Массовые туристско-краеведческие мероприятия как средство воспитания у учащихся любви к родному краю
статья по теме
Туристско-краеведческой деятельности принадлежит важная роль в обучении, воспитании, профессиональной ориентации, социальной адаптации и оздоровления учащихся, разумном использовании свободного времени учащихся.
Одной из форм туристско-краеведческой деятельности являются массовые мероприятия. Многие из них способствуют воспитанию любви к родному краю, формированию знаний по истории, природе родного города, села, своих земляках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massovye_meropriyatiya.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Массовые туристско-краеведческие мероприятия как средство воспитания у учащихся любви к родному краю
Васильева Н.А., Андреева М.В.,
педагоги дополнительного образования МБУ ДО «ЦДЮТиЭ»
Туристско-краеведческой деятельности принадлежит важная роль в обучении, воспитании, профессиональной ориентации, социальной адаптации и оздоровления учащихся, разумном использовании свободного времени учащихся.
Одной из форм туристско-краеведческой деятельности являются массовые мероприятия. Многие из них способствуют воспитанию любви к родному краю, формированию знаний по истории, природе родного города, села, своих земляках.
Много мероприятий проводит областной центр детского и юношеского туризма. Эти конкурсы способствуют закреплению знаний о родном крае, о своей территории, воспитанию любви и гордости за свою малую родину.
Наш центр кроме муниципальных этапов областных конкурсов проводит свои традиционные конкурсы.
Фотокросс «Мой город» в этом году был посвящен празднованию
421годовщины Старого Оскола. Приняло участие 270 учащихся знакомство задачи конкурса:
- знакомство с историей Старооскольского городского округа;
- увеличение интереса к памятникам истории и культуры своего города;
- воспитание патриотизма у молодежи;
- организация активного и интеллектуального отдыха;
Перед стартом участники получают конверт с 3 блоками заданий для фотокросса. Все задания-кроссы связаны с историей нашего города. Содержание заданий может включать - памятник, здание, место, дату, фамилию, с которыми связаны исторические и культурные события нашего города. Все задания хранятся в секрете до старта. Со старта команда движется пешком по маршруту, который составляет сама, в соответствии с полученными заданиями. Команды должны прибыть к месту финиша с выполненными заданиями. Передвижения участников команды по району проведения фотокросса – пешком (бегом). Во время проведения соревнований использование транспорта запрещено! За нарушение данных условий команда дисквалифицируется. Фотографии, сделанные участниками, должны точно соответствовать заданию. Порядок выполнения заданий свободный. Количество сделанных кадров одного объекта не более 2-х. Команда имеет право один раз позвонить организаторам по ходу соревнований и узнать место или способ исполнения одного кросса. Команда должна выполнить максимальное количество заданий, и прийти на финиш, уложившись в контрольное время. Команды, пришедшие после контрольного времени, занимают места ниже, чем команды финишировавшие вовремя. За превышение времени более чем на 30 минут команды дисквалифицируются.
Так как областные конкурсы проводятся в основном для учащихся 7-11 классов, кроме символики, мы для учащихся 1-4 классов проводим игровые конкурсы «Знатоки родной природы» «Мы идем в поход», «Туристский калейдоскоп».
Конкурс «Знатоки родной природы». В этом конкурсе, в основном закрепляются знания о природе, экологии родного края. Учащимся предлагаются вопросы, кроссворды, загадки о растениях, птицах, животных. Также они рассказывают о правилах поведения в природе по знакам. Запрещающие знаки (чего нельзя делать в природе).
В конкурсе «Мы идем в поход» один из этапов Краеведение. Здесь предлагаются учащимся вопросы о родном городе: сколько лет городу, кто является главой, какое почетное звание носит город, когда оно было присвоено и тестовые вопросы: какие реки протекают, какие животные и птицы наиболее распространены.
В «Туристском калейдоскопе» для учащихся 1 классов и детей подготовительной группы детского сада.также совмещены задания по туризму собери рюкзак, преодолей препятствие и по краеведению «узнай птиц по картинке, узнай птицу по голосу, назови растения, грибы и т.п.
Муниципальный слет юных географов-краеведов проводим через год, чередуется со Знатоками родной природы
Весь маршрут состоит из 10 этапов, на которых юные географы кроме того, что измеряют высоту холма, скорость течении и ширину реки, высоту дерева, измеряют азимут еще соревнуются в знаниях топографических знаков, горных пород и минералов, растительности родной природы.
