Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе.
(Урок внеклассного чтения в 5 классе.)
Цели урока:
Познакомить учащихся с творчеством поэтов Калужской области.
Воспитывать у учащихся морально – ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.
Методические приемы: рассказ учителя, исследовательская работа учащихся (рефераты, выставка книг, выступление), творческие работы учащихся ( сочинение – рассуждение на тему «Моя деревня», выразительное чтение наизусть, применение ИКТ (демонстрация презентации)
Оборудование: Компьютер, медиапроектор, экран.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока «Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе". Сегодня мы окунемся в мир поэзии, почитаем стихи и поделимся своими чувствами.
II. Беседа.
1. Что для вас понятие Родина? (ответы детей)
Спасибо, вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно.
Заглянем в словарь Ожегова.
Словарная работа.
2. Подберите однокоренные слова к слову Родина.
(Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род.)
Итак, мы видим, Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, то есть с малой Родины. Малая Родина – это, то место где родился и вырос человек. А для нас с вами малая Родина эта Калужская область, города, деревни в которых мы живем, речки, леса которые нас окружают.
3. Эта тема находит отражение в лирике современных поэтов Калужской области.
Давайте познакомимся с ними и с их стихотворениями.
4. Демонстрация презентации. Первый поэт, о котором я хотела бы вам рассказать это
Рудольф Васильевич Панферов (1 слайд)
(р. 3. 06. 1937)
Род. в г. Тюмень. Окончил Калужский пед. ин-т. Был членом КПСС (с 1960), член КПРФ. Работал в калужской молодежной газ., инструктором горкома КПСС и зав. отделом райкома КПСС в Калуге, гл. редактором, затем председателем Калужского телерадиокомитета, обозревателем, затем зам. редактора газ. "Знамя" (1992—97). Помощник председателя Законодательного собрания Калужской обл. (с 1997).
Печатается с 1961: альм. "На берегах Оки". Автор кн. стихов: Полустанок весны. Тула, 1966; Отзовись! Тула, 1975; Взгляд. М., 1981; Золотые лады. Тула, 1982; Горит свеча. М., "Столица", 1993; Мы в этом храме только двое. Калуга, "Золотые ворота", 1994; В садах любви. Калуга, "Золотая аллея", 1997. Выпустил также кн. публицистики: Пир патриотов. Обнинск, "Принтер", 1998.
Член СЖ СССР (1968), СП СССР (1982). Академик Петровской академии наук и иск-в (с 1999). Избирался депутатом райсовета, горсовета, Законодательного собрания Калужской обл.
Награжден медалями "За доблестный труд", "Ветеран труда" Живет в Калуге.
Стихотворение « Мой город»
На свете много городов,
Но есть один любимый город,
Светла печаль его садов,
Прошли века, а он все молод.
Тобой гордится, млад и стар,
Ты для души моей икона,
Императрицы вольный дар –
Твоя алмазная корона.
России синеокая краса,
Старинных колоколен голоса,
Твоей истории страницы золотые:
Мечтатели, купцы, мастеровые.
Ты стал началом всех начал,
Отсюда к звездам пролегла дорога,
Счастливый жизненный причал
И взлет от, отчего порога.
Благословляю милый край,
Слова сердечные сказал я другу:
Живи и благом украшай,
Храни любимую Калугу!
Каким он нарисовал Калугу ? Он называет её « России синеокая краса, любимый город»
Знакомство с книгой Панферова Р. « Золотые лады»
Следующий поэт это Авдонин Александр Николаевич ( слайд 2) он говорит: « Малая родина, как и война, вечно присутствует в моей душе и стихах» Родился он в 1923 году в селе Лопатино Тарусского района Калужской области. Участник и ветеран Великой Отечественной войны. После войны заочно окончил МГУ. В 1947 году стал печататься в газете « Советский воин», позже его стихи появились и в журналах «Смена», « Октябрь», « Сельская молодежь», «Наш современник», « Огонек». Первая книга стихов вышла в 1958 году. Работал зав. отделом областной молодежной газеты, редактором Калужского отделения Приокского книжного издательства. Имеет государственные награды. Умер в 1993 году.
Отрывок из лирической повести « Тарусский причал» нам расскажет Зинин Дима.
Есть город с названьем Таруса,
Негромкий глубынь – городок.
Ничем не известный, неброский
И время, когда Паустовский
Приедет, еще далеко.
Еще он глухой, деревенский,
Почти допотопной поры
От самой горы Воскресенской
Почти до Игнатской горы.
Тропинка знакомого сада
От вешнего цвета бела
Таруса – речная прохлада,
Вечерняя сизая мгла.
Окрестных лесов отголоски
И всюду, от солнца светлы,
Березки, березки, березки-
Прямые, как свечи стволы.
Здесь тихо.
Лишь катер причалит –
И сразу услышишь гудки,
И веет старинной печалью
От синего плеса Оки.
О каких речках говорится в стихотворении?
Я сейчас прочитаю вам еще одно стихотворение Александра Авдонина. Учитель читает стихотворение
« Деревенские ребята»
Дай им вырваться только на волю-
И, глядишь, запылят табуном,
Потому что им лес или поле –
Это тот же родительский дом.
Любят землю и страстно и нежно.
Знает каждый малец – оголец
И когда расцветает подснежник,
И когда прилетает скворец.
Разбираются, как говорится.
С малых лет (что твои знахари?),
Где цикорий, а где медуница,
Колобродят до самой зари,
Озерки и речушки в округе
Перемерят вплавь или вброд.
И какая где ловится щука
Знают точно, где окунь клюет.
И по лужам илистым, липким
Звонко шлёпают. Ух, лихачи!
Только цыпки, проклятые цыпки
Ноют ночью, да так, хоть кричи.
Всё у них на виду, на примете –
Лай собак и мычанье коров,
Да и музыки вроде б на свете
Лучше нету, чем гул тракторов
Обшныряют поляны и долы
И обшарят кусты и холмы,
И придут они осенью в школу –
Все от солнца и ветра черны.
А когда снег повалит лохматый –
Есть утеха у них и в зиме…
Деревенские эти ребята
Будут твердо ходить по земле.
Угадайте, как называется это стихотворение?
Знакомство с книгами А. Авдонина « Над вечной рекой» и «Поле жизни»
Следующий автор это Трефилов Владислав Васильевич (3 слайд)
(р. 6. 06. 1953)
Род. в с. Ташла Оренбургской обл. в семье служащих. Окончил ист.-филол. ф-т Оренбургского пед. института (1978). Работал журналистом в Оренбургской обл. (1978—81), учителем в школе (1979—80), в 1981 году переехал в Калугу, работал бригадиром военизированной охраны (1985—91), директором Ассоциации деятелей культуры и иск-ва в Калуге (1991). Директор изд-ва "Золотая аллея" (с 1991).
Автор кн. стихов: И дым отечества... Челябинск, 198—3; Сенокос. М., 1984; Острова тишины. Тула, Приокское изд-во, 1989; По солнечному расписанию. Тула, Приокское изд-во, 1991; Мгновение. Калуга, "Золотая аллея", 1994; Полотняный завод. Калуга, "Золотая аллея", 2000. Член СП России (1995).
Премия им. И. и П. Киреевских (2001). Живет в Калуге.
Стихотворение прочитает нам Гаранин Алексей
***
Мой голос тих и не значителен,
А сам я – парень молодой.
Работаю в селе учителем.
Хожу к колодцу за водой.
Колю дрова.
Солю соления.
Храню заботливо огонь.
И в небольшом моем селении
Я значим, как любой другой.
Понятна мне такая значимость
И потому – не тяжела.
Из-за нее переиначивать
Не надо мысли и дела.
