Воспитательный потенциал учебного предмета « История и культура Санкт – Петербурга»
статья по истории на тему

Гурьянова Юлия Викторовна

Научная статья посвящена проблеме нравственного воспитания в современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал учебного предмета « История и культура  Санкт – Петербурга»

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в обществе. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания и социализации являются базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально - исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.      

«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Именно в таком ракурсе следует рассматривать назначение учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга», главной целью которого является создание условий для духовно- ценностной и практической ориентации учащихся  в их жизненном пространстве.

Лицензированная учебная программа указанного учебного предмета нацелена на приобщение учащихся к культурному наследию города, способствует возникновению чувства «сопричастности» с Петербургом,  участия в его жизни и сохранении его богатств, ориентирует подростков в культурном пространстве, содействует формированию представления о путях самореализации в городе.

Объектами изучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга являются разнообразные памятники культурного и природного наследия Петербурга, традиции петербургской культуры, проблемы городской жизни. При этом под памятниками культурного наследия подразумеваются как общепринятые шедевры, так и рядовые городские объекты (водопроводная станция, железнодорожный вокзал, завод, жилой дом и др.). Вследствие особенностей объектов изучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга соединяются разнообразные учебные знания: исторические, географические, этнографические, социологические, искусствоведческие, культурологические. Таким образом, можно констатировать, что содержание программы носит интегрированный, в определенной степени надпредметный характер.  На уроках «Истории и культуры Санкт – Петербурга»  учитель способствует  пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев. Для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных эпох,  разных  сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих  и  отличающихся от современных;  о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), что необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры; а так же о значении города как центра края, отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

Перед учителями истории и культуры Санкт-Петербурга, как и перед учителями других учебных дисциплин, стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

В данной статье рассматривает лишь один из многочисленных, но важных, методических аспектов – пробуждение у учеников познавательного интереса к окружающему мира города, к культурному наследию Петербурга.

Представляется, что заинтересовать учащихся темой урока, объектами изучения можно обратившись к их повседневным знаниям, актуализировав их опыт. Именно поэтому памятниками культурного наследия должны стать дома, в которых живут школьники, названия улиц, по которым они передвигаются, социокультурные учреждения и промышленные предприятия, расположенные в районе проживания школьников. Главное, чтобы учащиеся открыли для себя в «знакомом незнакомое». Так, например, при изучении тем связанных с промышленностью Петербурга, можно, предложить ребятам познакомиться с предприятиями микрорайона. По желанию школьников, они выбирают одно из заданий: ищут информацию в литературе, работая в читальном зале библиотеки и Интернете; опрос членов семьи или знакомых, работавших или работающих на предприятии; посещают музей предприятия; рассматривают здание предприятия, в поисках необходимой информации (вывески, объявления, мемориальные доски). Обсуждение выполненных заданий на уроке может быть организовано в различных формах: обмен полученными сведениями в группе с последующим предоставлением обобщенной информации об объекте другим учащимся класса; индивидуальная (групповая) защита выполненного задания; фронтальная беседа по определенному алгоритму с последующими выводами о значимости предприятия в прошлом и в наши дни.

В процессе знакомства с любым городским объектом или традицией особое внимание следует обращать на создание педагогических условий, при которых пробуждается эмоциональная сфера ребенка, возникает удивление, восхищение, гордость, сопереживание, негодование. Например, при изучении темы «Триумф, виктория, победа» в начале урока (мотивационный модуль) звучит отрывок из марша Марш Героям Отечественной войны.  Ребятам предлагается задание: прослушайте музыкальный фрагмент: подберите  прилагательные, которые, по вашему мнению, характеризуют эту музыку. Согласны ли вы с тем, что музыка способна вызвать определенные эмоции, пробудить ассоциации? В ходе беседы  ребята делятся ассоциациями, которые  вызвала у них  эта музыка.

Непременным условием эффективности обучения является организация активного «включения» учащихся в работу с объектами культурного наследия. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Вследствие этого мотивационный модуль урока может быть в виде загадок, познавательных заданий или проблемных вопросов. Например, демонстрация изображения старинного здания района в прошлом и его современный вид, сопровождаемая вопросом: «Следует ли сохранять это полуразрушенное здание в наши дни?». В течение урока названный городской объект рассматривается с помощью презентаций как памятник истории и культуры, хранящий память о событиях, людях, эпохе. Обобщением урока является обсуждение поставленного вопроса: «Следует ли сохранять это полуразрушенное здание в наши дни?» Возможен вариант, когда учащимся в конце  урока предлагается ответить на вопросы: «Что потеряет наш город с исчезновением этих уникальных зданий? Что мы  можем сделать для сохранения этих уникальных уголков Петербурга?».  Школьники приходят к выводу о том, что Петербург – уникальный город, который хранит память о культурах разных стран, о разном  времени, об удивительный людях, которые создавали наш город, живи в нем, сохраняли его. И мы, петербуржцы, должны бережно хранить то, что сохранил для нас город. Это связь времен, народов, культур.

Познавательный интерес у учащихся вызывает непосредственное «общение» с реальным городом. Именно поэтому главной отличительной особенностью уроков по истории и культуре Санкт-Петербурга является – выход в город (урок в городском пространстве) или творческие задания опережающего характера, выполнение которых ставит ученика в позицию исследователя. Чаще всего экскурсия используется как иллюстрация к  урокам. Однако и во время экскурсии можно «включить» детей в поисковую, исследовательскую работу, предложив выполнить задания во время экскурсии.

Такой вид  деятельности учащихся позволяет им почувствовать себя не только Горожанином Великого Города, но и исследователем, путешественником, дает возможность раскрыться личностным качествам школьников.

Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематические экскурсии по учебному предмету «История и культура Санкт-Петербурга».

Темы, предлагаемых экскурсий, соответствуют программе учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» (автор Л. К. Ермолаева).     ...

• Учебная деятельность - пространство для воспитания. Воспитательный потенциал учебного занятия

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Предмет «География», благодаря своей специфике, предоставляет широкие возможности для воспитания обу...

Презентация.По теме "Центр просвещения умов" Учебный предмет "История и культура Санкт-Петербурга" 7 класс

Презентация.По теме "Центр просвещения умов" Учебный предмет "История и культура Санкт-Петербурга" 7 класс...

Воспитательный потенциал проекта "Великие географы и путешественники Петербурга"

Статья посвящена городской историко-краеведческой конференции «Географы и путешественники Петербурга", проводимой Санкт‑Петербургским городским Дворцом творчества юных и Русским географическим обществ...

Воспитательный потенциал учебного предмета «Литература»

Выступление на муниципальном методическом центре по проблемам преподавания русского языка и литературы....

Воспитательный потенциал учебного предмета «Физика»

В докладе описан воспитательный потенциал учебного предмета "Физика" через призму нового поколения....