ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
статья на тему
Описан воспитательный потенциал ряда образовательных организаций Санкт-Петербурга. Авторами представлено понятие «воспитательный потенциал» через призму деятельности школьных музеев Санкт-Петербурга. Обозначены инновации в деятельности музеев образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
homenko_etnis_statya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
А. В. Хоменко
ГБОУ СОШ № 69, Санкт-Петербург
Artev008@mal.ru
В. И. Этнис
ГБОУ СОШ № 69, Санкт-Петербург
school69@inbox.ru
Аннотация
Описан воспитательный потенциал ряда образовательных организаций Санкт-Петербурга. Авторами представлено понятие «воспитательный потенциал» через призму деятельности школьных музеев Санкт-Петербурга. Обозначены инновации в деятельности музеев образовательных организаций.
Ключевые слова
Образовательная организация, школьный музей, воспитательный потенциал, гражданское образование, духовно-нравственное воспитание.
Говорить о воспитательном потенциале музея современной образовательной организации – задача неблагодарная, так, как и в нормативных, и в инструктивно-методических документах написано, сказано, обосновано всё достаточно глубоко и серьёзно. Но социальный фон воспитания детей не всегда благополучен. Переход к новым экономическим условиям российское общество оплачивает высокой ценой − рушатся нравственные идеалы, растёт преступность, обостряются другие социальные проблемы [1].
Вместе с тем, политические ориентиры современного общества требуют скорейшего решения вопроса о воспитании гражданской активности, прежде всего, у молодого поколения. Но именно молодежная среда характеризуется политической неустойчивостью от аполитичности до экстремизма. Государство адекватно реагирует на меняющуюся ситуацию, поставив перед образованием задачу формирования гражданина нового государства. Образование должно быть направлено на решение задач преодоления духовного вакуума национального унижения народа Великой державы, построения гражданского общества, воспитание гражданина новой России − свободной самостоятельной личности, способной к осознанному выбору.
В реализации образовательных программ образовательных учреждений Санкт-Петербурга глубоко и серьёзно решают проблемы гражданского образования. Причём гражданское образование рассматривается в широком смысле этого слова, не только, как усвоение определённой суммы знаний, но и как социализация детей в ходе всего образовательного процесса. Много факторов, способствующих решению этой проблемы, существует в интеграции основного и дополнительного образования, в содружестве, сотрудничестве и сотворчестве педагогов и учителей образовательных организаций – коллективных членов международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова» (МОО «МАДЮТК»). Одним из таких, сближающих, центров является школьный музей – системообразующий фактор в формировании воспитательного пространства.
Педагогический коллектив школы № 69 Калининского района Санкт-Петербурга исходит из положения о том, что сущностью гражданского воспитания является воспитание и развитие в условиях реального общества ценностей, знаний и навыков гражданственности. Понятие гражданственности включает, в том числе, осознание своей гражданской идентичности − принадлежности к стране, обществу, государству.
Эту задачу и решают также школьные музеи, получившие новую социально-педагогическую ориентацию, продиктованную самой жизнью. Если раньше музеи, как институты социальной памяти стояли на позиции преимущественно памяти, то теперь они стали выполнять миссию социализации подрастающего поколения, создавая проекты социальной, воспитательной, исторической направленности. Вместе с участниками этой деятельности можно получить ответы на вопросы, основной из которых являются − каков воспитательный потенциал школьного музея, интересны ли музейные экспонаты современным школьникам?
Практика работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга показала, что руководители школьных музеев, педагогический, родительский и детский коллективы не сомневаются в том, что воспитательный потенциал музейной педагогики трудно переоценить, так как изучение истории своей страны, своего города, своей семьи и воспитывает гражданина и патриота.
Отрадно отметить, что благодаря умело выстроенной организационной работе воспитанник имеет возможность не только развивать свои интеллектуальные возможности во время поисковой и исследовательской деятельности, но и представить свой труд в форме проекта, реферата на олимпиадах и конкурсах разного уровня.
Большая заслуга в этом руководителей образовательных учреждений, благодаря которым приоритет в образовании отдается воспитанию, оно стало органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития воспитанников. В образовательных учреждениях не декларативно, а по сути – воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением.
Школьный музей объективно является воспитательной организацией. Стоит вспомнить, что понятие «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» − «храм». Музей − это место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Именно дети, детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Сегодня при проведении модернизации российского образования ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Именно поэтому школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике, как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения.
Данное обстоятельство учитывают и руководители, и педагоги. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного (воспитательного) пространства и микросоциума, по сути является координатором гражданско-патриотической, военно-патриотической деятельности, связующей нитью между образовательными учреждениями и другими учреждениями образования, культуры, общественными организациями и т. п. Когда ребята, рассказывают об экспонатах, представленных их семьями, то на практике можно убедиться, что одной из основных задач школьного музея является воспитание у них патриотического сознания. Известно, что музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации образовательного (воспитательного) процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования.
