Рабочая программа краеведческого кружка
рабочая программа по краеведению на тему
Важнейшим методологическим принципом программы является установка на актуализацию культурной памяти учащихся (семейной, родовой, этнической, локальной). Именно в этом случае курс может стать эффективным. Значимое место в методическом обеспечении курса занимают самостоятельные исследовательские и поисковые работы учащихся: по культурной традиции своей семьи и рода, локальной традиции. Курс является информативным (дает объем историко-культурной информации), и методологическим: доминантна установка на овладение учащимися познавательными ключами, инструментарием познания окружающего культурного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_kraevedeniya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
г.Нягань
ПРОГРАММА
работы кружка
по краеведению
«Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
ИСТОРИЯ КРАЯ: ЛЮДИ И СУДЬБЫ»
(7-11 класс)
Руководитель кружка
учитель истории
МБОУ «СОШ №4»
Юркина Надежда Петровна
2013год
Пояснительная записка к программе по краеведению
«Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
ИСТОРИЯ КРАЯ: ЛЮДИ И СУДЬБЫ»
Школьное образование в аспекте регионального компонента должно создать условия для культурного самоопределения личности в рамках локальной и региональной традиции. Именно личность, осознавшая себя в ценностно-смысловом пространстве природного и культурного наследия родного края, способна на созидательную деятельность (интеллектуальную, хозяйственную, социальную, культурную). Функции исторического краеведения в контексте других типов знания о регионе (географическое и литературное краеведение) в наибольшей степени связаны с формированием локального самосознания, с процессами осмысления окружающей культурной среды и рефлексии над своим местом и ролью в ней (проблема «человек на своей земле»).
На протяжении многих десятилетий происходили централизация и унификация, целенаправленное разрушение традиционных механизмов культурного наследования, а, следовательно, стоящих за ними базовых типов самоидентификации личности, в том числе и локальной идентичности. Именно через локальную (и предшествующую ей в самоидентификации человека – семейно-родовую) среду личность входит в пространство культуры. Дискредитация локальной среды привела к целому ряду культурно-психологических последствий: негативно-пренебрежительное отношение к местной традиции; комплекс провинциализма; разрушение менталитета оседлости и т.д. В современной ситуации именно и только образование может создать условия восстановления механизмов социокультурного наследования.Только патриот своей деревни, города, края может стать настоящим патриотом России, процесс приобщения к патриотическим ценностям имеет только одностороннюю направленность: от «своего» места к Родине в целом.
Методологическое значение курса.
Актуализация культурной памяти.
Важнейшим методологическим принципом программы является установка на актуализацию культурной памяти учащихся (семейной, родовой, этнической, локальной). Именно в этом случае курс может стать эффективным. Значимое место в методическом обеспечении курса занимают самостоятельные исследовательские и поисковые работы учащихся: по культурной традиции своей семьи и рода, локальной традиции.
Курс является информативным (дает объем историко-культурной информации), и методологическим: доминантна установка на овладение учащимися познавательными ключами, инструментарием познания окружающего культурного мира.
Интегративность является принципиально важной характеристикой курса и воплощается в следующих формах:
- принцип интегративности соблюдается в комплексном подходе к собственно краеведческому материалу, но и обеспечивает методологическое пространство для «сопряжения» знаний, полученных при изучении традиционных школьных предметов. Курс является интегративной основой для всех видов урочной и внеурочной деятельности (формы досуга и т. д)
- курс может во многом определять методологию воспитательной работы
- курс способствует формированию научного мышления, определяет методы, направления и приемы научно-исследовательской работы школьников.
- курс актуализирует трудовую и творческую деятельность школьников.
- в курсе используется принцип комплексных проектов учебной, исследовательской и социокультурной деятельности.
ТИПОЛОГИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА.
- научно-популярные описания культурных реалий и явлений, нравов и обычаев, представлений о мире;
- историко-культурные обзоры исторических эпох, этнических традиций.
- обзоры различных точек зрения по спорным вопросам.
Словесные тексты для основного изучения
- тексты народных устных воспоминаний («история повседневности»);
- краеведческие описания, воспоминания, путевые очерки.
- этнографические описания и очерки;
- Визуальные материалы для основного изучения.
- географические карты; фотографии: пейзажные (природный и культурный ландшафт);историко-культурные (памятники архитектуры, явления культурного быта, люди и события); этнографические;
- рисунки, обладающие этнографической точностью (например, изображения этнографических предметов, планы традиционного жилища и т.д.);
- произведения изобразительного искусства
2. Вспомогательные материалы.
