Программа внеурочной деятельности "Фольклор нашего края"
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по изучению краеведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_nashego_kraya_5_kl.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Новоульяновская СОШ №1
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании методического зам.директора директор
объединения учителей по УВР Новоульяновской СОШ№1
____________________ ____________________ ______________________
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Фольклор нашего края»
для 5-х классов
на 2014-2015 учебный год.
Старшая вожатая Ханбекова Н.В.
Пояснительная записка.
Изучение фольклора нашего края связано с именем Петра Сергеевича Бейсова (1906-1976г.) Фольклорист, литературовед, педагог, организатор местного отделения Общества охраны памятников, председатель Ульяновского отделения союза писателей России. Именно он будучи демобилизованный по ранению из действующей армии приступил к собиранию как традиционного фольклора, так и современного. Его интересовали и песенки, которые вели девушки-студентки, и частушки, которые они сами пели на гуляниях в сельских клубах, и устные рассказы о прошлом. В течении 30 лет непрерывной собирательской работы им был собран большой и разнообразный фонд фольклорных материалов, опубликованы десятки статей, в которых не только вводился новый материал, но и осмысливались некоторые современные явления фольклора. Им велась работа и по подготовке сборника русского фольклора Ульяновского Поволжья. Все эти материалы хранятся в Государственном архиве Ульяновской области.
Новый этап фольклористической работы начался в 1974 году М.П.Чередниковой. С этого времени ведется экспедиционная работа, теоретическое изучение классических и современных жанра, расширение форм использования фольклора в учебном процессе. В 1975 году М.П. Чередникова совместно с В.В. Чихалевым (Областной дом народного творчества) организовала и провела первую комплексную фольклорно-этнографическую экспедицию, в которой приняли участие кроме студентов Ульяновского педагогического института музыковед Б.И. Борисенко, тогда еще аспирант Саратовской консерватории, и студентки Московского института культуры.
В качестве объекта обследования был выбран Теренгульский район. Расположенный в центре области, тогда еще обладавший богатой и развитой песенной и обрядовой традицией, он давал возможность увидеть общую картину состояния фольклора в его традиционных и новых формах, выявить некоторые региональные особенности, уточнить существовавшие вопросники и анкеты по собиранию фольклора. Изучение района осуществлялось тремя группами (руководители М.П. Чередникова, В.В. Чихалев и М.Г. Матлин) в течение 20 дней. Собранный материал стал основой фольклорного архива кафедры литературы [3].
Следующая экспедиционная поездка в 1976 году в Майнский район осуществлялась уже только одной группой (руководитель М.П. Чередникова). Исходя из выявленных особенностей фольклорной традиции центра области основное внимание было обращено на песенные и прозаические жанры, как традиционные, так и новые (жестокие романсы, песни литературного происхождения, мемораты, духовные стихи позднего происхождения и др.).
Экспедиция 1977 года работала в Карсунском районе. Особое внимание было уделено изучению своеобразия бытования внеобрядовой
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.
Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.
Вы уже знаете, что у древних славян были боги, сопровождавшие их в обыденной жизни. В каждом доме жил Домовой, покровитель дома, в бане - Банник, а хозяином леса, покровителем зверей и птиц считался Леший. И важной частью народного быта был фольклор.
Фольклор - устное народное творчество. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды.
А что такое обряд? Это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.
Обрядовые песни - это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.
Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем - распорядком работ по временам года.
Итогом работы за 25 лег стал большой фольклорный архив, созданный при кафедре литературы, включающий в себе записи всех жанров традиционного крестьянского и городского фольклора практически по всем населенным пунктам области.
Основная цель данного курса:
изучение родного края посредством привития интереса к народным традициям, фольклорным произведениям; развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего села и всего народа;создание условий для всестороннего развития личности на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
Образовательные:
- Формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за прошлое своего края, интереса к культуре родного края.
- Формирование элементов творческой деятельности.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся.
- Усвоение знаний фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории края.
- формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.
Воспитательные:
- Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия культурного мира.
- Формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре.
- Воспитание бережного отношения к фольклору, сохранению фольклора и передачи знаний о фольклоре нашему будущему потомству.
Содержание программы.
Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.
Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать фольклор разных народов, разных жанров.
Цель данной программы познакомить учащих с известными людьми нашего края и показать чем они прославили родной край и какой отпечаток оставили в фольклоре Ульяновской области.
Планируемые результаты реализации программы Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли фольклора в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии.
- сформированность основ фольклора на материале культуры родного края.
- умение воспринимать различные жанры фольклора
Личностные результаты.
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за культуру своего края.
- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- формирование уважительного отношения к культуре других народов.
Метапредметные результаты:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
-использование различных способов поиска (в справочных источниках, в пространстве Интернета), сбора, передачи информации.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Фольклор нашего края.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Раздел 1» Фольклор как народное искусство.
11 часов.
Тема 1. Особенности содержания Фольклор. (2 часа) Собирание и изучение фольклора. Обрядовые и не обрядовые фольклоры.
Тема 2. Вариативность фольклора. (2часа.) Понятие вариативность. Степень различия вариантов. Зарождение народного творчества. Отражение действительности. Устойчивость и изменяемость. Причины изменяемости.
Тема 3. Ценность фольклора. (2часа.) Познавательное, воспитательное, эстетическое значение. Фольклористика - наука о фольклоре.
Тема 4. Жанры русского фольклора(2часа) Жанры и жанровые разновидности. Состав и классификация фольклора. Связь и историческое значение жанров.
Тема 5. Своеобразие фольклора различных районов области.
(1 час.) Общее и особенное фольклора.
Урок повторяющего обобщения. 1час.
Тема 6. Русские игры. Знакомство и изучение с русскими народными играми. (1 час)
Раздел II» Календарно - обрядовые праздники края.
13 часов.
Тема 1.Зима зимушка.(2часа).
Исторические корни праздников. Обрядовость. Значение праздников. Рождество, Коляда, Новый год, Календарные праздники.
Тема 2.Весна-веснянка.(2час.)
Происхождение и значение праздников. Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Красная горка, выкликование весны и другие календарно - обрядные праздники.
Тема 3.Лето-красное. .(2 часа)
Значение праздников Троица, Петров
День, Иван-купала и др. обрядовые праздники лета
Тема 4. Осень золотая.(2 часа)
Обряд завивания бороды. Сохранность обрядов в наши дни
Тема 5.Престольные праздники. (2часа.)
Понятие праздников. Общее и особенное в обрядах различных мест: Софья, Покров, Ременная и т.д.
Тема 6. Семейные праздники. (2часа.)
Особенности праздников. Семейные праздники. День рождения. Свадебный обряд.
Уроки повторительного обобщения, (1 час)
Раздел III» Фольклор Ульяновской области
10 часов.
Тема 1. Сказатели и писатели края (3 часа).
Жанр и классификация сказок.
Тема 2. Край Симбирский - край песенный (2 часа)
Произведения наших земляков. Песни о нашем крае. Разновидность песенного жанра. Плясовые и игровые песни. Обрядовые песни.
Тема 3. Частушки - особый песенный жанр (1час)
Поэтика, Жанр частушек. Отличие частушек и страданья. Особенности частушек.
Тема 4. Вокальное и инструментальное творчество (1час). Вокальные ансамбли и солисты. Гармонисты края. Темы произведения, особенности исполнения.
Тема 5. Фольклор сегодня (2 часа). Проблемы сохранения фольклора. Передача и изучение фольклора. Фольклор в нашем городе.
Уроки повторительного обобщения 1 час
В результате изучения курса к концу учебного года учащиеся
Должны знать:
-специфику фольклора;
- историю собирания и изучения детского фольклора;
- классификацию фольклора;
-жанры народной поэзии, их особенности.
Должны уметь:
-определять жанры народной поэзии;
-классифицировать жанры фольклора;
-использовать фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми;
-находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
- исполнять простейшие движения народного танца;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Мой край"
Данная программа внеурочной деятельности направлена на формирование у школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отно...
программа внеурочной деятельности "Мой край, минни дуннэ"
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...
Программа внеурочной деятельности "Мой Край " 7 класс
Мой Край " 7 класс...
Программа внеурочной деятельности "Мой Край " 8 класс
quot;Мой Край " 8 класс...
Программа внеурочной деятельности «Наш край родной»
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Ты край мой родной»
Введение в курс «Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.»-1час.Раздел 1. Малая Родина-Тамбовский край»-10часов. Территория и географическое положение Там...