Данные Комитета по социальной политике отмечают, что количество фронтовиков на душу населения в Северной столице в два раза выше, чем в среднем по России. 192 тысячи ветеранов ВОВ не дают петербуржцам забыть о великом подвиге, о бесценных жертвах во имя спасения Родины. Но время неумолимо, и вместе с героями уходят воспоминания, история, память.
Большая работа по героико-патриотическому воспитанию ведётся в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга – коллективных членов МОО «МАДЮТК», которые являются социальными партнёрами ГБОУ СОШ № 69 Калининского района Санкт-Петербурга.
Например, детско-юношеское общественное объединение «Память сердца» ГБОУ СОШ № 79 Калининского района Санкт-Петербурга 10 лет работает по программе «Пискаревки России» под руководством Сущенко Екатерины Алексеевны. Они проводят поиск «малых Пискарёвок» – ленинградских захоронений – на территории всей страны, сохраняют и увековечивают память ленинградцев, ставших жертвами войны и блокады.
В ГБОУ СОШ № 401 школа Колпинского района Санкт-Петербурга мы увидели, как педагоги, дети и их родители особо чтят память о военнослужащих Колпинского участка фронта в ВОВ.
ГБОУ гимназия № 513 Невского района Санкт-Петербурга в течение 5 лет вели подготовку к 70-летию Победы обучающиеся гимназии вовлечены в работу по сбору информации об участниках Великой Отечественной войны, их близких и родственниках. Итогом стала Большая книга памяти: собрание воспоминаний, документов, фотографий и наград участников сражений, интервью с ветеранами. Книга выставлена в школьном музее «История школы», руководителем которого является Рудавко Галина Николаевна.
С января 2015 года в ГБОУ школе № 571 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга стартовал проект «70 дел к 70-летию Великой Победы». В нём принимали участие все обучающиеся с 1 по 11 класс их родители и все педагоги школы. Можно назвать лишь некоторые мероприятия, которые проводились в рамках этого проекта. Это – третий этап общешкольного конкурсов: «Битва хоров», «Песни весны – песни Победы»; тематические экскурсии по местам боевой славы Ленинградской области: «Невский пятачок», «Ораниенбаумский плацдарм», «Пулковские высоты»; образовательные программы в государственных музеях Санкт-Петербурга: музей обороны Ленинграда, музей «Невская Застава», музей Обуховского оборонного завода, музей истории города, музей воды. Можно также отметить, и смотр строя и песни, и игра по станциям «Чтобы помнили». На базе школьной библиотеки собрана библиотека современных изданий о Великой Отечественной войне.
В ГБОУ школе № 338 Невского района Санкт-Петербурга проводиться огромная работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию и героико-патриотической работе.
29 апреля 2015 года в школе проводился международный видеомост «Победа – одна на всех» между городами Дрезден, Севастополь, Москва и Санкт-Петербург, посвящённый 70-ой Годовщине Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Участие представителей нашей школы в семинарах, конференциях, форумах, экскурсиях, ассамблеях, мы приглашаем всех, в очередной раз, в школьный виртуальный музей «Страницы истории» ГБОУ СОШ № 69 Калининского района Санкт-Петербурга (руководитель школьного музея – Михайлова Наталья Олеговна). Педагогические условия и возможности для создания такого музея были предоставлены директором школы – Этнисом Владиславом Исааковичем.
Любой человек, интересующийся историей Великой Отечественной войны, найдёт в этом музее много нового и интересного для себя. Музей состоит из трёх экспозиций – «Вооружение Советской армии», «Вооружение немецкой армии» и «Книга Славы».
В первых двух экспозициях представлены материалы о предметах военного времени. Выбирая экспонат, можно по ссылке детально его рассмотреть, получить историческую справку, прочитать воспоминания свидетелей событий, рассказы, стихи; просмотреть видео материалы, фотографии военных лет и прослушать песни военных лет.
В третью экспозицию входит сборник рассказов и интервью о родственниках учащихся и сотрудников нашей школы, которые помнили и помнят те страшные события. Помнить, изучать, сохранять и преумножать традиции школы является девизом школьного музея. Задумана эта экспозиция для того, чтобы ещё немного открылся занавес Великой Отечественной войны.
Всем известно, что поисковая и исследовательская работа расширяет кругозор обучающихся и является мотивирующей составляющей в их современном образовании. Экспозиции постоянно обновляются и расширяются с помощью детей, их родителей, педагогов, участников и детей войны. Большую часть этого проекта была пополнена к юбилейной дате – 70-летию Великой Победы над фашистскими захватчиками, к 9 мая 2015 года, которые используются в урочной, внеурочной, внеклассной деятельности и в системе дополнительного образования детей.