- Комментарии.
- Исторические и историко-культурные справки.
Имеется в виду информация энциклопедического характера, дополняющая основной изучаемый материал.
2.3. Термины.
2.4. Рубрика «Это интересно!».
Сведения отличаются своей занимательностью, курьезностью, сюжетностью или интерпретационным характером. Здесь изучаются сведения, дающие возможность расширить представления об изучаемом явлении.
2.5. Биографические справки.
Изложение биографии персоналий.
2.6. Лингвистические справки
Диалектные слова, фразеологизмы. Этимология.
2.7. Схемы, таблицы, графики.
- Указатели, хронологические таблицы, словарики.
- Материалы музеев г.Нягани и Х-Мансийска
- Материалы, выявленные учащимися в ходе самостоятельной поисковой работы: фотографии, документы, памятники бытовой письменности из семейных архивов; вещи-реликвии; записи устных воспоминаний, сделанные учащимися.
Умения и навыки.
1.Усвоение приемов историко-культурного моделирования.
- Элементы кросс-культурного анализа: сопоставление артефактов разных культурных традиций.
- Элементы культурологической атрибуции: умение определить эпоху, этническую традицию и т.д.
- Умение описывать культурные, исторические факты.
- Навыки работы с источниками.
- Навыки работы с энциклопедиями и словарями.
- Навыки поисковой работы. Использование Интернета.
- Навыки комментирования.
Программа построена по историческому принципу: выделяются наиболее значимые в истории края эпохи историко-культурные феномены. Для каждой темы обязателен биографический компонент – рассказ о наиболее яркой судьбе, олицетворяющей эпоху.
Одна из задач курса – приобщение школьников к историко-биографическому методу познания, что вполне соответствует особенностям возрастного восприятия.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КУРСА.
ЭПОХА ССЫЛЬНЫХ ВЕЛЬМОЖ.
Тобольский Север как место государственной ссылки в ХVII-ХVIII вв. Князь Меншиков в Березове. Фрагменты биографических книг о Меншикове. Образ Меншикова в художественной литературе. Народные предания о Меншикове и его семье. Семейство Долгоруких в Березове. Текст для изучения: «Своеручные записки княгини Н.Б.Долгорукой» (возможно, фрагменты).
НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ ТОБОЛЬСКОГО СЕВЕРА.
Академические изыскания и путешествия ХVIII в. Миллер, Штейниц, Делиль и т.д. Фрагменты их путевых записок. Путешествие Василия Зуева. Краткий биографический очерк. Фрагменты «Описания живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедцов». Как описывали и воспринимали культуру коренных народов Сибири в ХVIII в.?
Литература.
Путешествия по Обскому Северу. Григорий Новицкий. Василий Зуев. Тюмень, 1999.
ДЕКАБРИСТЫ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ.
Краткий историко-культурный обзор: «Декабристы в Сибири». Семья Фонвизиных в Тобольске и ее роль в культурном и образовательном развитии города. Фрагменты воспоминаний о Фонвизиных. Фрагменты сочинений декабристов о Сибири.
ТОБОЛЬСКИЙ СЕВЕР ГЛАЗАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в.
Представление о политической ссылке второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Как воспринимали Север и его жителей политические ссыльные? Демократическое восприятие: фрагменты воспоминаний Д.Лейкина, Л.Лойко, С.Швецова. Ссыльные политические, ставшие этнографами (К.Гомолецкий, И.Неклепаев). Фрагменты их этнографических очерков.
Троцкий в Березовской ссылке и его побег.
Литература.
Тобольский Север глазами политических ссыльных ХIХ-начала ХХ века. Екатеринбург, 1998.
Дополнительная литература:
Коняев Н. Возмездие, или Версия жизни и смерти гражданина из гор. Березова Коровьи-Ножки // Коняев Н. Отголоски-отзвуки. Тюмень 2000.
УЧЕНЫЕ, ПУТЕШЕСТВИЯ НА ТОБОЛЬСКИЙ СЕВЕР.
Иностранные путешественники (Кастрен, Карьялайнен, Сирелиус, А. Брэм и др.). Фрагменты из путевых записок, показывающие разное восприятие северной жизни. Русские путешественники (К.Носилов, Инфантьев, Скалозубов и т.д.).
УЧЕНЫЕ-УРОЖЕНЦЫ ЮГРЫ.
Лопарев Хрисанф Мефодьевич. (1862-1918), археограф, историк, филолог, уроженец с. Самарова.. Краткий биографический очерк. Фрагменты книги Х.М.Лопарева «Самарово».
