Историческое краеведение – основа патриотического воспитания школьников 5–6-х классов
методическая разработка по истории
Актуальность проекта
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Трепетные и самые нежные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом. Это место, где тебя любили и понимали, где жили самые дорогие для тебя люди - мама и папа. Это твоя «малая родина». Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей истории и краеведения - воспитание патриотизма. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании в РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.*
__________
* Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2008. - №4. – С.15-18.
Проблема частичной утраты своего культурно-исторического самосознания школьниками ощущается нами, учителями истории, достаточно часто и поэтому тема проекта считается актуальной.
В связи с указанной проблемой разработан данный проект, определены цель, объект, предмет исследования.
Содержание проекта
Цель данного проекта — воспитание у учащихся патриотизма через изучение истории, традиций и культуры родного края.
Задачи:
- изучить историческое прошлое и настоящее родного поселка, краеведческий материала о родном крае;
- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся через включение в содержание уроков истории и обществознания краеведческий материал, а так же через привлечение учащихся к участию в различных акциях, конкурсов, фестивалей
- привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта
- развивать навыки смыслового чтения через использование современных приемов и методов по развитию навыков работы с текстом;
- описать и обобщить собственный опыт как конечный продукт проекта.
Гипотеза – если с раннего возраста учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это станет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.
Объект исследования – становление патриотического воспитания в контексте краеведческого образования.
Предмет исследования - теоретические основы и практика реализации школьного краеведческого образования.
Участники проекта: учителя истории МБОУ УАСОШ (Базаргуруева Б.Л, Балданова Ц.Б.), учащиеся 5 – 6 классов, родители, педагоги школы, внешние партнеры в рамках села Урда-Ага.
Стратегия и механизм данного проекта вытекают из цели и задач, которые были определены:
- Выявление возможностей уроков истории, обществознания, краеведения, часов внеурочной деятельности для приобщения учащихся к изучению родного края. Знакомство с опытом работы коллег, методической литературой, интернет-ресурсами по данной проблеме.
- В механизме разработка и апробация уроков, классных часов по темам, а также выполнение творческих работ учащихся.
- Участие в конкурсах, фестивалях, акциях по краеведческим темам.
- Описание и обобщение опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_istoricheskoe_kraevedenie.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект "Историческое краеведение –
основа патриотического воспитания школьников 5–6-х классов"
Балданова Цыцыгма Болотовна, учитель истории, обществознания и права
“Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей,
не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые
им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть
даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен
к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране”.
Д.С.Лихачев
Актуальность проекта
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Трепетные и самые нежные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом. Это место, где тебя любили и понимали, где жили самые дорогие для тебя люди - мама и папа. Это твоя «малая родина». Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей истории и краеведения - воспитание патриотизма. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании в РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.*
__________
* Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2008. - №4. – С.15-18.
Проблема частичной утраты своего культурно-исторического самосознания школьниками ощущается нами, учителями истории, достаточно часто и поэтому тема проекта считается актуальной.
В связи с указанной проблемой разработан данный проект, определены цель, объект, предмет исследования.
Содержание проекта
Цель данного проекта — воспитание у учащихся патриотизма через изучение истории, традиций и культуры родного края.
Задачи:
- изучить историческое прошлое и настоящее родного поселка, краеведческий материала о родном крае;
- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся через включение в содержание уроков истории и обществознания краеведческий материал, а так же через привлечение учащихся к участию в различных акциях, конкурсов, фестивалей
- привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта
- развивать навыки смыслового чтения через использование современных приемов и методов по развитию навыков работы с текстом;
- описать и обобщить собственный опыт как конечный продукт проекта.
Гипотеза – если с раннего возраста учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это станет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.
Объект исследования – становление патриотического воспитания в контексте краеведческого образования.
Предмет исследования - теоретические основы и практика реализации школьного краеведческого образования.
Участники проекта: учителя истории МБОУ УАСОШ (Базаргуруева Б.Л, Балданова Ц.Б.), учащиеся 5 – 6 классов, родители, педагоги школы, внешние партнеры в рамках села Урда-Ага.
Стратегия и механизм данного проекта вытекают из цели и задач, которые были определены:
- Выявление возможностей уроков истории, обществознания, краеведения, часов внеурочной деятельности для приобщения учащихся к изучению родного края. Знакомство с опытом работы коллег, методической литературой, интернет-ресурсами по данной проблеме.
- В механизме разработка и апробация уроков, классных часов по темам, а также выполнение творческих работ учащихся.
- Участие в конкурсах, фестивалях, акциях по краеведческим темам.
- Описание и обобщение опыта.
Формы работы:
- классные часы;
- интервьюирование;
- беседы, викторины;
- исследовательская деятельность;
- коллективные творческие дела;
- краеведческие конференции, выставки;
- экскурсии; походы.
Место реализации: МБОУ Урда-Агинская средняя общеобразовательная школа.
Сроки реализации проекта: 2018-2019, 2019-2020 учебные годы.
2. Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности | Задачи |
«Ветераны в строю» | 1. Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла – родственниках учеников Урда-Агинской школы. 2. Повышение престижа у подрастающего поколения подвига советского народа в годы войны, осознания значимости Победы для страны и всего мира. 3. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности. 4. Изготовление различных материалов по итогам реализации проекта для современной экспозиции школьного музея истории. 5. Участие в различных конкурсах по данной тематике. |
«История семьи в истории села» | 1. Прививать любовь к семье. 2. Учить уважать и любить традиции и устои семьи. 3. Учить составлять родословную семьи. 4. Участие в различных конкурсах по данной тематике. |
3. План реализации педагогического проекта:
1 этап. (сентябрь–декабрь) - Разработка проекта
1. Разработка тематического планирования проекта: определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.
2. Подбор методического материала к проекту.
3. Диагностика учащихся (беседа, анкетирование (прил.) с целью выявления уровня знаний учащихся по вопросам исторического краеведения.
2 этап. Реализация проекта (с проведением промежуточной диагностики) (январь 2018 – февраль 2020)
3 этап. Заключительный (март - июнь 2020 года)
Проведение диагностики
- Анализ результатов реализации данного проекта
- Описание и обобщение опыта (выступления на педсоветах, публикация разработок уроков, классных часов, сборников творческих работ, подготовка инновационного продукта).
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
|
1. | Анализ УМК, интернет-ресурсов с последующим формированием базы для реализации проекта. | Сентябрь 2018 г. | Балданова Ц.Б. Базаргуруева Б.Л. |
|
2. | Мониторинг (входящий) | Октябрь - декабрь | Балданова Ц.Б. Базаргуруева Б.Л. |
|
3. | Разработка уроков по обществознанию: | Январь - май 2019 г. | Балданова Ц.Б. Базаргуруева Б.Л. |
|
| Разработка презентаций, проектов, творческих работ по темам: «Моя семья» или «История моей семьи в истории поселка»; «Памятник героям» «Ветеран живет в каждой семье» «Жизнь замечательных людей» «Памятный день нашей семьи» «Родословная моей семьи» |
Январь - февраль 2018 г. Март- - апрель 2018 г. Май 2018 Сентябрь 2018г. | Балданова Ц.Б. Базаргуруева Б.Л.
|
|
Участие в школьной научно-практической конференции | Апрель 2018, 2019 г. | Балданова Ц.Б. Базаргуруева Б.Л. |
| |
| Участие во Всероссийской акции «Карта Памяти» | Март 2019 г. | Балданова Ц.Б. Базаргуруева Б.Л. |
|
| Участие в акции «Бессмертный полк», «Цветы ветерану» | Май 2018, 2019 г. | Балданова Ц.Б. Базаргуруева Б.Л. |
|
| Выступление на классных часах, уроках и внеклассных мероприятиях, конкурсах. | Февраль 2018-апрель 2019 г.г. | Балданова Ц.Б. Базаргуруева Б.Л.
Балданова Ц.Б. Базаргуруева Б.Л. | |
Выпуск сборников творческих работ, проектов учащихся для пополнения фонда школьного музея | Май 2018 г.- апрель 2019 | |||
Участие учителей истории в конкурсах и конференциях, посвященных воспитательному потенциалу уроков истории и обществознания. | Декабрь 2018 г. – апрель 2019 | |||
Проведение диагностики и анализ результатов реализации данного проекта. | Март-май 2020 г. |
Планируемые результаты.
Реализация данного проекта предполагает сформировать у участников проекта:
- Систему краеведческих знаний;
- Повысит уровень мотивации исследования родного края, изучению исторического прошлого своей малой родины и России в целом;
- Толерантное отношение к представителям других национальностей;
- Уважительное и бережное отношение к культуре и природе родного края и страны;
- Интерес к познанию нового;
- Стремление к самовыражению и самореализации;
- Инициативность и творчество;
- Организованность и требовательность к себе.
Критерии оценки результативности проекта:
- Качество знаний учащихся по истории, обществознанию и его положительная динамика;
- Уровень удовлетворенности учащихся процессом и результатами своего обучения;
- Увеличение доли учащихся, выполняющих творческое и исследовательские работы и проекты краеведческой направленности;
- Увеличение доли учащихся, участвующих в акциях, конкурсах и фестивалях и их результативность;
- Уровень духовно-нравственных ценностей и его положительная динамика (метод ранжирования);
- Увеличение уровня удовлетворенности уровнем преподавания истории и обществознания родителями.
Все творческие работы, разработанные учениками в рамках выполнения проекта, будут собраны в сборник «Краеведческий вестник», который может успешно использоваться на внеклассных занятиях, классных часах, а так же сможет пополнить школьный музей истории.
Фотоработы, выполненные учениками в рамках акции «Ветераны в строю» составят сборник, который так же пополнит музейную экспозицию.
Список литературы
1. Голуб Т.Е. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования/ Т.Е.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. М.: Издат.дом, Федоров, 2010. -138с.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
3. Детская библиотека и школа: совместные проекты//Детская библиотека. - 2010. - №1. - С.25-29.
4. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 2011г. – 204с.
5. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе[Текст]:/ Зиновьева Е.Е., 2010, - С.5.
6. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2012. - №4. – С.15-18.
7. Мастер-классы для школьных библиотекарей [Текст]: Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Е.В. Илдаркина. - М.: Глобус, 2010. - 232 с. - 95.00.
8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Издательский центр «Aкадемия», 2012г. – 224с.
9. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.–М.: «Народное образование». 2010, №7.-С.8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"
Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...
Краеведение - одна из форм патриотического воспитания школьников.
В статье представлено обобщение моего опыта по внекласной работе с использованием музейного пространства. Краеведческая работа является частью патриотического воспитания школьников....
Патриотическое воспитание школьников старших классов на основе материалов Великой Отечественной войны.
В статье указаны основные направления патриотической работы, где используются материалы Великой Отечественной войны. Представлен большой опыт работы с обучающимися старших классов средней общеоб...
Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"
Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....
Историческое образование как основополагающий фактор духовного становления и патриотического воспитания школьников
Формирование патриотизма обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности...
Патриотическое воспитание школьников посредством литературного краеведения
В статье рассматривается опыт работы учителя русского языка и литературы по патриотическому воспитанию....
Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников
laquo;Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познаваякрасоту родного языка! Чью душу...