Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
К сожалению, в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Происшедшие перемены, смена прежних идеологических ориентиров на не совсем ясные новые побуждает переосмыслить сущность патриотического воспитания, его места в общественной жизни. Очень важным сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств. Поскольку одним из источников обогащения обучающихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация. В свете гуманизации исторического образования активизация школьного исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности, предоставления почетного места в краеведении человековедению. Это поможет воспитывать у обучающихся на уроках истории чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории.
С.В. Князькова, учитель истории МКОУ СОШ № 1 им. А.М. Горького городского округа г. Фролово Волгоградской области
К сожалению, в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Происшедшие перемены, смена прежних идеологических ориентиров на не совсем ясные новые побуждает переосмыслить сущность патриотического воспитания, его места в общественной жизни. Очень важным сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств. Поскольку одним из источников обогащения обучающихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация. В свете гуманизации исторического образования активизация школьного исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности, предоставления почетного места в краеведении человековедению. Это поможет воспитывать у обучающихся на уроках истории чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Одна и из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования и учитель, и обучающиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель стимулирует обучающихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно-историческим. Он обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом, с помощью или вопреки ему. Обучающийся в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом. Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание. «Лучше запоминается то, что задевает чувства. Что любишь, то интересно. Что интересно, то и запоминаешь». Эти слова могут служить девизом для учителя-краеведа, организующего с обучающимися сбор краеведческого материала. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции – все эти формы сбора краеведческого материала вырабатывают навыки и приемы исследовательской деятельности, воспитывают уважение к историческому факту, способствует выработке умения практически использовать полученные знания. Посильной и благородной задачей учителей истории и их учеников является формирование архивов устной истории, т.е. создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий. Исторический источник содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную. Иногда бывает искажение фактов. Хотя часто в устных исторических источниках интерес представляют не сами факты, а их оценки, представления о них. Наиболее эффективными методами сбора исторической информации являются опросы, которые требуют особой подготовки. Нужно учитывать атмосферу беседы, возраст опрашиваемого, пол, национальную и религиозную принадлежность и на основании этого группировать вопросы.
О том, как проводить анкетирование и интервьюирование, мы постоянно говорим на занятиях историко-краеведческого клуба «Поиск» средней школы № 1 имени А. М. Горького г. Фролово, когда мы готовимся к написанию исследовательских работ по истории нашего края, собираем историческую информацию для архива, выступаем с рефератами по краеведению на уроках истории, оформляем стенгазеты к памятным датам по истории Сталинградской битвы, ежегодно участвуем в областных конкурсах по школьному краеведению. Задача сложная, если учесть, что ветераны войны, очень пожилые люди, им нелегко вспоминать пережитое, они до сих пор боятся говорить с незнакомыми людьми. Каждый член клуба познакомился с памяткой интервьюера, тщательно изучил ее, продумал и внес свои вопросы. Первые же контакты с опрашиваемыми вызвали у ребят шквал вопросов: «А почему так неохотно с нами беседуют?» Методическая подготовка учащихся заняла гораздо больше времени, чем планировалось. Но это было оправданно. Ведь непродуманный до конца вопрос, неудачное слово, взгляд могли причинить боль опрашиваемым, вызвать у них отрицательные эмоции. Работа по формированию архивов устной истории начата сравнительно недавно, но уже сегодня видны результаты поисково-исследовательской деятельности ребят. Они имеют возможность на деле показать свою любовь к ближним, городу, осознать собственную значимость, сопричастность к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия, присущее исследовательскому методу, способствует воспитанию творческой инициативы учащихся, их самостоятельности как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности. Далеко не все члены клуба «Поиск» станут историками, но интерес к большому делу сохранится надолго, а чувства патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, к своей малой Родине, гуманное отношение ко всему окружающему миру, это пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотизма на уроках истории
В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории
Главной целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...
Воспитание патриотизма на уроках истории
Обобщение опыта...
«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»
В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....
Воспитание патриотизма на уроках истории
статья о том, как в современной школе говорить с детьми о патриотизме,...
Воспитание патриотизма на уроках истории
статья о том, как в современных условиях прививать детям патриотизм. И чтоб это были не просто слова, а их убеждения....
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»....