С целью профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций, сохранения исторической памяти родного края через знакомство с историко-культурным наследием малой родины, проверки теоретических знаний и практических навыков, полученных во время учебных занятий, отделом краеведения МБУ ДО «ЦДЮТиЭ» совместно с СОФ МГРИ-РГГРУ был проведен открытый муниципальный конкурс «Геология и окружающая среда», посвященный 80-летию со дня основания Старооскольского геологоразведочного техникума.
Конкурс был рассчитан на два состязания – весной и осенью, между студентами 1-2 курсов СОФ МГРИ-РГГРУ и учащимися школ, вышедших в финал по результатам предварительного тура.
Первый тур весеннего этапа конкурса проводился в дистанционной форме. На сайте МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» были размещены задания в форме 40 контрольных вопросов по темам:
- история Староскольского ГРТ;
- Курская магнитная аномалия;
- география Белгородской области;
- академик В.И. Вернадский.
Ответы на данные вопросы были представлены всеми участниками конкурса в электронном виде.
Из учащихся, набравших максимальное количество баллов, были сформированы 2 команды по 10 человек. Очная встреча состояла из трех конкурсов:
Конкурс «Своя игра»; конкурс капитанов; игра-аукцион
Конкурс «Своя игра» проводился с использованием программы Microsoft Office Power Point с демонстрацией вопросов на экране. Каждая команда, в соответствии с правилами игры, выбирала категорию и стоимость вопроса в баллах, после чего давала ответ на вопрос. В обсуждении имели право участия все члены команды, право ответа предоставлялось капитану. При подведении итогов конкурса все набранные командой баллы суммировались.
Конкурс капитанов проводился между капитанами команд. Одновременно за компьютером они отвечали на вопросы теста, составленного с использованием программы Microsoft Office Power Point. Каждый правильный ответ в тесте оценивался в 1 балл.
В игре-аукционе принимали участие все члены команд. Участники отвечали на заданные ведущим вопросы, требующие множественных ответов. Команда, давшая последний правильный ответ, выигрывала лот. Оценка одного лота – 3 балла.
По окончании трех конкурсов победила команда школьников.
Осеннее состязание проходило тоже в два этапа – заочного тура (домашнее задание) и встречи сборных команд школьников и студентов. Участники также отбирались предварительно по результатам домашнего задания – подготовки презентации по теме «Связь разработки месторождений железных руд с исчезновением родников и обмелением рек в Старооскольском районе».
В очном туре участники команд сначала защищали подготовленную презентацию. Затем был проведен конкурс капитанов. В конце ребята отвечали на вопросы викторины по теме «Геология и окружающая среда», куда вошли вопросы по геологии и экологии Белгородской области, разработке Курской магнитной аномалии, по статистике и технологии металлургического производства.
Одной из новых форм проведения досуга детей и подростков являются onlain-викторины, которые не только расширяют кругозор, углубляют знания учащихся о родном городе, его воинской славе, но и воспитывают патриотические чувства, гордость за свой город, его военное прошлое.
Для участия в викторине участник регистрировался на сайте turvictorina.ucoz.ru На странице «Знатоки города» были размещены 20 тестовых вопросов викторины по истории, культуре, природе нашего города. Для выполнения отводилось 20 минут.
На странице «Воинская доблесть» были размещены 30 тестовых вопросов викторины по ключевым событиям Великой Отечественной войны и военной истории Белгородской области.
Для выполнения заданий отводилось 30 минут. В викторинах в этом году приняло участие 350 человек.
Таким образом, данные мероприятия способствуют развитию интереса к родному краю, формированию краеведческих знаний, воспитанию любви к своей малой родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС
Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
Программа дополнительного образования туристско-краеведческого направления "История родного края"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников ...
Массовые туристско-краеведческие мероприятия МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Старый Оскол, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Статья о мероприятиях и конкурсах , проводимых Центром детского и юношеского туризма и экскурсий города Старый Оскол с учащимися детских объединений и школ города и района Старооскольского город...
Внеклассное мероприятие по краеведческому воспитанию "Война ломилась в отчий край"
Внеклассное мероприятие по краеведению...
Программа элективного курса по литературе в 8 классе "Гражданское воспитание на примере литературы родного края"
Данная работа прошла экспертную редакционную оценку и получила положительное заключение оргкомитета официального сайта "Моя Югра". ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме пресс-конференции "Заветные уголки родного края"
Разработка посвящена проблеме охраны шиханов Башкортостана. Внеклассное мероприятие имеет просветительский характер и направлено на формирование гражданской ответственности за экологическую обст...
Консультация для педагогов "Воспитание любви к природе родного края и его обитателям"
Воспитание любви к природе у дошкольников, в основе которой лежат принципы единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение - это основа гармоничного и целостного развития личности ребенка....