интеллектуальная игра "Алтай-наша Родина" для обучающихся 6-8 классов
классный час по краеведению (6 класс) на тему
Организация мероприятия даёт возможность расширить представления об Алтае у обучающихся; выразить себя с целью повышения самооценки и оценки окружающих; активизировать познавательную деятельность; организовать свободное время детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра для учащихся 6-8 классов
« АЛТАЙ - НАША РОДИНА»
Денисова Жанна Михайловна
-2-
ЦЕЛИ:
- расширить представления об Алтае;
- дать возможность ребятам выразить себя с целью повышения самооценки и оценки окружающих;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- организация свободного времени;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
- комплектация команд (по3 человека из 6-8 классов);
- подбор членов жюри;
- подготовка оборудования (фишки за правильный ответ- «1ум»; карточки с цифрами для ответа;)
- оформление зала;
- призы;
- выставка рисунков;
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ВЕДУЩИЙ: Наш край является частью огромного пространства под названием Большой Алтай. Несмотря на наличие границ, Большой Алтай представляет собой единое природное и культурно-историческое пространство. Для всех народов, населяющих его, он является общим домом.
-Какие четыре сопредельных территории включает в себя этот регион?
( Россия, Монголия, Республика Казахстан, Китай)
Мы проживаем на территории России (Алтайский край). А какая ещё Республика входит в состав Большого Алтая? (Республика Алтай)
Сегодня мы присутствуем на интеллектуальном мероприятии, посвящённом нашему родному краю.( ведущий объявляет о начале конкурса, условиях его проведения, представляет участников команд и жюри). Конкурс проводится в 4 тура. За правильный ответ( цифра, поднятая конкурсантом) участник получает «1 ум».
ЛИТЕРАТУРА (приложение 1)
1.Скупые, но выразительные пейзажи сибирской природы в «Записках из Мёртвого дома» проникнуты тоской по утраченной свободе. Великий реалист, психолог, знаменитый классик второй половины 19века показал, что этот «край слёз и скорби» закаляет человека, умножает крепость его духа. Сам писатель, пройдя круги унижений и
-3-
оскорблений, сохранил свой могучий дар и обрёл новые сюжеты, он несколько раз бывал в Барнауле и Змеиногорске. Барнаульская интеллигенция помогла пережить ему каторгу и солдатчину.
( Ф.М. Достоевский )
2. его, как и некоторых других писателей, занесли на Алтай бури военного времени. Именно в Бийске он начал пробовать своё перо, создал первые рассказы и стихи. В последствие он вспоминал: «Какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришёлся по душе мне?.. Это- Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного». В русской литературе писатель известен более всего рассказами и сказками о животных.
( В.В. Бианки)
3. Известный писатель, написавший роман «Ватага» о судьбе алтайских партизан. Действие другого произведения « Чуйские были» проходят также на Алтае. Этот писатель был подлинным знатоком нашего края, в его произведениях используется национальный алтайский фольклор.
( В. Шишков )
4. Участник ВОв. Алтайский писатель и поэт. Его лирика посвящалась поколению вчерашних школьников и студентов, грудью заслонивших землю от врагов. Автор пр-ий « Мечта», «Лесорубы», «Алтайский горный инженер», «Голубая дама».
( М.И. Юдалевич )
5. Выдающийся актёр, режиссёр и писатель. Он неотделим от малой родины Алтая. Катунь, Чуйский тракт. Родные Сростки подарили писателю характеры и сюжеты прекрасных рассказов
«Рыжий», «Гринька Малюгин», романа «Любавины», кинофильмов «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки».
( В.М. Шукшин )
6. Известный классик, автор романа «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» не раз бывавший на Алтае.
( Ф.М. Достоевский )
7.Именем этого писателя названа краевая библиотека в г. Барнауле.
( В. Шишков )
8. Автор пр-я «Калина красная». Его именем названа одна из улиц на Солнечной поляне в г. Барнауле.
( В.М. Шукшин )
-4-
9. Писатель, который писал киносценарии, снимал по ним фильмы и играл в них главные роли.
( В.М. Шукшин )
10. Этому писателю ежегодно посвящают праздник на его родине.
