Воспитательный потенциал проекта "Великие географы и путешественники Петербурга"
статья по краеведению (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Статья посвящена городской историко-краеведческой конференции «Географы и путешественники Петербурга", проводимой Санкт‑Петербургским городским Дворцом творчества юных и Русским географическим обществом. Автором рассматривается воспитательный потенциал данного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korsunova_geografy_i_puteshestvenniki_statya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРСУНОВА Мария Александровна - методист, педагог организатор, педагог дополнительного образования образования ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 191023, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 39, литер А.
E-mail: perevalova90@yandex.ru
УДК 371.388.6
Воспитание через опыт прошлого
(Воспитательный потенциал проекта «Географы и путешественники Петербурга»)
Education through the experience of the past
(The educational potential of the project "Geographers and travelers of St. Petersburg")
М.А. Корсунова
ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», г. Санкт-Петербург
perevalova90@yandex.ru
Статья посвящена городской историко-краеведческой конференции «Географы и путешественники Петербурга", проводимой СанктПетербургским городским Дворцом творчества юных и Русским географическим обществом. Автором рассматривается воспитательный потенциал данного проекта.
The article is dedicated to the city's History/Regional Studies conference "Geographers and travelers of St. Petersburg" which is hosted by the City Youth's Creativity Palace and Russian Geographical Society. The author reviews the upbringing potential of this project.
Ключевые слова: Воспитание, география, конференция, РГО, ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», исследовательская ученическая работа, индивидуальная работа, публичная защита.
Keywords: upbringing, geography, conference, RGO, GBNOU "SPB GDTY", student's exploratory work, individual work, public defence.
Существуют разные способы воспитания у школьников чувства патриотизма и гордости за свое Отечество. На наш взгляд, самым эффективным способом всегда будет изучение опыта прошлого, знакомство с героическими поступками известных людей. Поэтому появился конкурс историко-краеведческих исследовательских работ учащихся «Великие путешественники СанктПетербурга» в 2013 году. В качестве идейного вдохновителя, социального партнера и соорганизатора данного проекта выступило Русское Географическое общество, которому в 2015 году исполнилось 170 лет со дня основания.
Процесс воспитания сложен и многогранен, поэтому перед организаторами стояли конкретные задачи, одна из которых заключалась в побуждении участников конкурса к краеведческому поиску в рамках очень обширной темы – географы и путешественники Петербурга.
Для авторов проекта было важно выработать у конкурсантов первичные навыки научно-исследовательской работы, правильно направить их поиск, определить достоверные и нужные источники исследования. Для помощи юным исследователям были предложены темы, не совсем разработанные, выделены направления, которые ещё ждут своего исследователя. Кроме того, благодаря сотрудничеству с РГО, у ребят появилась удивительная возможность поработать с обширной коллекцией архива и библиотеки Русского географического общества. Немаловажной задачей конкурса стало и то, что каждому участнику необходимо было пройти через публичную защиту.
В качестве аудитории, для которой предназначен этот конкурс, выступают учащиеся с 6 по 11 класс. Так как мероприятие проходит в декабре, подготовка к нему начинается в сентябре, а во многих случаях раньше, в предыдущем учебном году. Этот конкурс является частью комплексной краеведческой программы патриотической направленности «Наследники великого города». Его отличительной особенностью стало то, что в нём участвуют школьники, научными руководителями которых являются не только педагоги-краеведы и преподаватели истории и культуры Петербурга, но и учителя-предметники: историки, физики, географы, биологи и т.п. Именно в этом важная составляющая данного проекта - возможность представить юным исследователям результат расширения межпредметных связей по ФГОС, которым, с недавнего времени, все образовательные учреждения обязаны следовать. Но в этом кроется и большая проблема проекта. Если с учителями-краеведами, которые прекрасно знают о высоких требованиях к исследовательским ученическим работам, проводится методическая работа по написанию и оформлению исследовательских работ, то учителям-предметникам оказывается помощь в решении проблем, связанных со спецификой краеведческого исследования. Однако, как показывает практика, многие педагоги, участвующие в проекте, увлекаются вместе с ребятами исследовательской работой и продолжают готовить ребят к конкурсу в следующем году. В этом есть определенная доля обучения, что немаловажно для проекта. Несколько школьников из Московского, Курортного, Центрального районов города, Юношеского университета Петербурга Аничкова дворца принимают участие в конкурсе уже три года подряд, представляя на суд жюри свои дополненные и расширенные версии исследовательских работ. В этом мы видим очень полезный аспект для юного краеведа, ведь для хорошей работы одного года мало. А под руководством специалистов РГО у школьников города появляется возможность написать действительно хорошую исследовательскую работу и продемонстрировать результаты перед большим собранием.
