Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

Васильева Елена Павловна
Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством поэтов Калужской области. Воспитывать у учащихся морально – ценностные чувства, в частности, любовь к Родине. Методические приемы урока : рассказ учителя, исследовательская работа учащихся (рефераты, выставка книг, выступление), творческие работы учащихся ( сочинение – рассуждение на тему «Моя деревня», выразительное чтение наизусть, применение ИКТ (демонстрация презентации)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Современные  поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе.

(Урок внеклассного чтения в 5 классе.)

Цели урока:

Познакомить учащихся с творчеством поэтов  Калужской области.

Воспитывать у учащихся морально – ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.

Методические приемы: рассказ учителя, исследовательская работа учащихся  (рефераты, выставка книг, выступление), творческие работы учащихся ( сочинение – рассуждение на тему  «Моя деревня»,  выразительное чтение наизусть, применение ИКТ (демонстрация презентации)  

Оборудование: Компьютер, медиапроектор, экран.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.  

Тема сегодняшнего урока «Современные  поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе".  Сегодня мы окунемся в мир поэзии, почитаем стихи и поделимся своими чувствами.

      II. Беседа.

1. Что для вас понятие Родина?  (ответы детей)

 Спасибо, вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно.

  Заглянем в словарь Ожегова.

 Словарная работа.

2. Подберите однокоренные слова к слову Родина.

(Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род.)

Итак, мы видим, Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, то есть с малой Родины. Малая Родина – это, то место где родился и вырос человек. А для нас с вами малая Родина эта Калужская область, города,  деревни в которых мы живем, речки, леса которые нас окружают.

3. Эта тема находит отражение в лирике современных поэтов Калужской области.

Давайте познакомимся с ними и с их стихотворениями.

4. Демонстрация презентации.  Первый поэт, о котором я хотела бы вам рассказать это

 Рудольф Васильевич  Панферов (1 слайд)

(р. 3. 06. 1937)

Род. в г. Тюмень. Окончил Калужский пед. ин-т. Был членом КПСС (с 1960), член КПРФ. Работал в калужской молодежной газ., инструктором горкома КПСС и зав. отделом райкома КПСС в Калуге, гл. редактором, затем председателем Калужского телерадиокомитета, обозревателем, затем зам. редактора газ. "Знамя" (1992—97). Помощник председателя Законодательного собрания Калужской обл. (с 1997).

Печатается с 1961: альм. "На берегах Оки". Автор кн. стихов: Полустанок весны. Тула, 1966; Отзовись! Тула, 1975; Взгляд. М., 1981; Золотые лады. Тула, 1982; Горит свеча. М., "Столица", 1993; Мы в этом храме только двое. Калуга, "Золотые ворота", 1994; В садах любви. Калуга, "Золотая аллея", 1997. Выпустил также кн. публицистики: Пир патриотов. Обнинск, "Принтер", 1998.

Член СЖ СССР (1968), СП СССР (1982). Академик Петровской академии наук и иск-в (с 1999). Избирался депутатом райсовета, горсовета, Законодательного собрания Калужской обл.

Награжден медалями "За доблестный труд", "Ветеран труда" Живет в Калуге.

Стихотворение « Мой город»

На свете много городов,

Но есть один любимый город,

Светла печаль его садов,

Прошли века, а он все молод.

Тобой гордится,  млад и стар,

Ты для души моей икона,

Императрицы вольный дар –

Твоя алмазная корона.

России синеокая краса,

Старинных колоколен голоса,

Твоей истории страницы золотые:

Мечтатели, купцы, мастеровые.

Ты стал началом всех начал,

Отсюда к звездам пролегла дорога,

Счастливый жизненный причал

И взлет от, отчего порога.

Благословляю милый край,

Слова сердечные сказал я другу:

Живи и благом украшай,

Храни любимую Калугу!