( В.М. Шукшин )
ГОРОДА – ДЕРЕВНИ (приложение 2)
- Некоторые легенды утверждают, что одной из причин возникновения этого города была…ссора. Кочевал в окрестностях некий Сайтай. Всё его устраивало здесь: и
река Обь , и плодородные пастбища, и густые боры. Да вот беда: не сошёлся с местным князьком. С сильным долго не поспоришь. Пришлось Сайтаю убираться восвояси. Свято место пусто не бывает. Облюбовали его русские переселенцы и в 18 веке на месте этого города небольшое поселение.
( Барнаул )
- В 1890 году на Алтай прибыл крестьянин из Самарской губернии, звали его Михаил, а фамилия его легла в основу названия сначала села, а затем и города. В этом городе находится тракторный завод.
( Рубцовск )
- Это случилось в далёкие времена. Была у старика Алтая дочь Катунь. Как и полагается в легендах, невиданной красоты: ни в сказке сказать, ни пером описать. Дом – полная чаша. Но на сердце у красавицы пусто – милого нет. Услышала она, что есть на свете богатырь Бий. Но отец был против, чтобы дочь уходила к другому человеку. Получилась ссора. Катунь сбежала то отца тёмной ночкой… Рассердился Алтай. Кликнул джигитов, посулил им горы золотые. Велел поймать Катунь и вернуть домой. Но никто не смог преградить путь к большой любви. Что только ни делали богатыри: и в камни превращались, и в грозные скалы, и даже в горы. Ускользнула Катунь. Вырвалась из горных теснин на равнину, а тут уже ждал её Бий. Так гласит легенда… На этом месте и возник город.
( Бийск )
- Родина великого актёра, режиссёра, писателя. Безвременно ушедший от нас талантливый самородок похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
( Сростки )
-5-
- Это место считают столицей камнерезного ремесла.
( Колывань )
- Столица автономной области, находящейся на территории Алтая.
( Горно – Алтайск )
- Земляки и почитатели Шукшина В. М. ежегодно проводят там шукшинские чтения.
( Сростки )
- История этого города связана с развитием горнозаводского производства, здесь в 1744 году начал действовать медеплавильный завод, а потом он стал перерабатывать серебро.
( Барнаул )
РЕКИ – ОЗЁРА (приложение 3)
- Есть такое сказание: случилось это давным – давно. Был голодный год и аилы вымирали. У одного жителя был кусок золота чуть не с лошадиную голову. Решил он сменять золото на хлеб и мясо. Но никто не соглашался. И тогда умирающий от голода богатей выбросил всё золото в озеро. Отсюда и название: Алтын – кёль.
( Телецкое )
- Самая крупная река Горного Алтая. Она рождается у горы Белухи, чтобы затем по горам и долам пробежать 680 километров. Её имя связано с легендой.
( Катунь )
- Это озеро одно из чудес природы. Расположено в долине реки Катунь. Много загадочного хранит это озеро. Оно имеет необычную тёплую и прозрачную воду, дно видно на глубине.
Говорят, вода обладает целебными качествами: окунёшься – и всю усталость, словно рукой снимет. Называют это озеро жемчужиной.
( Ая )
- Вторая по величине река Горного Алтая. Она растянулась на 280 километров. Порой и спокойна, и своенравна. Название возникло из имени легендарного богатыря.
( Бия )
- Мелкое горное озеро, вода здесь тёмная, осторожно надо заходить в это озеро: можно наступить на острые шипы водяного ореха – чилима. Чилим очень
-6-
- питательный и сладкий, его можно употреблять в сыром и печёном виде. Орех этот редкое, реликтовое растение.
( Манжерок )
- В этом озере концентрация солей в 10 раз больше, чем в морской воде. Утонуть в нём невозможно. На воде можно лежать и читать книгу. Люди лечатся этой водой, лечебны и грязи здесь.
( Яровое )
- Один из крупнейших городах водоёмов Южной Сибири, глубиной 325 м., занимает 5 место. Озеро имеет руслообразную форму и состоит как бы из двух частей.
( Телецкое )
- С каких горных рек начинается Обь?
( Катунь, Бия.)