Интересен подход учащихся к выбору тем для исследования: чаще всего они выбирают биографический подход, и через призму жизни географа, путешественника рассматривают его научные достижения. Есть и другой подход - краеведческий: как тот или иной ученый связан с Петербургом, где находятся места, хранящие о нем память. Рассматриваются истории научных учреждений, например, Русского Географического общества, Радиевого института, Геофизической обсерватории им. Воейкова и других.
Но, пожалуй, самое важнее не то, какую тему выбрал учащийся, а как проанализировал ее, какими пользовался источниками, каким языком описал факты и события. И главное, как сам он относится к выбранной теме, к биографии того или иного ученого. Хотелось бы привести фрагмент работы Абичева Евгения, ученика 450 школы, который пишет в своей работе о П.П. Семенове-Тян-Шанском, о его юности:
«К тринадцати годам он (П.П.Семенов-Тян-Шанский) перечитал Третьяковского, Державина, Ломоносова, Дмитриева, Хемницера, Озерова, Богдановича, а Пушкина и Крылова он знал почти наизусть. <...> С помощью словаря он прочёл на немецком языке Шиллера и Гёте и на английском языке Вальтера Скотта, Байрона и Шекспира.
Когда я читал «Мемуары», то был потрясён его упорством и стремлением к наукам. Я подумал, что вот, сегодня мы, современные люди, сегодняшние школьники, разве развито в нас такое стремление к учёбе, к наукам? Сегодня книги в не особо большом почёте, а говорить о том, что у кого-то возникло желание самостоятельно со словарём читать в подлиннике Шиллера и Гёте, Байрона и Шекспира, просто смешно. Конечно, возможно, что есть такие школьники сегодня, но их единицы, и я с такими не знаком. Мои друзья в большинстве своём проводят время более беспечно, даже не задумываясь о своём будущем[1]».
Данный отрывок показывает, насколько автор смог «пропустить» через себя судьбу ученого, попробовал сравнить себя с его временем и сделать вывод об этом. Подобных откровений на конкурсе исследовательских работ много. И нам думается, что именно это доказывает, что цель данного проекта достигнута.
[1] Работа Абичева Евгения, учащегося 10 класса ГБНОУ СОШ №450 Курортного района, «Слово о великом сыне России (П.П. Семенов-Тян-Шанский), представленная на II городском историкокраеведческом конкурсе «Великие путешественники Петербурга» в 2014 году, руководитель - Токарева Наталья Леонидовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный потенциал поликультурного образования на уроках географии
Сегодня общепринято, что будущее нашего поколения во многом зависит от судьбы его образования. Кризис образования во многом связан с тем “нравственным вакуумом”, в котором оказалось новое поколе...
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Описан воспитательный потенциал ряда образовательных организаций Санкт-Петербурга. Авторами представлено понятие «воспитательный потенциал» через призму деятельности школьных музеев Санкт-Петербурга. ...
Воспитательный потенциал учебного предмета « История и культура Санкт – Петербурга»
Научная статья посвящена проблеме нравственного воспитания в современном обществе....
Воспитательное пространство МБУ ДО "ЦДТ Сормовского района" как форма интеграции воспитательного потенциала общества
В данной работе представлен опыт практической реализации основных направлений воспитательной работы в условиях УДО, опыт создания воспитательного пространства ЦДТ как формы интеграции воспитательного ...
Доклад выступления на секции учителей географии «Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО» 2023 г
Доклад:«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО» Скачать презентацию: https://disk.yandex.ru/i/ZeGG8u-0Lz9Kzg...
Статья "Воспитательный потенциал географии"
География - как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия "г...