Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Программные материалы для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса составлена на основе следующих документов: Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089). Программные материалы для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., 2006 г.
Цели и задачи курса
Основная цель «Природа родного края» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию регионального курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между биологическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Географии: начальный курс» и «Биологии: бактерии, грибы, растения»;
- развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы и человека;
- включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
- приобщить к терминологическому языку биологии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
«Природа родного края» - региональный курс для школьников. В процессе изучении курса формируются представления о живых организмах вокруг нас, растениях и животных ленинградской области. При изучении этого курса начинается формирование биологической культуры и обучение биологическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на живые организмы. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом биологии. Специфика природы родного края как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
В учебном плане отводит 34 учебных часа для изучения регионального компонента «Природа родного края» в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, биологические диктанты, работы с живыми объектами, гербарием. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная, групповая.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, работа с источниками, доклады, защита презентации.
Учебно-тематический план
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы |
1. | Введение. | 1 | |
2. | Живые организмы вокруг нас. | 5 | |
3. | Растения Ленинградской области. | 7 | Л.р.1 «Торфяной мох» Л.р. 2 «Папоротники» Л.р.3 «Шишки хвойных растений» Л.р.4 «Распознавание растений по морфологическому признаку» |
4. | Растения в нашей жизни. | 6 | Л.р.5 «Злаковые растения Ленинградской области» Л.р. 6 «Семейство лилейных» Л.р.7«Семейство бобовых» Л.р.8 «Семейство пасленовые» |
5. | Животные Ленинградской области. | 8 | Пр.р.9 «Птицы городов и поселков» Пр.р.10 «Насекомые Ленинградской области» Пр.р. 11«Млекопитающие Ленинградской области» |
6. | Природные комплексы Ленинградской области | 7 | Пр.р 12 «Жизнь водоема» Пр.р.13 «Лес и его обитатели» |
ИТОГО | 34 |
Рабочая программа ориентирована на использование учебника З.А.Томанова, А.Н.Любарский «Природа родного края», Санкт-Петербург, Специальная Литература, 2009.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ
Ленинградская область на карте России. Местоположение и природные особенности. Характеристика местоположения и природы родного края.
Тема 1. Живые организмы вокруг нас.
Многообразие живой природы Ленинградской области. Древнейшие жители Земли. Роль бактерий в природе и жизни человека. Инфекционные заболевания. Пути заражения. Методы борьбы с вредными бактериями. Эти таинственные живые существа - ГРИБЫ. Грибы – обитатели Ленинградской области. Полезные и вредные качества грибов. Грибы, вызывающие заболевания человека, животных и растений.
Тема 2. Растения Ленинградской области.
Растения в нашей жизни. Многообразие растений Ленинградской области. Водоросли – дети моря. Основные отделы водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Кто такие лишайники? Выход растений на сушу. Высшие сосудистые растения. Мхи болотистых мест области. Хвощи и плауны. Папоротники наших лесов. Общая характеристика и строение. Значение в природе и жизни человека.
Семенные растения. Хвойные растения Ленинградской области. Богатства наших лесов. Покрытосеменные растения: от карликов до гигантов.
Тема 3. Растения нашей жизни.
Растения вокруг нас. Значение растений в природе и жизни человека. Отделы и семейства цветковых растений. Общая характеристика и значение растений в природе и жизни человека. Определение растений с помощью определителя. Распознавание растений по морфологическим особенностям. Злаковые растения области. Кто такие лилейные? Декоративные, плодовые, лекарственные растения. Пасленовые и бобовые растения. семейство розоцветные. Крестоцветные растения. Сложноцветные растения. Многообразие растений нашей области. Растения Красной книги области.
Тема 4. Животные Ленинградской области.
Общая характеристика животных. Моллюски. Паукообразные и ракообразные. Насекомые. Общественные насекомые. Вредители культурных растений. Животные городов и поселков. Птицы сада и огорода. Водоплавающие птицы. Разнообразие рыб.
Тема 5. Природные комплексы Ленинградской области.
Немного о природных комплексах. Природные комплексы области. Лес. Болота. У воды, на воде и под водой. Куда улетают птицы. Особо охраняемые территории. Человек в природной среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ключевые компетенции
- освоение знаний живой природе и природных комплексах области; современных методах познания природы; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального природопользования;
