Рабочая программа кружка
проект по краеведению на тему
Занятие в школьном музейном кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, традицией и обычаями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_shkolnogo_muzeya.docx | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор БСОШ № 1 ____________________________ Ильдарханова Н.В. Приказ № 67 от « 01» сентября 2014 г. | Согласована на Методическом совете школы Протокол № 1 от « 28» августа 2014 г. Руководитель МС ________Здобнова Г.Н. | Рассмотрена на заседании кафедры историко-филологического образования Протокол № 1 от « 25» августа 2014 г. Соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта Руководитель кафедры: Ергачева И.В.________ |
МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Спасского муниципального района РТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности объединения школьного музея «Традиции, культура и быт татарского народа»
5-7 классы
Год разработки:2014 г.
Срок реализации программы: 1 год
Составлена на основе: примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования
Программу составила: руководитель школьного музеяАхтямоваЗульфияМагфуровна, учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Образовательная программа школьного музейного кружка «Традиции, культура и быт татарского народа» создана для учащихся 5-7 классов и реализуется на базе МБОУ «Болгарской средней школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов». Примерная программа конкретизирует содержание тем по традиции, культура и быт татарского народа, дает примерные распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов данного курса с учетом внутришкольных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Татарская культура
Рабочая программа рассчитан на 1 час в неделю.
Режим занятий:
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 часа | 1 раз | 1 часа | 35 часа |
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в школьном музейном кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, традицией и обычаями. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Цель:
- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
- развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
- углубленное изучение истории родного края;
- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
Содержание программы:
- Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж. Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Понятие малая Родина. Знакомство с источниками знаний о своей местности.
- Тема: «Природа моего края»
Физико-географическая и экономическая характеристика местности. Наша местность на карте Алексеевского района, карте России. Географическое положение. Соседи деревни, района, области. Население и хозяйство. Практикум: Работа с картой.
Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве. Формы рельефа местности. Равнина, овраги, холмы, балки. Практикум: Работа с картой, коллекцией горных пород. Экскурсия.
Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения. Понятие климат. Климатические особенности нашей местности. Рекорды, аномалии. Народный календарь. Влияние климата на занятия жителей. Влияние климата на здоровье населения. Практикум: Работа с народным календарем
Растительный мир нашего края. Растения луга, леса, болота. Красная книга. Редкие растения. Охрана растительного мира нашей местности. Практикум: Работа с гербарием. Экскурсия в лес, на поле, к реке.
Животный мир нашего края. Животные лесов, лугов, водоемов. Птицы нашей местности. Рыбы. Животные нашей местности в Красной книге. Охрана животного мира.Экскурсия в лес, на поле, к реке.
II Тема: «Моя Малая Родина. История».
Теория: знакомство с историей возникновения района, бытом сельчан прошлых лет. « Забытые деревни». Улицы района, происхождение их названий. Символика родного края. Улицы моей деревни. Обычаи, традиции, праздники. Легенды. Понятие «географическое положение», его влияние на природу, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Особенности географического положения населенного пункта.
Практика: сбор старинных вещей – предметов быта, сбор информации об истории малой родины, оформление собранного материала. Изучение плана села, города. Занимательная картография.
III. Тема: «Документоведение»
Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.
Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного литературно-краеведческого музея.
IV. Тема: «Жители моего села»
Теория: знакомство с историями земляков – ветеранов ВОВ и ветеранов труда, их заслугами перед Родиной. Знакомство с жизньюумельцами моего района,тружениками тыла. «Учитель в имени твоем…». «Листая Книгу Памяти…»
Практика: организация встреч с ветеранами войны и ветеранами труда, обработка и оформление материала данной тематики, оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, ветеранов ВОВ и ветеранов труда, умельцами моего района,тружениками тыла.
V. Тема: «Экология и мы»
Теория.Понятие «экологическая». Экологическая ситуация в мире, стране, в районе.. Пути решения экологических проблем разного уровня.Краснаякнига.Просмотр фильмов об Экологических проблемах
Практика. Работа с дополнительной литературой, Интернетом по теме. Подготовка, заслушивание и обсуждение докладов. Подготовка презентаций. Проведение акций « Чистый мир», « Родник», « Дари добро», « Чистая река», « Зеленый мир».Составление альбома и стенда для музея «Редкие и исчезающие растения и животные». Изготовление скворечников. Работа в школьном краеведческом музее.
VI. Тема: «История моей семьи, составление генеалогического древа»
Теория: изучение историю своей семьи. Дом, в котором я живу (рассказы детей о своем доме, семье, питомцах).
Практика: организация встреч с родными, сбор информации об истории семьи, обработка и оформление собранного материала. Уметь составлять генеалогическое дерево.
