Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7-9 классов
материал
"Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7-9 классов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvorcheskie_sposobnosti_7-9_klass.doc | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа выявления и развития творческих способностей обучающихся разработана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», муниципальной программы «Развитие образования и молодежной политики в МО «Починковский район» Смоленской области.
Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Актуальность программы определяется реалиями времени, тем, что сегодня России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Предполагается, что развитие творческого потенциала подростков определяется совокупностью внешних и внутренних условий, где под внешними условиями мы понимаем обогащенную творческую среду, разнообразие и нерегламентированность творческой активности, психологическое сопровождение творческой активности.
Под внутренними условиями понимается открытость подростка новому опыту, осознание ценности и позитивная самооценка личности и творчества, оптимизация личностных характеристик.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития творческого потенциала школьников.
Задачи:
-формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам;
-применение системы целенаправленного выявления обучающихся с высоким уровнем творческого потенциала;
-использование и разрвботка способов стимулирования творческой деятельности;
-вовлечение обучающихся-- в систему дополнительного образования;
-развитие индивидуальныех творческих способностей школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности;
-создание условий для результативного участия школьников в творческих конкурсах различного уровня;
-содействие самоопределению и профессиональной ориентации старших школьников.
Методологический аппарат. Основные понятия
Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение.
Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.Рассматривая особенности подросткового возраста, можно отметить, что в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков.
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.
Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества.
Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творчеству: способность – одарённость – талантливость – гениальность.
Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями :
- умением увидеть и распознать творческую проблему (внимательностью);
- умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей (разносторонностью мышления);
- умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую (гибкостью мышления);
- стремлением отказаться от шаблона или группового мнения (оригинальностью мышления);
- способностью к множественной перегруппировке идей и связей (вариативностью мышления);
- способностью к анализу творческой проблемы как системы (конкретностью мышления);
- способностью к синтезу творческой проблемы как системы (абстрактностью мышления);
- чувством организационной стройности и идейной целостности (чувством гармонии);
- неконформностью оценок и суждений даже под давлением (независимостью мышления);
восприимчивостью ко всему новому и необычному (открытостью восприятия);
- конструктивной активностью в неопределенных ситуациях (толерантностью мышления).
Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности.
При этом деятельность - целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности.
Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным.[1]
Творческие способности отличают одного человека от другого. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы. Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. Творческие способности школьника – подростка являются результатом развития задатков. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от ребенка определенных способностей.
Исходя из этого, определим основные направления в развитии творческих способностей детей: развитие воображения;
развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Этапы развития творческих способностей | Вид деятельности | Результаты деятельности |
Подготовительный | Подражание, имитация | Применение сенсорного, эмоционального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов |
Основной | Преобразования | Применение освоенных эталонов и их преобразование в овых личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями |
Завершающий | Альтернатива | Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля |
Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками :
- оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;
- непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.
Эта креативная среда является сложноорганизованной (нелинейной) образовательной средой. Нелинейная образовательная среда обеспечит позитивную динамику процессов познания, творчества, самопознания, самоактуализации, самореализации обучающихся.
Структуру саморазвития личности можно представить следующими компонентами:
Саморазвитие личности | ||||
Само-познание | Само- определение | Само- Управление | Само- реализация | Само-совершенствование |
↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ |
Методы | цель | деятельность | средства | условия |
Любой человек, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность. Креативность обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.
В таблице приведены характеристики линий анализа при сравнении традиционного и креативного типов личностей учащихся:
Линии анализа | Традиционный тип | Креативный тип |
Ориентации | На стандарты | На вариативность |
Вектор времени | Реконструкци прошлого | Созидание будущего |
Мотивация | Приобретение знаний | Самореализация |
Характер информации | Непротиворечивая, предлагается в «готовом» виде. Манипуляция чужими идеями | Альтернативная, добывается самостоятельно. Продуцирование своих идей |
Процесс познания | Усвоение стандартов, чужого опыта | Преобразование, открытие |
Тип мышления | Конвергентное (логическое) | Конвергентное и дивергентное[2] (творческое) |
Результаты | Запланированы (известны) | Вероятностны, неизвестны |
Субъект-объектные отношения | Человек – объект обучения | Человек – субъект познания и творчества |
Технологии | Имитационные репродуктивные | Проблемные, когнитивно-эвристические, креативные, арт-технологии |
Функции педагога | Воздействие | Взаимодействие, сопровождение |
Последействие | Тезаурус академических знаний, алгоритмы | Рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы |
Таким образом, творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокупность черт, способствует поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития.
Характеристика творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности (по Л.Н. Дроздиковой):
Компоненты творческой самореализации | Критерии |
Положительная мотивация к творческой деятельности | Осознанность целей деятельности Интерес к процессу творческой деятельности Стремление к успеху при решении творческих задач Стремление к лидерству в творческой деятельности Познавательные потребности Стремление к самосовершенствованию |
Самоорганизация в творческой деятельности | Умение выделять основные цели и приоритеты Способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции Умение преодолевать трудности в учении |
Творческие способности, их использование в творческой деятельности | Гибкость мышления Оригинальность мышления Критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность Способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию Умение видеть альтернативу решения творческих задач Видение новой функции знакомого объекта Комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы Создание оригинальных способов решения при известности других |
Этапы реализации программы
Этапы программы | Формы деятельности | Сроки исполнения |
Подготовительный | Анализ результатов мониторинга личностного развития обучающихся 7 классов. (Беседа с учителями-предметниками, классным руководителем, изучение личных дел, Портфолио достижений обучающихся) | Сентябрь-октябрь |
Разработка рабочих программ по предмету, выбор тем для проектной деятельности учащихся, направлений ученических исследований, разработка программы учебных экскурссий. | Август | |
Разработка диагностических материалов для определения метапредметных результатов обучения (стартовый контроль). Выбор педагогом-психологом диагностического инструментария для мониторинга | Август | |
Диагностический | Проведение диагностик учителем (стартовый контроль), педагогом-психологом. Наблюдение взаимодействия учащихся в группах. Выявление высоких стартовых возможностей. Индивидуальное взаимодействие учителя с обучающимися, имеющими высокий уровень творческого потенциала | Октябрь-декабрь |
Развивающий | Проектирование уроков с учетом возможности создания среды, способствующей вовлечению обучающихся в творческую деятельность посредством использования современных педагогических технологий | В течение учебного года |
Организация коллективной проектной работы учащихся на уроке | ||
Своевременное информирование о творческих конкурсах различного уровня, создание условий для активного и результативного участия в них | ||
Организация и проведение коллективных творческих мероприятий (выставок, маршрутов, конкурсов, участие в предметной неделе, неделе открытых уроков) в соответствии с планом воспитательной работы школы и классного руководителя | ||
Оказание индивидуальных консультаций | ||
Стимулирование творческой деятельности через публичную презентацию достижений | ||
Организация и проведение профориентационных встреч и встреч с выпускниками школы | ||
Аналитический | Проведение диагностических мероприятий и анализ их результатов (промежуточная аттестация по предмету, диагностика педагога-психолога) | Апрель-май |
Подведение итогов участия в конкурсах и анализ результативности, обсуждение в коллективе учителей-предметников, сравнение достижений | ||
Оценка достигнутых результатов | ||
Определение стратегии на следующий учебный год | ||
Программа повторяется в последующие учебные годы с учетом смены видов деятельности учащихся, характеристик творческой самореализации и достигнутых результатов деятельности |
На каждом этапе предусматривается взаимодействие с родителями (законными представителями), семьей обучающегося (информирование о результатах диагностик, начальных условиях развития способностей ребенка). Родители (законные представители) вовлекаются в процесс развития творческих способностей ребенка, создают условия и активно интересуются процессом. При необходимости родители (законные представители) могут воспользоваться помощью, консультацией специалистов, администрации.
Предполагаемые результаты
- Повышения уровня мотивации к творческой деятельности.
- Развитие творческого потенциала школьников.
- Развитие творческих способностей в интересах личностного развития
- Творческая самореализация выпускников.
Критерии оценки результатов
✔ Уровень освоения образовательной программы по предмету по результатом мониторинга.
✔ Популярность учебного предмета среди обучающихся 7-9классов по результатам мониторинга.
✔ Количество школьников, посещающих объединения дополнительного образования и курсы внеурочной деятельности химической и экологической направленности.
✔ Количество участников и результативность творческих конкурсов и олимпиад по предмету
✔ Результаты диагностики творческого потенциала.
✔ Наличие выпускников, ориентированных на выбор профессии, связанной с техническим творчеством, медициной, экологической направленностью, химическим производством или близким к химии наукам.
Инструментарий
Методики | Цель диагностирования |
Методика «ШТУР», определения творческих способностей учащихся (Г. Дэвис), диагностика уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков и др.) | Определения творческих способностей учащихся |
Опросник «Учебная мотивация» Карповой Г.А. Методика изучения учебной мотивации Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова | Определение уровня мотивации |
Диагностика креативности. Тесты Гилфорда, Торренса, опросник Дэвиса | Определение уровня творческого потенциала личности |
Диагностика творческого воображения «Несуществующее животное»(предложена М.3.Друкаревич.) (применительно к технике – несуществующий механизм) | Определение уровня творческого воображения |
Методика «Круги» (Вартегги) | Беглость и гибкость мышления |
Литература
1. Бабаева Ю.Д. Войскунский А.Е. Одарённый ребенок за компьютером.-М.: Сканрус, 2003.-336с.
2. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – С.-Пб., 1999.
3.Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл; Издательский центр «Акдемия», 2006.-336с.
4.Дворжецка Л. В. Выявление и развитие креативных способностей учащихся //Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.
5.Коваленко Н. В. Программа деятельности педагогического коллектива школы по работе с одаренными детьми // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.119-123.
6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под общей ред. Битянова М.Р. – СПб.: Питер, 2008.-304с.
[1]Отсюда деятельность – это жизнь сознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием.
[2]Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных
направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы,
приводит к неожиданным выводам и результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"
Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...
Доклад: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочное время"
Благоприятными условиями для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников является воспитательная работа, в первую очередь, кружки и грамотно подобранная система внекласс...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...
«Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»
laquo;Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»...
Программа "Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"
Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «Технология»....