  Каким он нарисовал Калугу ?  Он называет её « России синеокая краса, любимый город»

Знакомство с книгой Панферова Р. « Золотые лады»

 Следующий  поэт это Авдонин Александр Николаевич ( слайд 2) он говорит: « Малая родина, как и война,  вечно присутствует в моей душе и стихах»  Родился он в 1923 году в селе Лопатино Тарусского района Калужской области. Участник и ветеран Великой Отечественной войны. После войны заочно окончил МГУ. В 1947 году стал печататься в газете « Советский воин», позже его стихи появились и в журналах «Смена», « Октябрь», « Сельская молодежь», «Наш современник», « Огонек». Первая книга стихов вышла в 1958 году. Работал зав. отделом  областной молодежной газеты,  редактором Калужского отделения Приокского книжного издательства. Имеет государственные награды. Умер в 1993 году.  

 Отрывок из лирической повести « Тарусский причал»  нам расскажет Зинин Дима.                                                            

Есть город с названьем Таруса,

Негромкий глубынь – городок.

Ничем не известный, неброский

И время, когда Паустовский

 Приедет, еще далеко.

Еще он глухой, деревенский,

Почти допотопной поры

От самой горы Воскресенской

Почти до Игнатской горы.

Тропинка знакомого сада

От вешнего цвета бела

Таруса – речная прохлада,

Вечерняя сизая мгла.

Окрестных лесов отголоски

И всюду,  от солнца светлы,

Березки, березки, березки-

Прямые, как свечи стволы.

Здесь тихо.

Лишь катер причалит –

И сразу услышишь гудки,

И веет старинной печалью

От синего плеса  Оки.

О каких речках говорится в стихотворении?

 Я сейчас прочитаю вам еще одно стихотворение Александра Авдонина.  Учитель   читает стихотворение

 « Деревенские ребята»

Дай им вырваться только на волю-

И, глядишь, запылят табуном,

Потому что им лес или поле –

Это тот же родительский дом.

Любят землю и страстно и нежно.

Знает каждый малец – оголец

И когда расцветает подснежник,

И когда прилетает скворец.

Разбираются, как говорится.

С малых лет (что твои знахари?),

Где цикорий, а где медуница,

Колобродят до самой зари,

Озерки и речушки в округе

Перемерят вплавь или вброд.

И какая где ловится щука

Знают  точно, где окунь клюет.

И по лужам илистым, липким

Звонко шлёпают. Ух, лихачи!

Только цыпки, проклятые цыпки

Ноют ночью, да так, хоть кричи.

Всё у них на виду, на примете –

Лай собак  и мычанье коров,

Да и музыки вроде б на свете

Лучше нету, чем гул тракторов

Обшныряют поляны и долы

И обшарят кусты и холмы,

И придут они осенью в школу –

Все от солнца и ветра  черны.

А когда снег повалит лохматый –

Есть утеха у них и в зиме…

Деревенские эти ребята

 Будут твердо ходить по земле.

Угадайте, как называется это стихотворение?

Знакомство с книгами А. Авдонина « Над вечной рекой» и «Поле жизни»

Следующий автор  это Трефилов Владислав  Васильевич (3 слайд)  

(р. 6. 06. 1953)

Род. в с. Ташла Оренбургской обл. в семье служащих. Окончил ист.-филол. ф-т Оренбургского пед. института (1978). Работал журналистом в Оренбургской обл. (1978—81), учителем в школе (1979—80), в 1981 году переехал в Калугу, работал бригадиром военизированной охраны (1985—91), директором Ассоциации деятелей культуры и иск-ва в Калуге (1991). Директор изд-ва "Золотая аллея" (с 1991).

Автор кн. стихов: И дым отечества... Челябинск, 198—3; Сенокос. М., 1984; Острова тишины. Тула, Приокское изд-во, 1989; По солнечному расписанию. Тула, Приокское изд-во, 1991; Мгновение. Калуга, "Золотая аллея", 1994; Полотняный завод. Калуга, "Золотая аллея", 2000. Член СП России (1995).

Премия им. И. и П. Киреевских (2001). Живет в Калуге.

Стихотворение прочитает нам Гаранин Алексей

                  ***

Мой голос  тих и не значителен,

А сам я – парень молодой.

Работаю в селе учителем.

Хожу к колодцу за водой.

Колю дрова.

Солю соления.

Храню заботливо огонь.