Фрагменты переписки Лопарева с земляками.
КУЛЬТУРНЫЙ БЫТ ТОБОЛЬСКОГО СЕВЕРА В ОПИСАНИЯХ РУБЕЖА ХIХ-ХХ вв.
Культурная среда города Березова по описанию «Семейной хроники» Ф.Ф.Ларионова. Биографический очерк о семействе Ларионовых. Сопоставление с фрагментами этнографических очерков о Березове.
МИР ЦАРСКОЙ АРМИИ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.
Представление о рекрутском наборе и воинской повинности до революции. Народный рекрутский обряд. Рекрутские причитания. Подборка рекрутских частушек. Фрагменты дневника новобранца 1913 года (Солдатушки, бравы ребятушки…» (Дневник новобранца) / Публикация В.К.Белобородова // Подорожник. Краеведческий сборник. Вып. 2. С. 57-90. Вып. 3 С. 116-149..
Локальный компонент.
Исследовательская работа школьников по выявлению материалов и памяти о первой мировой войне в семейных архивах.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА СЕВЕРЕ.
Краткий исторический обзор событий. Народная память о Гражданской войне. Судьба Платона Лопарева (1890-1938), героя Гражданской войны. Революционная любовь: Платон Лопарев и Клавдия Доронина (фрагменты переписки). Фрагменты воспоминаний П.Лопарева о Гражданской войне (рукопись из фондов Ханты-Мансийского Музея природы и Человека.
ВОССТАНИЕ 1921 г.
Краткая историческая справка. Народные рассказы и предания о 1921 годе. Судьба Липецкого Алексея Ефимовича (1881 – после 1932). Биография Липецкого (по В.К.Белобородову). Народные легенды и предания о Липецком. Повесть-сказание Е.Айпина «Божье послание» (Подорожник. Краеведческий сборник. Вып. 1. С. 43-58).
Дополнительная литература.
Смирнов Н. Мятеж. Повесть. Нижневартовск, 1997.
Г.М. ДМИТРИЕВ-САДОВНИКОВ, учитель, этнограф, участник восстания 1921 г..
Биографический очерк Дмитриева-Садовникова. Маршруты этнографических экспедиций и фрагменты экспедиционных дневников. Очерк «Изучение Родины». Подборка стихов Дмитриева-Садовникова..
Литература:
Дмитриев-Садовников Г.М. Версты и строки. Екатеринбург, 1998.
Дмитриев-Садовников Г.М. Экскурсия по р. Сосве и др. в 1919 году. Дневник экспедиции // Лукич.200. № 4. С. 6-63.
ЭПОХА РЕПРЕССИЙ.
Судьба спецпереселенцев на Тобольском Севере. Подборка устных и письменных воспоминаний. Песни и стихи, бытовавшие среди спецпереселенцев.
Казымское восстание (по воспоминаниям местных жителей).
Литература.
Политические репрессии 1930-1940-х годов в воспоминаниях и личных документах жителей Ханты-Мансийского округа. Сборник документов. Вып. 1. Ханты-Мансийск, 2002.
Наша общая горькая правда. Историко-краеведческий сборник. Ханты-Мансийск, 2004.
Локальный компонент.
Изучение работы школьников МОУ «СОШ № 4» о судьбах спецпереселенцев, жителей г Нягани.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.
Югра во время войны (исторический обзор). Подборка фронтовых писем (с комментариями). Фрагменты воспоминаний И.Н.Каскина о войне (из журнала «Югра»). Подборка устных рассказов о войне. Песни военного времени из фронтовых блокнотов и песенников.
Локальный компонент.
Выявлению материалов о Великой Отечественной войне (фронтовые письма, интервью с ветеранами и т.д.).
ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧИТЕЛЯ ЮГРЫ ХХ СТОЛЕТИЯ.
А.С.Знаменский (1898-1982), сургутский учитель, краевед, композитор, философ. Очерк о родословной Знаменского и его биографии (по В.К.Белобородову). Фрагменты воспоминаний учеников о Знаменском. Подборка записей из книги философских фрагментов «Летающие мысли».
Литература.
Тропа жизни учителя Знаменского. Ханты-Мансийск, 1998.
Белобородов В.К. Жизнь от начала до конца // Подорожник. Краеведческий сборник. Вып. 2. Ханты-Мансийск, 2002.. С. 123-163.
Локальный компонент.
Исследовательская работа школьников по истории школы №4, судьбы выдающихся местных учителей.
