Рабочая программа учебного курса "Природа Алтайского края"
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию
Муниципальное образовательное учреждение
«Шелаболихинская основная общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
Принято Утверждено
ТГ учителей естественно-математических наук Приказ директора МБОУ «Шелаболихинская
Протокол № 1 от 27.08.02015 ООШ» № 72 от 27.08.2015
Программа по предмету
«Природа Алтайского края»
для 7 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Мраморнова Ю. П.,
учитель биологии и химии
с.Шелаболиха
2015 год
Программа по предмету «Природа Алтайского края» для 7-х классов.
Предмет изучается в 7 классе и включает следующие разделы:
- «Природные комплексы Алтайского края», где учащиеся получают знания о принципах физико-географического районирования в крае, закладываются основы размещения растительного и животного мира по провинциям и зонам.
- «Растительность Алтайского края» рассматривает морфобиологические особенности, размещение и использование наиболее распространенных дикорастущих и культурных растений по группам. Особое внимание уделяется видам растений, занимающих определенное мемто в севооборотах, районированным сортам.
- «Животный мир края» знакомит учащихся с разнообразием видов животных на территории края, их значением в природе и деятельности.
Обучение школьников тесно увязывается с их знаниями по георгафии, биологии и другими предметами.
Предмет решает вопросы увязывания общих знаний по естествознанию с региональным компонентом, что необходимо и для поступления в вузы и для жизни, воспитывает любовь к природе края и гордрсть за ее богатства.
ВВЕДЕНИЕ
Содержание и задачи предмета. Общие сведения о крае. Группы полезных растений и количество их видов на территории края. Понятие о эндемиках и реликтах.
ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КРАЯ
Система физико-георгафического районирования в крае. Природа Кулундинской, Приалейской, Верхнеобской, Предалтайской, Предсалаирской, Северо-Алтайской, Северо-Восточной, Алтайской и Салаирско-Кузнкцко-Алатаусской провинций.
Экскурсия в прородный комплекс. Урок обобщения материала.
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Тема 1. Древесные и кустарниковые породы. Леса Алтайского края. Ленточные сосновые боры: Алеусская (Бурлинская), Кулундинская, Касмалинская, Барнаульская и Локтевская ленты. Растительные ресурсы края. Характеристика основных древесных пород: сосна, кедр, лиственница, ель, береза, осина. Кустарники: черемуха, калина, рябина. Биологические особенности и использование. Плодово-ягодные деревья и кустарники, яблоня, груша, вишня, слива и др. биологические особенности, технология выращивания, районированные сорта и использование. Миндаль, рябинолистник, барбарис, вяз, ирга, облепиха и др. виды зеленых устройств в парках и садах. Озеленение улиц и жилых усадьб. Подготовка почвы, выкопка ям, перевозка и прокопка саженцев, посадка и уход за насаждениями.
Тема 2. Полезные травянистые растения. Продовольственные культуры: пшеница яровая и озимая. Овощные культуры и картофель. Малораспространенные овощные культуры. Технические культуры: сахарная свекла, лен-долгунец, лен-кудряш, подсолнечник. Кормовые однолетние и многолетние травы. Распространение, биологические особенности, технология возделывания, районированные сорта. Лекарственные растения: золотой корень, маралий корень (левзея), адонис весенний ( стародубка), пижма обыкновенная, земляника лесная, папоротник мужской,одуванчик, тысячелистник, шиповник, ромашка лекарственная. Морфологические особенности, заготовка сырья, применение. Вредные и ядовитые растения: репей, ковыль,вех ядовитый,белена черная, дурман и др. вред наносимый животным и человеку.
Л.Р. изучение лекарственный, вредных и ядовитых растений по гербарию.
Урок обобщения
ЖИВОТНЫЙ МИР КРАЯ
Животный мир степей. Грызуны: суслик краснощекий,тушканчик большой,полевки, домовая мышь, серая крыса. Хищники: ласка, гороностай, степной хорек, рыжая лисица, корсак, волк. Птицы открытых пространств: жаворонок полевой, белокрылый, малый; чекан; пустельга; лунь степной, луговой и полевой. Животные лесов равнинной части края: белка-телеутка, бурундук, заяц-беляк, барсук, рысь, косуля, лось, крот, еж. Птицы лесостепей: сизоворонка, удод хохлатый, ворона серая, галка, грач,сорока, кукушка, большой пестрый дятел и иволка. Хищные птицы леса: черный коршун, канюк, подорлик большой, орел-беркут, сокол-сапсан, филин, совы лесная и болотная, серая неясыть. Куриные птицы: тетерев-косач, белая куропатка, глухарь. Обитатель водоемов и болот равнинной части края: кулики, чайки, утки, поганки, журавли, большая выпь, береговые ласточки, зимородок, щурка золотистая.
Животные горных районов края: бурый медведь, росомаха, соболь, выдра, кабарга, марал, алтайский северный олень, грызуны: пищуха, алтайский сурок идр. Птицы горного Алтая: сойка, кедровка, клесты, улар, каменистые куропатки, орлы, беркуты.
