Технологическая карта урока
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Технологическая карта урока по истории Древнего мира для 5-го класса по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Дыренская средняя общеобразовательная школа
План-конспект метапредметного урока по разделу «Древняя Греция».
курса «История Древнего мира».
Автор: учитель истории Шагдуров А.С.
Класс: 5.
Предмет: История
Раздел: Древняя Греция
Автор учебника : Ф.А.Михайловский
Тема урока: Тема урока: «Зарождение демократии в Афинах».
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: обучение смысловому чтению на основе учебного текста.
Задачи урока:
- повторить и обобщить знания о государственном устройстве Афин и положении демоса;
- формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательные УУД);
- формировать умения самоорганизации (целеполагание – планирование - контроль и оценка деятельности) (регулятивные УУД);
- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД).
Структурные элементы урока:
- Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
- Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
- Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
- Взаимопроверка и взаимоконтроль.
- Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Ход урока.
Элементы урока | № п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Метапредметные результаты |
Мобилизующий этап | 1 | Мотивация. Здравствуйте, ребята! Снова рад видеть ваши пытливые глаза, ждать интересных, порой неожиданных вопросов. Совершенно уверен, что сегодня на уроке у нас все получится! | Учащиеся приветствуют учителя | - самоопределение (Р); - смыслообразование (Р); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | |
2 | Актуализация опорных знаний и фиксирование закрепления в пробном действии. Учитель предлагает построить речевое высказывание на материале домашнего задания. - Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние греки в своих полисах?» по следующему плану: 1.Что такое полис? 2.Какие черты отличают его? 3.Какие полисы тебе известны? 4.Какие занятия существовали у жителей полиса? 5.Кто управлял полисом? 6.Кто такой демос? 7.Чем был недоволен демос? 8. К чему он стремился? | Примерный ответ учащегося на 1 – 3 вопрос. Древнегреческий полис - это город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Самыми крупными полисами были Афины, Спарта, Милет. Приметный ответ учащихся на вопросы 4 – 8. Жители полисов выращивали оливковые деревья, из плодов которого делали масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду. Поэтому демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). | Построение речевого высказывания; владение монологической речью. | |
Целеполагание | 3 | - Понравились ли вам ответы? Почему? - Как вы думаете, какие умения помогли ребятам дать полный и развернутый ответ на вопрос? - Что мы повторили в этом задании? Учитель сообщает тему урока «Зарождение демократии в Афинах». - Что общего между понятиями «демос» и «демократия»? - Попробуйте сформулировать цель урока. Что нам необходимо достичь? | Учащиеся говорят, что дать развернутый ответ помогает знание и понимание информации, содержащийся в учебнике. При этом нужно уметь не только читать, но и понимать прочитанное. Учащиеся формулируют цель урока – научится читать с пониманием. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К). | Целеполагание как постановка учебной задачи. |
Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация. | 4. | Учитель сообщает учащимся о событиях, которые привели к появлению демократии. - Послушайте сообщение и ответьте на вопрос «Когда и где появилась демократия?» Всевластие знати в Афинах, неравенство между бедными и богатыми привели к восстанию демоса. Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. В 594-м году до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Солона наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас Отечество. Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были написаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Эти деревянные доски не сохранились, но греческие историки оставили рассказ об этом. | Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос. Примерный ответ учащегося: - Демократия зародилась в Афинах в конце VI века до н.э. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К). | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. |
Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация. | 5 | Прочитайте отрывок из научного трактата Аристотеля «Афинская полития» и найдите информацию, помогающую ответить на вопросы. Подумайте, какая информация является необходимой (дает ответ на вопрос), а какая избыточной (дополняет ответ, делает его более полным)? Отрывок из научного трактата Аристотеля «Афинская полития».
Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопагитов назначил охранять законы... 9... .Вот какие три пункта в солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - отмена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства. | Учащиеся читают документ вслух по абзацам вслух и отвечают на вопросы. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение из исторических текстов необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л). | Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы. Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию. Работа с текстом: выделение главной и избыточной информации. Интерпретация текста: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения. Построение речевого высказывания. |
Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация | Вопросы. 1. Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? 2. Чьи законы отменил Солон? 3. Какой новый орган власти создал Солон? 4. Чем занимался совет ареопагитов? 5. Что в государственном устройстве было демократичным? | Примерные ответы учащихся. 1. Отменены частные и государственные долги. 2. Законы Дракона, за исключением законов об убийствах. 3. Совет четырехсот. 4. Он должен был следить за выполнением его законов. 5. Отмена личной кабалы, апелляция к суду, участие в голосовании. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение из исторических текстов необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л). | ||
Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация | 6. | - Прочитайте самостоятельно п. 3 «Перемены в управлении Афинами» §30. (Вигасин А.А., Годер Г.И., Свентицкая И.С. История Древнего мира 5 класс. Просвещение, 2013) – Найдите демократические черты государственного устройства Афин, не указанные в «Афинской политии». Работаем по группам.
| Учащиеся 1 группы работают с текстом первого абзаца, 2 группы – второго и третьего абзацев, 3 группы – четвертого абзаца. Примерные ответы учащихся. 1 группа. Для решения важнейших государственных дел стали созывать народное собрание, в котором принимали участие граждане Афин. 2 группа. Судьи выбирались по жребию из всех граждан, независимо от знатности и богатства. 3 группа. Решение суда определялось по большинству голосов. | ||
Взаимопроверка и взаимоконтроль | 7. | - Как вы считаете, достаточно у нас информации, чтобы объяснить, в чем состояла демократия в то время? | Учащиеся называют демократические черты государственного устройства в Афинах. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение из исторических текстов необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). | Оценка – осознание учащимися того, что усвоено. |
8. | - Попробуйте составить свое определение термина «демократия» - Сравните свое определение с определением соседа по парте. Выберете лучшее и запишите в тетрадь. Прочтите определение. | Учащиеся формулируют и записывают определение. Работа в парах – сравнивают свои определения, записывают лучшее. 2 – 3 пары читают вслух составленные определения, | Подведение под понятие. | ||
9. | Найдите определение термина «демократия» в учебнике. Прочитайте. Чьё определение близко к определению учебника? Прочитайте свое определение. | Учащиеся находят определение в учебнике и зачитывают его. Демократия – власть народа. Учащиеся зачитывают свои определения демократии, близкие к определению учебника. | Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Контроль – сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий. | ||
Рефлексия | 10. | Учитель предлагает учащимся оценить итоги урока, затем оценивает учащихся. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему вы научились на уроке? - Чему вы научились? - Удалось достичь целей урока? - Что получилось? - В чем испытали затруднения? - Над чем предстоит поработать? | Примерные ответы учащихся: - Познакомились с понятием «демократия», узнали, какая демократия была в Афинах. - Научились находить необходимую информацию. - Научились понимать текст. | - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). | Оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, результатов работы. |
11. | Учитель предлагает записать домашнее задание. Домашнее задание: §30 , ответы на вопросы. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...