Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников
статья по краеведению по теме
Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Именно краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskaya_deyatelnost.rar | 469.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников
Учитель немецкого языка, руководитель краеведческого кружка Плетнева Валентина Алексеевна
Филиал МКОУ СОШ с. Биджан в селе Башмак Ленинского района Еврейской автономной области
Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Именно краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Для воспитания настоящих патриотов России в нашей школе в 3-4 классах организована работа краеведческого кружка «Поиск» с целью создания условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через внеурочную деятельность.
Задачи кружковой краеведческой работы:
- формировать гражданственность и национальное самосознание учащихся, воспитывать чувство любви к Родине;
- формировать и развивать знания об истории родного края в контексте истории России, воспитывать бережное отношение к историческому наследию, сохранению исторической памяти;
- возродить лучшие традиции «тимуровской работы», наполнить их новым содержанием, реализовать социальный потенциал через помощь окружающим людям;
- формировать навыки поиска информации;
- развивать коммуникативные навыки, умения выступать перед большой аудиторией.
Основные действия краеведческой деятельности состоят в сборе информации об истории родного края, в подготовке сообщений для мероприятий разного уровня, связанных с историей Еврейской автономной области, Ленинского района, села Башмак, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой, гражданско-патриотической тематики, организации акций, посвященных памятным датам области, района, села, школы.
Источниками изучения истории родного края становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы сельского музея, люди, районная газета «Амурская нива», краеведческая литература, архивные документы, в том числе и в сети Интернет.
Надеемся, что реализация кружковой программы внеурочной деятельности позволит сформировать у младших школьников такой нравственный стержень, который поможет школьникам противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа, включая традиции тимуровского движения - добровольного участия детей в благоустройстве села, помощи престарелым односельчанам.
Идеология программы краеведческого кружка «БЕРЕГИ ТЕХ, КТО ЖИВ. ПОМНИ ТЕХ, КОГО НЕТ».
Кружок «Поиск» начал свою работу в сентябре 2014 года. Основные направления работы:
- История развития села.
- Великая Отечественная война.
- Родная школа.
- Тимуровская работа.
2014 год был юбилейным для Еврейской автономной области (80 лет), Ленинского муниципального района (80 лет) и для нашего села Башмак (90 лет). Именно этим юбилеям была посвящена большая часть работы краеведческого кружка в 1 полугодии 2014-2015 учебного года.
Цель этой работы – рассказать и показать в форме фотоотчета ученикам всей школы, их родителям и жителям села, чем был знаменателем для нашей малой Родины 2014 год. С фотографиями помогли сельский библиотекарь Зеленкова Валентина Федоровна, специалист администрации Биджанского сельского поселения Навозова Татьяна Васильевна, работники детского сада. Большую часть фотографий сделали сами ребята.
Юному поколению села Башмак посвящено на стенде много фотографий. Их темы: открытие новой группы в детском саду, летний отдых, учеба, выбор профессии, музыкальное творчество, уход за обелиском погибших летчиков на сельском кладбище.
Старшее поколение односельчан можно увидеть на фотографиях, на которых запечатлены единый день голосования, празднование Дня села, беседа с инспектором БДД, выпуск на свободу в тайгу амурской тигрицы Светлой около села Биджан, пребывание в селе Албазинской иконы Божьей матери.
Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому мужеству на полях сражений, лишениям, самоотверженному труду в тылу, и невыразимому трагизму. Даже по прошествии 70-ти лет после окончания войны до сих пор остаются неисследованные страницы истории.
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне школьный краеведческий кружок старается внести свой вклад в увековечивании светлой памяти погибших и участвовавших в этой войне жителей села Башмак, а также воинов, погибших на территории села.
Для этого члены краеведческого кружка подготовили и провели к юбилею Победы цикл общешкольных мероприятий гражданско-патриотического направления:
- ИМЯ НА ПАМЯТНИКЕ.
- ВОЗДУШНЫЕ РАБОЧИЕ ВОЙНЫ.
- НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОЙ, ГДЕ НЕ ПАМЯТЕН БЫЛ СВОЙ ГЕРОЙ.
Цель мероприятий – проинформировать учеников школы об отдельных результатах поисково-исследовательской работы участников школьного краеведческого кружка, проследить военные судьбы наших земляков-участников войны, бойцов, погибших на территории села.
С хорошо подготовленным материалом участники краеведческого кружка незабываемо и ярко выступали перед остальными учениками школы, их родителями. На этих встречах присутствовали старожилы села, представители администрации Биджанского сельского поселения, все они с большой теплотой отзывались о проделанной ребятами работе. Немного о содержании мероприятий:
ИМЯ НА ПАМЯТНИКЕ.
В центре нашего села стоит памятник односельчанам, не вернувшимся с Великой отечественной войны. Об их военной судьбе можно прочитать в «Книге памяти» Еврейской автономной области. На странице 198 есть информация об Атаманском Афанасии Романовиче: Атаманский Афанасий Романович, родился в 1918 году, проживал в Ленинском районе, в ЕАО. Призван в Советскую Армию Ленинским районным военкоматом. Сержант. Пропал без вести 9 сентября 1942. [1]
Члены кружка «Поиск» решили найти более подробную информацию о судьбе этого человека. Для этого они воспользовались сайтом «Мемориал». Сайт «Мемориал» - обобщенный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Работая с сайтом, ребята убедились, что для поиска необходимо уточнить следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения. Поэтому все кружковцы работали с архивными документами в администрации села, где им помогала специалист администрации Биджанского сельского поселения Навозова Татьяна Васильевна.
Уточненные данные помогли найти на сайте «Мемориал» сначала именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 124 отдельной стрелковой бригады. В списке имеются данные о сержанте Атаманском Афанасии Романовиче, командире стрелкового отделения, беспартийном, 1918 года рождения, который пропал без вести 9 сентября 1942 года.
Кроме этого, на сайте имеется учетная карточка военнопленного Атаманского Афанасия Романовича. Стала ясна судьба этого человека – он попал в плен. Дата и место пленения: 6 сентября 1942, Сталинград (дата пленения на 3 дня ранее, чем в именном списке безвозвратных потерь). Название села в карточке записано и на немецком и на русском языках неверно: Вашумок вместо Башмак. Дата смерти: 1 марта 1943 г. Место содержания в плену: Шталаг II Б Хаммерштайн. Получается, Афанасий Романович пробыл в плену около шести месяцев. [2]
Члены краеведческого кружка нашли также информацию и про лагерь - последнее место пребывания нашего земляка - Шталаг II Б Хаммерштайн.
О судьбе Атаманского А. Р. ребята рассказали перед учениками в феврале 2015г. и перед односельчанами 9 мая.
ВОЗДУШНЫЕ РАБОЧИЕ ВОЙНЫ.
На Дальнем Востоке, как последний залп второй мировой, прогремела в 1945 война с империалистической Японией. Она-то и оставила свои следы в истории нашего села. Сегодня их можно найти в сельском музее, на огромном поле за селом, на сельском кладбище у могилы погибших летчиков.
Во время Великой отечественной войны в нашем селе Башмак стоял 302-й истребительный авиационный полк и 605-й батальон авиационного обслуживания.
Все послевоенные годы жители села Башмак хранят память о летчиках. На сельском кладбище установлен памятник погибшим пилотам.
В музее села Башмак члены кружка «Поиск» нашли старые пожелтевшие письма однополчан 302-го истребительного авиационного полка и 605-го батальона авиационного обслуживания. Большинство сохранившихся писем подробно повествуют о людях, служивших в этом полку, о нелегкой военной службе. Все эти письма, документы, фотографии достались нам по наследству от наших ровесников - ребят восьмилетней школы с. Башмак, активистов группы «Поиск» 70-х годов прошлого столетия, которой руководила бывший директор нашей школы, учитель истории, Почетный работник общего образования Российской Федерации Ирина Ивановна Огородник.
Ребята из кружка «Поиск» много узнали о погибших летчиках. Из старых писем Каверзневой Н.Д., парашютоукладчицы 605-го батальона авиационного обслуживания, мы узнали о гибели летчиков Морозове, Кирьякове, Кондратьеве.