Земноводные края: лягушки, жабы, тритоны. Пресмыкающиеся: уж, полоз узорчатый, гадюка обыкновенная, щитомордник, ящерицы.
Рыбы: чебак, елец, окунь, щука, налим, карась, линь, язь, малоценные: пескарь, ерш, гальян, ценные: осетр сибирский, стерлядь, нельма, хариус, таймень.
Новые животные в крае: ондатра, норка американская, бобр, заяц-русак, баргузинский соболь.
Урок обобщения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ:
Учащиеся должны знать:
- П.К. края.
- наиболее распространненые виды культурных растений в крае, их биологические особенности, районы возделывания, сорта, использование.
- лекарственные растения края, их назначение и правила заготовки.
- вредные и ядовитые виды растений, их действие на организм: внешнее строение, особенноти произростания, среда обитания.
- пищевые связи в природном биогеоценозе.
- значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
- основные направления селекции животный и растений в крае.
Учащиеся должны уметь:
- распозновать виды культурных растений, наиболее распространенных лекарственных, вредных и ядовитых растений.
- выращивать рассаду цветочно-декаротивныхкультур, производитьзаготовку посадочного материала и посадку растений в грунт.
- узнавать изученных животных
- выявлять приспособленности животных к среде обитания.
ЛИТЕРАТУРА:
- Атлас Алтайского края. М.,1991г.
- Энциклопедия Алтайского края. Барнаул.1995г.
- География Алтайского края. В.С.Ревякини др. барнаул.1995г.
- Красная книга Алтайского края
- Природа Алтайского края. Барнаул.1996г.
- Птицы Алтая. А.П.Кучин. барнаул.1982г.
- Родная природа. Барнаул.1981г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Д/з | Оборудование,доп.литература |
1 | Географ. пол. Алтайского края. Рельеф. | Запись в тетради | Карта А.К. |
2 | Полезные ископаемые | Запись в тетради | -//- |
3 | Климат | -//- | Атлас А.К. |
4 | Реки и озера | -//- Сообщения | -//- |
5 | Почвы | -//- | -//- |
6 | П.К. края | -//- | -//- |
7 | Растительность. Древесные породы. Боры | -//- | -//- |
8 | Характеристика основных порд | сообщения | Проектор, компьютер |
9 | Характеристика кустарниковых | -//- | -//- |
10 | Лекарственные травы | -//- | -//- |
11 | Плодовые культуры. Садоводство | -//- | гербарий |
12 | Ягодные кустарники | -//- | Проектор, компьютер, фото |
13 | Зерновые культуры | -//- | Гербарий, атлас А.К. |
14 | Технические культуры | -//- | -//- |
15 | Овощные культуры | -//- | -//- |
16 | Кормовые травы | Запись в тетради | -//- |
17 | Ядовитые растения | -//- сообщения | Гербарий |
18 | Редкие и охраняемые растения | -//- | Красная книга А.К. |
19 | Животный мир | Записи, сообщения | Проектор, компьютер, фото |
20 | Грызуны | Сообщения | -//- |
21 | Хищники | -//- | -//- |
22 | Птицы степей | -//- | -//- |
23 | Животные лесов равнины | -//- | -//- |
24 | Птицы степей | -//- | -//- |
25 | Хищники лесостепей | -//- | -//- |
26 | Птицы водоемов | -//- | -//- |
27 | Горные животные | -//- | -//- |
28 | Горные птицы | -//- | -//- |
29 | Земноводные | -//- | -//- |
30 | Пресмыкающиеся | -//- | -//- |
31 | Рыбы | -//- | -//- |
32 | Новые животные | -//- | -//- |
33 | Животные Крссной книги А.К. | -//- | -//- Красная книга А.К. |
34 | Заповедники | Запись в тетради | Красная книга А.К. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "История и культура мордовского края" 8 класс
Программа включает материал по истории и культуре мордовского края в XIX в.Курс «История и культура мордовского края» знакомит учащихся с историей нашей республики. Это третий курс истории, в пр...
Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса
Программные материалы для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...
Рабочая программа учебной дисциплины ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер
Программа учебной дисциплины «Природа и экология родного края» предназначена для изучения в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу средне...
Рабочая программа по географии Алтайского края для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«География Алтайского края»факультативдля учащихся 8 классаКурс «География Алтайского края» рассчитан на 35 часов. Учитывает изучение географии своей местности. Данный курс имеет опре...
Рабочая программа учебного курса «История и культура мордовского края» в 6-х классах (ФГОС)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИКМК» (17 часов) Тема 1. « Древнее население на территории Мордовии» -3 часаТема 2. « Мордва в I- начале II тыс. н.э.» -3 часаТема 3. « Культура м...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край" напаравлена на изучение истории, природы и культуры Песчанокопского района Ростовской области....
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...