«Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма у обучающихся» (Методические рекомендации).
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
В данном материале рекомендуются методы и принципы воспитания патриотизма средствами элективного курса литературного краеведения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1111.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественно-нравственное, гражданское самосознание россиян, были утрачены многие ориентиры духовности общества, происходило разрушение ценностей старшего поколения, деформация моральных и нравственных установок. И в наше время в условиях мировой политической нестабильности так важно восстановление этих ценностей, воспитание новых граждан России в духе патриотизма и гражданственности . Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин сказал, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения ».
Для того, чтобы мы не уподоблялись «Иванам, не помнящим родства», для того, чтобы воспитать новых граждан страны, понимающих сколь важно духовное единство народа и объединяющие его морально-нравственные ценности, и была создана и принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Этой Концепцией, в частности, и руководствуется наша современная российская школа. Одним из важных аспектов данной Концепции и является воспитание гражданина – патриота России. Вот как понимается содержание слова «патриотизм» в контексте Концепции. В Концепции духовно-нравственного развития личности патриотизм определяется как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность служения Отечеству .
Исходя из вышеизложенного, я считаю, что тема работы, выбранная мною, актуальна. Ведь воспитание патриотизма может осуществляться разными средствами, не последнее место в это процессе занимают уроки литературы и, конкретно, изучение литературного краеведения. Литературное краеведение – это предмет, воспитывающий человека-патриота, расширяющий и обогащающий знания молодых людей о литературных традициях родного края позволяющих представить значение родных мест для формирования личности художника, его творчества в целом, для создания отдельных литературных произведений и литературных героев. Для того, чтобы заявленная позиция – воспитание истинного патриота – была осуществлена в полном объеме необходимо разрешить ряд возникающих противоречий :
- с одной стороны существует запрос общества на воспитание настоящих патриотов, граждан любящих свою родину, а с другой стороны наблюдается нек нигилистические настроения некоторых современных обучающихся, называющих себя гражданами « гугла и яндекса »; - с одной стороны у нас имеется богатая литературная история края, а с другой стороны мы имеем почти полное ее незнание в силу того, что нет возможности уделять этому достойное внимание в рамках существующего учебного плана; - с одной стороны есть необходимость уделять большое внимание литературному краеведению как средству воспитания патриотизма, а с другой стороны отсутствует стройная система преподавания литературной истории края. В силу этих обстоятельств, для разрешения данных противоречий и для решения заключенной в них проблемы, на мой взгляд, необходимо создать систему занятий в форме элективного курса по литературному краеведению .
Элективный курс литературного краеведения в школе основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах. 1. Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с нашей самарской землей. 2. В содержании курса отражаются события жизни известных писателей, связанных с нашим краем, а также прямое или косвенное отражение в их произведениях отечественной истории в том аспекте, в каком это связано с Самарой. 3. В курс включены произведения современных самарских писателей .
Элективный курс «Литературное краеведение Самарского края» - включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов; - способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; - формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; - способствует воспитанию речевой культуры школьников. Главная цель вводимого курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край, понимание влияния родных мест на формирование личности писателя .
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи : - воспитательная (воспитание гражданина, истинного патриота своей родины); - просветительская (приобщение к литературному творчеству); - агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска); - эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов литературы); - лингво -коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников); - обучающая (помочь овладеть начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов); - познавательная (педагогу следует расширить свои знания по литературно-краеведческой тематике, детально ознакомиться с литературными произведениями писателей, позиционируемых в элективном курсе ). Я предполагаю, что курс поможет воспитать человека – патриота, будет способствовать развитию творческих способностей ребёнка .
В процессе освоения курса предполагается: - изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения, воспитание чувства патриотизма и других высоких духовно-нравственных качеств; - знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка; - освоение элементарных знаний по истории и теории литературы; знакомство с биографическими данными писателей-классиков XIX и XX веков, живших и побывавших в Самаре и Самарском крае. Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, воспитывает любовь к родной земле, ответственность за ее настоящее и будущее, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала .
Механизмы решения данной проблемы предполагают использование различных методов и приемов работы в ходе изучения элективного курса: - словесные методы: рассказ, беседа, выразительное чтение, литературоведческий анализ, сочинение, написание текста-рассуждения, написание отзыва-рецензии, написание реферата; - наглядные методы: создание и показ иллюстративного материала, т.е. плакатов, карт, схем, иллюстрации к произведениям, составление хронологических таблиц, паспортов экскурсионных объектов; - демонстрационные методы: показ кинофильмов, мультимедийных презентаций, инсценирование отдельных сцен литературных произведений; практические методы: составление текста и проведение экскурсии в рамках одного экскурсионного объекта, части экскурсионного маршрута, всего экскурсионного маршрута. В ходе изучения элективного курса обязательным компонентом занятий являются экскурсии, посещение музеев, литературных архивов, библиотек .
Целесообразно применять разнообразные формы занятий: - выразительное чтение с элементами литературоведческого анализа и привлечением обучающихся к этому анализу в форме собеседования; - уроки-лекции , уроки-семинары, уроки-дискуссии; - конференции ; - встречи с музейными работниками, работниками архивов, писателями, участие в литературных праздниках, в т.ч . и общегородского характера и другие формы, направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика .
Предполагаемые результаты. 1. Занятия данного элективного курса, без сомнения, будут иметь большой воспитательный эффект. Герои произведений писателей земляков А. Толстого (Егор Дремов , «Русский характер»), Э. Кондратова («Жестокий год», «Тревожные ночи в Самаре»), Е. Астахова («Суровый воздух») учат нас быть настоящими патриотами своей родины. 2. В ходе занятий по программе элективного курса обучающиеся полнее и глубже узнают литературную историю края, проникнутся настоящим интересом к ней, что позволит осознать значение родных мест, давших своеобразный импульс творчеству писателей, связанных с краем. 3. Надеюсь, что результатом изучения элективного курса для обучающихся будет и вывод, что любовь к родному краю – это и благодарная память потомков. (Как следствие – появление на улицах Самары малых скульптурных форм: бравого солдата Швейка, Буратино, Юрия Деточкина , солдата Сухова, готовящейся скульптурной композиции, посвященной семейству Аксаковых .)
4. Предполагается (это заложено и в задачах курса), что обучающиеся сами станут пропагандистами и популяризаторами изучения литературной истории края (в части создания мультимедийных презентаций об этой истории и показа их в различной аудитории, в части проведения экскурсий на литературные темы). В перспективах решения проблемы мне видится расширение и углубление изучения не только обзорной литературной истории края, но и творчества отдельных писателей, тесно связанных с Самарой, а также создание факультативных программ по отдельным темам, раскрывающим творчество писателя .
Модули элективного курса « Литературное краеведение Самарского края ». Модуль I . Писатели-классики в Самарском крае. Модуль II . Мир детства в произведениях известных русских писателей, связанных с Самарским краем . Модуль III . Литература родного края. Произведения самарских (куйбышевских) писателей . Модуль I V . Подведение итогов . Содержание элективного курса «Литературное краеведение Самарского края» имеется в отдельной публикации на сайте https:// nsportal.ru/lp .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории
Главной целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...
Воспитание патриотизма у обучающихся через использование фондов школьного музея и средств ИКТ.
Школьный музей - ресурсный центр патриотического воспитания школьников. В статье говорится о различных приемах и направлениях деятельности по формированию чувства патриотизма у ...
«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»
В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как средство воспитания патриотизма
Данный материал представляет собой методические паспорта двух исследовательских проектов, над которыми мы с моими обучающимися плодотворно работали в течение последних лет....
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»....
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории
К сожалению, в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Происшед...
Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма.
Статья посвящена организации работы по литературному краеведению и освещению личностного результата проводимой работы....