Рабочая программа по курсу " Природа родного края" 6 класс. Ленинградская область
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт – Петербург 2006.
Региональный компонент государственного образовательного стандарта реализуется за счет часов учебного времени, предусмотренных на эти цели федеральным базисным учебным планом, и ориентирован на 34 учебные недели в год в начальной школе и 34 учебных недели на ступени основного и среднего (полного) общего образования.
Для организации изучения содержания образования краеведческой направленности в образовательных учреждениях Ленинградской области в рамках регионального компонента введен интегрированный предмет "Природа, история и культура Ленинградской земли", В VI классе - "Природа родного края"
Региональный компонент в 6-х классах представлен учебным предметом «Природа родного края» (имеющим ярок выраженную краеведческую направленность, как в прочем и практически любой учебный предмет регионального Базисного учебного плана в соответствии с приказом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005 года №560) в объеме 1 часа в неделю 34 часа за год. Данный предмет одной из своих целей имеет познакомить учащихся с географическими особенностями, живой природой и природными комплексами Ленинградской области; современными методами познания природы; окружающей средой, путями ее сохранения и рационального природопользования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_rodnogo_kraya_6_klass.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Гатчинская средняя общеобразовательная школа №2»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор Ковалёва Н.В.____________
Приказ № __от «___» ________2015 г.
Календарно-тематическое планирование
по предмету ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ
для базового уровня класс 6
на 2015- 2016 учебный год
Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт – Петербург 2006.
Разработчик программы:
Арутюнян И.М.
Учитель географии,1 категории
«РАССМОТРЕНА»: на заседании ШМО Протокол № _ от «__» _____2015г. Руководитель ____________Пономарёва Е.В. (подпись, расшифровка) | «СОГЛАСОВАНА»: Зам. директора по УВР _________________Костромина И.Н. (подпись, расшифровка) «___» ______________2015г. |
Пояснительная записка
Статус документа
- Нормативной правовой основой регионального базисного учебного плана являются:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-РФ - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области РФ, утвержденного приказом КО и ПО Ленинградской области от 10.08.2005 года № 560.
- областной закон "О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области" (постановление Правительства ЛО от 20.06.2005 № 47-оз).
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 20.08.2008 г. № 24
- программные материалы регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт – Петербург 2006.
Структура документа
Рабочая программа включает пять разделов:
- пояснительную записку;
- основное содержание с учетом распределения учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов;
- требования к уровню подготовки выпускников основной школы по географии
- перечень учебно-методического обеспечения;
- календарно-тематическое планирование.
Региональный компонент государственного образовательного стандарта реализуется за счет часов учебного времени, предусмотренных на эти цели федеральным базисным учебным планом, и ориентирован на 34 учебные недели в год в начальной школе и 34 учебных недели на ступени основного и среднего (полного) общего образования.
Для организации изучения содержания образования краеведческой направленности в образовательных учреждениях Ленинградской области в рамках регионального компонента введен интегрированный предмет "Природа, история и культура Ленинградской земли", В VI классе - "Природа родного края"
Региональный компонент в 6-х классах представлен учебным предметом «Природа родного края» (имеющим ярок выраженную краеведческую направленность, как в прочем и практически любой учебный предмет регионального Базисного учебного плана в соответствии с приказом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005 года №560) в объеме 1 часа в неделю 34 часа за год. Данный предмет одной из своих целей имеет познакомить учащихся с географическими особенностями, живой природой и природными комплексами Ленинградской области; современными методами познания природы; окружающей средой, путями ее сохранения и рационального природопользования
Обоснование выбора регионального компонента
Ленинградская область расположена на северо-западе России и прилегает к Финскому заливу Балтийского моря почти на протяжении 330 км. По размерам площади (85,2 тыс. кв. км) Ленинградская область является одной из крупнейших в европейской части России.
Географическое своеобразие региона обуславливается видами хозяйственной деятельности, связанной с освоением природных ресурсов, развитием торговых, экономических и культурных связей с другими регионами России и зарубежными странами. Поэтому образное выражение "окно в Европу" достаточно полно отражает значимость географического положения для социально-экономического развития Ленинградской области. Данное своеобразие должно отражаться в знаниях и умениях, позволяющих человеку адаптироваться к условиям жизни в своем регионе, адекватно использовать природные богатства с учетом своеобразия территории, проникнуться чувством любви и уважения к своей земле.
Культурно-историческое своеобразие предопределяет требования к социализации личности. Исторически сложилось национальное многообразие региона, взаимопроникновение культур населявших его народов. Здесь возникло древнейшее русское поселение Ладога, стоявшее на пути "из варяг в греки", соединявшего скандинавские и западно-европейские страны с Византией и Грецией.