Коси траву еще до завтрака.
Купайся в речке голубой.
Будь пастухом, механизатор,
Учителем, самим собой.
Знакомство с книгой В. Трефилова « Мгновение»
Следующий поэт Волков Валентин Алексеевич. ( о нем расскажет нам Мартьянов Игорь)
родился в 1936 году в селе Ивановское Калужской области в крестьянской семье.
Окончил Литературный институт имени Горького. Печатался как поэт с 1950 года.
Автор книг: «За Калугою, за Окой», «Солнечный букет», «Улица ветра», «Метелица-жизнь», «Подкова счастья», «Последняя невеста», «Поле светимости», «Жаворонки над снегом», «Молоко от бешеной коровы», «Золотая аллея» и др.
Состоял в Союзе писателей с 1964 года. Лауреат премии Леонида Леонова (1998).
Жил в Калуге. Умер В. А. Волков в 2009 году.
Большинство стихов, посвящено природе Калужской области
***
Вот некоторые из них:
Ушли снега, растаяли, с полей,
Остались только в памяти моей.
Но в воздухе ещё не ожила
Знакомая устойчивость тепла .
Её мало солнца, мало тишины,
Ей ветры люты, зори холодны.
А сонные затишинки тепла
Не могут, чтобы роща зацвела.
Ушли снега. Давно ушли снега.
Но не светлеют травами луга.
Но не шумят ни цветом, ни листвой
Черёмухи у нас над головой.
Они мертвы и холодны, как лёд,
Пока сама земля не отойдёт.
ЧЕРЁМУХА
Расцвела черёмуха
Белей молока.
Расцвела черёмуха-
Пошла по рукам.
Понесли черёмуху, повезли.
Разменяли, белую,
На рубли.
К августу ни ягодки
не уберегла.
Не поймёт черёмуха,
Для чего цвела.
Знакомство с книгами « Поле светимости» и « Глагол молчания»
Следующий поэт Ермаков Валентин Михайлович
(р. 15. 10. 1933) в этом году ему исполнится 80 лет.
Родился в с. Ильинское Калужской обл. в крестьянской семье. Окончил Люблинский техникум трудовых резервов и Литинститут. Работал в издательствах "Сов. Россия" и "Современник". 30 лет руководил литобъединением в Обнинске, где живет и поныне.
Автор кн. стихов: Черемуха. М., 1966; На Ивановском лугу. М., 1968; Большое небо. Тула, 1970; Мои любимцы. М., 1973; Цветы на меже. Тула; Радуга любви. Калуга, 1990; Так задевало душу. Калуга, "Золотая аллея", 1993.
Член Союза Писателей СССР (1967).
Его стихотворение прочитает нам Юля.
***
Дом в деревне - тружусь в столице.
Бремя долгих дорог несу.
Воскресенье-
Пора лечиться,
И не где- нибудь, а в лесу.
Капля крови дремуче - древней
Не остыла ещё во мне:
Я – древлянин,
И без деревьев
Мне и жизнь – не жизнь на земле.
Я родился вблизи Медыни.
Выйдешь из дому после сна:
Горизонты лесные - Сини!
Близь лесистая - Зелена!
По-над речкой
Скирдой огромной
Ивы, ольхи из края в край.
И такие густые кроны!-
Как по кочкам, по ним шагай.
Быстроногий от зябкой рани,
В соловьиный влетаю дом…..
Перешагиваю через грани
Между городом и селом.
6. Прекрасные стихи! Чем они очаровывают? Каким видят поэты свой родной город, свою малую Родину?
Да, они восхищаются природой, которая окружает, Города Калужской области для них – они дом родной, который их всегда ждет.
7. Что вы можете сказать о самих авторах, читая эти стихи?