- овладение умения: находить и использовать информацию о природе родного края; работать с использованием карт, некоторых приборов и инструментов; проводить наблюдения за природными телами и явлениями природы; оценивать последствия своей деятельности по отношению к природе, собственному организму и здоровью других людей, поведение в окружающей среде;
- развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений и исследований, изучения родной природы;
- воспитание: формировать бережное отношение к родной природе, ценностного отношения к природным комплексам и объектам природы, позитивные чувства национальной гордости и патриотизма по отношению к своей малой родине;
- приобретение компетентностей: в обобщенных способах действий по нахождению и анализу информации; по защите окружающей среды; в приобретении элементов толерантности мышления, социальной и коммуникативных компетентностей в процессе изучения природы.
Знать/понимать:
- основные группы организмов на территории области;
- значение живых организмов на земле;
- некоторые географические и биологические понятия и термины, касающие природы Ленинградской области;
- природные особенности родного края, связи между территориальными и природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью людей;
- сущность некоторых процессов, происходящих в живой и неживой природе;
- природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;
- меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
Уметь:
- выделять, описывать, объяснять существенные признаки природных объектов и явлений;
- самостоятельно находить и пользоваться разного рода информацией для изучения природы;
- изучать природу с применением научных методов и спомощью некоторых приборов и инструментов;
- работать с живым и гербарным материалом, коллекциями природных объектов и другими природными материалами;
- анализировать и оценивать полученную информацию.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- для выращивания и размножения растений;
- для профилактики простудных заболеваний; заболеваний, вызываемых грибами и растениями;
- для решения практических задач по определению и улучшению качества окружающей среды.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Программа | Программные материалы для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. – СПб., 2006 г. |
Базовый учебник | Томанова З.А., Любарский А.Н. Природа родного края. 6 класс. – СПб.: Специальная литература, 2009 г. |
Учебно-методические пособия для учителя | Дмитриева Т.А., Суматохин С.В.. Биология. 6-7 класс. М.Дрофа, 2009 Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. М. :Вако, 2009. |
Дополнительная литература | Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах.- Волгоград: Учитель, 2006г. Калинова Г.С. Сборник заданий. – Москва. Просвещение, 2006г. Кириленко А.А. Биология. Ростов. Легион, 2013г. Новиков В.С., Губанов И.А. Атлас определитель дикорастущие растения. М.Дрофа 2008 Козлова Т.А.. Сивоглазов В.И. Растения. М.Дрофа. 2008 Красная книга. Растения России. М Росмэн.2010 Травникова В.В. Биологические экскурсии С.Петербург.Паритет2011 Рохлов В.С. ГИА -2014. Биология. Москва. Астрель 2013г. Щербакова Ю.В. Занимательная биология. –Москва. Глобус. 2010 Хабарова Е.И. Экология в таблицах. –Москва. Дрофа 2011г. |
Интернет-ресурсы | 1С:Репетитор. Биология. Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www. plantarium.ru›page/redbook/id/47.html - Ленинградская область. Красная книга. Виды. www.eko.vsevcit.ru - По страницам Красной книги. www.bio.nature.ru – Научные новости биологии www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. |
Оборудование и приборы | Персональный компьютер Проектор Экран Набор таблиц Растения. Животные. Гербарии Основные группы растений. Сельскохозяйственные растения. Растительные сообщества. Комплект муляжей Плодовые тела шляпочных грибов Овощи и фрукты. Моллюски. Влажные препараты: Корень бобовых растений с клубеньками. Строение птицы. Внутреннее строение лягушки. Внутреннее строение рыбы Коллекции Покрытосеменные растения. Голосеменные растения. Семена и плоды. Насекомые. Раковины моллюсков Микроскопы. Набор микропрепаратов по ботанике, зоологии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по курсу "Родной край Хакасия" 6 класс
Печатное пособие, рабочая тетрадь по курсу «Родной край – Хакасия» 6 класс....
рабочая программа курса "Природа родного края"
Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)...

Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка
Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....
Рабочая программа по предмету "Литература родного края (Костромская область)" 9 класс
Настоящая программа основана на базе «Региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области» (Научный редактор: доктор филологических наук, профессор Лебедев Ю. В.)...
Рабочая программа по предмету "Литература родного края (Костромская область)". 8 класс
Рабочая учебная программа по предмету «Литературе родного края» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства обр...

Рабочая программа межпредметного образовательного модуля «Истоки родного края», для 5-х классов (3 четверть)
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных т...

Рабочая программа курса "Природа родного края"
Рабочая программа «Природа родного края» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования. Программа разработана на основе тр...