И в небольшом моем селении

Я значим, как любой другой.

Понятна мне такая значимость

И потому – не тяжела.

 Из-за нее переиначивать

Не надо мысли и дела.

Коси траву еще до завтрака.

Купайся в речке голубой.

Будь пастухом, механизатор,

Учителем, самим собой.

Знакомство с книгой В. Трефилова « Мгновение»

Следующий поэт Волков Валентин Алексеевич.  ( о нем расскажет нам Мартьянов Игорь)

 родился в 1936 году в селе Ивановское Калужской области в крестьянской семье.

Окончил Литературный институт имени Горького. Печатался как поэт с 1950 года.

Автор книг: «За Калугою, за Окой»,  «Солнечный букет», «Улица ветра», «Метелица-жизнь», «Подкова счастья», «Последняя невеста», «Поле светимости», «Жаворонки над снегом», «Молоко от бешеной коровы», «Золотая аллея» и др.

Состоял в Союзе писателей с 1964 года. Лауреат премии Леонида Леонова (1998).

Жил в Калуге. Умер В. А. Волков в 2009 году.

Большинство стихов, посвящено природе Калужской области

             ***

Вот некоторые из них:

Ушли снега, растаяли, с полей,

Остались только в памяти моей.

Но в воздухе ещё не ожила

Знакомая устойчивость тепла .

Её мало солнца, мало тишины,

Ей ветры люты, зори холодны.

А сонные затишинки тепла

Не могут, чтобы роща зацвела.

Ушли снега. Давно ушли снега.

Но не светлеют травами луга.

Но не шумят ни цветом, ни листвой

Черёмухи у нас над головой.

Они мертвы и холодны, как лёд,

Пока сама земля не отойдёт.

ЧЕРЁМУХА

Расцвела черёмуха

Белей молока.

Расцвела черёмуха-

Пошла по рукам.

Понесли черёмуху, повезли.

Разменяли, белую,

На рубли.

К августу ни ягодки
не уберегла.

Не поймёт черёмуха,

Для чего цвела.

Знакомство с книгами « Поле светимости» и « Глагол молчания»

Следующий поэт Ермаков Валентин  Михайлович 

(р. 15. 10. 1933) в этом году ему исполнится 80 лет.

Родился в с. Ильинское  Калужской обл.  в  крестьянской семье. Окончил Люблинский техникум трудовых резервов и Литинститут. Работал в издательствах "Сов. Россия" и "Современник". 30 лет руководил литобъединением в Обнинске, где живет и поныне.

Автор кн. стихов: Черемуха. М., 1966; На Ивановском лугу. М., 1968; Большое небо. Тула, 1970; Мои любимцы. М., 1973; Цветы на меже. Тула; Радуга любви. Калуга, 1990; Так задевало душу. Калуга, "Золотая аллея", 1993.

Член Союза Писателей СССР (1967).

Его стихотворение прочитает нам Юля.

                         ***

Дом в деревне - тружусь в столице.

Бремя долгих дорог несу.

Воскресенье-

Пора лечиться,

И не  где- нибудь, а в лесу.

Капля крови дремуче - древней

Не остыла ещё во мне:

Я – древлянин,

И без  деревьев
Мне и жизнь – не жизнь на земле.

Я родился вблизи Медыни.

Выйдешь из дому после сна:

Горизонты лесные - Сини!

Близь лесистая - Зелена!

По-над речкой

Скирдой огромной

Ивы, ольхи из края в край.

И такие густые кроны!-

Как по кочкам, по ним шагай.

Быстроногий от  зябкой рани,

В соловьиный влетаю дом…..

Перешагиваю через грани

Между городом и селом.

6. Прекрасные стихи! Чем они очаровывают? Каким видят поэты свой родной город, свою малую Родину?

   Да, они восхищаются природой, которая окружает, Города Калужской области для них – они  дом родной, который их всегда ждет.

7. Что вы можете сказать о самих авторах, читая эти стихи?

 Они любят свой город – это патриоты своей малой Родины, они хотят, чтобы их читатели помнили: куда бы ни забросила их судьба – роднее, лучше и краше места они не найдут, потому что здесь их дом, родные и близкие, знакомые до боли места, где они были счастливы!

