Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир музея"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Курс «Мир музея» для учащихся 5 класса вводит в пространство музея и, раскрывая его профильную специфику и содержание деятельности, знакомит детей с миром музейных ценностей, формирует навыки музейной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_muzeya.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Клёмовская средняя общеобразовательная школа»
Серебряно-Прудского района Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
И.О. директора МОУ «Клёмовская СОШ»
________________Е.С.Поварова
Приказ №_____ от «_____»________2014г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Мир музея»
5 класс
Составила:
учитель истории и обществознания
Ерохина Валентина Викторовна
пос. Новоклемово
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» ( автор д.п.н. Б.А.Столяров, 2004г.), разработанной авторским коллективом сотрудников Русского Музея г. Санкт-Петербурга, которая является составной частью региональной комплексной программы «Образование и образовательные системы Северо-запада России» Российской Академии образования. Данная программа была рекомендована для реализации в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах и гимназиях.
Программа адаптирована для МОУ «Клёмовская СОШ».
Многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная в Русском музее, выступает в учебно-воспитательном процессе школы в качестве средства реализации одного из приоритетов образовательной политики России – дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов «на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ».
Курс «Мир музея» для учащихся 5 класса вводит в пространство музея и, раскрывая его профильную специфику и содержание деятельности, знакомит детей с миром музейных ценностей. Продолжая развивать визуальную грамотность, он формирует навыки музейной культуры.
Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении воспитательной среды школы, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей "среды обитания" воспитанников.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов.
Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.
Формы проведения внеурочных занятий: теоретические занятия, экскурсии по своему селу, встречи с интересными людьми, живущими рядом; работа в школьном краеведческом музее, сбор краеведческого материала, тематические экскурсии по музею.
Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов.
Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное развитие в рамках взаимодействия музея и школы, являющегося важным фактором формирования творческих способностей детей.
Задачи программы:
Образовательные:
-способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
-приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
- приобщение учащихся к русской культуре.
Развивающие:
- развитие духовно-познавательных потребностей детей;
- развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
- развитие коммуникативных навыков;
-развитие музейной культуры и визуальной грамотности;
- приобщение к семейным традициям; - дать навыки исследовательской работы; - развитие позитивной мотивации к дальнейшему изучению краеведения.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма,
- формирование социально активной личности;
- воспитание толерантности.
Формы занятий:
- групповые;
- индивидуальные.
Виды деятельности педагога и детей:
- теоретические: рассказ, сообщение, беседа;
- практические: экскурсии, тематические конкурсы, составление родословного древа, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, русские игры, олимпиады, ролевые игры, выполнение тестов, работа с книгой, составление кроссвордов, защита рисунков, научно-практические конференции, подготовка сообщений.
Основными формами работы по реализации программы являются: экскурсии по музеям, выставкам, экспозициям; творческие занятия в музее, коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее; музейные игры и театрализации, встречи с музейными специалистами и коллекционерами, оформление детских выставок и экспозиций.
В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию ОП, используются
- ролевые игры;
- групповые технологии;
- технология сотрудничества;
- технология воспитания;
- проектная деятельность:
- технология развивающего обучения;
- информационно-компьютерные технологии;
Данная программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
-формирование социальной активности личности,
-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия:
-строить речевое высказывание в устной форме;
-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы курса «Мир музея» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия села, об основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации. Итогом обучения является освоение минимального объема содержания и достижение уровня элементарной грамотности о мире музейных ценностей.
Ученик научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ музейной культуры; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Школьник может приобрести опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Данная программа предназначена для учащихся пятого класса, рассчитана на 35 часов.
Содержание программы
Урок 1, 2. Что такое музей?
- Понятие музея. Цели и задачи музея. Особенности музейных экспонатов. Правила поведения в музее. Школьный музей.
- Практическая часть. Экскурсия в школьный музей.
Подлинник, копия.
Урок 3-5. Знаменитые музеи России.
- Оружейная палата. Московский Кремль. Третьяковская галерея.
Урок 6,7. Семейные реликвии.
Семейный архив.
- Практическая часть. Какие предметы ценятся в нашей семье.
Урок 8-10. Родословная семьи.
Как составить ближайшую родословную моей семьи.
- Практическая часть. Опрос родителей, бабушек и дедушек. Три ступени родословной. Родственные связи. Место проживания. Профессиональные занятия. Фотографии моих родных.
- Родословная В. И. Чуйкова.
Урок презентация «Моя семья и её история»
- Практическая часть. Представление оформленных материалов к родословной.
Урок 11-13. Моя родная школа.
- История школы. О чем может рассказать школьный колокольчик. Пионерская и комсомольская организация школы. Дружина имени Н.Богдановой.
- Современная школа. Учителя и ученики. Гордость школы. Юбилей школы. Традиции школы.
Практическая часть. Смотрим старые фотографии. Как звонит школьный колокольчик. Читаем школьный учебник наших мам и бабушек. Пионерское и комсомольское знамя, горн, барабан
Наша школа сегодня.
- Практическая часть. Экскурсия по школе.
- Урок 14. Мой дом.
- Предметы, которые нас окружают. Как изменяется предметная сторона быта людей.
- Практическая часть. Смотрим старые фотографии. Рассматриваем старый граммофон, старые бутылки.
Урок 15. Крестьянская изба.
