Программа метапредметного курса История родного края
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
По разделам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_metapredmetnogo_kursa_istoriya_rodnogo_kraya.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа метапредметного курса
Чтобы в обыкновенном увидеть волшебное,
Надо просто любить свою землю.
И.А. Васильев
Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели. Программа курса отличается тем, что на первый план выдвигается воспитание духовно связанного со своей малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своем регионе.
В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их внимания и интереса с помощью методов исследования, проектного метода, практической работы с краеведческим материалом.
Предметом развития становятся теоретические знания, а результатом – воспитание у воспитанника позитивного отношения к себе и окружающему сообществу, толерантности, освоение основных социальных ролей. В основе практико-исполнительской части программы лежит активное сотрудничество педагога, детей путем организации мероприятий, встреч, бесед, рассказов и многое другое. Методической основой программы является исследовательский метод и метод проектов. Обязательной структурной единицей занятия является ролевая игра и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая)
Цели и задачи программы:
- формировать экологическую культуру детей
- расширять представления флоре и фауне Ямала
- знакомить с наиболее характерными признаками времён года и сезонными явлениями Крайнего севера
- знакомить детей с чертами национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта и их назначении;
- знакомить с фольклором народов Севера, с его обитателями (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание; заговоры, заклинания, обереги;
- знакомить с творчеством национальных поэтов, писателей;
- знакомить детей с худ. промыслами (худ.обработка кожи, меха, дерева, бересты; детская игрушка-кукла «нухуко» и кукла «акань»; виды орнаментов и их символика);
- вызвать интерес к произведением мастеров народных промыслов
- уточнять и систематизировать знания детей об основных профессиях в поселке, тундре
- учить детей группировать и объединять профессии людей по общему признаку
- воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа.
- Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.
- Рисунки.
- Конкурсы, игры.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторина, олимпиада.
- Мини-проекты.
- Выпуск буклетов
Работа с разнообразными информационными источниками: бумажными (печатными, рукописными, фотографическими), вещественными, компьютерными, видеоматериалами.
Основные требования к построению курса:
- Воссоздание наиболее ярких страниц истории и культуры Ямала
- Широкое использование наглядного материала.
- Связь с уроками истории России, экологии, географии, проведение интегрированных занятий.
- Постепенное погружение школьников в историческую и духовно-эмоциональную атмосферу родного края.
- Развитие эмоциональной сферы личности школьника на основе впечатлений об истории и культуре Ямала.
Программа курса предназначена для учащихся 1-5 классов, учитывает образовательные и учебные знания и навыки, психофизические особенности детей этого возраста.
На изучение курса отводится 35 часов.
Перспективно-тематический план работы
метапредметного курса «Изучаем край родной»
Тема занятия | Кол-во часов | Деятельность детей |
Край родной навек любимый | 1 | Введение, посещение школьного музея |
Мой дом – чум | 1 | Рисунки |
Что обозначает моя фамилия и мое имя. Ненецкие имена и фамилии | 3 | Мини-проект «Мое имя» |
Музыка и литература моего народа | 2 | Выпуск буклета «Составление сборника песен» (писатели, поэты, композиторы Ямала) |
Игры ненецкого народа | 2 | Разучивание игр |
Экологический календарь: - человек и природа; - мой друг – олень; - собака – друг человека; - животные и птицы тундры; - рыбы Севера | 5 | Творческая работа «Календарь» (значение месяцев); Рисунки оленей, клички, отметины; Рисунки, клички, загадки о собаках; Рисунки следов животных и птиц; Рисунки рыб, названия Игра «Угадай по описанию» |