Ленинград навсегда вписал героические страницы в историю Великой Отечественной войны. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное – пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. Сегодняшние юные петербуржцы хранят подвиг блокадного Ленинграда. Да они не слышали взрывов, грохота, они не видели эту блокаду, но каждый школьник знает, как трудно было Осажденному Ленинграду. Прорыв блокады, свет прожекторов, цветных огней сверкающая гамма, толпа людей у невских берегов и детский крик: «Мы победили, мама!»
Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой!
Полгорода лежит в земле сырой. Неугасима память поколений. И память тех, кого так свято чтим, Давайте люди, встанем на мгновенье. И в скорби постоим и помолчим.
Побывав в удивительной атмосфере музеев, выше указанных образовательных учреждений, мы убеждаемся ещё раз, что прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют школьные музеи.
Известно, что стержнем любого музея является история. Школьный музей показывает, что это история конкретной семьи воспитанника, история образовательного учреждения, история отдельного выпускника, педагога, руководителя…
Ценным считается то, что в каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге и складывается история человеческого общества. Встреча с педагогами образовательных организаций, её воспитанниками подтвердила, что школьные музеи обладают огромным воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Эффективное использование этого потенциала для воспитания детей в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музейной педагогики, а обучающиеся – не пассивные зрители в музее, они активные созидатели здесь. Музей для них – это проявление деятельностной социальной практики. Школьники-музееведы, не одного поколения, активно участвуют в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций. Все это, конечно, способствует содержательному заполнению их досуга.
Образовательные организации Санкт-Петербурга, показали, что одной из действенных форм работы по патриотическому воспитанию является создание школьного музея. При этом акцент делается на эффективное историческое образование, которое, по мнению учителей, немыслимо без серьезного и внимательного изучения повседневной жизни людей в прошлом [3].
Школьный музей учит детей любить Санкт-Петербург как малую родину, показывает, кем стали выпускники и он способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Многолетняя практика школьных музеев в учреждениях Санкт-Петербурга показывает, что музей – это не просто собирание памятников, это не только создание экспозиций, это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, гражданско-нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности.
Таким образом, школьный музей представляет собой ядро воспитательной системы, раскрывающий историко-культурный потенциал, который поможет осуществить нравственное воспитание детей, раскроет их духовные качества, привьёт навыки борьбы со злом, окажет воздействие на правильный выбор самоопределения. Музей занимает особое место в воспитательном пространстве образовательной организации, играет важную роль в гражданско-патриотическом, идейно-нравственном воспитании детей и молодёжи [4].
Замечательным явлением в Санкт-Петербурге к 70-летнему юбилею Победы над фашизмом можно отметить окончание строительства экспозиции «Рейхстаг» − трёхметровая панорама «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев». Это копия части здания Рейхстага, возведённая в Ленэкспо. На ней воссозданы повреждения, полученные во время штурма. Одну из стен оставили, чтобы посетители могли нанести свои надписи.
В знак благодарности современного поколения бесстрашным солдатам, отдавшим войне всё за мирную жизнь, в Красносельском районе Санкт-Петербурга, реализован проект «Арка победы» − это больше чем строительный проект… Это – народный проект нравственного социально-патриотического воспитания через актуализацию истории. В России нет триумфальных арок, посвящённых Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Эта первая и символическая арка. Она будет всегда напоминать нам о наших героях, о слишком высокой цене, которую наш народ заплатил за Победу!
Мы гордимся нашей памятью о Победе в ВОВ, и у нас её никто не отнимет!!!
Использованная литература и источники:
- Дашкова И. А. Научно-образовательная и воспитательная работа в школьном музее / И. А. Дашкова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2009. – № 9. – С. 45-50.
- Панкратова Т. Н. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: первые шаги в мир культуры / Т. Н. Панкратова, Т. В. Чумалова. – Москва, 2001. – С. 37-38.
- Потягов А. В. Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив / А. В. Потягов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Т. 4. – № 4. – С. 141-142.
- Родченко Е. К. Школьные музеи в Российской Федерации / Е. К. Родченко // Инновационные технологии в образовании. – 2009. – № 12. – С. 32-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Модель повышения воспитательного потенциала школьной культуры
Материал можно использовать на общешкольных родительских собраниях...
Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"
Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"...
Воспитательный потенциал школьного учителя музыки
Музыка является самым чудодейственным, тонким средством приобщения к добру, красоте и человечности....
Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...
Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...
Особенности работы по формированию социального интеллекта учащихся с детским аутизмом на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда.
Актуальность и целесообразность реализации программы по формированию социального интеллекта для детей с ранним детским аутизмом (РДА), имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с соц...
Потенциал школьного музея как важнейший ресурс воспитания личности
В качестве важной задачи гражданско-патриотического воспитания, реализуемой школой, стал выход на качественно новый уровень работы музея школы «Боевой путь 12-ой Приморской и 9-ой Ленинградской ...