Они любят свой город – это патриоты своей малой Родины, они хотят, чтобы их читатели помнили: куда бы ни забросила их судьба – роднее, лучше и краше места они не найдут, потому что здесь их дом, родные и близкие, знакомые до боли места, где они были счастливы!
Так думаете и вы. Накануне этого урока вам была предложена творческая работа: написать сочинение – рассуждение на тему «Моя деревня». Послушайте выборочно отрывки из двух. Они разные.
8. Каждый из вас пытался выразить свое отношение к малой Родине. Что скажете?
Чтение стихотворения .
Я хочу, чтобы Родина снилась.
Я хочу, чтобы славились в ней
Люди смелые, гордые, сильные
И дела их, что нету важней!
Я хочу, чтоб сюда возвращалась
Каждый раз, когда сердце зовет,
И душа моя сразу смягчалась,
Ну а лучше – пускай запоет.
Запоет от того, что я дома,
Что с любовью встречает меня
Дорогая, родная, знакомая
Замечательная семья.
III. Итоги урока.
Сегодня мы с вами познакомились с поэтами - современниками Калужской области почитали их стихи о Малой Родине. А теперь давайте ответим на несколько вопросов.
- Понравился ли тебе сегодняшний урок?
- Что нового ты узнал(а)?
- Какой поэт тебе запомнился?
- Какое стихотворение тебе больше всего понравилось?
- Книги какого поэта ты бы хотел(а) прочитать?
- Что такое малая родина?
IV. Оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Анализ урока.
Тема: Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе.
(Урок внеклассного чтения в 5 классе.) Этот открытый урок был проведён на совете директоров школ Ферзиковского района на тему « Патриотическое воспитание школьников».
Цель моего урока заключала следующее: ученики должны познакомиться с творчеством поэтов - современников Калужской области, воспитывать у себя морально – ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.
Подготавливая урок, я учитывала интересы учащихся, тем самым обеспечивая их познавательную активность и стимулируя их любознательность.
Материал для урока подбирался с учётом возрастных особенностей учащихся. Была проведена большая подготовительная работа
Подготовительная работа:
- Составление списка поэтов - современников Калужской области.
- Раздача фамилий учащимся 5 кл., учитывая их интересы.
- Учащиеся готовят рефераты об одном из поэтов. Ищут его книги, знакомятся с произведениями, выступают на уроке.
- Учитель готовит презентацию.
- Раздача стихотворений ученикам 5 кл. детских поэтов современников Калужской области.
- Подготовить выставку книг поэтов - современников Калужской области.
- Написать сочинение – рассуждение на тему « Моя деревня».
На этом уроке используются межпредметные связи урока внеклассного чтения с уроком краеведения. Тип урока - комбинированный.
Класс очень сильный, развитый, активный, трудоспособный, умеют анализировать прочитанное, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Реализация целей предполагали трудоёмкую подготовительную работу и активную работу на уроке, поэтому в начале урока я психологически настроила детей, задала им тон работы, старалась эмоционально расслабить детей. Затем сообщила тему урока. Начала урок с беседы и работы со словарём. Дети быстро подобрали однокоренные слова к слову Родина, легко нашли его в словаре. Они сразу поняли, что такое Малая Родина. Следующий этап урока была демонстрация презентации « Поэты – современники Калужской области». При показе презентации деятельность учеников и учителя менялась по – очереди. Я рассказывала про первого поэта, а кто - то из детей читал его стихотворение наизусть, потом про поэта рассказывал кто - то из учеников, а его стихотворение читала я. Все тексты стихотворений были на партах у учащихся, для того чтобы каждый ученик ознакомился с текстом. При рассказе о жизни и творчестве поэта демонстрировались его книги. После чтения каждого стихотворения проводился небольшой анализ лирического произведения. Дети активно высказывали свои точки зрения, мысли, чувства.
В конце урока я подвожу итоги урока, задавая вопросы учащимся, на которые они с удовольствием отвечают.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная, доверительная, эмоциональная, дружеская. Ребята выразительно рассказывали стихи.
