Рабочая программа учебной дисциплины ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер
рабочая программа по экологии на тему

Бортнийчук Олеся Вячеславовна

      Программа учебной дисциплины «Природа и экология родного края» предназначена для изучения  в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) по профессии « Повар, кондитер» и   адаптирована с учетом условий училищ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odr._21.docx167.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Областное государственное бюджетное образовательное

                                                                  Учреждение

                                      Начального профессионального образования

                        Профессиональное училище № 66 г. Усть- Илимска

(ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска)

                                                                                                         

Утверждено    

Приказом директора

От « » сентября 20   г.№

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ »

По профессии 260807.01 (19.01.17)

Повар, кондитер.

         

Усть- Илимск,  2014г.

Рассмотрена и одобрена

на заседании методической

комиссии

«____»__________ 20____г.

Протокол № ____________

Председатель       комиссии

______________________

Автор: Бортнийчук О.В.  преподаватель учебной дисциплины предмета «География», ОГБОУ НПО ПУ№ 66.

Рабочая программа (далее программа) учебной дисциплины природа и экология родного края   разработана в рамках вариативного компонента по специальностям среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии  260807.01(19.01.17)  «Повар, кондитер» и примерной программы для профессий СПО.

Рекомендована распоряжением Министерства образования Иркутской области № 903 приказ от 08.08.2011г.

©   Профессиональное училище № 66

г. Усть-Илимск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ.

1.1 Область применения программы

      Программа учебной дисциплины «Природа и экология родного края» предназначена для изучения  в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) по профессии « Повар, кондитер» и   адаптирована с учетом условий училищ.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина Природа и экология родного края входит в вариативную часть профессионального цикла.

1.3 Цели и задачи дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающейся должен уметь:

- определять по карте географическое положение, рельеф, климат Иркутской области;

- давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области;

- объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Иркутской области;

- анализировать особенности взаимодействия человека с природой, ее использование и охраны;

- осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного освоения учебной информации;

- использовать информационно- коммуникационные технологии в освоении учебного содержания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- эколого-географическую характеристику  родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;

- преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;

- характеристику отдельных распространенных  представителей растительного и животного мира;

- взаимодействие компонентов экосистем Иркутской области ;

-формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем, их использования и охраны;

- использование природных ресурсов в хозяйстве региона;

- заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.

1.4 Рекомендуемое  количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося  32 часа;

Самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

Практических работ обучающихся  10 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

В том числе:

практические работы

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

В том числе:

-подготовка реферата  о природе и экологии Иркутской области

-подготовка сообщений, презентаций

-работа с различными источниками информации по поиску, анализу и обработке материалов на заданные темы.

6

3

7

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «Природа и экология родного края».

Наименование разделов и тем

Количество часов

часов

32

Раздел 1. Природные особенности родного края.

11

1.1 История освоения Сибири.

1

  1.   Эколого-географическая характеристика родного края.

3

  1.  Характеристика природных ресурсов и природопользования в Иркутской области.

5

  1.  Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира.

2

Раздел 2. Природа Иркутской области, ее использование и охрана.

21

2.1 Взаимодействие человека с природой.

10

2.2 Заповедные места и памятники природы родного края.

2

2.3 Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользование в родном крае.

9

Итого

32


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины « Природа и экология родного края».

Наименование разделов и тем.

№ урока.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов.

Время на

изучение темы.

Уровень освоения.

Технология, формы и методы.

1

2

 3

4

 5

6

Раздел 1.

Природные особенности родного края

11

Тема 1.1

История освоения Сибири.

1

  1. Этапы и вехи в освоении природы Сибири. Первые остроги. Становление Иркутска как административно- хозяйственного и торгового центра Восточной Сибири.
  2. Административно- территориальные преобразования Сибири. Образование Иркутской области.
  3. Устав, флаг и герб Иркутской области.

1

1

Эффективная лекция « бортовой журнал».

Тема 1.2

Эколого-географическая характеристика родного края.

2

Природные  эколого- географические особенности Иркутской области. 

  1. Расположение Иркутской области, её крайние точки, протяженность , площадь границ.
  2. Формирование климата и природных условий.
  3. Природные комплексы Иркутской области.

1

1

«Кластер»

Практическая работа.

3-4

  1. Определение по карте географического положения Иркутской области, координат крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты. 

2

2

Групповая работа.