ЭПОХА ОТКРЫТИЯ НЕФТИ И ГАЗА.
Краткий исторический обзор геологических изысканий на Севере. Открытие Березовского месторождения. Усть-Балык. Шаим. Самотлор. Легендарные судьбы первооткрывателей (Быстрицкий, Салманов, Эрвье). Фрагменты опубликованных воспоминаний первооткрывателей. Подборка устных воспоминаний участников событий. Популярные песни эпохи открытия нефти.
Локальный компонент.
Интервью с ветеранами-нефтяниками, поиск материалов по нефтегазодобычи.
Дополнительная литература.
Очерковая и мемуарная литература. Например: Бембель Р., Шмелева Е. «Березово – пуп Земли! Плюс научные фантазии // Подорожник. Краеведческий сборник. Вып. 3. Тюмень, 2003. С. 99-114 Подборка прозаических и поэтических текстов местных авторов, посвященных эпохе нефти и газа.
ТРАГЕДИЯ АФГАНСКОЙ И ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙН.
Афганские события: историческая справка. Судьба «афганца», уроженца Югры.. Подборка песен времен афганских событий.; фрагменты альбомов солдат, прошедших Афганистан..
Чеченские события: историческая справка. Судьба погибшего солдата (например. В.Антонова из с. Болчары). Письма из Чечни. Стихи солдат, воевавших в Чечне.
Дополнительная литература.
Время «Ч» «О Чечне и не только. М., 2001. (из сборника могут быть выбраны тексты для изучения на уроках).
Локальный компонент.
Материалы о судьбах местных уроженцев, участников афганских и чеченских событий.
ПЕРВЫЙ ГУБЕРНАТОР ЮГРЫ (А.В.Филипенко).
Краткая биография. Подборка интервью.
ПАНОРАМА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ, спортивной ЖИЗНИ ЮГРЫ.
Методологические ориентиры курса.
Понятие «региона», «края».
Настоящая программа основана на культурологических принципах изучения региональной истории.
С точки зрения современных комплексных (культурологических или культурно-антропологических) методов гуманитарной науки термин «регион» понимается как историко-культурная и природная территория, уникальность которой складывается из множества составляющих, слитых в ценностно-смысловой целостности, которая может возникнуть только в антропологическом опыте, то есть через жизнедеятельность человека. Согласно методологическим построениям французского историка Ф.Броделя, регион (в терминологии Броделя – «край») понимается как особый «мир» с присущими только ему природным и культурным пространством, формами жизнедеятельности, образом мышления и мироощущения.
Главная цель регионального компонента в образовании – это вхождение учащихся в региональную культурную традицию; нельзя войти в совокупность цифр, дат и понятий, тем более нельзя существовать в ней, жить можно только в мире смыслов, воплощенных в ландшафте, вещах, хозяйственной деятельности, поступках, жестах, словах. Тогда на первый план выходят те пласты местной культурной истории, которые как раз и ускользают от всех разновидностей краеведения, но именно они в первую очередь актуальны для самого существования человека в реальности: история культурного ландшафта; история нравов и обычаев; история социальных отношений и местных социальных институтов; история хозяйства, промыслов и ремесел; история вещей; история менталитета (представлений о мире); история имен и фамилий и т.д. Именно эти пласты культурной истории и являются объектом изображения и рефлексии в региональном курсе.
Жизнь человека в повседневности, определенная локальной социокультурной средой, по природе своей интегративна. Сначала надо войти в этот «особый мир», который представляет собой регион, сориентироваться в нем, научиться понимать его, чтобы опыт художников, писателей, путешественников в познании и понимании этого мира стал значим для учащихся.
Данная программа ориентирована прежде всего на историко-культурные границы, поэтому предметом рассмотрения является уникальная историко-культурная зона Обь-Иртышского Севера (Тобольского Севера), южная граница которой фактически совпадает с границами ХМАО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"
данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...
Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"
Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...
Рабочая программа краеведческого кружка « История школы и моего поселка».
Рабочая программа краеведческого кружка составлена на основе авторской программы « История школы и моего поселка», автор Перепеличенко Г.В Программа предназначена ...
Рабочая программа краеведческого кружка "Родник"
Программа кружка «Родник» направлена на изучение истории Белгородской области, Валуйского района, своей Малой Родины, ее местных событий, явлений в трех временных измерениях: прошлого – на...
рабочая программа краеведческого кружка "Кладоискатели"
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельност...
Рабочая программа краеведческого кружка
рабочая программа краеведческого кружка...
Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".
Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....