Рабочая программа краеведческого кружка
рабочая программа по краеведению на тему
рабочая программа краеведческого кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
АКСАЙСКИЙ РАЙОНН, Х. ОСТРОВСКОГО
_________________________________________________________________________________________
(территориальный , административный округ (город, район, поселок)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО РАЙОНА
ОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УТВЕРЖДАЮ___________________
Приказ № ____ от_____ ____________ 2014 г
Директор МБОУ Островской сош
Шаповалов А.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
краеведческого кружка
"По малой родине моей"
руководитель: Беляева Е.М.
Год: 2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Представленная программа рассчитана на учащихся 6 - 8 классов (12 – 15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.
В программе кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:
-Изучение родословной;
- Изучение истории, географии села;
- Изучение географии Ростовской области
Цели и задачи:
- Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего посёлка, школы;
- развивать способности и умения самостоятельно работать с источниками
- Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников
- Приобщить школьников к поисково - исследовательской работе
- Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам
- Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Основные методы обучения:
- Практические
- рассказ педагога и рассказы детей
- беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини - сочинения
- Походы, экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
Что должны знать и уметь воспитанники:
- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
- Составлять доклады, рефераты
- Оформлять дневник похода
- Применять полученные знания на практике
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся один раза в неделю по 2 часа. Длительность изучения 68 часов в год.
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий в районный краеведческий музей;
- сбор материалов;
- оформление материалов экспедиции;
- участие в краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
№п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. «Моя родословная» (16 ч) | ||||
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | 2 | |
2 | Наука генеалогия | Беседа о науке генеалогии | 2 | |
3 | Имя твое и фамилия что – то – же означают! | Что означает твое имя, фамилия. Самостоятельно найти в книгах. | ||
4 | Моя семья. Семейные традиции. | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители. | 2 | |
5 | Летопись семьи | Составление генеалогического древа семьи. Оформление презентации, мини – сочинения (работы по изучению биографии своих предков) | 4 | |
6 | Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» | Работа по изучению биографии своих предков. | 4 | |
Раздел 2 «Малая родина - моя деревня» (24 ч) | 4 | |||
7 | Моя школа - мой дом. Учителя нашей школы, учителя-ветераны. | Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. Сбор материала об учителях села, учителях – ветеранах. | ||
8 | Реставрация церкви на селе | Изучение истории церкви, сбор информации | 6 | |
9 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Беседа. Составление небольших рассказов о своем дворе, о своей улице. | 2 | |
10 | х. Островского | Когда образовался хутор? Сбор материала о названиях улиц села, что означают эти названия. В честь кого назван хутор. | 4 | |
11 | Люди моего села | Кто живет в нашем хуторе. Долгожители, старожилы, самые распространенные фамилии. (сбор материалов) | 2 | |
11 | Мое село на карте страны. | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | 2 | |
12 | Фотовыставка “Живи, родное село!” | Сбор фотографий с видами села. | 2 | |
13 | Защита проекта «История моего села» | 2 | ||
Раздел 3. География Ростовской области (30 ч) | ||||
14 | Ростовская область на карте России. | Изучение географического положения РО. Знакомство с соседями, границами РО | 2 | |
15 | Аксайский район на карте Ростовской области | Изучение географического положения Аксайского района. Знакомство с соседями, границами Аксайского района | 2 | |
16 | Минеральные ресурсы Ростовской области. Характерные черты рельефа Ростовской области. Природные и антропогенные формы рельефа, характерные для Ростовской области. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования минеральных ресурсов. Образование и развитие оврагов. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, ее последствия. | 1. Описание форм рельефа своей местности. Приборы и учебные материалы: Топографическая карта или план, рулетка, линейка, атлас Ростовской области. Структура работы:
| 4 | |
17 | Особенности гидрографической сети Ростовской области. Р. Дон и её притоки: основные гидрологические характеристики. Озеро Маныч-Гудило - уникальный водоем. Водохранилища, каналы и пруды – характерные антропогенные водные объекты нашего края. Экологические проблемы рек, озер, Азовского моря. |
Структура работы:
2.Описание географического положения Азовского моря (по плану). 3. Характеристика речной системы р. Дон (по плану). 4.Нанесение на контурную карту Ростовской области основных водных объектов края. | 4 | |
18 | Сезоны года на Дону. Опасные климатические явления и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Влияние хозяйственной деятельности человека па климат нашего края. | Организация наблюдений за погодой своей местности*. Приборы и учебные материалы: срочный термометр, барометр-анероид, флюгер, гигрометр аспирационный или волосяной, осадкомер, журнал для записи наблюдений, атлас Ростовской области. Структура работы: 1. Отработка методики сбора метеоинформации с помощью простейших приборов; 2. Построение графика изменения температуры и облачности своей местности в январе (на основе личных наблюдений) и июле (по данным за прошлые года). Анализ полученных данных и данных климатической карты Ростовской области. 3. Построение графика суточной температуры воздуха, определение суточной амплитуды температур. 4. Построение и анализ годового графика температуры воздуха в х. Островского, определение годовой амплитуды температур. 5. Построение розы ветров своей местности. | 4 | |
19 | Особенности животного мира Ростовской области. Адаптация животных к природным условиям региона. Рыбные запасы и рыборазведение. Использование и охрана животного мира Ростовской области. | Описание типичных животных для Ростовской области | 4 | |
20 | Растительность Ростовской области зональная и иитразональная. Естественные и антропогенные леса. Приспособление растительности к особенностям климатических условий нашего края. Основные типы почв на территории Ростовской области, условия их образования. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. | 1. Описание типичных растительных сообществ своей местности. Приборы и материалы: папка и бумага для сушки гербария, этикетки, совок- копалка или широкий нож. Структура работы: 1. Выделение типичных растительных сообществ. 2. Описание составляющих их растений и условий их обитания. 3. Составление гербария типичных для данной растительности сообществ. | 4 | |
21 | Сохранение растительного и животного мира Донского края. Заповедники, заказники и уникальные природные объекты. | Сбор информации о способах сохранения растительного и животного мира Донского края, о заповедники, заказниках и уникальных природных объектах Ростовской области. | 4 | |
22 | Защита проекта «Природа Ростовской области» | 2 |
Литература:
- Алексенко В.Н., Мартынова М.И. «География Ростовской области: учебник. - Ростов-на-Дону; ООО «Терра»; 2005.
2. Андрианов В.И., Терещенко А.Г. «Донские памятники». Ростов н/Д, 2001.
3. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». -Ростов на Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2006.
4. Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004.
5. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
6. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. обл. ИУУ, 1995.
7. Хрусталев Ю.П. и др. «Природа, хозяйство и экология Ростовской области» 2002.
8.Ресуроы интернет. Википедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"
данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...

Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"
Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...
Рабочая программа краеведческого кружка « История школы и моего поселка».
Рабочая программа краеведческого кружка составлена на основе авторской программы « История школы и моего поселка», автор Перепеличенко Г.В Программа предназначена ...

Рабочая программа краеведческого кружка "Родник"
Программа кружка «Родник» направлена на изучение истории Белгородской области, Валуйского района, своей Малой Родины, ее местных событий, явлений в трех временных измерениях: прошлого – на...

рабочая программа краеведческого кружка "Кладоискатели"
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельност...

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".
Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....

Рабочая программа краеведческого кружка
Важнейшим методологическим принципом программы является установка на актуализацию культурной памяти учащихся (семейной, родовой, этнической, локальной). Именно в этом случае курс может стать эфф...