Программа внеурочной деятельности "Истоки"
рабочая программа по краеведению на тему

Байрамгалина Земфира Ирековна

Данная программа расчитана для учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС по краеведческой направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

            «Истоки»

 

Цель:   подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического

              предмета  истории в старших классах;

              обучить младших школьников ориентироваться в исторической

              информации;

              пробуждение  интереса к истории своей семьи, Отечества;

              способствовать более близкому общению членов семьи.

Задачи:

       ввести  ребёнка в мир истории через вещественно-материальную среду;

       научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;

       помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

         

Пояснительная записка.

 

        Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен.

      Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.

       Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

   Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.

        Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

       Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

 

     Учащиеся

                  познакомятся с понятиями «генеалогия»,  «родословная»,                            «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;

                  узнают

       историю возникновения имён и фамилий;

       степени родства в семье;

       о профессиях предков;

       о семейных увлечениях и традициях;

составят

       «ленту времени» своей жизни;

       родословное древо;

       вместе с родителями разработают свой фамильный герб;

       подберут семейный девиз.

 

 

Тематическое планирование

1 год обучения

 

 

Тема занятия

 

Содержание

Дата проведения

 

 Моя родословная    

1

   Вводное занятие. Понятие о родословной.

   У меня  есть своя история. Понятие родословной.

 

Я и моё имя

7

   «Кто я?»   «Где живу?»

  Географические названия – свидетели прошлого.

 

8

   Что означают наши имена.

  Знакомство с историей  возникновения имён.

 

9

    Как родители выбирают имя ребёнку.

   Происхождение современных имён

 

10

Имена и прозвища в Древней Руси.

   Имя и прозвище.

 

11

Откуда к нам пришли наши имена.

   Влияние различных культур на проникновение имён.

 

12

   Тайны наших имён.

  Значения имён.  Откуда к нам пришли наши имена.

 

13

Имя и ангел – хранитель.

   Православные имена, взятые из церковного календаря.  Именины.

 

14

  Моя фамилия. Моё отчество.

  История возникновения фамилий и отчеств.

 

15

  Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.

   Историческое прошлое  семьи.

 

16

  «Говорящие» фамилии.

  Что могут рассказать  фамилии о прошлом.

 

 История моей семьи 

17

   Профессии моих родителей.

   Профессии.

 

18

   Мои братья и сёстры.

   Степени родства в семье.

 

19

   Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.

   Степени родства в семье.

 

20

   Кто, кому и кем доводится.

   Степени родства в семье.

 

21

   Мои прабабушка и прадедушка.

   Связь поколений.

 

2

   Моя семья.

   Моя семья.

 

3

   Поколение, потомки, предки.

  Знакомство с понятиями «поколение»,  «потомки», «предки».

 

4

Родословное древо.

   Родословное древо.

 

5

  Практическое значение родословных в прошлом.

Нужно ли знать свою родословную?

 

6

   Составление родословного древа семьи.

  Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

 

22

  Профессии моих предков.

   Профессии предков.

 

 Семейные обязанности и традиции 

23

   Что мы знаем о традициях.

Знакомство с понятием «традиции».

 

24

Мир семейных увлечений.

   Увлечения моей семьи.

 

25

Семейные обязанности.

   Обязанности членов семьи.

 

26

  Семейные традиции.

  Какие традиции в моей семье.

 

27

  Фамильный герб и фамильный девиз.

   Знакомство с символами  семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.

 

28

  Итоговое занятие  «Мы не свалились с Луны»

  Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.

 

29-33

Резерв

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы

 

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний   об истории своей семьи и Отечества; о  народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям,  и внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

2, 3 год обучения

Пояснительная записка

Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации  краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.  

         Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, мы предлагаем содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.

      Цели работы кружка:

  • знакомство детей с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;  
  • развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве;
  • духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.

       В программе кружка предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии. Учитель может использовать на занятиях следующие образовательные формы: анкетирование, интервьюирование, познавательная беседа, проблемно-ценностная дискуссия, викторина, социально-моделирующая игра, ролевая игра, проектная деятельность.

2. Тематическое планирование

Названия разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения.

1

1

2

«Моя Родина – Халитово»

4

2

2

2.1

Халитово – село Челябинской области

4

2

2

3

Улицы  нашего села.

5

1

4

3.1

Путешествие по улицам

3

1

2

3.2

Улица, в котором мы живём.

2

2

4

Достопримечательности нашего села.

13

2

11

4.1

Экскурсия  в городской сквер.

1

1

4.2

Экскурсии в сельскую библиотеку

3

1

2

4.3

Экскурсия в краеведческий музей школы

2

2

4.4

Экскурсия в ДШИ

1

1

4.5

Экскурсии к памятнику воинам героям.

5

1

4

4.6

Экскурсия в мечеть села Халитово

1

1

5

 Школа, в которой я учусь

8

6

2

5.1

Гордость школы

4

4

5.2

Мои родители учились в этой школе…

2

2

5.3

Экскурсия по школьному залу боевой славы

1

1

6.

Защита проекта «Село, в котором я живу»

3

3

7.

Итоговое занятие

1

1

Всего

34

16

18

3. Тематическое планирование

Названия разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения.

1

1

2

«Моя Родина – Кунашакский район»

4

2

2

2.1

Кунашак – село Челябинской области

4

2

2

3

Достопримечательности  нашего района.

5

1

4

3.1

Путешествие по улицам

3

1

2

3.2

Типография.

2

2

4

Знаменитости нашего района.

13

2

11

4.1

Поэты района. М.Хай, Г.Салям

2

2

-

4.2

К.Даян, Р.Шагалиев

2

2

-

4.3

Шарифа Тимергалина

2

2

4.4

Экскурсия в ДШИ

1

1

4.5

Экскурсии к памятнику воинам героям.

1

1

1

4.6

Герои Советского Союза

5

5

5

 Район, в котором живут мои предки

8

6

2

5.1

Гордость района

2

2

5.2

Мои родители трудятся в этом районе…

2

2

5.3

Профессии моих родителей.

3

2

1

6.

Защита проекта «Район, в котором я живу»

3

3

7.

Итоговое занятие

1

1

Всего

34

16

18

 Содержание деятельности 2 года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения (1 час). Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

Раздел 2. «Моя Родина – Халитово» (4 часа).

2.1. Халитово – село Челябинской области. (4 часа). Наше село на карте района. Дата основания Халитово.  Чьим именем названа улица Б.Султанова.

Раздел 3. Улицы нашего села (5 часов).

3.1. Путешествие по карте села: как устроено наше село, на какие улицы оно поделено.

3.2. Улица, в котором мы живём.  Культурные места нашего района.

Раздел 4. Достопримечательности нашего города (13 часов).

4.1. Экскурсия к памятнику неизвестного солдата. Культура поведения в местах отдыха.

4.2. Экскурсия в сельскую библиотеку.  Значение библиотеки, правила посещения библиотеки.

4.3.Экскурсия в краеведческий музей школы. О чём можно узнать в краеведческом музее.

4.4. – 4.6. Экскурсии в ДШИ, к памятникам города, в мечеть. Значение этих мест для села. Правила поведения в общественных местах.

Раздел 5. Школа, в которой я учусь.  (8 часов).

5.1. Гордость школы (4 часа).  Школа  в селе Халитово. Образование школы. Как выглядела школа раньше. Учителя  и ученики – гордость школы.   Где я могу узнать историю своей школы. О чем рассказывают школьные стенды. Встреча с интересными людьми – ее выпускниками.

5.2. Мои родители учились в этой школе…(2 часа).  Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

5.3. Экскурсия в школьный зал боевой славы. (1 час). Что такое школьный зал боевой славы, его цели.  Что можно узнать, посетив зал боевой славы. Самые интересные стенды зала.

Раздел 6 Подготовка и защита проекта «Село, в котором я живу».  (3 час).

Подготовка и защита проекта «Город, в котором я живу».  (3 час). Опыт обработки и представления информации об истории своего города для одноклассников и родителей.

Раздел 7. Итоговое занятие.  (1 час). Обобщение и систематизация знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины и родной школы.

Содержание деятельности 3 года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения (1 час). Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

Раздел 2. «Моя Родина – Кунашакский район» (4 часа).

2.1. Кунашак – село Челябинской области. Наше село на карте района. Дата основания Кунашака, Кунашакского района. Легенда происхождения района.

Раздел 3. Достопримечательности нашего района. (5 часов).

3.1. Культурные места нашего района. Знакомство с озерами края. Культура поведения в местах отдыха.

3.2. Типография. Роль и значение типографии в жизни людей.

Раздел 4. Знаменитости  нашего района (13 часов).

4.1. – 4.3. Знакомство с знаменитыми башкирскими поэтами нашего края и их произведениями.

4.4. – 4.6. Экскурсии в ДШИ, к памятникам города, в мечеть. Значение этих мест для села. Правила поведения в общественных местах.

Раздел 5. Район, в котором живут мои родители.  (8 часов).

5.1. Гордость района.  Специализация района. Главное богатство района – люди, жители. О чем рассказывают старые газеты. Встреча с интересными людьми.

5.2. Мои родители трудились в этом районе….  Какой был район много лет назад. Традиции района. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся своей родиной.

5.3. Профессии моих родителей. . Где трудились и чем занимались родители.

Раздел 6 Подготовка и защита проекта «Село, в котором я живу».  (3 час).

Подготовка и защита проекта «Район, в котором я живу». Опыт обработки и представления информации об истории своего села, района для одноклассников и родителей.

Раздел 7. Итоговое занятие.  (1 час). Обобщение и систематизация знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины и родной школы.

             

4 год обучения

Названия разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

«Природа моего села.»

10

5

5

1.1

Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности

1

1

1.2

Растительный мир.

3

1

2

1.3

Животный мир.

4

2

2

1.4

Красная книга нашего села

1

1

-

1.5

Итоговое занятие. Проект «Красная книга нашего села»

1

-

1

2

Род, семья и я.

12

4

8

2.1

Вводное занятие.

1

1

2.2

Моя родословная

5

2

3

2.3

Семейные традиции

2

1

1

2.4

Семейные реликвии

2

1

1

2.5

Роль семьи в истории села

1

-

1

2.6

Итоговое занятие. Проект «Что в имени тебе моём …»

1

-

1

3

Моё село: прошлое, настоящее, будущее.

11

3

8

3.1

Вводное занятие.

1

1

-

3.2

Село, в котором мы живем. Сельское хозяйство ТО  «Тахталым»

2

1

1

3.3

Составление карты села

1

-

1

3.4

Наша школа

1

-

1

3.5

Здравоохранение

1

-

1

3.6

Искусство

1

-

1

3.7

Спорт в селе

1

-

1

3.8

Много профессий хороших и разных

1

1

0

3.9

Никто не забыт, ничто не забыто!

1

-

1

7.

Итоговое занятие

1

0

1

Всего

34

16

18

Содержание деятельности 4 года обучения

Раздел 1. Природа моего села (10 часов)

1. Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.

        2. Растительный мир. Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.

        3. Животный мир. Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.

Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? 

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.

        4. Красная книга нашего села. Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего села.

Раздел 2. Род, семья и я (12 час)

1. Вводное занятие. Понятия «род», «семья», «родословная».

2. Моя Родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора  и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность.

Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников.  Выделение общих моментов в родословных различных семей.  Презентация результатов проекта.

3. Семейные традиции. Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе Фёдоровском до сих пор с целью их обогащения.

4.Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.

5. Роль семьи в истории села. Изучение истории своей семьи в истории развития села.

      6.Итоговое занятие.

Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее. (11 часов)

История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего поселка.

4. Ожидаемые результаты реализации  программы

Воспитательные результаты внеурочной  краеведческой деятельности кружка «Юные краеведы» для учащихся 1-4  класса распределяются по трем уровням.  

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;  развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

        К концу  1-2 года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:

Знать:

1.Историю своей семьи,

2. Традиции своей семьи,

3. Реликвии своей семьи,

4. Роль семьи в истории села.

5. Историю своего села.

6.Вклад односельчан в историю страны.

7. Экологические проблемы.

Уметь:

  1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
  2. Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.

Учащиеся 3- 4 класса могут достичь 2 -3  уровня результатов, т.е. выше названным добавятся:

Знать:

8. Знать и ценить традиции семьи, беречь её реликвии.

9. Знать посильные способы решения экологических проблем.

Уметь:

4.Делиться собранной информацией с одноклассниками. Самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.

5. Методические рекомендации

«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий кружка

«Истоки»

Особенности проведения занятий и распределения содержания программы  

При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует учитывать не только индивидуальные возможности участников кружка, но и активно пользоваться опытом их родителей. Только активное взаимодействие со специалистами культурно-образовательных учреждений поможет реализовать намеченные цели.

К разделу 2. «Моя Родина – Халитово»

При организации занятий с использованием краеведческого материала важно учить детей элементам анкетирования, интервьюирования. Так, важной формой освоения и применения знаний о своем населенном пункте будет социально-моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать…». На занятиях по этой теме педагог не только сообщает информацию, но и помогает детям выступать с мини сообщениями.

К разделу 3. Кварталы нашего города.

При организации образовательных экскурсий не стоит перегружать детей сложной информацией, до минимума сократить обзорную часть экскурсии и остановиться на самых запоминающихся элементах достопримечательностей. Следует учить детей пользоваться рекламной информацией (афиша, баннер). При организации викторин привлекать детей в качестве ведущих и экспертов.

К разделу 5. Школа, в которой я учусь.  

На занятиях по этой теме дети включены в творческую продуктивную деятельность: они фантазируют, рисуют, сочиняют, поют. При организации проблемно-ценностных дискуссий для обсуждения, например, вида флага школы, важно учить детей приводить веские доводы и аргументы. Учить выслушивать разные точки зрения, принимать результаты коллективного решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...