Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".
рабочая программа (краеведение, 6 класс) по теме
Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kraeved.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа написана для историко-краеведческого кружка «Юный краевед», работающим на базе музея МАОУ «Голышмановской СОШ № 2». Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Цели и задачи, поставленные в данных документах в школе в рамках учебной деятельности выполнить очень не просто. В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная. Для успешного решения поставленных государством задач и была создана данная программа, в которой основной и ведущей идеей является патриотизм. Автор программы предлагает приблизить и сделать доступным прошлое нашего края через интересную науку – краеведение. Практика показывает, что, изучая историю зарубежных стран, или историю России, учащиеся не достаточно хорошо знают историю родных мест. Данная программа знакомит обучающихся с историей РП Голышманово и Тюменской области в разные исторические эпохи.
Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка; на взаимодействие педагога ДО с семьёй. При работе над программой автор познакомился со многими аналогичными проектами. Программа дает возможность получить навыки экскурсовода музея, узнать историю родного поселка.
Цель: познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в тюменской области с историей родного края.
Задачи:
- Овладеть системой знаний по истории тюменской области, способствовать развитию творческих способностей школьников, овладеть приёмами экскурсоводческой деятельности и ораторского искусства.
- Через память к прошлому воспитывать ответственность за судьбу своей родины, за её будущее. Способствовать формированию чувства патриотизма.
- Создать устойчивый интерес к прошлому своего края, стремление к самостоятельному поиску краеведческого материала. Программа написана для детей 12 – 15 лет.
Психологическая характеристика возраста обучающихся.
Данный возраст является определяющим для становления человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У них активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор. В этот же период они учатся принимать социальные нормы, и случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным. Думаю, что занятия в историко-краеведческом кружке «Юный краевед» разовьют психологические качества личности, способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.
Принципы обучения предполагается использовать как традиционные, так и личностно ориентированные. В организации работы кружка проявляется принцип преемственности, системности, воспитания в коллективе. А при подготовке к научно-практической конференции, более ярко проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:
- Самоактуализации
- Индивидуальности
- Выбора
- Творчества и успеха
- Доверия и поддержки
Методы, приёмы и технологии.
На занятия отводится 60 часов в учебный год (2 часа в неделю). Для наиболее прочного усвоения программного материала автор программы считает уместным использование следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса:
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Проблемного изложения
- Частично-поисковый
- Исследовательский
- Наглядный
- Контроля
Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и обработка материала для определенной темы). При реализации программы автор намерен использовать следующие технологии:
- Личностно-ориентированное обучение
- Индивидуализация обучения
- Информационные
- Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования)
- Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, экскурсии).
Формы организации занятий
Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций, проведение классных часов, контрольные зачеты, экскурсии.
Режим занятий:
На занятиях поочередно сменяют друг друга старшая и средняя группы обучающихся
Ожидаемые результаты
В ходе усвоения данной программы, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника:
- Знает фактический материал по истории школы, поселка, тюменской области, выступает на классных часах, работает с отдельными экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему.
- Свободно владеет фактическим материалом по истории тюменской области, имеет прочные навыки экскурсовода, выступает со своей научной темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с историей России.
- Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады, статьи, исследовательские работы.
- Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность защищать Родину.
Формы подведения итогов реализации программы.
Текущий контроль | Итоговый контроль |
Знания экспозиций и фондов, организация выставок, проведение экскурсий, классных часов. | Участие в научно-практических конференциях школы, города. |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
№ | Названия разделов | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения. | 1 | 1 | 2.10.2014 | |
2 | «Природные условия нашего края в разные исторические эпохи». | 2 | 2 | ||
3 | Заселение Сибири. | 9 | 9 | ||
3.1 | Племена каменного и новокаменного века. | 1 | 1 | ||
3.2 | Верования древнейших жителей прииртышья. | 1 | 1 | ||
3.3 | Племена бронзового и железного века. Изменение в жизни сибирских племен. | 1 | 1 | ||
3.4 | Наш край в эпоху Великого переселения народов. | 1 | 1 | ||
3.5 | Наш край в 6-10 вв. | 1 | 1 | ||
3.6 | Наш край в 10-15 вв. | 1 | 1 | ||
3.7 | Первое проникновение русских в Сибирь. | 1 | 1 | ||
3.8 | Освоение Сибири в новое и новейшее время. | 2 | 1 | 1 | |
4.1 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | 1 | 1 | |
4.2 | Познавательная экскурсия в областную библиотеку. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Школа, в которой я учусь | 20 | |||
5.1 | История школы № 2: прошлое и настоящее. Работа с фондами, исследования учащихся. | 8 | 4 | 4 | |
5.2 | Экскурсия по краеведческому школьному музею | 2 | 2 | ||
5.3 | Музееведение. Изучение экспонатов музея. Пополнение экспонатов и архивов. | 6 | 6 | ||
5.4 | Экскурсия в школьную библиотеку | 2 | 1 | 1 | |
5.5 | Защита проекта « История школы, в которой я учусь» | 2 | 2 | ||
История моей семьи | 10 | 10 | |||
7 | Исследовательская деятельность (работа с экспонатами, фондами библиотек). | 13 | 6 | 7 | |
Итоговое занятие. | 1 | 1 | |||
Всего | 60 ч. |
Список литературы:
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
2. Гончаренко А.А. Наш край. Природа. Народы. Первобытная история. Культура: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2001.
3.Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
4. Сибирь в составе Российской Империи. – М.: Новое литературное обозрение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Географ-краевед"
Рабочая программа дополнительного образования по географии "Географ-краевед" расчитана на учащихся Владимирской области, Суздальского района. Возраст учащихся 10-16 лет. Программа расчитана на 2 года....
Рабочая программа кружка "Юный краевед"
Данная рабочая програма разработана для того, чтобы сформировать представление об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории села, района, о вкладе, который...
Рабочая программа кружка "Юные краеведы"
Рабочая программа используется в дополнительном образовании по истории как региональный компонент....
рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" для учащихся 5-6 классов
Программа историко-краеведческого кружка «Юный краевед» разработана и ориентирована на обучающихся 5 класса МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ». Пр...
Рабочая программа Клуба юных краеведов любителей поэзии МАОУ Иволгинская СОШ
Рабочая программа Историко-краеведческий музей имени Аф.А.Гаськова...
Рабочая программа ОДОД «Юный Краевед»
Рабочая программа ОДОД «Юный Краевед»...
Рабочая программа краеведческого кружка «Юный краевед» для обучающихся 5 класса
Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духов...