Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма.
статья на тему

Путенко Ольга Михайловна

Статья посвящена организации работы по литературному краеведению и освещению  личностного  результата проводимой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то сказал: "Если человек не любит смотреть на старые фотографии родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, -значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,- значит,он равнодушен к своей  стране".

            Д.С. Лихачев говорит о "духовной оседлости", нравственной привязанности к своему гнездовью, отеческим пенатам. Сначала интуитивно, а потом вполне осознанно вписываем мы себя в географию и историю своей "малой родины". Это не провициализм. Это необходимая ступень воспитания в себе подлинного патриотизма. Ведь родной край, отечество, планета - звенья одной неразрывной цепи.

           Одним из путей воспитания патриотизма, чувства  сыновней любви к Отчизне, является литературное краеведение.

             Краеведение – это совокупность научных знаний о каком- либо крае, области, селе. Важна и история, и  экономика, и культура. Вместе они создают цельное представление о жизни.

       Литературное краеведение отличается специфическим отбором материала. Его изучение означает усвоение теории и истории литературы как искусства слова. В творчестве каждого писателя оставляет неизгладимый след край, где он родился и вырос или с которым он был долгое время связан. Не случайно  И.С.Тургенев, находясь за границей и чувствуя ,что жить осталось чуть-чуть, пишет:" …дубу от меня поклонитесь.."

        Литературное краеведение в этом смысле призвано прежде всего воспитать высокие патриотические чувства, вызвать у школьников живой интерес к жизни родного края, способность правильной оценки общественной роли книги.

        Верхнемамонская земля богата талантами.

Все мамонские люди- умницы,

И пускай их талант разнит,

В каждом доме, на каждой улице

Кто-то чем- нибудь знаменит,-

метко подметил незаурядные способности своих земляков поэт-самородок из Нижнего Мамона  Н. Машкин. Эти незатейливые стихотворные строчки  стали организующим звеном работы по литературному краеведению. Сначала на занятиях кружка "Литературная гостиная "мы познакомились с трудами местных краеведов Н.И. Сыроватского и Д.Ф. Шеншина , в которых они собрали уникальный материал о  литературных талантах Верхнемамонского района. Итогом этой работы стала схема, в которой отразили годы жизни, место рождения, место постоянного проживания , когда и где издавались книги.  

      На следующем этапе работы школьники получили задание подготовить сообщения, доклады о творчестве писателей и поэтов Верхнемамонского района. Фонды библиотеки, личные встречи,  публикации в районной газете "Донская новь "помогли учащимся собрать большой материал. После необходимой обработки были заслушаны все работы и обсуждены .

      Решено было оформить фотовыставку "Малая родина глазами поэтов".

      Особенно школьников  заинтересовало творчество А.К. Донских, учителя математики МОУ "Лицей с. Верхний Мамон, Дарьи Ильговой,  выпускницы Ольховатской СОШ, И.Пахомова, ныне умершего. Поэтому были организованы встречи с А.К.Донских .Они прошли живо, интересно  и  небесследно : Обыденных Наташа, Зубова Яна, Авдеева Лиля написали свои первые стихи .                                                                                

     Связь с интересными     людьми    не    ограничилась    одной     встречей.     А.К.Донских консультирует ребят, когда те пишут стихи и мудро советует "не бояться трудностей, не унывать, работать над собой".

    Творчеству И.Пахомова была посвящена литературно-музыкальная композиция  "   Раздумий россыпь  ".

    Художественное слово несет определенный опыт познания жизни и искусства как способа отражения жизни. Музыка же углубляет содержание словесного образа, способствуя  большей выразительности его психологического решения. Поэтому была выбрана именно такая форма работы. В целом подготовка подобного мероприятия требует от педагога активности и мобильности.  И конечно, неоценимой помощью явилось участие  родителей-  и в качестве зрителей, и в качестве действующих лиц, костюмеров, гримеров и декораторов- оформителей.

      Не менее интересно проходила работа по изучению жизни и творчества В.А. Белокрылова. Школьниками была изучена литература о творческой и общественной жизни писателя. В лицее была организована выставка, где экспонировались книги писателя, изданные в Воронеже и в Москве. На уроках развития речи проанализированы очерки, посвященные родному краю. Учащиеся приняли участие в состязании "     ", в котором показали умения и навыки по определению темы текста, по определению поставленных проблем , по видению позиции автора ,приводили аргументы, защищающие ее или, наоборот, противоречащие ей.

     Работа по литературному краеведению  не должна быть бессистемной ,от случая к случаю. Она требует планомерной организации и не должна останавливаться.

      В начавшемся новом учебном году продолжается исследование "талантов земли Верхнемамонской" …Школьники результаты своей работы отразят в проектах "Поэты –земляки о Великой Отечественной…","Дон-батюшка", "Стихи, ставшие песнями".

       Группа учащихся изучит творчество Д. Ильговой  и представит презентацию "Знакомьтесь: Дарья Ильгова!"

        Самый большой результат педагоги и учащиеся увидят не сегодня, а тогда, когда пути- дороги сегодняшних школьников разойдутся по свету, но в сердце у них останется ниточка, связывающая их с тем местом, где он и родились и выросли. "Духовная оседлость" - результат питательной культурной среды.

        Сегодня многие ищут национальную идею, которая объединит россиян и поможет возрождению России, а она, эта идея, всегда была ,есть и будет рядом с нам- это наш родной язык, родная природа, родной край, небезразличие к его судьбе, к его прошлому. настоящему ,будущему.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Музей «Купчинская сторона» как средство воспитания патриотизма у учащихся

В Законе Российской Федерации "Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриот...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Научно-исследовательская работа как средство воспитания патриотизма у школьников.

В статье анализируются этапы научно-исследовательской работы школьников, а так же средства и методы по развитию патриотизма средствами научно-исследовательской работы в современной школе....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

К сожалению, в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Происшед...

«Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма у обучающихся» (Методические рекомендации).

В данном материале рекомендуются методы и принципы воспитания патриотизма средствами элективного курса литературного краеведения в школе....