Рабочая программа кружка
проект по краеведению на тему

Ахтямова Зульфия Магфуровна

Занятие в школьном музейном кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, традицией и обычаями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_shkolnogo_muzeya.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор БСОШ № 1

____________________________

Ильдарханова Н.В.

Приказ № 67

от « 01»  сентября  2014 г.

Согласована

на  Методическом совете  школы

Протокол  № 1

от « 28» августа  2014 г.

Руководитель  МС

________Здобнова Г.Н.

Рассмотрена  на заседании кафедры

историко-филологического образования

Протокол № 1

от « 25» августа 2014 г.

Соответствует  Федеральному компоненту государственного стандарта

Руководитель кафедры:

Ергачева И.В.________

МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

Спасского муниципального района РТ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности объединения школьного музея «Традиции, культура и быт татарского народа»

5-7 классы

Год разработки:2014 г.

Срок реализации программы: 1 год

Составлена  на основе: примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования

Программу  составила: руководитель школьного музеяАхтямоваЗульфияМагфуровна, учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

Образовательная программа школьного музейного кружка «Традиции, культура и быт татарского народа» создана для учащихся  5-7 классов и реализуется на базе МБОУ «Болгарской средней школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов». Примерная программа конкретизирует содержание тем по традиции, культура и быт татарского народа, дает примерные распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов данного курса с учетом внутришкольных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Татарская культура

Рабочая программа рассчитан на 1 час в неделю.

Режим занятий: 

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 часа

1 раз

1 часа

35 часа

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в школьном музейном кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, традицией и обычаями. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.

Цель:

- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;

- развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

- углубленное изучение истории родного края;

- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;

- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитывающие:

- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

Содержание программы:

  1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж. Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Понятие малая Родина. Знакомство с источниками знаний о своей местности.

  1. Тема: «Природа моего края»

Физико-географическая и экономическая характеристика местности. Наша местность на карте Алексеевского района, карте России. Географическое положение. Соседи деревни, района, области. Население и хозяйство. Практикум: Работа с картой.

Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве. Формы рельефа местности. Равнина, овраги, холмы, балки. Практикум: Работа с картой, коллекцией горных пород. Экскурсия.

Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения. Понятие климат. Климатические особенности нашей местности. Рекорды, аномалии. Народный календарь. Влияние климата на занятия жителей. Влияние климата на здоровье населения. Практикум: Работа с народным календарем

Растительный мир нашего края. Растения луга, леса, болота. Красная книга. Редкие растения. Охрана растительного мира нашей местности. Практикум: Работа с гербарием. Экскурсия в лес, на поле, к реке.

Животный мир нашего края. Животные лесов, лугов, водоемов. Птицы нашей местности. Рыбы. Животные нашей местности в Красной книге. Охрана животного мира.Экскурсия в лес, на поле, к реке.

II        Тема: «Моя Малая Родина. История».

Теория: знакомство с историей возникновения района, бытом сельчан прошлых лет. « Забытые деревни». Улицы района, происхождение их названий. Символика родного края. Улицы моей деревни. Обычаи, традиции, праздники. Легенды. Понятие «географическое положение», его влияние на природу, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Особенности географического положения населенного пункта.

Практика: сбор старинных вещей – предметов быта, сбор информации об истории малой родины, оформление собранного материала. Изучение плана села, города. Занимательная картография.

 III. Тема: «Документоведение»

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.

Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного литературно-краеведческого музея.

IV. Тема: «Жители моего села»

Теория: знакомство с историями земляков – ветеранов ВОВ и ветеранов труда, их заслугами перед Родиной. Знакомство с жизньюумельцами моего района,тружениками тыла. «Учитель в имени твоем…». «Листая Книгу Памяти…»

Практика: организация встреч с ветеранами войны и ветеранами труда, обработка и оформление материала данной тематики, оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, ветеранов ВОВ и ветеранов труда, умельцами моего района,тружениками тыла.        

V. Тема: «Экология и мы»

Теория.Понятие «экологическая». Экологическая ситуация в мире, стране, в районе.. Пути решения экологических проблем разного уровня.Краснаякнига.Просмотр фильмов об Экологических проблемах

Практика. Работа с дополнительной литературой, Интернетом по теме. Подготовка, заслушивание и обсуждение докладов. Подготовка презентаций. Проведение акций « Чистый мир»,  « Родник», « Дари добро»,  « Чистая река»,  « Зеленый мир».Составление альбома и стенда для музея «Редкие и исчезающие растения и животные». Изготовление скворечников. Работа в школьном краеведческом музее.

VI.        Тема: «История моей семьи, составление генеалогического древа»

        Теория: изучение историю своей семьи. Дом, в котором я живу (рассказы детей о своем доме, семье, питомцах).