Представители разных национальностей внесли большой вклад в культурное развитие региона. Диалог, толерантность, понимание жителями Ленинградской области друг друга обеспечиваются уровнем их представлений о культуре различных народов, их роли в культурном развитии региона. В связи с этим региональный компонент государственного образовательного стандарта направлен на изучение культурного наследия Петербургского региона, той местности, где родился и проживает в настоящий момент человек.
Социальное своеобразие Ленинградской области определяется основными группами населения, их возрастными, образовательными и профессиональными характеристиками, уровнем доходов населения. Социальные группы населения разнообразны как по уровню образования, так и по уровню доходов. Поэтому данная специфика в большей степени должна учитываться в компоненте образовательного учреждения.
Экологическое своеобразие региона определяется существующим укладом экономики и стратегией экономического развития. В настоящее время в Ленинградской области основные виды промышленного производства: топливная, лесная отрасли, а также пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. На них приходится более 60% объема промышленного производства.
По прогнозам специалистов, наиболее перспективными направлениями развития социально-экономического комплекса Петербургского региона являются:
- активизация развития транспортной инфраструктуры, в частности, усиление роли региона в качестве "морских ворот" России;
- всемерное развитие туризма, в том числе иностранного;
- конверсия промышленности региона и ее постепенная переориентация на высокотехнологичные, наукоемкие, высококвалифицированные, а не на материальные и топливоемкие производства;
- дальнейшее развитие социальной инфраструктуры;
- превращение региона в один из крупнейших банковско-финансовых центров мира.
С учетом этих особенностей в рамках регионального компонента предусматривается выделение на старшей ступени обучения учебного времени на изучение экономики региона.
Главные цели курса:
- Освоение знаний: о географических особенностях, живой природе и природных комплексах ленинградской области; современных методах познания природы; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального природопользования;
- Овладение умениями: находить и использовать информацию о природе родного края; работать с использованием карт; проводить наблюдения за природными телами и явлениями природы; оценивать последствия своей деятельности по отношению к природе.
- Развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе наблюдений и исследований, изучения родной природы.
- Воспитание: формировать бережное отношение к родной природе, ценностное отношение к природным комплексам и обьектам природы, позитивные чувства национальной гордости и патриотизма по отношению к своей малой родине;
- Приобретение компетентностей: в обобщённых способах действий по нахождению и анализу информации; по защите окружающей среды; в приобретении элементов толерантности мышления, социальной и коммуникативных компетентностей в процессе изучения природы.
В результате изучения курса ученик должен :
ЗНАТЬ (понимать):
- Некоторые географические и биологические понятия и термины, касающиеся природы Ленинградской области;
- Природные особенности своего родного края;
- Сущность некоторых процессов, происходящих в живой и неживой природе;
- Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;
- Меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
УМЕТЬ:
- Выделять, описывать, объяснять существенные признаки природных объектов и явлений;
- Самостоятельно находить и пользоваться разного рода информацией для изучения природы;
- Изучать природу с применением научных методов и с помощью некоторых приборов и инструментов;
- Работать с готовыми или сделанными собственными руками картами (планами), живым и гербарным материалом, коллекциями природных объектов и другими природными материалами;
- Анализировать и оценивать полученную информацию.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Для ориентирования на местности;
- Для учёта фенологических изменений в природе;
- Для наблюдений за погодой и состоянием воды, почвы и воздуха своей местности;
- Для соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Для выращивания и размножения растений;
- Для профилактики простудных заболеваний; заболеваний, вызываемых грибами и растениями;
- Для решения практических задач по определению и улучшению качества окружающей среды.
Технологии:
- традиционные
- развивающие
- проектные
Основное содержание с учетом распределения учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов
Раздел «География»
Тема 1. Знакомство с географическими картами и планами нашего края - 3 часа
Тема2 Каменная оболочка и рельеф нашей области – 3 часа
Тема3 Водные просторы нашего края - 5 часов.
Тема 4. Погода и климат нашего края - 4 часа.
Раздел «Биология»
Тема5. Живые организмы вокруг нас – 3 часа.
Тема 6. Растения Ленинградской области - 5 часов.
Тема 7. Растения в нашей жизни – 2 часа.
Тема 8. Животные Ленинградской области – 9 часов.
Итого 34 часа
перечень учебно-методического обеспечения:
Учебник: З.А.Томанова, А.Н. Любарский «Природа родного края»
Санкт – Петербург Специальная литература 2007
УМК:
- Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской земли. Издательство «Первый
класс» специальная литература. Санкт – Петербург 2008
- Ленинградская область. Знаете ли вы? Санкт – Петербург «Паритет» 2007
- С.В.Рянжин «Экологический букварь» Санкт – Петербург пит – Тал 1996
- Д.П.Финаров, С.П.Семенов Санкт-Петербург и Ленинградская область. Учебное пособие по географии.Питер 2005г.