- Устройство крестьянской избы. Предметный быт русского крестьянина. Для чего нужны были забытые нами вещи.
- Практическая часть. Посещение музея.
Урок 16,17. Мой посёлок.
- История посёлка. Знаменитые люди. Деревни, которые входят в состав поселения. Кто управляет нашим посёлком.
- Практическая часть. Посещение Дома Культуры.
Я люблю свое село.
Практическая часть. Презентация творческих работ по истории села
Урок 18. Старинная одежда.
Практическая часть. Посещение музея.
Урок 19. Занятия жителей в старину.
Урок 20-25. Знаменитые земляки.
Василий Иванович Чуйков - Маршал Советского Союза дважды Герой Советского Союза.
Дмитрий Сергеевич Дохтуров -герой Отечественной войны 1812г.
Сергей Дмитриевич Столяров -Народный артист России.
Александр Данилович Кившенко - знаменитый русский художник.
Герои Советского Союза: Романов Пётр Иванович и Хохлов Пётр Ильич.
Практическая часть. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
Урок 26,27. Музей «Зарайский Кремль»
Резерв. 8 часов. Проведение экскурсий, праздников, викторин. Экскурсии: в музей В.И.Чуйкова, центр «Наследие». Участие в праздновании Дня Победы. Проведение календарно-обрядового праздника «Встреча весны».
Учебно-тематический план
курса «Мир музея» в 5 классе на 35 часов в год
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Что такое музей? | 2 |
2 | Знаменитые музеи России | 3 |
3 | Семейные реликвии | 2 |
4 | Родословная семьи. | 3 |
5 | Моя родная школа. | 3 |
6 | Мой дом. | 1 |
7 | Крестьянская изба | 1 |
8 | Мой посёлок | 2 |
9 | Старинная одежда | 1 |
10 | Занятия жителей в старину | 1 |
11 | Знаменитые земляки | 6 |
12 | Музей «Зарайский кремль» | 2 |
13 | Резерв. Проведение экскурсий, праздников | 8 |
Итого | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Мир музея» в 5кл.
Сроки проведения | Раздел | № | Тема урока | Форма занятия | |
По плану | По факту | ||||
Что такое музей? | 1,2. | Что такое музей? | Экскурсия | ||
Знаменитые музеи России | 3. | Оружейная палата | Виртуальная экскурсия | ||
4. | Московский Кремль | Виртуальная экскурсия | |||
5. | Третьяковская галерея | Виртуальная экскурсия | |||
Семейные реликвии | 6,7. | Семейные реликвии | Практическое занятие | ||
Родословная семьи | 8. | Как составить родословную семьи | Практическое занятие | ||
9. | Родословная В.И. Чуйкова | Практическое занятие | |||
10. | Моя родословная | Презентация творческих работ | |||
Моя родная школа | 11,12 | История школы | Экскурсия | ||
13. | Наша школа сегодня | Экскурсия | |||
Мой дом | 14. | Мой дом и вещи в нём | Практическое занятие | ||
Крестьянская изба | 15. | Крестьянская изба | Экскурсия в школьный музей | ||
Мой посёлок. | 16. | Мой посёлок. | Экскурсия | ||
17. | Я люблю свое село | Презентация творческих работ | |||
Старинная одежда | 18. | Старинная одежда | Экскурсия в школьный музей | ||
Занятия жителей в старину | 19. | Занятия жителей в старину | Практическое занятие | ||
Знаменитые земляки | 20. | В.И.Чуйков - Маршал Советского Союза дважды Герой Советского Союза. | Экскурсия | ||
21. | Д.С.Дохтуров -герой Отечественной войны 1812г. | Беседа | |||
22. | С.Д. Столяров - Народный артист России. | Просмотр и обсуждение кинофильма | |||
23. | А.Д. Кившенко - знаменитый русский художник. | Беседа | |||
24. | Герои Советского Союза: Романов П.И. и Хохлов П.И. | Беседа | |||
25. | . Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. | Встреча с ветеранами . | |||
Музей «Зарайский Кремль» | 26,27 | Музей «Зарайский Кремль» | Виртуальная экскурсия |
Резерв учебного времени – 8 ч.
ЛИТЕРАТУРА для учителя
1. Волков А.И. Край Серебряно-Прудский. - М.: Энциклопедия сел и деревень,2003.
2. Полянчев В.И.Зарайская Русь. Учебное пособие по краеведению для преподавателей . –М.: Academia,2004.
3. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий/ Под ред. Н.М. Ланковой - М.: ВЛАДОС,2001.
Литература для учащихся
1.В некотором царстве, в некотором государстве…Тетрадь творческих заданий для младших школьников к тематическим экскурсиям по залам Оружейной палаты. - М.: Художник и книга,2004.
2. Князева О.Л.Как жили люди на Руси. Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» -СПб:Детство-Пресс,1998.
3.Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времен. Учебное пособие для чтения 2 класса. Книга 1,2-М.: ЦГО,1995.
4.Прогулки по Москве в картинках для детей. Кремль-М.: Благовест,1992.
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
На методическом Заместитель директора
совете школы школы по учебной работе
Протокол №1 от ____________Г.А. Юдаева
«30» августа 2014г. «_____»___________2014г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа школьного краеведческого музея
Данная программа расчитана на два учебных года. В ней отображены различные аспекты деятельности учащихся....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...