Результаты работы: цели реализованы. Я уверенна, что именно этот урок и все эмоции, связанные с ним, запомнились мне, детям и присутствующим директорам школ надолго. Урок получился интересным и познавательным для всех.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Панферов Рудольф Васильевич (р. 3. 06. 1937) Род. в г. Тюмень. В 12 лет переехал жить в Калугу. Окончил Калужский пед. ин-т. Работал в калужской молодежной газ., гл. редактором, затем председателем Калужского телерадиокомитета, обозревателем, затем зам. редактора газ. "Знамя" (1992—97). Помощник председателя Законодательного собрания Калужской обл. (с 1997). Печатается с 1961: альм. "На берегах Оки". Автор кн. стихов: Полустанок весны. Тула, 1966; Отзовись! Тула, 1975; Взгляд. М., 1981; Золотые лады. Тула, 1982; Горит свеча. М., "Столица", 1993; Мы в этом храме только двое. Калуга, "Золотые ворота", 1994; В садах любви. Калуга, "Золотая аллея", 1997. Член СП СССР (1982). Академик Петровской академии наук и иск-в (с 1999). Избирался депутатом райсовета, горсовета, Законодательного собрания Калужской обл. Награжден медалями "За доблестный труд", "Ветеран труда". В этом году ему исполнится 76 лет. Живет в Калуге.
Авдонин Александр Николаевич « Малая родина, как и война, вечно присутствует в моей душе и стихах» Родился он в 1923 году в селе Лопатино Тарусского района Калужской области. Участник и ветеран Великой Отечественной войны . После войны заочно окончил МГУ. В 1947 году стал печататься в газете « Советский воин», позже его стихи появились и в журналах «Смена», « Октябрь», « Сельская молодежь», «Наш современник», « Огонек». Первая книга стихов вышла в 1958 году. Работал зав. отделом областной молодежной газеты, редактором Калужского отделения Приокского книжного издательства и ответственным секретарем Калужской областной писательской организации. Имеет государственные награды. Умер в 1993 году.
Трефилов Владислав Васильевич (р. 6. 06. 1953) Род. в с. Ташла Оренбургской обл. в семье служащих. Окончил Оренбургского пед. институт. Работал журналистом , учителем в школе .В 1981 году переехал в Калугу, работал бригадиром военизированной охраны (1985—91), директором Ассоциации деятелей культуры и иск-ва в Калуге (1991). Директор изд-ва "Золотая аллея" (с 1991). Автор кн. стихов: И дым отечества... Челябинск, 198—3; Сенокос. М., 1984; Острова тишины. Тула, Приокское изд-во, 1989; По солнечному расписанию. Тула, Приокское изд-во, 1991; Мгновение. Калуга, "Золотая аллея", 1994; Полотняный завод. Калуга, "Золотая аллея", 2000. Член СП России (1995). Живет в Калуге.
(1936 – 2009) родился в селе Ивановское Калужской области в крестьянской семье. Долгое время был руководителем областного литературного объединения «Вега» Волков Валентин Алексеевич
(р. 15. 10. 1933) в этом году ему исполнится 80 лет. Родился в с. Ильинское Калужской обл. в крестьянской семье. Окончил Люблинский техникум трудовых резервов и Литинститут. Работал в издательствах "Сов. Россия" и "Современник". 30 лет руководил литобъединением в Обнинске, где живет и поныне. Ермаков Валентин Михайлович Автор кн. стихов: Черемуха. М., 1966; На Ивановском лугу. М., 1968; Большое небо. Тула, 1970; Мои любимцы. М., 1973; Цветы на меже. Тула; Радуга любви. Калуга, 1990; Так задевало душу. Калуга, "Золотая аллея", 1993. Член Союза Писателей СССР (1967).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"
Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....
Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....
Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....
"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"
Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через...
Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе
Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание ...
Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)
Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал....