не ученье- тьма"
Данная презентация может быть использована на внеурочной деятельности по физике в 8кл...
Спектакль "Ученье-свет. Без учения-сто бед"
Спектакль о безграмотном короле и принцессе, которая очень хотела учиться. Постановку данного спектакля можно осуществить в школьном театре, ко Дню Учителя или просто вместе со своим классом и выступи...