Доклад выступления на секции учителей географии «Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО» 2023 г
методическая разработка

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Доклад:

«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО»

 

 

Скачать презентацию: https://disk.yandex.ru/i/ZeGG8u-0Lz9Kzg

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad_2023_g.doc85.5 КБ
PDF icon moy_doklad_2023_g.pdf2.23 МБ

Предварительный просмотр:

мкоу «Михайловская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова»

Черемисиновского района Курской области

Доклад:

«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО»

Дубровкина Елена Васильевна

Учитель географии

2023 г

Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО

Любить свою Родину, - значит, знать ее.
В.Г.Белинский

Слайд

В основу программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования положено личностное развитие обучающихся и формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Значимыми целевыми ориентирами школьного урока в программе определены такие как, привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация работы с получаемой социально значимой информацией, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания школьников. Воспитание чувства гордости за свою Родину, ее богатства и необыкновенную красоту России. Для осуществления воспитательного направления необходима связь с жизнью. Обучающиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства.

Начальный курс географии

Слайд

В 5 классе при изучении раздела «История географических открытий» для воспитания патриотических чувств большое внимание уделяется путешествиям и открытиям наших соотечественников:

 Афанасия Никитина (§ 11 «Хождение за три моря»),

С.Дежнева, В.Беренга, А.Чиркова (§ 17 «Русские путешественники»).

Чувство гордости за организацию и совершение русской кругосветки русскими капитанами И.Крузенштерном, Ф.Беллинсгаузеном и М.Лазаревым (§18 «Вокруг света под русским флагом»).

В параграфах есть задания и вопросы с опорой на ранее полученные знания:

«Имена каких русских путешественников вам известны?

Что являлось основной целью походов русских путешественников?» (§17).

И вопросы, требующие размышлений:

«Как исследования русских первопроходцев повлияли на формирование территории России?

В чем состоит заслуга русских первопроходцев в исследовании Земли?» (§17),

«Почему российские мореплаватели совершили первое кругосветное плавание только через 300 лет после плавания Магеллана?» (§18).

Большая часть заданий ориентирована на работу с текстом, объяснение фактов.

Слайд

Используя текст и рисунки (карты) параграфов, заполняется «Бортовой журнал», где кратко описан весь маршрут. Изученный материал закрепляется работой с контурной картой, где наносятся маршруты путешественников, с опорой на карты из параграфа учебника и атласа (формирование картографической грамотности). Слайд

В 6 классе (а также в 8-9 классах) при изучении каждого раздела включено региональное содержание. Оно позволяет воспитать уважение и любовь к своей малой Родине через познание и сохранение родной природы, истории, культуры. Формирует важнейшие качества личности, как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде.

При изучении раздела «Литосфера» уделяем внимание минеральным богатствам земли родного края. При рассказе и демонстрации горных пород и минералов, и обращается внимание учеников на местные породы.

 В §11 на вопрос «Приводите примеры использования полезных ископаемых в повседневной жизни, в хозяйственной деятельности человека» обучающиеся приводят примеры из собственных наблюдений. В данном параграфе предложено выполнить эксперимент по растворимости горных пород в воде на примере горных пород своей местности.

Также, изучив текст §12 и рис.45, собираем свою коллекцию «необычных» камней и окаменелостей. В нашей местности нет гор, и не бывает землетрясений. Обучающиеся не могут представить, что происходит в момент землетрясения. Для формирования знаний учебного материала приводятся примеры страшных по последствиям землетрясений в России, с указанием силы в баллах. А обучающиеся, с помощью таблицы 1. «Шкала силы землетрясений» (§12), объясняют, к каким последствиям они приводят.

В разделе «Атмосфера» при изучении параграфов 16-19 предлагается выполнение практических заданий, используя таблицы с приведенными данными. Это задания на формирование понимания изучаемого материала, навыков работы со статистическими данными (преобразование таблицы в диаграммы и графики). Чтобы задания несли региональный характер, для работы мы используем данные метеостанций своей местности.