Практика: организация встреч с родными, сбор информации об истории семьи, обработка и оформление собранного материала. Уметь составлять генеалогическое дерево.

VII.        Тема: «Работа в музее»

Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.

VIII.        Тема: «Экскурсии в музеи района»

Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.

Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей села и гостей школы.

IX.        Тема: «Походы, экспедиции»

Теория. Определение целей похода. Разработка маршрута. Распределение обязанностей. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Первая доврачебная помощь, ознакомление с составом походной аптечки. Техника безопасности.

Практика.Оформление работ. Составление альбомов, буклетов. Подготовка фотовыставки, выставки рисунков.

Методическое обеспечение

   При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических  бесед по темам из разных разделов программы.  Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально  изучают все вопросы краеведения.

   Необходимо  также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

     Целесообразно  наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно  записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д.   Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

    При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.

     Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме докладов,  мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.

    Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

   При прохождении многих тем можно использовать  игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

         Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются  эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.

Календарно-тематическое планирование

Тема и содержание занятия

Сроки проведения

план

Сроки проведения

факт

1.

Ознакомление со школьным музеем.

1.09.

2.

Распределение работы активистов музея.

8.09.

3.

Составить программу работы музея.

15.09.

4.

Составить регистрационную карту экспонатов, согласно инструкции.

22.09.

5.

Подготовка экскурсоводов школьного музея по экспозициям.

29.09.

6.

Творчество татарского писателя А. Алиша, обновить уголок школьного музея.

6.10.

7.

Организовать подготовку мероприятия «Әбием сандыгы».

13.10.

8.

«В гостях у бабушки» «Әбием сандыгы» мероприятие.

20.10.

9.

«Древний город Болгар» доклады активистов музея.

27.10.

10.

«Виды мотивов татарских орнаментов» мастер-класс.

10.11.

11.

«Оформление татарского передника» мастер-класс («Аллы-гөллеалъяпкычым».

17.11.

12.

Оформление национального головного убора татарских девушек “калфак”. (Калфак бизәү) Мастер-класс.

24.11.

13.

Организовать экскурсию в школьный музей.

1.12.

14.

“Оформление национального мужского головного убора «тюбетейка». Мастер-класс

8.12.

15.

Знакомство с татарской национальной кожной мозаикой. «Оформление маленьких подушечек для дивана» (Диванмендәре) мастер-класс.

15.12.

16.

Оформление татарского национального женского кожного сапога «читек». Мастер-класс.

22.12.

17.

«Волшебная глина». Лепка тела перемещающего человека. Мастер-класс.

12.01.

18.

Лепка цветочного рельефа. Мастер-класс.

19.01.

19.

Знакомство с творчеством татарского художника и скульптора Б.Урманче.

26.01.

20.

Оформление молитвенного коврика «намазлык».

2.02.

21.

Знакомство с творчеством татарского художника Х.Якупова.

9.02.

22.

Составление натюрморта из национальных изделий (вышитая полотенце, калфак, керамическая посуда, ювелирные изделия, национальное блюда, растения или букет цветов и др.)

16.02.

23.

«Волшебная иголка». Знакомство с татарской национальной вышивкой.

23.02.

24.

Оформление национального старо-татарского полотенце.

2.03.

25.

Оформление национального сотканного паласа.

9.03.

26.

Организовать мероприятия посвященное празднику весны «Науруз».

16.03.

27.

Знакомство с древней архитектурой ислама. «Наши древние и современные мечети»

30.03.

28.

Знакомство с национальной деревянной резьбой. Оформление оконных наличник.

6.04.

29.

Творчество татарского писателя Г.Тукай.

Г.Тукай – великий татарский поэт. 1)“Сөйкемле шүрәле” конкурс рисунков.

2) Вечер сказок “В гостях у героев Г.Тукая”.

3) Конкурс инсценировки по произведениям Г.Тукая.

13.04.

30.

Знакомство с национальными украшениями татар. Узоры из фольги, мастер-класс (Беләзегем-йөзегем...)

20.04.

31.

Национальные узоры татарского народа. Итоговые доклады активистов школьного музея.

27.04.

32.

«Наша школа и ВОВ: 70 лет том назад». Мероприятие школьного музея.

4.05.

33.

Организовать экскурсию в школьный музей. Уроки мужества, посвященные жизни и творчеству татарских писателей – фронтовиков.

11.05.

34.

Подготовка отчета школьного музея.

18.05.

35.

Организовать экскурсию в Древний Булгар.

25.05.

Требования к уровню подготовки кружковцев:

К окончанию данного курса должны знать:

- знать и уважать народные традиции;

- знать исторические события и памятники;

- должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.

- природу родного края

-необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

- историю своего района

- знаменитых и интересных людей.

Обучающиеся должны уметь:

- работать с литературой, источниками информации;

- активно участвовать в работе школьного музея «Традиции, культура и быт татарского народа»;

- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

- подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.

- оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.

Формы организации занятий: лекции, конференции, экскурсии, практические работы, полевые работы, самостоятельные работы с краеведческой литературой, картографическим материалом.

Возрастные особенности:

Образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 10-14 лет, интересующихся историей, краеведением. Коллектив набран свободно, по желанию детей. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Список  использованной литературы:

  1. А.В. Даринский. Краеведение. –М.: Просвещение, 1987г.
  2. Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Булгары. – Казань, 1971г.
  3. Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Булгары: Путеводитель по Булгарскому историко-архитектурному заповеднику. – Казань, 1983г.
  4. А. Я. Юдовская и др. Новая история. –М.: Просвещение, 2000г.
  5. Баргин К.В. «Азбука туризма». – М., Просвещение, 2007г.
  6. Болгар / Татарская энциклопедия: В 5 т. Казань, 2002. Т. 1.
  7. Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник / Татарская энциклопедия: В 5 т. Казань, 2002. Т. 1.
  8. Болгар: Путешествие в прошлое. – М., 1983г.
  9. Боравская В.В. Земля Александровская. Время.  События. Люди. Записки краеведа. – Александров, 2008г.
  10. Бороздинов Н.М. « Географические кружки в школе». – М.: Просвещение, 2004г.
  11. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Владос, 2002г.
  12. В.В.Титов. Туристско-краеведческие кружки в школе. – М.: Просвещение, 1988 г.
  13. Владышевский Д.В. «Экология и мы». – К.: Соло, 2006г.
  14. Гладкий Ю.Н. «Дайте планете шанс!». – М.: Просвещение, 2000г.
  15. Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. – М., 1988г.
  16. Город Болгар. Очерки истории и культуры. – М., 1987г.
  17. Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. – М., 1996г.
  18. Город Булгар. Очерки истории и культуры. – М., 1987г.
  19. Давлетшин Г.М., Хузин Ф.Ш. Булгарская цивилизация на Волге. – Казань, 2011.
  20. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: Духовная культура. – Казань: Татарское книжное издательство, 1990г.
  21.  Д. В. Кацюба. Внеклассная робота по истории. – М.: Просвещение, 1976г.
  22. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды вXIII – XIVвв. – М., 1985.
  23. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В.  Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. – М.: ВАКО, 2008г.
  24. Закон РФ «Об образовании».
  25. Касаткина Н.А.  Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель, 2005г.
  26. Клепинина З.А. «Дневник Наблюдения». – М.: Эксмо, 2011г.
  27. Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России 8-15 веков. – М.: МИРОС, Вентана - Граф, 1997г.
  28. Ласкина Л.Д., Николаева Н.В., Варламова С.И., Хайдукова А.В., Нечаева О.П., Артеменко В.П., Дегтярева А.В.  Экологическое образование младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  29. Мухаметшин Д.Г. Великие Болгары: Путеводитель. – М., 1982.

  1. Н.С. Борисов. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М.: Просвещение, 1982г.
  2. Плешаков А.А. Зелёный дом: Программно-методические материалы. – М.: Просвещение, 2000г.
  3. Путеводитель по Болгарскому городищу. Встреча с прошлым. Министерство культуры РТ. Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
  4.  Сергеева Н.Г. Уроки национального изобразительного искусства (на татарском языке). – Казань: Татарское книжное издательство, 1999г.
  5. Спутник по Казани. Иллюстративный указатель достопримечательностей и справочная книжка города / под редакцией проф. Н.П. Загоскина. – Казань, 2005.
  6. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. – М., 1984.
  7. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. – М., 1994.
  8. Фехнер М.В. Древние архитектурные памятники  России. Великие Булгары. Свияжск. Казань. – М., 1978.
  9. ФГОС начального общего образования.
  10. Хьюитт Салли. Природа в занимательных экспериментах.  – М.: Росмен, 2006г.
  11. Хузин Ф.Ш. Болгарский город X –  нач. XIIIвв. – Казань, 2001.
  12. Шалаева Г.П. Современная энциклопедия начальной школы. Природоведение. – М.: Эксмо, 2006г.
  13. Э. М. Раковская. География: природы России. – М.: Просвещение, 2002г.
  14. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2003г.

Интернет-ресурсы:

  1. http: // ru.wikipedia.org / wiki/Булгар – краткая энциклопедическая информация о Великом Булгаре: история возникновения, развития, упадка. Исторические памятники и литература.
  2. http: // www/bolgar/info/ vb_articles.php – официальный сайт историко-архитектурного заповедника Булгар. Представлены: карта городища, фотогалерея, видеоэкскурсии, рассказы о заповеднике и его музеях. Публикации о Великом Булгаре. Эпиграфические памятники. Легенды.
  3. http: // rt-museums.narod.ru/bulgar.html – представлена информация по историко-культурным территориям РТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

Рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса.       Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...