Статья "Воспитательный потенциал географии"
презентация к уроку по географии
География - как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия "географическая оболочка", "жизненная среда", "биосфера", "ноосфера". Также единственный предмет, знакомящий учеников с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально - экономические процессы региональной политики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал в географии
Хайдакова Туяна Гонгоровна
Учитель географии
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
dashieva-73@mail.ru
География - та арена, на которой
проходит человеческая жизнь.
В.Г. Белинский
География - как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия "географическая оболочка", "жизненная среда", "биосфера", "ноосфера". Также единственный предмет, знакомящий учеников с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально - экономические процессы региональной политики.
Основной задачей учителя географии является формирование у обучающихся культуры природопользования, экологической грамотности, развитие умений применять полученные знания и умения в разных жизненных ситуациях. Обучение и воспитание, дополняя друг друга, служат одной цели: целостному развитию личности школьника.
Урок географии играет большую роль в воспитании, дисциплинирует ум, формирует логичность мышления, вырабатывает усидчивость, расширяет горизонты познания.
Я стараюсь построить свои уроки так, чтобы ребёнок понимал смысл каждой темы и каждого вопроса. Каждый мой урок - это взаимосвязь человека с природой, изучение экологических проблем и поиск решения этих проблем.
На сегодняшний день в связи ухудшением экологической ситуации в мире, стремимся воспитывать у учащихся ответственное и бережной отношение к природе, активную и гуманную позицию ко всему живому на Земле, также к неживой природе. Применяю в разработке урока специальные методические и психологические приёмы. Уроки в нетрадиционной форме: дискуссия на уроке, урок - семинар, урок - игра, урок - конференция. Дети могут использовать доступные средства для усвоения учебного материала и передачи своих мыслей и эмоций: рисуют, пишут стихи, небольшие сочинения, создают презентацию.
В тесной взаимосвязи с экологическим воспитанием находится патриотическое воспитание. Изучая географию России, говорим о природе и хозяйственном освоении территории, о роли разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях. Также изучаем природу и историю своей республики.
Всегда подчёркиваю, что любовь к Родине, к своему народу - это есть чувство патриотизма. Толерантность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадания, милосердия. Умение нашей Родины приходит всегда первыми на помощь к стране, где терпят бедствия.
Изучая тему "Географическое положение России на карте мира" в 8 классе, дети узнают, что Россия - многонациональная страна, где проживает более 160 различных народов. Важно подчеркнуть, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира.
В настоящее время существует необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения, особенно актуально в формате многонационального региона.
Это патриотическое сознание у учащихся мы воплотили в этом году при проведении предметной декады естественнонаучного цикла.
Все знаем, что предметные недели в школах проводятся нерегулярно. Это связано с большой учебной нагрузкой учителей и учеников. Наша предметная декада прошла в соответствии с планом работы школы. В нашей предметной декаде конечным результатом был фестиваль народов Бурятии.
Наша Бурятия - многонациональная республика. На территории нашей республики проживают представители 113 национальностей и народностей.
Целью фестиваля было воспитание в подрастающем поколении правильного понимания и уважения богатого многообразия культур народов нашей Республики Бурятия, а также создание условий для реализации творческой активности детей в морально - эстетическом направлении.
Подготовку к предметной декаде мы учителя биологии, химии и географии начали задолго до её проведения. Каждая неделя имела свою направленность. Участниками предметной декады учащиеся 5-11 классов.
Первую неделю начали с открытия предметной декады. Эта неделя химиков и географов. Открытие провели в актовом зале с разговора о важном. 5 февраля тема разговора о важном была о Российской науке, о великом учёном Д.И. Менделееве. Ученики 11 класса познакомили учащихся 9-ых, 10-ых классов с открытиями учёного, провели ряд опытов. Детям было очень интересно наблюдать и поучаствовать в этих опытах.
6 февраля ученики 10-ых классов представили стенгазеты на тему «Посвящается Д.И.Менделееву», где была отображена жизнь и деятельность великого русского ученого 19-20 столетия.
Был объявлен фотоконкурс «Любимая Бурятия» среди 10-ых и 11 -ых классов. Фотоконкурс должен привлечь внимание на проблемы сохранения и развития культурного, исторического и природного наследия.
Также в эти дни была проведена ломоносовская олимпиада по химии «Решение задач» среди учащихся 9-ых и 8-ых классов. С целью повышения интереса к научно- исследовательской деятельности, популяризации научных знаний среди учащихся, профориентация подростков, привлечение талантливых школьников в российские вузы.
8 февраля среди 8-ых классов проведена квест - игра «Знаешь ли ты свою страну?. Суть игры заключалась в том, умеют ли учащиеся определять территорию страны, географические объекты. Такие игры формируют у учащихся умения работать в команде.
Среди учащихся 6-ых классов прошла выставка рисунков «Пернатый мир» и выставка кормушек. Цель выставок: привлечь внимания школьников к птицам, в необходимости помогать миру пернатых, пропагандировать красоту птиц, развитие творческих способностей, фантазии, воображение, художественно-изобразительных умении в рисовании.