При изучении вод суши (§23) выполняем практическую работу «Характеристика реки» на примере нашей реки, используя рабочую тетрадь по географии Курской области. В заключение изучения темы наносим реки, озера на контурную карту, используя атлас.

Слайд В заключение изучения каждой из оболочек Земли, обсуждаем вопросы о проблемах природы, ее охране, о необходимости рационального использования ее ресурсов.

Например:

«Какое влияние оказывает погода на жизнь и хозяйственную деятельность человека?»,

«Какие факторы влияют на густоту речной и озерной систем?»,

«Почему биосфера больше всех остальных природных оболочек нуждается в охране?».

Обучающиеся, на примере своего региона, приводят примеры негативного отношения к природе и предлагают свои решения проблем.

Педагогу важно приучать школьников к тому, что получаемая ими на уроке информация — это не только материал для заучивания и интеллектуальных упражнений, но и прекрасный повод поговорить с одноклассниками о ценностях, о волнующих их проблемах, о важных для нашего общества вопросах. Это могут быть социальные, нравственные, этические вопросы, особенности межличностных или межнациональных отношений, проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.

Особое искусство учителя — найти такой повод в рамках изучаемой на уроке темы, найти время и возможность поговорить с ребятами о человечности, экологии, патриотизме, трудолюбии.

Вот лишь несколько примеров: Слайд

Николай Михайлович Пржевальский — великий путешественник, выдающийся исследователь, военный, писатель.  Заслуги его огромны, почти 10 лет провел он в четырех экспедициях, изучив малодоступные районы Центральной Азии. Внимание школьников можно обратить на некоторые факты, связанные с судьбой этого человека. Потрясенный подвигами защитников Севастополя, Николай Пржевальский принимает решение стать военным и в 16 лет идет вольноопределяющимся в армию.

Во время подготовки к поступлению в Академию Генерального штаба сидит за книгами по 15 часов в день и делает практически невозможное: поступает, выдержав огромный конкурс и без протекции. Надо понимать, что в академию принимались люди высоких дворянских сословий, а у Пржевальского, сына небогатого провинциального офицера, не было никаких покровителей и поручителей, и даже деньги на поездку в Петербург для поступления он занимает у знакомых.

За счет военной точности в организации экспедиций, неукоснительной дисциплины во время их осуществления, а главное — за счет отношения к участникам экспедиций как к членам своей семьи, Н. М. Пржевальский за все время не потерял ни одного человека, хотя трудности, выпадавшие на их долю, были колоссальные: и отсутствие воды, и мороз, и зной, и высоты, на которых невозможно дышать.

Будучи в зените славы, Н. М. Пржевальский писал книги, которые читатели ждали как приключенческих романов. Ему было сложно пройти по улице незамеченным — такова была его слава. Многие мечтают о такой, но он, в силу своей скромности и порядочности, тяготился петербургским обществом. Вот что он писал: «Каменные тюрьмы, называемые домами, изуродованная жизнь, называемая жизнью цивилизованною, продажность, бессердечие, разврат. В обществе, подобно нашему, очень худо жить человеку с душой и сердцем». Слайд

Христофор Колумб, имя которого упоминается и в курсе географии, и в курсе истории, и в астрономии. И это не удивительно, ведь все мореплаватели прошлого были искусными астрономами.

Во время экспедиции на Ямайку аборигены отказались помочь мореплавателям едой и водой. Зная, что следующей ночью предстоит полное лунное затмение, Колумб пригрозил, что украдет у индейцев луну.

Когда она действительно «пропала», индейцы пришли в ужас и незамедлительно дали требуемое, а Колумб «вернул» луну, которая появилась снова на небосклоне.

Колумбу принадлежит высказывание:

«Знание — удивительная вещь. Кто обладает им, тот господин всего, чего он хочет. Знание может даже открыть душам дорогу в рай».

В связи с этим можно обсудить со школьниками важность знания как аргумента в споре, а также нравственную проблему возможности или невозможности обмана во благо.

О нравственной стороне открытий и изобретений слайд

Желательно, чтобы учитель на уроке находил время для того, чтобы заострить внимание ребят на нравственных аспектах научных открытий, которые они изучают на уроке. Это позволит воспитывать в детях привычку смотреть на науку не только в контексте технического прогресса общества, но и в «человеческом измерении».