- Пригороды Санкт-Петербурга Е.В.Дмитриева Санкт-Петербург. Корона принт. 2008г.
№ урока | Содержание | Сроки | Вид урока Использование ИКТ | Практические работы (деятельность учащихся) | Формы контроля | Дом. задание (№ пара-графа) | Элементы обязательного минимума образования |
Раздел «География» Тема 1. Знакомство с географическими картами и планами нашего края - 3 часа | |||||||
1 | Ленинградская область на карте России. | 3.09 | Изучение нового материала. Презентация учителя. | Работа с картой учебника – стр.8,заполняют таблиц « Соседное облачсти» | Составление таблиц (стр.5) | 1 | Географические карты Ленинградской области и планы местности; их основные параметры и элементы – масштаб, условные знаки, способы изображения. Ориентирование по карте; чтение карт; составление планов участка местности. |
2 | Немного о географической карте. Значение карт. | 10.09 | Изучение нового материала (история географических карт, многообразие современных карт). CD диск | Работа с картами учебника – стр.6,8, 10, с картами атласа по географии. | 2 | ||
3. | Ориентирование. Азимут. | 17.09 | Изучение нового материала. Практикум. | Практическая работа №1 «Определение местоположения объектов» (по выбору). | 4 | ||
Тема 2. Каменная оболочка и рельеф нашей области – 3 часа | |||||||
4(1) | Современный рельеф Ленинградской области. | 24.09 | Изучение нового материала. Исследование рельефа местности по картам учебника стр.10. | Участие в беседе | 8,9 | Земная поверхность, её рельеф на территории нашей области, полезные ископаемые и особенности структуры почв ленинградской области. Геологические памятники природы. Особенности хозяйственной деятельности людей. | |
5(2) | Полезные ископаемые Ленинградской области. | 1.10 | Изучение нового материала . Презентация учителя. Практикум | Работа с картами учебника – стр.34 – 35 Практическая работа №2 «Определение горных пород и некоторых минералов». | 10 | ||
6(3) | Состав и структура почв области. | 8.10 | Изучение нового материала. Презентация учащихся прошлых лет. | Практическая работа №3 «Определение структуры и состава почвы своей местности». | 11 | ||
Тема 3. Водные просторы нашего края - 5 часов. | |||||||
7(1) | Источники пресной воды. | 15.10 | Изучение нового материала. CD-диск. | Создание презентации | 12, проект защиты водных просторов области. | Роль воды в природе и жизни людей. Поверхностные и подземные воды суши. Водные ресурсы Ленинградской области: реки, озёра и болота. Богатства водных просторов области. Природные памятники гидросферы. | |
8(2) | Речные системы. | 22.10 | Изучение нового материала. Презентация учителя. | Практическая работа №4 «Исследование качества воды» | Описание водных систем своей местности. | 13, презента-ции | |
9(3) | Озёра. | 29.10 | Изучение нового материала. Авторские презентации. | 14, презента-ции | |||
10(4) | Болота Ленинградской области. | 12.11 | Изучение нового материала. Авторские презентации. | доклады | 15 | ||
11(5) | У берегов Финского залива. | 19.11 | Изучение нового материала. Презентация учителя. Практикум | Заполнение таблицы – стр.56 | 16, стр. 56 – повторе-ние. | ||
Тема 4. Погода и климат нашего края - 4 часа. | |||||||
12(1) | Атмосфера: строение, значение. | 26.11 | Изучение нового материала. CD-диск. | Рисунок в тетради | 17 | Состав и строение воздуха. Изменение температуры воздуха в зависимости от высоты. Основные элементы погоды. Погода и климат Ленинградской области. Адаптация человека к разным погодным условиям. | |
13(2) | Что изучают метеорологи. | 3.12 | Обобщение (связь с географией) | Построение розы ветров Л.О | 18 - 20 | ||
14(3) | Погода и климат Ленинградской области. | 10.12 | Изучение нового материала. Работа с картой на стр. 45. | Сообщение, работа с дневником наблюдений за погодой | 21 | ||
15(4) | Обобщающий урок по темам курса «география». | 17.12 | Обобщение материала. | Тестирование. | |||
Раздел «Биология» Тема5. Живые организмы вокруг нас – 3 часа. | |||||||
16(1) | Удивительные свойства бактерий. | 24.12 | Изучение нового материала. Презентация учителя. | Беседа по презентации | Составление таблицы «+ и – свойства бактерий. | 22-23 | Многообразие живого мира Ленинградской области. Многообразие бактерий, вирусов, грибов нашего края. Меры профилактики бактериальных и вирусных заболеваний. Прививки и вакцины. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами. |
17(2) | Грибы. Многообразие и значение грибов. | 14.01 | Изучение нового материала. Авторские презентации. Практикум | Практическая работа №5 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов нашей местности». | 24 – 25, составле-ние таблицы, презента-ции. | ||