На сайте «Мемориал» кружковцы нашли приказ об исключении из списков младшего лейтенанта 605-го батальона авиационного обслуживания Власова Никифора Ивановича. Он умер 2 июля 1945 г. Имеются так же в письмах воспоминания о нём парашютоукладчицы Каверзневой Н.Д.,
О судьбе лейтенанта Артющенко Фёдора Владимировича мы узнали из материалов сайта «Мемориал», а также из воспоминаний бывшего ефрейтора 605-го батальона авиационного обслуживания Абросимовой Таисии Федоровны.
В год 70-летия Победы издательство «Просвещение» проводит Всероссийский сетевой межшкольный проект «Карта Памяти». Члены краеведческого кружка «Поиск» приняли участие в проекте: рассказали и поместили информацию о памятнике погибшим летчикам 302-го истребительного авиационного полка и 605-го батальона авиационного обслуживания.
2 мая 2015 администрация Биджанского сельского поселения установила новый обелиск погибшим летчикам. Накануне праздника 9 мая ученики прочитали стихи около памятника.
На сайте ГТРК «Бира» в документальном фильме «Давным-давно была война», в 6-й части фильма, посвященной советско-японской войне, есть упоминание и о памятнике погибших лётчиков и о работе юных краеведов. [3]
НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОЙ, ГДЕ НЕ ПАМЯТЕН БЫЛ СВОЙ ГЕРОЙ.
В селе Башмак уже нет ветеранов войны, многие из которых были за свои ратные подвиги награждены орденами и медалями. Поэтому члены краеведческого кружка «Поиск» обратились к архивным документам, имеющимся на сайте «Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»». Это - уникальный информационный ресурс открытого доступа, наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной. [4]
Наш земляк Былков Петр Иванович за свой ратный труд получил боевые награды. На сайте «Подвиг народа» мы нашли архивные документы о награждении медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды с описанием подвигов.
Военные документы на сайте «Подвиг народа» рассказали нам о том, за какие подвиги другой наш земляк Жижикин Петр Иванович получил правительственные ордена и медали: медаль «За отвагу», орден «Красная звезда», орден Отечественной войны 2-й степени.
Ратные подвиги наших земляков-фронтовиков нашли отражение в детских рисунках.
История родной школы – важное направление исследований краеведческого кружка:
ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ
Наше село Башмак появилось в далёком 1924 году, когда сюда переселились охотники Паздниковы – жители соседнего села Квашнино Ленинского района ЕАО, а в 1928 году возникла необходимость в школе, потому что в селе звучало всё больше детских голосов. Первое здание школы было деревянным, поначалу в нем было две классные комнаты и учительская. Отапливалась школа русской печкой.
Ребята нашли среди односельчан фотографии тех лет, но они были очень старыми, пришлось отдать их на реставрацию в фотомасткрскую.