VII. Тема: «Работа в музее»
Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.
VIII. Тема: «Экскурсии в музеи района»
Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.
Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей села и гостей школы.
IX. Тема: «Походы, экспедиции»
Теория. Определение целей похода. Разработка маршрута. Распределение обязанностей. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Первая доврачебная помощь, ознакомление с составом походной аптечки. Техника безопасности.
Практика.Оформление работ. Составление альбомов, буклетов. Подготовка фотовыставки, выставки рисунков.
Методическое обеспечение
При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально изучают все вопросы краеведения.
Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.
Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.
При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.
Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.
Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.
При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.
Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема и содержание занятия | Сроки проведения план | Сроки проведения факт |
1. | Ознакомление со школьным музеем. | 1.09. | |
2. | Распределение работы активистов музея. | 8.09. | |
3. | Составить программу работы музея. | 15.09. | |
4. | Составить регистрационную карту экспонатов, согласно инструкции. | 22.09. | |
5. | Подготовка экскурсоводов школьного музея по экспозициям. | 29.09. | |
6. | Творчество татарского писателя А. Алиша, обновить уголок школьного музея. | 6.10. | |
7. | Организовать подготовку мероприятия «Әбием сандыгы». | 13.10. | |
8. | «В гостях у бабушки» «Әбием сандыгы» мероприятие. | 20.10. | |
9. | «Древний город Болгар» доклады активистов музея. | 27.10. | |
10. | «Виды мотивов татарских орнаментов» мастер-класс. | 10.11. | |
11. | «Оформление татарского передника» мастер-класс («Аллы-гөллеалъяпкычым». | 17.11. | |
12. | Оформление национального головного убора татарских девушек “калфак”. (Калфак бизәү) Мастер-класс. | 24.11. | |
13. | Организовать экскурсию в школьный музей. | 1.12. | |
14. | “Оформление национального мужского головного убора «тюбетейка». Мастер-класс | 8.12. | |
15. | Знакомство с татарской национальной кожной мозаикой. «Оформление маленьких подушечек для дивана» (Диванмендәре) мастер-класс. | 15.12. | |
16. | Оформление татарского национального женского кожного сапога «читек». Мастер-класс. | 22.12. | |
17. | «Волшебная глина». Лепка тела перемещающего человека. Мастер-класс. | 12.01. | |
18. | Лепка цветочного рельефа. Мастер-класс. | 19.01. | |
19. | Знакомство с творчеством татарского художника и скульптора Б.Урманче. | 26.01. | |
20. | 2.02. | ||
21. | Знакомство с творчеством татарского художника Х.Якупова. | 9.02. | |
22. | Составление натюрморта из национальных изделий (вышитая полотенце, калфак, керамическая посуда, ювелирные изделия, национальное блюда, растения или букет цветов и др.) | 16.02. | |
23. | «Волшебная иголка». Знакомство с татарской национальной вышивкой. | 23.02. | |
24. | Оформление национального старо-татарского полотенце. | 2.03. | |
25. | Оформление национального сотканного паласа. | 9.03. | |
26. | Организовать мероприятия посвященное празднику весны «Науруз». | 16.03. | |
27. | Знакомство с древней архитектурой ислама. «Наши древние и современные мечети» | 30.03. | |
28. | Знакомство с национальной деревянной резьбой. Оформление оконных наличник. | 6.04. | |
29. | Творчество татарского писателя Г.Тукай. Г.Тукай – великий татарский поэт. 1)“Сөйкемле шүрәле” конкурс рисунков. 2) Вечер сказок “В гостях у героев Г.Тукая”. 3) Конкурс инсценировки по произведениям Г.Тукая. | 13.04. | |
30. | Знакомство с национальными украшениями татар. Узоры из фольги, мастер-класс (Беләзегем-йөзегем...) | 20.04. | |
31. | Национальные узоры татарского народа. Итоговые доклады активистов школьного музея. | 27.04. | |
32. | «Наша школа и ВОВ: 70 лет том назад». Мероприятие школьного музея. | 4.05. | |
33. | Организовать экскурсию в школьный музей. Уроки мужества, посвященные жизни и творчеству татарских писателей – фронтовиков. | 11.05. | |
34. | Подготовка отчета школьного музея. | 18.05. | |
35. | Организовать экскурсию в Древний Булгар. | 25.05. |
Требования к уровню подготовки кружковцев:
К окончанию данного курса должны знать:
- знать и уважать народные традиции;
- знать исторические события и памятники;
- должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
- природу родного края
-необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
- историю своего района
- знаменитых и интересных людей.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с литературой, источниками информации;
- активно участвовать в работе школьного музея «Традиции, культура и быт татарского народа»;
- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
- подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.
- оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
Формы организации занятий: лекции, конференции, экскурсии, практические работы, полевые работы, самостоятельные работы с краеведческой литературой, картографическим материалом.
Возрастные особенности:
Образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 10-14 лет, интересующихся историей, краеведением. Коллектив набран свободно, по желанию детей. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Список использованной литературы:
- А.В. Даринский. Краеведение. –М.: Просвещение, 1987г.
- Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Булгары. – Казань, 1971г.
- Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Булгары: Путеводитель по Булгарскому историко-архитектурному заповеднику. – Казань, 1983г.
- А. Я. Юдовская и др. Новая история. –М.: Просвещение, 2000г.
- Баргин К.В. «Азбука туризма». – М., Просвещение, 2007г.
- Болгар / Татарская энциклопедия: В 5 т. Казань, 2002. Т. 1.
- Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник / Татарская энциклопедия: В 5 т. Казань, 2002. Т. 1.
- Болгар: Путешествие в прошлое. – М., 1983г.
- Боравская В.В. Земля Александровская. Время. События. Люди. Записки краеведа. – Александров, 2008г.
- Бороздинов Н.М. « Географические кружки в школе». – М.: Просвещение, 2004г.
- Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Владос, 2002г.
- В.В.Титов. Туристско-краеведческие кружки в школе. – М.: Просвещение, 1988 г.
- Владышевский Д.В. «Экология и мы». – К.: Соло, 2006г.
- Гладкий Ю.Н. «Дайте планете шанс!». – М.: Просвещение, 2000г.
- Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. – М., 1988г.
- Город Болгар. Очерки истории и культуры. – М., 1987г.
- Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. – М., 1996г.
- Город Булгар. Очерки истории и культуры. – М., 1987г.
- Давлетшин Г.М., Хузин Ф.Ш. Булгарская цивилизация на Волге. – Казань, 2011.
- Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: Духовная культура. – Казань: Татарское книжное издательство, 1990г.
- Д. В. Кацюба. Внеклассная робота по истории. – М.: Просвещение, 1976г.
- Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды вXIII – XIVвв. – М., 1985.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. – М.: ВАКО, 2008г.
- Закон РФ «Об образовании».
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель, 2005г.
- Клепинина З.А. «Дневник Наблюдения». – М.: Эксмо, 2011г.
- Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России 8-15 веков. – М.: МИРОС, Вентана - Граф, 1997г.
- Ласкина Л.Д., Николаева Н.В., Варламова С.И., Хайдукова А.В., Нечаева О.П., Артеменко В.П., Дегтярева А.В. Экологическое образование младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2009г.
- Мухаметшин Д.Г. Великие Болгары: Путеводитель. – М., 1982.
- Н.С. Борисов. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М.: Просвещение, 1982г.
- Плешаков А.А. Зелёный дом: Программно-методические материалы. – М.: Просвещение, 2000г.
- Путеводитель по Болгарскому городищу. Встреча с прошлым. Министерство культуры РТ. Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
- Сергеева Н.Г. Уроки национального изобразительного искусства (на татарском языке). – Казань: Татарское книжное издательство, 1999г.
- Спутник по Казани. Иллюстративный указатель достопримечательностей и справочная книжка города / под редакцией проф. Н.П. Загоскина. – Казань, 2005.
- Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. – М., 1984.
- Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. – М., 1994.
- Фехнер М.В. Древние архитектурные памятники России. Великие Булгары. Свияжск. Казань. – М., 1978.
- ФГОС начального общего образования.
- Хьюитт Салли. Природа в занимательных экспериментах. – М.: Росмен, 2006г.
- Хузин Ф.Ш. Болгарский город X – нач. XIIIвв. – Казань, 2001.
- Шалаева Г.П. Современная энциклопедия начальной школы. Природоведение. – М.: Эксмо, 2006г.
- Э. М. Раковская. География: природы России. – М.: Просвещение, 2002г.
- Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2003г.
Интернет-ресурсы:
- http: // ru.wikipedia.org / wiki/Булгар – краткая энциклопедическая информация о Великом Булгаре: история возникновения, развития, упадка. Исторические памятники и литература.
- http: // www/bolgar/info/ vb_articles.php – официальный сайт историко-архитектурного заповедника Булгар. Представлены: карта городища, фотогалерея, видеоэкскурсии, рассказы о заповеднике и его музеях. Публикации о Великом Булгаре. Эпиграфические памятники. Легенды.
- http: // rt-museums.narod.ru/bulgar.html – представлена информация по историко-культурным территориям РТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...
Рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса. Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...