Ведь давно уже сказано Андреем Вознесенским: «Все прогрессы реакционные, если рушится человек».

Великие географические открытия — действительно великие? Можем ли мы их так называть, зная, к каким человеческим жертвам они привели? Выселение с исконных территорий, насильственная европеизация в отношении местного населения — это далеко не полный перечень того, чем обернулись открытия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана.

Обсуждение со школьниками обратной стороны некоторых научных открытий дает педагогу возможность влиять на формирование их отношений к человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще.

География России  Слайд

Весь курс 8-9 классов является полем возможностей для воспитания уважения и любови к своей Родине. Здесь наиболее выражено региональное содержание. При изучении тем, можно использовать примеры на своей местности.

Физическая география России.

При изучении разделов «Растительный и животный мир России» (§§30-31), «Природные зоны России» (§§33-35) используются презентации, выполненные самими обучающимися (выполненные задания из рубрики «От теории к практике»).

Также в данной рубрике предложены задания на описание или выполнение расчетов с использованием планов или количественных показателей из «Приложения».

Например: «Используя план «Приложения», сравните хвойные и лиственные леса России» (§30), «определите по картам атласа протяженность в градусах и километрах сплошной полосы степей на территории России.

Для выполнения задания воспользуйтесь формулами для расчета количественных показателей «Приложения»» (§35).

В учебнике параграфы также дополнены фотографиями по темам.

В разделе «Крупные природные районы России» в заключение изучения каждого региона в тексте параграфа представлена информация о достопримечательностях и богатствах района (абзац «Природа и человек»).

Экономическая и социальная география России

Здесь уделено внимание населению, его традициям, религиям, культуре (§§9-14).

Изучаем хозяйственное освоение территории, роль городов, роль разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях.

Также в рубрике «От теории к практике» предложены задания на выполнение расчетов с использованием количественных показателей из «Приложения» или задания на анализ таблиц, схем, диаграмм, изображенных в текстах параграфа.

Например: «Рассчитайте численность городского населения России в 2013г. на основе статистических данных «Приложения» (§13)».

При изучении темы «Этнический и религиозный состав населения» (§14) представлены задания на понимание, что Россия - многонациональная страна, в ней проживает более 100 различных народов, отличающиеся друг от друга разными признаками.

Например, задания на формирование умений делать выводы на основе данных:

 «Выявите и назовите особенности размещения крупнейших народов России»,

«Сформулируйте вывод по содержанию рис.36»,

«Какие народы живут на территории вашего региона?».

Данная тема позволяет воспитывать у обучающихся толерантность, умение жить в мире и согласии, терпимо относится к обычаям и традициям других народов.

В тесной взаимосвязи с патриотическим воспитанием находится экологическое воспитание.

Цель - формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней.

На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе «Красной» строкой при изучении России идет тема «Природа и человек» (8 класс - §48, 9 класс - §8).

При выполнении творческих заданий рубрики «От теории к практике», обучающиеся на примере своей местности, анализируют информацию о влиянии человека на природу, о нерациональном использовании ресурсов, о необходимости решения экологических проблем.

Например:

«Составьте прогноз развития экологической ситуации в вашей местности на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека»,

«Подготовьте творческую работу о видовом разнообразии особо охраняемых территорий России и их особенностях» (8 кл. §48).

Работа с контурной картой, номенклатура географических объектов, составление кроссвордов, создание презентаций на заданную тему развивает внимание во время урока и заставляет поработать с картами атласа, а значит, ещё лучше знать свою страну.

Уроки географии успешно решают задачи профессионального и трудового воспитания. Слайд 

Учащиеся знакомятся с профессиями, связанными с географической наукой: картографы, почвоведы, экологи, океанологи, синоптики, гидрологи. Здесь уместно проводить уроки в форме ролевой или деловой игры, групповой работы, урока- исследования, конференции, где в большей степени проявляется творчество, развивается любознательность, образное мышление, дети учатся выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение. Слайд

Все любят играть. А дети — особенно! Игра — это отличный шанс не только активизировать работу школьников на уроке, но и насытить его ценностно‑ориентированным содержанием. Ведь игра обладает рядом важных для этого особенностей. Игра создает среди ее участников особое напряжение, делающее данную реальность значимой и притягательной для ребенка.

Игра порождает особую реальность, выделяющуюся из повседневности особым, игровым пространством; особым, нелинейно протекающим игровым временем; особой, значимой для ее субъектов системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах; особой, сплоченной игровой общностью.

Игра способна погрузить школьника в проблемы современного мира, показать глубину и сложность человеческих отношений. Игра помогает ребенку в самореализации, позволяет развить свои коммуникативные навыки, является хорошим средством терапии стрессовых состояний и коррекции поведения.

Ролевые игры. В ролевой игре учитель может моделировать различные социальные ситуации, задавать произвольные параметры игрового пространства: сюжет, действующие лица, характер их взаимоотношений, контекст игрового действия, время, место и другие условия, — насыщая тем самым это пространство смыслами, имеющими воспитательную ценность. Возможность примерить на себя различные роли позволяет школьнику посмотреть на привычную реальность глазами других людей, с других точек зрения.

В качестве примера использования ролевой игры на уроке рассмотрим игру «Встреча миров».

Тема: «Великие географические открытия».

Учитель вместе со школьниками разыгрывает встречу, которая могла бы состояться между вождями индейских племен и европейскими миссионерами. На встрече происходит дискуссия по вопросу значения открытия Америки для народов, живших по обе стороны Атлантики. Это своего рода межкультурный диалог, отражающий различие взглядов европейцев и местных жителей на данное открытие.

В такой игре учитель может взять на себя роль миссионера, «отстаивая» европоцентричную позицию и «настаивая» на том, что именно «европейцы открыли американский континент», именно «европейцы несут цивилизацию варварским народам» и именно «европейцы посредством насаждения христианства спасают грешные души местных дикарей». Учащиеся же с позиций местных жителей обычно довольно пылко бросаются оспаривать эту, с их точки зрения, несправедливость, отстаивая ценности равенства культур.

Игры-викторины. Викторины в том или ином виде на уроке использует почти каждый педагог. Они хороши и для проверки знаний, и для развития логического мышления, и для налаживания делового взаимодействия в классе, и для формирования навыков командной работы.

Самый интересный и вместе с тем сложный вариант викторины на уроке — это игра «Что? Где? Когда?». Она заслуженно считается уникальным средством интеллектуального развития ребенка.

Нестандартное мышление, логика, внимание к деталям, умение выделять главное, слуховое восприятие смысла текста, эрудиция, находчивость и чувство юмора — все это неотъемлемые спутники данной игры. Но, викторины могут стать средством не только интеллектуального, но и нравственного развития детей. Для этого нужно лишь насытить вопросы викторины соответствующим ценностным содержанием, а после каждого вопроса инициировать небольшое обсуждение той проблемы, которая была затронута. Вот несколько примеров вопросов викторины «Что? Где? Когда?», которые можно было бы разыграть на разных уроках.

При изучении географических районов России в 9 классе целесообразно уделить внимание престижным учебным заведениям, а также востребованным специальностям. Слайды (автоматическая смена)

Школьная география пронизана элементами краеведения.

Эти элементы можно проследить на уроках, начиная с 5 класса. Не обойтись без краеведческого материала и при изучении темы «Климат», «Рельеф»

Существует огромнейшее количество народных примет. Среди них немало точных, которые основываются на многовековом опыте, а потом подтверждаются научными исследованиями. Дети с удовольствием находят сами и рассказывают легенды и народные приметы, связанные с погодными явлениями.  

В   ходе урока ученики объясняют эти выражения. Так при выполнении практической работы «Дневник наблюдения за погодой» ребята делают рисунки осенних явлений и изменений погоды, основываясь на собственных наблюдениях.

      На неделе краеведения упоминаю об ученых, внесших вклад в развитие края, работаем с контурной картой и атласом, обозначаем районы, входящие в состав края, полезные ископаемые, формы рельефа, реки и озера.

Школьная география влияет на воспитательную работу, поскольку дисциплинирует, формирует логическое мышление, вырабатывает усидчивость, развивает волевую сферу, расширяет горизонты познания. Ученик пребывает на уроке практически большую часть школьного времени.  На школьный урок ложится основная задача обучения и воспитания. А различные виды уроков являются пробными смоделированными ситуациями в жизни ученика.

Современный воспитательный образец это творческий, высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий и несущий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в культурных и духовных традициях многонационального народа своей страны.

Различные функции обучения помогают формировать необходимые качества, а уникальность уроков  географии является одновременное исследование проблем окружающей среды и общества. В процессе обучения  географии  складываются некие предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, природе, Родине, знаниям и труду. Слияние в единое целое процесса обучения и процесса воспитания  является  результативным только тогда, когда все уроки будут иметь воспитательную направленность [3, с. 44].

Слайд. Считаю, что патриотическая, экологическая, краеведческая, эстетическая и гуманистическая направленности помогают реализации воспитательного потенциала подрастающего поколения на любом уроке учебного курса.

При проектировании современного урока нужно это делать так, чтобы ученик понимал смысл каждой темы и каждого вопроса. На каждом уроке географии идет разговор с детьми о взаимосвязи человека и природы. Изучение экологических проблем на моих уроках разделяю на три уровнях: глобальном, региональном, локальном. Обязательно должна быть продумана и разработана мотивационная составляющая каждого урока. Подбираются соответствующие задания, направленные на формирование предполагаемого результата.

На сегодняшний день актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней гражданин будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать и передавать знания последующим поколениям [2, с. 87].

Существуют основные принципы, которые помогают осуществить патриотическое направление: принцип единства мысли и чувства учащихся. Он заключается в эмоциональной окраске и подаче материала урока, а также принцип связи с жизнью, который отображает способность ученика связать события или явления с реальной жизнью.

Таким образом, воспитательный потенциал учебника географии неисчерпаем. Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов (заданий) разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Каждая тема позволяет использовать различные методы и приемы, помогающие реализовывать не только образовательные задачи, но и задачи воспитания подрастающего поколения. Разные этапы урока, разные формы работы на уроке, разное содержание урока — все это можно наполнить воспитанием, из всего можно извлечь воспитательный потенциал.

Подводя итог, можно подчеркнуть уникальность уроков географии, которая будет отражаться в   проблемах окружающей среды и общества, которые будут затронуты непосредственно на уроках, изучение  общества и природной среды во взаимосвязи. Если воспитательный процесс происходит под комплексным воздействием: стиля образовательного общения, дидактической структуры урока, формы учебного занятия, методических приемов, используемых учителем, то воспитывающий потенциал урока и внеклассного мероприятия может быть довольно высоким. Положительное влияние на развитие личности учеников может наблюдаться при оптимальном выборе средств и методов обучения, это и есть педагогическое мастерство.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Учебники для 5-9 классов УМК Е.М.Домогацких. М.: ООО «Русское слово - учебник».
  3. Александрова Е.Н., Бызова Н.М., Преминина Я.К. География Архангельской области: метод. Пособие.- Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2019. - 42 с.
  4. География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы/Под ред. Н.М.Бызовой, Я.К.Премининой.- М.: СпортАкадемПресс, 2001.
  5. Рабочая тетрадь по географии Архангельской области для 6 класса общеобразовательной школы/ сост. Л.В.Выручаева; отв. за вып. В.А.Семенова - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2013. - 44с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Выступление на секции учителей географии по теме"Проектирование моделей учебных программ, методик изучения тематических блоков с учетом реализации требований ФГОС

В своем выступлении учитель рассказал о проектировании учебных программ, методик изучения тематических блоков в условиях ФГОС...

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...

Доклад по теме Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных ФГОС"

Доклад по теме  Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных  ФГОС" Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебни­ка от пар...

Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.

Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, что оказывается невозможн...