Так думаете и вы. Накануне этого урока вам была предложена творческая работа: написать сочинение – рассуждение на тему «Моя деревня». Послушайте выборочно отрывки из двух. Они разные.

 8. Каждый из вас пытался выразить свое отношение к малой Родине. Что скажете?

 Чтение стихотворения .

                                       Я хочу, чтобы Родина снилась.

                                         Я хочу, чтобы славились в ней

                                          Люди смелые, гордые, сильные

                                          И дела их, что нету важней!

                                          Я хочу, чтоб сюда возвращалась

                                          Каждый раз, когда сердце зовет,

                                          И душа моя сразу смягчалась,

                                          Ну а лучше – пускай запоет.

                                          Запоет от того, что я дома,

                                         Что с любовью встречает меня

                                       Дорогая, родная, знакомая

                                         Замечательная семья.

III. Итоги урока.

Сегодня мы с  вами познакомились с поэтами - современниками Калужской области почитали их стихи о Малой Родине. А теперь давайте ответим на несколько вопросов.

  1.  Понравился  ли тебе сегодняшний урок?

  1. Что нового ты узнал(а)?

  1. Какой поэт тебе  запомнился?

  1. Какое стихотворение тебе больше всего понравилось?

  1. Книги какого поэта ты бы хотел(а) прочитать?

  1. Что такое малая родина?      

 IV. Оценки за урок.



Предварительный просмотр:

                                                  Анализ урока.

Тема: Современные  поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе.

(Урок внеклассного чтения в 5 классе.) Этот открытый урок был проведён на  совете директоров школ Ферзиковского района на тему « Патриотическое воспитание школьников».

Цель моего урока заключала следующее:  ученики должны познакомиться с творчеством поэтов - современников  Калужской области, воспитывать у себя морально – ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.

Подготавливая  урок, я учитывала интересы учащихся, тем самым обеспечивая их познавательную активность и стимулируя их любознательность.

  Материал для урока подбирался с учётом возрастных особенностей учащихся. Была проведена большая подготовительная работа  

Подготовительная работа:

  1. Составление списка поэтов -  современников Калужской области.
  2. Раздача фамилий учащимся 5 кл., учитывая их интересы.
  3. Учащиеся готовят рефераты об одном из поэтов. Ищут его книги, знакомятся с произведениями, выступают  на уроке.
  4.  Учитель готовит презентацию.
  5. Раздача стихотворений ученикам 5 кл. детских  поэтов современников Калужской области.
  6. Подготовить выставку книг поэтов - современников Калужской области.
  7. Написать сочинение – рассуждение на тему « Моя деревня».

  На этом уроке используются межпредметные связи урока  внеклассного чтения с уроком краеведения.  Тип урока -  комбинированный.

Класс очень сильный, развитый, активный, трудоспособный, умеют анализировать прочитанное, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Реализация целей предполагали  трудоёмкую  подготовительную работу и активную работу на уроке, поэтому в начале урока я психологически настроила детей, задала им тон работы, старалась эмоционально расслабить детей. Затем сообщила тему урока. Начала урок с беседы и работы со словарём. Дети быстро подобрали однокоренные слова к слову Родина, легко нашли его в словаре. Они сразу поняли, что такое Малая Родина. Следующий этап урока была демонстрация презентации « Поэты – современники Калужской области». При показе презентации деятельность учеников и учителя менялась  по – очереди. Я рассказывала про первого поэта, а кто - то из детей читал его стихотворение наизусть, потом про поэта рассказывал кто - то из учеников, а его стихотворение читала я. Все тексты стихотворений были на партах у учащихся, для того чтобы каждый ученик ознакомился с текстом. При рассказе о жизни и творчестве поэта демонстрировались его книги.  После чтения каждого стихотворения  проводился небольшой анализ лирического произведения. Дети активно высказывали свои точки зрения, мысли, чувства.

В конце урока я подвожу итоги урока, задавая вопросы учащимся, на которые они с удовольствием отвечают.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная, доверительная, эмоциональная, дружеская. Ребята выразительно рассказывали  стихи.