18(3) | Кто такие – «лишайники». | 21.01 | Изучение нового материала. Презентация учителя. | Подготовка проекта «Эволюция растительного мира». | 26 | ||
Тема 6. Растения Ленинградской области - 5 часов. | |||||||
19(1) | Водоросли – «дети воды». | 28.01 | Изучение нового материала. Презентация учителя. | Создание презентации | 27 | Основные отделы растений. Эволюция и систематика растений. Особенности лесов Ленинградской области. Особенности строения и многообразие высших растений. | |
20(2) | Немного о жизни мхов. | 4.02 | Изучение нового материала. Авторские презентации. | Работа в парах по гербариям | 28 | ||
21(3) | Хвощи, плауны, папоротники – потомки древних гигантов. | 11.02 | Изучение нового материала. Авторские презентации. | Работа в парах по гербариям | 29 | ||
22(4) | Хвойные растения. | 18.02 | Изучение нового материала. Авторские презентации. | Работа в парах по гербариям | 30 | ||
23(5) | Покрытосеменные или цветковые растения. | 25.02 | Изучение нового материала. CD-диск (биология) | Практическая работа №6 «Распознавание хвойных и цветковых растений». | 31, стр.106 повторить. | ||
Тема 7. Растения в нашей жизни – 2 часа. | |||||||
24 (1) | Однодольные растения | 3.03 | Изучение нового материала. CD-диск (биология) | Практическая работа №7 «Распознавание однодольных растений». | 32, 33 | Роль растений в природе и жизни человека. Лекарственные, декоративные и сельскохозяйственные растения. Редкие и исчезающие растения Ленинградской области. | |
25 (2) | Двудольные растения. | 10.03 | Изучение нового материала. CD-диск (биология) | Практическая работа №8 «Распознавание двудольных растений». | 34, 35 | ||
Тема 8. Животные Ленинградской области – 9 часов. | |||||||
26(1) | Животные городов и посёлков. | 17.03 | Изучение нового материала. Авторские презентации. | рисунки в тетрадях. Участие в беседе по рисункам учебника, сообщения | 36 презента-ции | Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных Ленинградской области. Знакомство с Красной книгой природы ленинградской области. Охраняемые территории нашего края. Заповедники, заказники, памятники природы. | |
27(2) | Кто живёт в саду и огороде. | 7.04 | Изучение нового материала. Авторские презентации. | рисунки в тетрадях. Участие в беседе по рисункам учебника, сообщения | 37 презента-ции | ||
28(3) | По лугу – к болоту. | 14.04 | Изучение нового материала. Авторские презентации. | рисунки в тетрадях. Участие в беседе по рисункам учебника, сообщения | 38 презента-ции | ||
29(4) | Животные леса. | 21.04 | Изучение нового материала. Показ презентации. | рисунки в тетрадях. Участие в беседе по рисункам учебника, сообщения | 39 презента-ции | ||
30(5) | У воды, на воде и под водой. | 28.04 | Изучение нового материала. Показ презентации. | рисунки в тетрадях. Участие в беседе по рисункам учебника, сообщения | 40 презента-ции | ||
31(6) | Разнообразие рыб Ленинградской области. | 12.05 | Изучение нового материала. Показ презентации. | рисунки в тетрадях. Участие в беседе по рисункам учебника, сообщения | 41 презента-ции | ||
32(7) | Куда улетают птицы. | 5.05 | Изучение нового материала. Показ презентации.
| рисунки в тетрадях. Участие в беседе по рисункам учебника, сообщения | 42 презента-ции | ||
33(8) | Особо охраняемые территории Ленинградской области. | 12.05 | Изучение нового материала. Показ презентации. | Обсуждение презентации | 43, презента-ции | ||
34(9) | Обобщающий урок по курсу «Биология» | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу Природа, история и культура Ленинградской земли 8-9 класс
Рабочая программа по курсу Природа,история и культура Лениинградской земли 8-9 класс (8 класс-17 часов,9 класс-34 часа,всего-51 ч.)Региональный компонент...
Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса
Программные материалы для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботитьс...
Рабочая программа по курсу "Русский родной язык" 5 - 9 класс
В курсе «Русский родной язык» актуализируются следующие цели:· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравстве...
Рабочая программа учебного курса по родному языку (русскому) для 8-х классов на 2019 – 2020 учебный год (17 часов)
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на изучение русского языка ...
Рабочая программа учебного курса "Русский родной язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа (далее – программа) разработана на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «...
Рабочая программа учебного курса по изучению историко-культурного наследия области «История и культура Иркутской области»
Данная Рабочая программа учебного курса по изучению историко-культурного наследия области «История и культура Иркутской области» для учащихся 11 класса общеобразовательного учр...