- Летом это место посещают тысячи туристов. С гитарами, рюкзаками, они плывут по озеру на теплоходе и байдарках, шлюпках и баркасах. На берегу озера находится турбаза «Золотое озеро» и «Медвежонок».
( Телецкое )
- Озеро Алтайского края, к которому можно пройти, лишь поднявшись в гору, находится оно в кратере вулкана.
( Ая )
- Озеро, в честь которого был назван инструментальный ансамбль, выступавший с нашим земляком Муромовым.
( Манжерок )
- Река, имя которой дала по легенде дочь старика Алтая, убежавшая из дому к любимому. ( Катунь )
- Из какого озера берёт начало река Бия.
( Телецкое )
- В этом озере есть каменный залив, который образовался в результате злобы рассерженного великана, который хватал огромные глыбы и кидал в озеро.
( Телецкое ).
-7-
НАШИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЗЕМЛЯКИ (приложение 4)
- Изобретатель парового двигателя.
( И.И. Ползунов )
- Строитель первой чугунно-рельсовой дороги.
( П.К. Фролов )
- Металлург, раскрывший тайну булата.
( П.П. Аносов )
- Академик – садовод.
(Лисавенко М.А.)
- Известный оружейник, создавший автомат.
( М.Т. Калашников )
- Путешественник, отзывавшийся об Алтае.
( П.Р. Семёнов- Тян-Шанский)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ
- Как переводится слово « Алтай»? (золотые горы)
- Панты какого животного используют для пантокрина и элексира молодости? ( марал)
- Кто на Алтае осваивал горное дело? (Демидов А.)
- Когда официально был образован Алтайский край? (28.09.37)
- Сколько районов в Алтайском крае? (60)
- Какая рыба водится в водоёмах Алтайского края? ( налим, язь, щука, стерлядь, окунь, елец, ёрш, пескарь, таймень, ленок, хариус и т.д.)
- Сколько видов растений занесены в красную книгу Алтая? (144). Росси? ( 5)
- Какая реликвия, сделанная руками алтайских мастеров, находится в Эрмитаже? « Царица ваз»
- Назовите пушных зверей. ( соболь, белка, лиса,заяц)
- Назовите путешественников, отзывавшихся об Алтае.(Гумбольдт, Ледебур, Брем, Семёнов-Т.-Ш.)
Жюри подводит итоги, вручает призы.
-8-
Использованная литература
- Легенды и мифы седого Алтая. Сборник./ Автор-составитель В.Ф. Хохолков. Горно-Алтайск.: 2006г.
- Майоров Ю.А. Повесть об Алтае.- Барнаул: Алт. кн. зид-во, 1982г.
- Мифы и шаманизм Алтая. Сост. Арефьев В. Барнаул: ООО «пять плюс», 2002г.
- Рассказы по истории Алтайского края. / Бородаев В.Б., Дёмин М.А., Коптев А.В./ Барнаул: Пикет, 1997г.
- Садчиков В. «Алтай». РИА «Импресс»- Барнаул, 1990г.
- Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа.- Новосибирск: Наука, 1992г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра "Счастливый случай" для обучающихся 9-11 классов
Для того, чтобы повысить интерес к учебному предмету химии необходимо разнообразить формы работы с обучающимися. я разработала интеллектуальную игру "Счастливый случай", где ученики смогут про...
Итоги эксперимента (2008-2013 гг.) «Развитие интеллектуальных возможностей обучающихся средствами учебных текстов, учебных пособий по математике для обучающихся 5-9 классов серии МПИ» (Математика)
Тема эксперимента: «Интеллектуальное воспитание учащихся на уроках математики средствами учебных текстов серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект.)».Цель МПИ-проекта: средствами содержания математ...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...
«Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»
laquo;Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»...
"Экологическая мельница" Интеллектуальная игра игра для обучающихся 7-9 классов
Цель игры: способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии; развивать системное мышление, наблюдательность, умение находить конструктивные решения при нарушении экологического состоян...
Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7-9 классов
quot;Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7-9 классов"...
Интеллектуальная игра «ЭРУДИТ» для обучающихся 5-6 классов по финансовой грамотности.
Интеллектуальная игра «ЭРУДИТ» для обучающихся 5-6 классов по финансовой грамотности....