Результаты работы: цели реализованы. Я уверенна, что именно этот урок  и все эмоции, связанные с ним, запомнились мне, детям и присутствующим директорам школ надолго. Урок получился интересным и познавательным для всех.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Васильева Е.П учитель русского языка и литературы МОУ « Аристовская СОШ» 2013г.

Слайд 2

Панферов Рудольф Васильевич (р. 3. 06. 1937) Род. в г. Тюмень. В 12 лет переехал жить в Калугу. Окончил Калужский пед. ин-т. Работал в калужской молодежной газ., гл. редактором, затем председателем Калужского телерадиокомитета, обозревателем, затем зам. редактора газ. "Знамя" (1992—97). Помощник председателя Законодательного собрания Калужской обл. (с 1997). Печатается с 1961: альм. "На берегах Оки". Автор кн. стихов: Полустанок весны. Тула, 1966; Отзовись! Тула, 1975; Взгляд. М., 1981; Золотые лады. Тула, 1982; Горит свеча. М., "Столица", 1993; Мы в этом храме только двое. Калуга, "Золотые ворота", 1994; В садах любви. Калуга, "Золотая аллея", 1997. Член СП СССР (1982). Академик Петровской академии наук и иск-в (с 1999). Избирался депутатом райсовета, горсовета, Законодательного собрания Калужской обл. Награжден медалями "За доблестный труд", "Ветеран труда". В этом году ему исполнится 76 лет. Живет в Калуге.

Слайд 3

Авдонин Александр Николаевич « Малая родина, как и война, вечно присутствует в моей душе и стихах» Родился он в 1923 году в селе Лопатино Тарусского района Калужской области. Участник и ветеран Великой Отечественной войны . После войны заочно окончил МГУ. В 1947 году стал печататься в газете « Советский воин», позже его стихи появились и в журналах «Смена», « Октябрь», « Сельская молодежь», «Наш современник», « Огонек». Первая книга стихов вышла в 1958 году. Работал зав. отделом областной молодежной газеты, редактором Калужского отделения Приокского книжного издательства и ответственным секретарем Калужской областной писательской организации. Имеет государственные награды. Умер в 1993 году.

Слайд 4

Трефилов Владислав Васильевич (р. 6. 06. 1953) Род. в с. Ташла Оренбургской обл. в семье служащих. Окончил Оренбургского пед. институт. Работал журналистом , учителем в школе .В 1981 году переехал в Калугу, работал бригадиром военизированной охраны (1985—91), директором Ассоциации деятелей культуры и иск-ва в Калуге (1991). Директор изд-ва "Золотая аллея" (с 1991). Автор кн. стихов: И дым отечества... Челябинск, 198—3; Сенокос. М., 1984; Острова тишины. Тула, Приокское изд-во, 1989; По солнечному расписанию. Тула, Приокское изд-во, 1991; Мгновение. Калуга, "Золотая аллея", 1994; Полотняный завод. Калуга, "Золотая аллея", 2000. Член СП России (1995). Живет в Калуге.

Слайд 5

(1936 – 2009) родился в селе Ивановское Калужской области в крестьянской семье. Долгое время был руководителем областного литературного объединения «Вега» Волков Валентин Алексеевич

Слайд 6

(р. 15. 10. 1933) в этом году ему исполнится 80 лет. Родился в с. Ильинское Калужской обл. в крестьянской семье. Окончил Люблинский техникум трудовых резервов и Литинститут. Работал в издательствах "Сов. Россия" и "Современник". 30 лет руководил литобъединением в Обнинске, где живет и поныне. Ермаков Валентин Михайлович Автор кн. стихов: Черемуха. М., 1966; На Ивановском лугу. М., 1968; Большое небо. Тула, 1970; Мои любимцы. М., 1973; Цветы на меже. Тула; Радуга любви. Калуга, 1990; Так задевало душу. Калуга, "Золотая аллея", 1993. Член Союза Писателей СССР (1967).

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....

"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"

Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через...

Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание ...

Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)

Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал....