Разработка урока "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
УМК Пасечник В. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vklad_otechestvennyh_uchenyh_v_razrabotku_ucheniya_o_vysshey_nervnoy_deyatelnosti.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».
Цель: познакомиться со вкладом российских ученых в изучении высшей нервной деятельности.
Задачи:
А) Образовательные:
1) Раскрыть роль Сеченова, Павлова, Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности;
2) Разъяснить сферы приложения наук о высшей нервной деятельности и психологии;
3) Повторить знания о разноуровневой организации деятельности мозга, безусловных и условных рефлексах и их дугах;
4) Разъяснить природу внешнего и внутреннего торможения;
5) Познакомиться с понятием доминанты.
Б) Воспитательные:
1) Продолжить формирование научное мировоззрения;
2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.
В) Развивающие:
1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;
2) Развивать умения обобщать, анализировать;
3) Развивать навыки учебной деятельности.
Оборудование: модель головного мозга; таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга, дуги безусловных и условных слюноотделительных рефлексов, безусловного и условного торможения, строение органа слуха с вестибулярным аппаратом», строение кожи, носовой полости, органов обоняния и органов вкуса.
Тип урока – комбинированный.
Методы – словесно-наглядные.
Структура урока:
- Организационный момент (1 минута)
- Изучение нового материала (27 минут)
- Закрепление полученных знаний (7 минут)
- Домашнее задание (1 минута)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | |
Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы узнаем много нового, интересного для вас. Полученные знания обязательно пригодятся вам в жизни. Давайте для начала отметим отсутствующих. | |
Изучение нового материала | |
Ребята, давайте вспомним ранее изученное. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: какая из систем органов контролирует и регулирует работу наших организмов? | |
Работу наших организмов контролирует и регулирует нервная система. | |
Правильно. А какие еще функции выполняет нервная система? | |
Нервная система так же обеспечивает поддержание постоянства внутренней среды организма, или его гомеостаз, и участвует в формировании поведения человека в социальной и природной среде. | |
Молодцы. Сегодня мы начнем более подробно рассматривать последнюю из перечисленных вами функций нервной системы. Открываем тетради, записываем число и тему нашего сегодняшнего урока «Высшая нервная деятельность. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности». И сразу же давайте запишем определение, что же такое высшая нервная деятельность. Высшая нервная деятельность – это те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. Как вы думаете, что может относиться к высшей нервной деятельности человека? | |
Мышление, речь, сон. | |
Кто же изучал высшую нервную деятельность? Первыми ее начали изучать наши соотечественники – Иван Михайлович Сеченов и Иван Петрович Павлов. Главной заслугой Сеченова является то, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Открытие центрального торможения принесло Сеченову всемирную известность и призвание. Так же он доказал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижестоящих отделов. Это доказывало многоуровневую организацию работы мозга. как вы считаете, что Сеченов хотел этим сказать? | |
Наверное, что чем выше отдел мозга – тем сложнее выполняемые им функции. | |
Верно. А какие отделы головного мозга называются высшими? | |
Это большие полушария мозга. | |
Павлов продолжил исследования Сеченова и установил, что рефлексы могут быть разделены на 2 большие группы: условные и безусловные. Что такое рефлексы? И какие рефлексы являются условными, а какие – безусловными? | |
Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Безусловные рефлексы – это врожденные, а условные – те, которые были приобретены в течение всей жизни. | |
Верно. Павлов считал, что выработка условных рефлексов связана с работой коры больших полушарий мозга. по его мнению, условные рефлексы возникают только при сочетании незначительного раздражителя и жизненно важными раздражениями, и эти раздражители становятся сигналами. Давайте вспомним опыт Павлова, с которым мы познакомились при изучении темы «Пищеварение». В чем он заключался? | |
Перед кормлением собаки включали либо лампочку, либо звонок, и у собаки начиналось слюноотделение и отделение желудочного сока тогда, когда она еще не видела пищу. Получается, что когда еду подавали – организм собаки был уже готов к перевариванию пищи. | |
Молодец. Звонок или лампочка воздействовали на слуховой или зрительный анализаторы животного, по рефлекторной цепи сигнал передавался в пищевой центр головного мозга собаки, поэтому и возникал слюноотделительный рефлекс. Если собаку кормить таким образом постоянно, то у нее выработается условный рефлекс на воздействие звонка или лампочки. Но если после этого воздействия пищу не подавать – рефлекс понемногу начнет угасать. Если условный рефлекс долго не подкреплять – начнется его торможение. Сеченов открыл центральное торможение, Павлов же выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Он доказал, что торможение может быть врожденное и приобретенное в течение жизни (условное). Поведение любого организма определяется его жизненными потребностями. Например, потребность в пище. когда мы голодны – мы больше ни о чем не способны думать, кроме как о еде. Но когда мы поели – мы о ней не вспоминаем, пока снова не проголодаемся. При усилении потребности в мозге возникает очаг возбуждения, направленный на удовлетворение именно этой потребности. Российский физиолог, Алексей Алексеевич Ухтомский назвал такой механизм временного господствующего возбуждения доминантой. Доминанту отличают рядом особенностей: этот очаг способен временно затормозить все остальные очаги возбуждений, и когда доминанта активна – достаточно любого раздражителя извне. Какие можно привести примеры? | |
Когда мы голодны – даже картинка еды может привести к началу слюноотделения. | |
Совершенно верно. А какие еще примеры проявления доминантного очага возбуждения вы знаете? | |
Когда мы чем-то сильно заняты, то можем не услышать, что к нам кто-то обращается, или что происходит вокруг. | |
С проявлением доминанты также может быть связаны иллюзии установки. Давайте сейчас откроем учебник на странице 271 и посмотрим на рисунок 115. Что на нем изображено? | |
Головной мозг. | |
Вот и сработала наша с вами доминанта. А сейчас внимательно присмотритесь, что же всё-таки изображено на рисунке. | |
Много детей. | |
Правильно. Все увидели? Вот так вот доминанта воздействует на наш мозг. Мы посмотрели на рисунок и наш мозг сразу же воспроизвел то, что нам более знакомо, не вдаваясь в детали. | |
Закрепление знаний | |
Давайте рассмотрим еще один пример проявления доминанты. Откроем учебник на странице 270 и внимательно посмотрим на рисунок под цифрой 2. Этот рисунок можно воспринимать по-разному: либо как 2 профиля лиц, смотрящих друг на друга в черном варианте изображения, либо как белую вазу. Найдите оба изображения. Удалось? | |
Мы попеременно видим то лица, то вазу. | |
Совершенно верно, так как доминанта одного восприятия затормаживает другую и наоборот. А теперь рассмотрим рисунок под номером 3. Что мы видим на нем? | |
Мы видим то кролика, то утку. | |
Домашнее задание | |
Открываем дневники и записываем задание на дом. Параграф 53, разобрать рисунок 113 и уметь рассказывать с его помощью о возникновении и затормаживании условных рефлексов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
Презентация к уроку...
Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс
Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс...
конспект урока биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Конспект урока биологии в 8 классе по теме" Вклад отечественных ученых в разработку теории о высшей нервной деятельности"...
презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"...
Урок по теме: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» 9 класс
В работе дана подробная информация о роли И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Данная работа содержит теоретическую часть, наглядный материал, тестовые задания для учеников по закрепле...