Чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца
статья по краеведению на тему
В данной статье рассматривается вопрос приобщения подростков к изучению истории Санкт-Петербурга на материалах литературного наследия. Сегодня существует недостаточное использование краеведческой литературы на уроках Истории культуры Санкт-Петербурга. Автор попыталась показать. что грамотное и систематическое использование краеведческой литературы позволит воспитать юного петербуржца, привить ему гордость за историю города, в котором мы живем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Стрелецкая Елена Вениаминовна
Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ средняя школа № 339 Невского района Санкт-Петербурга
ЧТЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСОКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНОГО ПЕТЕРБУРЖЦА
В данной статье рассматривается актуальный вопрос об изучении возможностей чтения краеведческой литературы в складывающейся образовательной ситуации и разработке технологий, способствующих привлечению современных школьников к чтению краеведческой литературы с целью воспитания личности, соответствующей понятию «петербуржец».
В своем исследовании мы опираемся на работу Т.Г.Галактионовой «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования», в которой личностные результаты определяются как сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; формирование развивающего круга чтения, что не противоречит требованиям, указанным в стандарте.
Целью нашего магистерского исследования является выявление возможностей и ресурсов чтения краеведческой литературы как средства воспитания юного петербуржца. В повышении научного уровня в образовательно-воспитательной деятельности школьников большое значение имеет краеведение, которое в настоящее время прочно вошло в систему педагогического образования школы.
Краеведческая работа в силу своих специфических возможностей создает особые условия для освоения и изучения учащимися культурного наследия и может содействовать эстетическому и духовно-нравственному воспитанию школьников. Проблема использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе получила педагогическое обоснование в трудах многих выдающихся ученых: Я. А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, М. В. Ломоносова. К. Д. Ушинский теоретически разработал родиноведческий принцип в обучении подрастающего поколения, показал большое воспитательное и образовательное значение использования краеведческого материала. Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Д.С. Лихачев, С. О. Шмидт, сформулировали в своих трудах основные принципы междисциплинарного краеведения как средства глубокого нравственно-эстетического и гражданского воспитания молодежи.
В концепции «Воспитание петербуржца XXI века» подчеркивается важная роль ценностно-смыслового диалога ребенка с окружающим миром.
Краеведческое знание это не только обращение к опыту прошлого, что само по себе интересно и значимо. Краеведение воспитывает уважение к национальным и культурным истокам, к родной земле, ее неповторимым особенностям.
Анализ литературы показал, что, несмотря на признание исследователями широких возможностей краеведения в развитии качеств гражданина, вопрос использования чтения краеведческой литературы как средства воспитания юного петербуржца, формирования гражданственности и нравственности в реалиях современного этапа государственного и общественного развития России остается малоизученным. От эффективности гражданского образования в социально-экономической и культурной ситуации крупного города, во многом зависит уровень нравственной и правовой культуры граждан, что актуализирует проблему воспитания юных граждан средствами краеведения.
Мы согласны с Т.В.Менг. т.к. «важной задачей повышения качества школьного обучения является индивидуализация обучения в массовой школе. Индивидуализация обучения требует овладение преподавателем гуманитарными стратегиями педагогической деятельности, ориентированными на оказание помощи и содействия каждому ребенку в развитии компетенций, необходимых для жизни и социальной успешности. Одной из педагогических стратегий реализации индивидуализации обучения является проектирование обучающих сред, приближенных к реальной жизни.
Данный подход зародился в недрах конструктивизма, предполагающего, что учащийся не пассивно воспринимает готовые знания, а активно конструирует их в процессе взаимодействия с другими» [3].
В рамках педагогического исследования был проведен эксперимент, в котором приняли участие 43 обучающихся 8-ых классов общеобразовательной школы Санкт-Петербурга. Цель эксперимента: изучить опыт чтения краеведческой литературы подростками на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга» и определить актуальные направления его совершенствования средствами технологий чтения.
С целью изучения опыта чтения обучающимися краеведческой литературы был создан диагностический комплекс методик, включающий такие методы исследования, как анкетирование, наблюдение, тесты достижений:
Путем диагностики мы выяснили, что, несмотря на чтение краеведческой литературы, любовь к истории города, к городу Санкт-Петербургу как малой Родины, у современных подростков отсутствует мотивация для развития компетентности. Они учатся, читают краеведческую литературу, выполняют задания для отметок. В тесты достижений были включены вопросы и задания на определение уровня усвоения обучающимися учебных знаний по предмету «История и культура Санкт-Петербурга», сформированности межпредметных связей. Результаты тестов сигнализируют о низком уровне компетентности в сфере самообразования. Отсутствие мотивации к обучению подтверждается низкими результатами тестов достижений.
Проводившееся наблюдение позволило выявить наличие речевых ошибок у обучающихся в речи, но подростки умеют общаться друг с другом, соблюдая культуру межличностных коммуникации, а также большая часть наблюдаемых неравнодушна к полученной информации о событиях, связанных с историей города, к своему отношению к прочитанному.
В ходе констатирующего эксперимента мы исходили из возможностей чтения краеведческой литературы подростками на уроках Истории и культуры Санкт-Петербурга. Констатирующий эксперимент исходил из предположения о ведущей роли краеведческой литературы в формировании юного петербуржца. Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость обогащения опыта чтения краеведческой литературы на уроках Истории и культуры Санкт-Петербурга современных подростков.
Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент, целями которого было:
- обогащение опыта чтения краеведческой литературы на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга» с использованием различных методов и приемов по работе с текстами краеведческого характера;
- выявление возможностей влияния используемых методик на формирование качеств юного петербуржца.
Была проведена повторная диагностика, с использованием тех же методик, что и в формирующем эксперименте. Как показывают результаты диагностики, наблюдается повышение интереса к чтению краеведческой литературы. Дети стали лучше знать традиции города, интересоваться ими. Улучшение результатов тестов достижений показывают, что круг чтения краеведческой литературы расширился.
Эксперимент показал, что мы можем влиять на:
- круг чтения краеведческой литературы современного подростка;
- способы чтения краеведческой литературы;
- активность подростков на уроке.
В процессе чтения у подростка улучшаются знания по предмету, проявляется чувство понимания прочитанного.
Расширяя опыт чтения краеведческой литературы на уроках Истории и культуры Санкт-Петербурга, мы будем воспитывать юного петербуржца.
Таким образом, можно сказать, что опыт чтения краеведческой литературы у современного подростка есть. Необходимы методики, направленные на вовлечение подростка в читательский процесс. Надо, чтобы чтение краеведческой литературы стало средством воспитания юного петербуржца.
Проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод относительно актуальных направлений совершенствования опыта чтения краеведческой литературы в деятельности учителя на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга».
На данном этапе исследования предварительные результаты позволяют подтвердить правомерность следующих утверждений:
- чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца ориентировано в своих целях и средствах не только на предметные результаты учащихся, но и на развитие у учащихся качеств и свойств, соответствующих понятию петербуржец – толерантности, преданности культурному наследию родного города, интеллигентности, гордости за свою причастность к городу;
- чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца способствует сохранению культурной языковой традиции петербуржца, увеличению словарного запаса, развитию культуры речи.
Использованная литература
1. Галактионова Т.Г. "Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования" Санкт-Петербург,2008
2. Концепция воспитания в системе образования «Воспитание петербуржца XXI века». – СПб., 2003.Пр.КО от 26.06.2033 №1014
3. Менг Т.В. Учитель на все времена. Материалы ХХХII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 13 апреля 2011 г.) / Под. ред. Козловой А. Г., Маралова В. Г., Маликова Р. Ш.. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2011.- 410 с., с.241-244.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала как средство воспитания любви к малой Родине в обучении географии
В работе рассмотрела региональный компонент содержания географического образования, методический аспект программы развития школы, региональный образовательный стандарт по географии Пермского края...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.
этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....
Массовые туристско-краеведческие мероприятия как средство воспитания у учащихся любви к родному краю
Туристско-краеведческой деятельности принадлежит важная роль в обучении, воспитании, профессиональной ориентации, социальной адаптации и оздоровления учащихся, разумном использовании...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников
Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...
Воспитательная практика «Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики»
Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современн...
Воспитательная практика «Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики»
Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современн...