Тема 1.3

Характеристика природных ресурсов и природопользования в Иркутской области.

5

Природно-ресурсный потенциал области и его использования человеком.

  1. Минеральные, водные, гидроэнергетические , лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика.

1

1

Частично- поисковый.

6

Минерально-сырьевые Иркутской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности.

  1. Использование полезных ископаемых и их охрана. Горнодобывающая промышленность, её перспектива, влияние на окружающую среду.
  2.  Земельные ресурсы региона.
  3. Экологические аспекты состояния земель.
  4.  Особенности загрязнения пестицидами, токсинами промышленного происхождения.

1

2

Концептуальная таблица.

7

Водные ресурсы Иркутской области.   

  1. Поверхностные, подземные воды, их освоение и использование. Озеро Байкал – одно из крупнейших озер планеты, его характеристика.
  2. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика.
  3.  Питьевое водоснабжение и санитарно- гигиеническое состояние его источников.

1

1

Инсерт.

8

Растительный и животный мир Иркутской области.

  1. Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Негативные воздействия на леса.
  2.  Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе. 

1

1

Эффективная лекция « бортовой журнал».

Практическая работа. 

9

  1. Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообеспеченности региона по основным видам сырья. Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов.

1

2

Групповая работа.

Тема 1.4

Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира.

10-11

Преобладающие фито и зооценозы местных экосистем.

  1. Характеристика наиболее распространенных представителей животного и растительного мира Иркутской области.
  2.  Характеристика растений и животных занесенных в Красную книгу региона.

2

2

Объяснительно-иллюстративный.

 ( показ мультимедийного фильма.

Самостоятельная работа обучающихся.

1. Подготовка рефератов, раскрывающих характеристику растений и животных, занесенных в Красную книгу Иркутской области.

Раздел 2.

Природа Иркутской области, её использование и охрана.

21

Тема 2.1

Взаимодействие человека с природой, её использование и охрана.

12-13

Формы взаимодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем

  1. Взаимодействие человека с природой, её охрана. Природно-территориальные комплексы.
  2.  Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду.

2

2

Объяснительно-иллюстративный.

 ( показ мультимедийного фильма.

14-16

Экологическая обстановка в области и особые виды воздействия на окружающую среду.

  1. Радиационная ситуация в Иркутской области.
  2.  Загрязнение диоксидами и ртутью. 
  3. Шумовое и электромагнитное загрязнение, загрязнение выбросами автотранспорта, отходы производства и потребления.

3

2

17-19

Региональные экологические проблемы.

  1. Состояние окружающей среды Иркутской области.
  2.  Санитарно- эпидемиологическая обстановка и влияние экологических природных и техногенных факторов на здоровье населения.
  3.     Демографическая ситуация в Иркутской области. 

3

2

Эффективная лекция « бортовой журнал».

Практическая работа.

20

  1. Определение основных источников загрязнения окружающей среды Иркутской области.

1

3

Групповая работа.

21

2.   Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды в близлежайших территориях.

1

3

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Подготовка сообщения или доклада на тему: выявление и оценка   влияния техногенных факторов на здоровье населения Иркутской области.

Тема 2.2

Заповедные места и памятники природы родного края.

22-23

Государственные природные заповедники и заказники Иркутской области и их характеристика.

  1. Витимский, Байкало-Ленский заповедники. Государственные природные заказники республиканского и областного значения.

2.   Прибайкальский национальный парк. Природные памятники. Озеро Байкал.

2

2

Экспертные группы.

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Подготовка  презентаций  о природных заповедниках и заказниках Иркутской области, озере Байкал.

Тема 2.3

Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае.

24-25

Государственная региональная экологическая политика.

  1. Система государственных природоохранных органов Иркутской области и их деятельности.
  2.  Природоохранное законодательство. Нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды. 
  3. Государственные экологические программы.

2

3

Эффективная лекция « бортовой журнал».

26-27

Экологический мониторинг в области источников загрязнения природы.

  1. Виды источников загрязнения природной среды региона: сточные воды, промышленные выбросы и другие.
  2. Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.
  3.  Иркутская региональная система экологического мониторинга.

2

3

Комбинированный.

28-29

Роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды.

  1. Общественное экологическое движение.
  2. Экологическое образование, просвещение и воспитание. 

2

2

Частично- поисковый.

Практическая работа.