Устное народное творчество ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки) | 3 | Мини-проект. Составление альбома с загадками, поговорками, пословицами сказки, заговорами, заклинаниями, оберегами |
Народные промыслы ( поделки из кожи, дерева, кости, меха, ненецкая детская игрушка) | 3 | Рассматривание альбома. Знакомить детей с худ. промыслами (худ. обработка кожи, меха, дерева, бересты; детская игрушка-кукла «нухуко» и кукла «акань»; виды орнаментов и их символика) |
Народные традиции и праздники ненцев | 2 | Рисунки, словесное описание |
Зеленая аптека тундры | 2 | Составление гербария |
Семейные альбомы и семейные обычаи | 2 | Рассказ о своей семье |
Профессии Севера | 3 | Оформление альбома «Город мастеров» (фотографии, рисунки, вырезки из журналов и газет) |
Итоговая работа | 1 |
Метапредметные результаты изучения истории родного края в следующих качествах:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность и др.;
• владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой рассказ, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
ИТОГОВАЯ РАБОТА
1 вариант. | 2 вариант |
1. Сколько муниципальных образований насчитывается в ЯНАО: А) 10. Б) 5. В) 17. Г) 13. | 1. Дата образования нашего округа: А) 10 декабря 1930г. Б) 1сентября 1984г. |
2. Как ранее назывался город Салехард: А) Северск. Б) Обдорск. В) Обск. Г) Аксарка. | 2. Сине-голубой цвет на гербе ЯНАО: А) цвет мужество и жизни. Б) цвет миролюбие. В) цвет моря, воды, неба и газа |
3. Кто внес огромный вклад в развитие нефтяной отрасли страны и чьим именем назван один из северных городов: А) Муравленко В.И. Б) Неёлов Ю.В. Г) Путин В.В. | 3. Сколько цветов на флаге г. Муравленко: А) три. Б) два. В) четыре. Г) пять |
4. Население округа насчитывается около: А) 600тыс. Б) 500тыс. В) 400тыс. человек. | 4. Какой самый крупный полуостров находится на территория нашего округа: А) Таймыр. Б) Ямал. В) Гыданский. Г) Тазовский. |
5. Единственный в мире город, расположенный на Полярном круге: А) Якутск. Б) Салехард. В) Лабытнанги. | 5. В округе насчитывается озёр более: А) 300тыс. Б) 200тыс. В) 400. Г) 300. |
6. Ценные промысловые рыбы, добываемые в бассейне Оби и Обской губы: А) осетр. Б) нельма. В) стерлядь. Г) муксун. | 6. С каким округом граничит ЯНАО на юге: А) Ненецкий а.о. Б) Ханты-Мансийский а.о. |
7. Крупнейшие реки округа: А) Енисей. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым. | 7. Бывший Обдорск, основанный казаками в 1595г., переименован в 1933г.: А) Салехард. Б) Пурпе. В) Ноябрьск. |
8. Озеро, расположенное не в ЯНАО: А) Ярато. Б) Нейто. В) Байкал. Г) Ямбуто. | 8. Полезные ископаемые ЯНАО: А) нефть. Б) руда. В) газ. Г) уголь. |
9. Кто в 1932 г. спрогнозировал нефтегазоносную провинцию Западной Сибири: А) Губкин И.М. Б) Муравленко В.И.В) НестеровИ.И. | 9. Что обозначает “Я-мал” в переводе с ненецкого: А) “конец мира”. Б) “край земли”. В) “полуостров” |
10 Коренные народы Ямала: А) ханты. Б) ненцы. В) селькупы. Г) манси. | 10. Основные отросли коренных народностей: А) нефтегазовая. Б) оленеводство. В) рыболовство. Г) охотоводство. |
Ответы 1 вариант: 1.Г; 2.Б; 3.А; 4.Б; 5.Б; 6.А,Б,В,Г; 7.В,Г; 8.В; 9.А; 10.А,Б,В,Г. | Ответы 2 вариант: 1.А; 2.В; 3.В; 4.Б; 5.А; 6.Б; 7.А; 8.А,Б,В; 9.Б; 10.Б,В,Г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Топонимика родного края"
Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...
Программа элективного курса "Культура родного края"
Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого обще...
Элективный курс: «История родного края с древнейших времен до конца XIX века»
Элективный предмет «История родного края с древнейших времен до конца XIX века» посвящен изучению регионального компонента по истории Отечества в рамках профильной школы и рассчитан на 34 часа. Програ...
Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса
Программные материалы для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предпрофильного курса География родного края
программа предпрофильного курса, раскрывающая особеннности природы Ростовской области....
Рабочая программа по курсу " Природа родного края" 6 класс. Ленинградская область
Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»
Курс «История родного края» содержит краеведческий материал по истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...