Вторая неделя посвящена биологам. Неделю начали с выставки моделей (муляжей) «Такие разные плоды». Участвовали ученики 5-ых классов. Ребята проявили много фантазии, плоды были изготовлены из пластилина (обычного и воздушного), соленого теста и полимерной глины. Плоды были объёмные, которых можно использовать как наглядное пособие ученикам начальных классов.
Учителем биологии проведена викторина среди всех учащихся 7-ых классов, Тема викторины «Увлекательная и занимательная биология». Викторина проведена в актовом зале с компьютерной презентацией. Был положительный эмоциональный настрой у учащихся, мероприятие прошло интересно, задорно, дало большой эмоциональный заряд детям.
В течение двух недель проходили открытые уроки у учителей естественнонаучного цикла. Было взаимопосещение уроков с целью методической учебы, повышения собственного профессионального уровня.
Предметную декаду закрывал фестиваль народов Бурятии. За каждым классом была закреплена одна национальность, проживающая на территории Бурятии.
Данный фестиваль предполагал наличие не только выступление участников , но активное участие в дегустации национальных блюд, исполнении народных танцев в национальных костюмах, чтении благопожелании на родном языке представляемого народа и закрытие феерическим заключительным хороводом - бурятским ёхором.
Такое коллективное времяпровождение и общение при наличии зрелищной составляющей и креативных мероприятий создают атмосферу праздника, которая позволяет воспринимать презентуемую «информацию» (традиции, обычаи) как «красочное шоу». Такое «путешествие» в другую культурную среду с возможностью попробовать новое блюдо, танец, рождает у участников фестиваля ощущения новизны и удовольствия.
В данном фестивале воспитательные задачи проявляются в основном при непосредственном контакте и общение детей с другими народами проживающих у нас в Бурятии. Такой позитивный настрой направлен на достижение взаимопонимания привить более толерантное отношение к другим народам. Это стал наглядным примером такого доброжелательного общения как в рамках этого фестиваля, так и в повседневной жизни.
Фестивальное общение позволяет не только уменьшить недопонимание между сторонами, но и узнать что-то новое друг о друге, найти что - то общее, что может роднить эти культуры.
Фестиваль дал детям возможность увидеть все культурное многообразие своей малой Родины, частью которого являются и они сами.
Таким образом, организация и проведение этнокультурных фестивалей, предполагающих межкультурное взаимодействие и коммуникацию, оказываются действенным средством культурного просвещения и снижения межэтнической и межкультурной напряжённости и конфликтности в поликультурном обществе. Реализация таких фестивалей, нацеленных на выполнение важнейших социокультурных функции: воспитательной, развлекательной, просветительской, коммуникативной, что позволяет народам проживающим в Бурятии наладить межкультурный контакт и понимать аспект другой культуры, жить всегда в дружбе и в единстве.
23 февраля наши дети поучаствовали замечательной экологической акции по посадке сибирского кедра в местности Верхний Саянтуй. Акция была организована по инициативе Вишневского Николая Владимировича. Николай Владимирович уже несколько лет занимается восстановлением лесов России. Мы посадили семена сибирского кедра по его методике. Рассказал ребятам про сибирский кедр и провёл мастер - класс по правильной посадке кедра. Высадили более 7 гектаров кедрового леса - это 20 тысяч семян, примерно, вырастет 5000 взрослых деревьев.
Подобные акции имеют большое значение для подрастающего поколения. Дети надолго запомнят, как они своими руками посадили эти деревья.
Участие в таких акциях воспитывает экологическое воспитание, которое является неотъемлемой частью образования каждого ребенка и необходимым элементом в сохранении нашей планеты.
Итак, географическое образование уникально, цели его широки, задачи многообразны. Сам воспитательный потенциал неисчерпаем.
В заключении хочу сказать, что лучше географии предмета не сыскать, мир в географии огромен, стремитесь вы его познать.
Список литературы:
1. Душина И. В. Методика и технология обучения географии. М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002.
2. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» – 1№6. – С2.
3. Викторова Л.П. Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников. Дисс. д.п.н. /Рос.гос.пед.ун-т им.А.И. Герцена. СПб., 2002.
4. Душина, И.В. Методика преподавания географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. – М.: Московский лицей, 2002.
5. Новые взгляды на географическое образование / Под ред. В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 2003.
6. Бодня Т.В. Воспитательный потенциал проектно-исследовательской деятельности школьников, старший методист НМО МАУ ДО ДТД «Юниор»; Новосибирск, 2015.
15. Толстикова И. В. Воспитательный потенциал содержания географии как учебного курса современного образования, учитель географии МБОУ СОШ №1 г. Донецк Ростовской области, 2012.
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»
Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...
Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"
Цели: · Сформировать знание о составе и географическом положении региона.· Оценить природно – ресурсный ...
Учебно-исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала лицеиста на уроках географии
Творческий потенциал заложен в человеке, а уровень его реализации определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью личности, способностями, условиями, в которых она развивается. Учебно...
Развитие творческого потенциала в процессе изучения географии в 8 классе
Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей. Благоприятные возм...
Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.
В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...
ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)
Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...
Доклад выступления на секции учителей географии «Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО» 2023 г
Доклад:«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО» Скачать презентацию: https://disk.yandex.ru/i/ZeGG8u-0Lz9Kzg...