Первого учителя нашей школы звали Василий Иванович Панов. В книге «Учитель в судьбе ЕАО» есть статья о Василии Ивановиче. В этой статье юные краеведы узнали, что «молодой учитель учил не только детей, но и занимался ликвидацией безграмотности среди взрослых .Детей, которых в селе в ту пору было немного, он учил днем, а вечером в школу приходили молодёжь и совсем взрослые односельчане. Чтобы народ шёл в школу Василий Иванович купил гармонь и научился на ней играть. Каждый вечер от здания школы неслись зазывные звуки гармошки, на них тянулись и стар, и млад. Учениками Василия Ивановича были не только жители села Башмак, но его всегда с нетерпением ждали и в соседнем селе Кирово. Зимой он становился на лыжи, и расстояние между сёлами намного сокращалось. Благодаря продуктивной просветительской деятельности нашего первого учителя Панова Василия Ивановича удалось победить неграмотность среди многих жителей сел Башмак и Кирово. Василий Иванович окончил в Хабаровске педагогический институт, стал учителем истории, переехал в город Вяземский Хабаровского края. На своих уроках он учил детей любить свою Родину, хранить память о героических страницах жизни нашего народа. Долгие годы он проработал завучем школы средней школы № 1 города Вяземский и воспитал не одно поколение молодых учителей. За многолетний добросовестный плодотворный труд он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер в 1973 году.». [5]
На сайте школы № 1 города Вяземский Хабаровского края, на странице, посвященной истории школы, члены кружка «Поиск» нашли упоминание о Василии Ивановиче: «… С 1959 г. в школе разворачивается туристическая работа, которой руководил учитель истории, почетный гражданин нашего города Панов Василий Иванович.». [6]
На сайте «Заметки краеведа» мы нашли статью «Учителями написаны строки истории», в которой подробно описывается деятельность Василия Ивановича по созданию летописи Вяземского района Хабаровского края: « … Василий Иванович Панов начал сложное и кропотливое дело - создание истории Вяземского района. Идея написать «Летопись района» родилась внезапно. На уроках истории, которую Василий Иванович преподавал, кто-то задал вопрос по истории района. Вопрос – на который сразу не ответишь. В таких случаях учитель обычно обращается к справочникам за помощью. Но в то время такого справочника не существовало, потому что летописи района, как таковой, не было. Другой бы махнул рукой – нет и не надо. Но для Василия Ивановича Панова эта трудность стала началом кропотливого труда. Немало походов по знаменательным местам совершили под его руководством участники школьного краеведческого кружка в поисках необходимого материала. Краеведческий кружок под руководством Василия Ивановича занял первое место на краевых туристических соревнованиях. Итоговой стала поездка на Всесоюзные соревнования туристов – школьников в Оренбургскую область.». [7]
Кружковцы стали искать информацию о Василии Ивановиче на портале г. Вяземский Хабаровского края и нашли в разделе «История города Вяземский»: «… Всеобщим уважением у вяземцев пользуются почетные граждане города. Среди них … завуч школы, кавалер ордена Ленина – Василий Иванович Панов …».[8]
О первом учителе, о его просветительской, педагогической и научной деятельности кружковцы рассказали всем ученикам и учителям школы 5 октября 2015 г.
Местная пресса – муниципальная газета «Амурская нива», областная газета «Биробиджанская звезда» неоднократно рассказывали на своих страницах о работе нашего кружка «Поиск». Статью о работе кружка «Поиск», написанную журналисткой муниципальной газеты «Амурская нива» Ириной Демьяновой, прочитал на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации внук летчика Фёдора Владимировича Артющенко Ошеров Михаил Аркадьевич, проживающий в г. Москве. Началась переписка. Значит, труд маленьких поисковиков не напрасен, а чрезвычайно важен и очень нужен всем, и не только тем, кто живёт рядом.
Список литературы и Интернет-источников
- Книга памяти Еврейской автономной области. Документально-художественное иллюстрированное повествование. – Биробиджан, 1995.
- http://www.obd-memorial.ru/
- http://biratv.ru/nashi-programmy/programmy-i-peredachi-na-kanale-rossiya-1/davnym-davno-byla-vojna?view=item&id=8367&catid=69
- www.podvignaroda.ru/
- Учитель в судьбе ЕАО: Серия библиографических очерков, рассказывающих об учителях Еврейской автономной области. - Хабаровск: ИГ «Формат», 2004.
- http://vzm1.edu.27.ru/?page=55
- http://www.kraeved.tv/2013/10/blog-post_3074.html
- http://vyazemsky.com/viewpage.php?page_id=3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.
этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....
Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся.
Статья из опыта работы по созданию школьного музея....
Педагогический совет "Воспитание гражданственности и патриотизма средствами эколого - туристско - краеведческой деятельности"
Цель педсовета: выявление путей и способов совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся....
Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма
Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма.(Из опыта работы) В наши дни, когда функци...
внеклассная работа как средство воспитания гражданственности и патриотизма
В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства ...
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника
Статья о проблемах историко- патриотического воспитания и одном из методов их решения....
Музейно-краеведческая деятельность как средство воспитания человека с активной гражданской позицией
Музейно-краеведческая деятельность как средство воспитания человека с активной гражданской позицией...