30

  1. Определение степени изменения окружающей среды под воздействием хозяйственной деятельности человека.

1

3

Индивидуальная работа.

31

  1. Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в Иркутской области с целью охраны природы. 

1

3

Групповая работа.

32

Итоговая контрольная работа по учебной дисциплине «Природа и экология родного края».

1

3

Тестирование.

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Анализ основных понятий и определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг» с подготовкой понятийного словаря, схем и таблиц (на выбор), раскрывающих их сущность.

2. Подготовка реферата  о природе и экологии Иркутской области.

ВСЕГО ЧАСОВ

48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально- техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Географии- Биологии».

Оборудование учебного кабинета:

- карта Иркутской области;

- атлас по географии Иркутской области;

- портреты ссыльных декабристов;

- экспонаты и демонстрационные плакаты, таблицы, схемы, раскрывающие особенности природы и  экологии Иркутской области.

- раздаточный материал для индивидуальной работы обучающегося.

Технические средства обучения:

- компьютер с мультимедийным проектором и аудио - системой;

- подборка учебных фильмов, по дисциплине («Тайны подводного мира», «Экология и охрана окружающей среды », «Растения Прибайкалья и животные Прибайкалья», «Природа Прибайкалья»)и  другие.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень  учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы.

1. Атлас Иркутской области [Текст]. – Иркутск, 2000.

2. Государственный доклад о состоянии окружающей среды Иркутской области [Текст]. Иркутск. 2000-2005.

3. Савченко, Н.Д.Физическая и социально- экономическая география Иркутской области [Текст]: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы /

Н.Д. Савченко, А. С. Леонтьева Иркутск , 2006.

Дополнительные источники:

1. Бояркин, В.М. География Иркутской области [Текст]: учебное пособие / В.М. Бояркин.- Иркутск: Вост.- Сиб. Книжное изд. 1997.

2. Материалы для проведения мероприятий к 65- летию Иркутской области [Текст]: сборник кафедры отечественной истории общественно-политической дисциплины ИПКРО.- Иркутск, 2002.

3. Мой мир. Пособие для учителей [Текст].- Иркутск: Байкальская Экологическая волна, 2002.

4. Красная книга Иркутской области[Текст]/ под редакцией О.Ю. Гайкова.- Иркутск: ООО Издательство «Время странствий», 2010.

Интернет- ресурсы:

- Иркутская область. Географический обзор Иркутской области

[Электронный ресурс]// сайт «География», - режим доступа http: // www. Geografia. Ru/ irkut. Html

2.Иркутская область [Электронный ресурс ]// Википедия.- режим доступа http://ru.wikipedia. Org

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися, индивидуальных заданий, проектов, исследований, результаты обучения оцениваются по пятибалльной шкале.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (освоенные умения, усвоенные знания).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.

ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- определять по карте географическое положение, рельеф, климат Иркутской области;

- объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Иркутской области;

- давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира.

- анализировать особенности взаимодействия человека с природой, ее использование и охраны;

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;

- использовать информационно- коммуникационные технологии в освоении учебного процесса.

- Анализ практических работ, заданий к самостоятельной работе.

- Анализ оценок за практические занятия, выполненные в рамках освоения разделов и тем учебной дисциплины.

- Письменная проверочная работа.

- Оценка соответствия содержания географическим и естественнонаучным фактам, представленным обучающимися, в подготовленных таблицах, схемах, презентациях.

- Анализ реферата на соответствие изученному географическому материалу.

ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- эколого- географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф , климат, внутренние воды.

- преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем.

- характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира.

- взаимодействие компонентов экосистем Иркутской области.

- формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем, их использование и охраны.

- использование природных ресурсов в хозяйстве региона.

- заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.

- Устные опросы.

- Оценка реферата, письменных, лабораторных работ.

- Изучение продуктов образовательной деятельности.

- Наблюдение за выполнением работ на теоретических и практических занятиях.

- Оценка результатов выполнения студентами письменных контрольных работ, тестов.

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир

Рабочая программа представляет вариативную часть ОПОП по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер» (105 часов)

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер» (105 часов)...

Календарно-тематический план учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер» (105 часов)

Календарно-тематический план учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер» (105 часов)...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер» (108 часов)

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер»...

Календарно-тематический план учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер» (108 часов)

Календарно-тематический план учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер»...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» (108 часов)

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»...