Чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца
статья по краеведению на тему
В данной статье рассматривается вопрос приобщения подростков к изучению истории Санкт-Петербурга на материалах литературного наследия. Сегодня существует недостаточное использование краеведческой литературы на уроках Истории культуры Санкт-Петербурга. Автор попыталась показать. что грамотное и систематическое использование краеведческой литературы позволит воспитать юного петербуржца, привить ему гордость за историю города, в котором мы живем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_streletskaya.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Стрелецкая Елена Вениаминовна
Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ средняя школа № 339 Невского района Санкт-Петербурга
ЧТЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСОКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНОГО ПЕТЕРБУРЖЦА
В данной статье рассматривается актуальный вопрос об изучении возможностей чтения краеведческой литературы в складывающейся образовательной ситуации и разработке технологий, способствующих привлечению современных школьников к чтению краеведческой литературы с целью воспитания личности, соответствующей понятию «петербуржец».
В своем исследовании мы опираемся на работу Т.Г.Галактионовой «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования», в которой личностные результаты определяются как сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; формирование развивающего круга чтения, что не противоречит требованиям, указанным в стандарте.
Целью нашего магистерского исследования является выявление возможностей и ресурсов чтения краеведческой литературы как средства воспитания юного петербуржца. В повышении научного уровня в образовательно-воспитательной деятельности школьников большое значение имеет краеведение, которое в настоящее время прочно вошло в систему педагогического образования школы.
Краеведческая работа в силу своих специфических возможностей создает особые условия для освоения и изучения учащимися культурного наследия и может содействовать эстетическому и духовно-нравственному воспитанию школьников. Проблема использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе получила педагогическое обоснование в трудах многих выдающихся ученых: Я. А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, М. В. Ломоносова. К. Д. Ушинский теоретически разработал родиноведческий принцип в обучении подрастающего поколения, показал большое воспитательное и образовательное значение использования краеведческого материала. Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Д.С. Лихачев, С. О. Шмидт, сформулировали в своих трудах основные принципы междисциплинарного краеведения как средства глубокого нравственно-эстетического и гражданского воспитания молодежи.
В концепции «Воспитание петербуржца XXI века» подчеркивается важная роль ценностно-смыслового диалога ребенка с окружающим миром.
Краеведческое знание это не только обращение к опыту прошлого, что само по себе интересно и значимо. Краеведение воспитывает уважение к национальным и культурным истокам, к родной земле, ее неповторимым особенностям.
Анализ литературы показал, что, несмотря на признание исследователями широких возможностей краеведения в развитии качеств гражданина, вопрос использования чтения краеведческой литературы как средства воспитания юного петербуржца, формирования гражданственности и нравственности в реалиях современного этапа государственного и общественного развития России остается малоизученным. От эффективности гражданского образования в социально-экономической и культурной ситуации крупного города, во многом зависит уровень нравственной и правовой культуры граждан, что актуализирует проблему воспитания юных граждан средствами краеведения.
Мы согласны с Т.В.Менг. т.к. «важной задачей повышения качества школьного обучения является индивидуализация обучения в массовой школе. Индивидуализация обучения требует овладение преподавателем гуманитарными стратегиями педагогической деятельности, ориентированными на оказание помощи и содействия каждому ребенку в развитии компетенций, необходимых для жизни и социальной успешности. Одной из педагогических стратегий реализации индивидуализации обучения является проектирование обучающих сред, приближенных к реальной жизни.
Данный подход зародился в недрах конструктивизма, предполагающего, что учащийся не пассивно воспринимает готовые знания, а активно конструирует их в процессе взаимодействия с другими» [3].
В рамках педагогического исследования был проведен эксперимент, в котором приняли участие 43 обучающихся 8-ых классов общеобразовательной школы Санкт-Петербурга. Цель эксперимента: изучить опыт чтения краеведческой литературы подростками на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга» и определить актуальные направления его совершенствования средствами технологий чтения.
С целью изучения опыта чтения обучающимися краеведческой литературы был создан диагностический комплекс методик, включающий такие методы исследования, как анкетирование, наблюдение, тесты достижений:
Путем диагностики мы выяснили, что, несмотря на чтение краеведческой литературы, любовь к истории города, к городу Санкт-Петербургу как малой Родины, у современных подростков отсутствует мотивация для развития компетентности. Они учатся, читают краеведческую литературу, выполняют задания для отметок. В тесты достижений были включены вопросы и задания на определение уровня усвоения обучающимися учебных знаний по предмету «История и культура Санкт-Петербурга», сформированности межпредметных связей. Результаты тестов сигнализируют о низком уровне компетентности в сфере самообразования. Отсутствие мотивации к обучению подтверждается низкими результатами тестов достижений.
Проводившееся наблюдение позволило выявить наличие речевых ошибок у обучающихся в речи, но подростки умеют общаться друг с другом, соблюдая культуру межличностных коммуникации, а также большая часть наблюдаемых неравнодушна к полученной информации о событиях, связанных с историей города, к своему отношению к прочитанному.
В ходе констатирующего эксперимента мы исходили из возможностей чтения краеведческой литературы подростками на уроках Истории и культуры Санкт-Петербурга. Констатирующий эксперимент исходил из предположения о ведущей роли краеведческой литературы в формировании юного петербуржца. Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость обогащения опыта чтения краеведческой литературы на уроках Истории и культуры Санкт-Петербурга современных подростков.
Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент, целями которого было:
- обогащение опыта чтения краеведческой литературы на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга» с использованием различных методов и приемов по работе с текстами краеведческого характера;
- выявление возможностей влияния используемых методик на формирование качеств юного петербуржца.
Была проведена повторная диагностика, с использованием тех же методик, что и в формирующем эксперименте. Как показывают результаты диагностики, наблюдается повышение интереса к чтению краеведческой литературы. Дети стали лучше знать традиции города, интересоваться ими. Улучшение результатов тестов достижений показывают, что круг чтения краеведческой литературы расширился.
Эксперимент показал, что мы можем влиять на:
- круг чтения краеведческой литературы современного подростка;
- способы чтения краеведческой литературы;
- активность подростков на уроке.
В процессе чтения у подростка улучшаются знания по предмету, проявляется чувство понимания прочитанного.
Расширяя опыт чтения краеведческой литературы на уроках Истории и культуры Санкт-Петербурга, мы будем воспитывать юного петербуржца.
Таким образом, можно сказать, что опыт чтения краеведческой литературы у современного подростка есть. Необходимы методики, направленные на вовлечение подростка в читательский процесс. Надо, чтобы чтение краеведческой литературы стало средством воспитания юного петербуржца.
Проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод относительно актуальных направлений совершенствования опыта чтения краеведческой литературы в деятельности учителя на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга».
На данном этапе исследования предварительные результаты позволяют подтвердить правомерность следующих утверждений:
- чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца ориентировано в своих целях и средствах не только на предметные результаты учащихся, но и на развитие у учащихся качеств и свойств, соответствующих понятию петербуржец – толерантности, преданности культурному наследию родного города, интеллигентности, гордости за свою причастность к городу;
- чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца способствует сохранению культурной языковой традиции петербуржца, увеличению словарного запаса, развитию культуры речи.
Использованная литература
1. Галактионова Т.Г. "Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования" Санкт-Петербург,2008
2. Концепция воспитания в системе образования «Воспитание петербуржца XXI века». – СПб., 2003.Пр.КО от 26.06.2033 №1014
3. Менг Т.В. Учитель на все времена. Материалы ХХХII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 13 апреля 2011 г.) / Под. ред. Козловой А. Г., Маралова В. Г., Маликова Р. Ш.. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2011.- 410 с., с.241-244.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала как средство воспитания любви к малой Родине в обучении географии
В работе рассмотрела региональный компонент содержания географического образования, методический аспект программы развития школы, региональный образовательный стандарт по географии Пермского края...
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.
этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....
Массовые туристско-краеведческие мероприятия как средство воспитания у учащихся любви к родному краю
Туристско-краеведческой деятельности принадлежит важная роль в обучении, воспитании, профессиональной ориентации, социальной адаптации и оздоровления учащихся, разумном использовании...
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников
Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...
Статья "Воспитание юного Петербуржца"
Статья дла классных руководителей основной школы...
Воспитательная практика «Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики»
Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современн...
Воспитательная практика «Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики»
Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современн...