Воспитательная практика «Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики»
методическая разработка (7 класс)
Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современных информационных систем, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. И в связи с тем, что и персональный компьютер и Интернет прочно вошли в нашу жизнь, задача учителя заключается в том, чтобы ИКТ активно использовались в системе образования.
Цель: Приобщение детей к историческим и культурным ценностям своего города, воспитание толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitat_praktika.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга.
Воспитательная практика
«Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики»
Составитель: советник директора по воспитанию
Варфоломеева А.А
2024 год
АННОТАЦИЯ
Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современных информационных систем, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. И в связи с тем, что и персональный компьютер и Интернет прочно вошли в нашу жизнь, задача учителя заключается в том, чтобы ИКТ активно использовались в системе образования.
Цель: Приобщение детей к историческим и культурным ценностям своего города, воспитание толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности.
Задачи:
- Создать условия для овладения ребенком традиций петербургской культуры.
- Формировать у детей любовь и бережное отношение к родному городу, желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе.
- Формировать чувство гордости и гражданскую позицию «Я-петербуржец!», осознающего себя жителем Санкт-Петербурга» и продолжателем его традиций.
Целевая аудитория: 5-7 класс.
Задача повышения качества нравственного воспитания молодежи требует расширения спектра активных форм и методов работы на уроках гуманитарного цикла. Одной из новых отраслей современного образования является музейная педагогика.
Метод музейно - педагогического проектирования является одной из самых интересных инновационных технологий, активно применяющихся в школьной практике Санкт - Петербурга. За музейным проектированием стоит огромный воспитательный потенциал:
- эстетическое воздействие на личность, развитие чувства прекрасного на примере обращения к миру высокого искусства, к опыту предков;
- возможность углубления знаний, формирование умений и навыков в различных областях человеческой деятельности;
- воспитательное воздействие на основе знаний истории и культуры своей страны, родного города, достижений национальной и общечеловеческой культуры;
- создание условий для самореализации личности ребенка, развитие его творческих способностей.
Одной из ведущих форм представления информации в современном виртуальном музее выступает технология виртуального тура - совокупности нескольких виртуальных панорам. Виртуальный тур, как и отдельные 3D-панорамы, может включать в себя анимационные объекты, звуковое сопровождение и другие мультимедийные элементы.
Виртуальный музей, по своей сущности, немногим уступает классическому музею и даже имеет небольшие преимущества, например, такие как возможность в любое время и неограниченно использовать данный ресурс. Также к преимуществам виртуального музея перед реальным можно отнести: 1) всеобщую доступность (возможность доступа независимо от места жительства);
2) возможность многоразового «участия» в экскурсии, просмотра прилагаемой информации;
3) экономичность (не нужно ехать в музей, оплачивать билет на проезд и за его посещение);
4) возможность проведения ограниченных по времени занятий с большим числом иллюстрационных материалов;
5) Можно компоновать желаемую экспозицию, самостоятельно выбирать маршрут.
Эта форма организации обучения предполагает виртуальное посещение залов музея и знакомство с их экспонатами. Ее может проводить как сам учитель, так и подготовленные ученики. Также к экскурсии можно придумывать коллективные, групповые и индивидуальные задания. Другой формой работы с учениками является проектная деятельность. Школьникам предлагаются темы проектов, разработка которых включает ознакомление с экспонатами музея, анализ и обобщение полученных знаний при их изучении; создание, например, плана экскурсии, путеводителя, рассказа об экспонате и др.
Использование технологии виртуального музея имеет ряд достоинств: 1) поддерживает целостность восприятия отдельных панорам, оставляя у виртуального гостя иллюзию присутствия в залах музея, по которому он «перемещается»; 2) позволяют совершить предварительную экскурсию и привлечь заинтересовавшихся к более глубокому и уже реальному знакомству с представленным в музее материалом; 3) способствует формированию устойчивых познавательных интересов и активности у учащихся. Кроме того, технология виртуального музея изменяет методику работы с учениками на уроке, начиная с подготовки и заканчивая домашним заданием. Ученикам можно предлагать работу над проектами экскурсий, осуществлять поисковую работу, давать индивидуальные и групповые творческие задания. Данная технология требует креативного подхода со стороны учителя. В то же время нужно учитывать, что необходимо и техническое оснащение кабинета, доступ к Интернету, наличие нескольких компьютеров на уроке. Подводя итог сказанному отмечу, что в условиях развития информационного общества и все более широкого применения возможностей виртуального пространства изменяются и технологии конструирования процесса обучения. Одной из популярных современных технологий становится виртуальный музей, позволяющий эффективно провести демонстрацию наглядного материала к уроку, сформировать для учащихся более сложное с точки зрения получаемых знаний, умений и навыков и интересное домашнее задание, повысить их уровень познавательной активности и интереса.
Происходит приобщение детей к историческим и культурным ценностям своего города, воспитание толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности.
В ГБОУ № 598 ко Дню космонавтики ребята из совета обучающихся совместно с советником директора по воспитанию организовали познавательное занятие «Виртуальное путешествие» для учеников начальной школы, на котором старшеклассники показали виртуальную экскурсию ко Дню космонавтики, где ученики начальной школы смогли узнать больше об истории развития авиации и космонавтики, прикоснуться к загадочной и бескрайней Вселенной.
РУССКИЙ КОСМОС 360
Это виртуальный гид по космическим достопримечательностям России, здесь можно побывать на площадках Байконура, посмотреть запуск ракет в формате 360. Мемориальный дом-музей Циолковского и Государственный музей истории космонавтики имени Циолковского в Калуге. -Музей гениального русского ученого, который стал одним из родоначальников современной космонавтики.
МУЗЕЙ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО, АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ
Город Киров - родина космонавтики: в XIX веке здесь проживала семья великого русского ученого, основоположника космонавтики К.Э. Циолковского.
В 1988 году по инициативе дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР В.П. Савиных состоялось открытие музея К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики. А в 2018 году открылся Детский космический центр. Во время виртуальной экскурсии можно прогуляться по четырем этажам музея, увидеть костюмы космонавтов, спускаемый аппарат и макеты спутников, заглянуть в черную дыру и зайти в зал «Планетарий».
ВНУТРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ
Побывать на МКС - это мечта? Ее можно частично реализовать онлайн! Совершите виртуальный тур по Международной космической станции, по сложнейшему объекту, составленному из огромного множества деталей, уже много лет с гигантской скоростью вращающегося по орбите Земли. Именно благодаря МКС нам удалось так много узнать о космосе, который нас окружает.
КОСМОС – ОНЛАЙН
Усаживайтесь поудобнее, можно даже не пристегиваться, с помощью cosmos-online.ru вы отправитесь в космос и в режиме реального времени сможете наблюдать за планетой Земля и звездным небом глазами космонавтов - с высоты 350 км над планетой. Только сделать это можно, когда экипаж МКС отдыхает, так как в другое время передатчики нужны для работы. Еще вы сможете послушать звуки космоса: биение Солнца, кольца Сатурна, остатки большого взрыва и многое другое. Звуки просто впечатляющие, внеземные.
Виртуальные экскурсии, конечно, не заменят реального посещения желаемых объектов, но это отличный способ познакомиться с желанными и такими далекими для некоторых местами. Другой положительный момент виртуальных экскурсий - расширение кругозора детей, приобщение их к прекрасному через искусство. Возможность использования данных программ сделает образовательную деятельность более живой и интересной.
Литература:
1. Земляков, Д. В. Виртуальные музеи: используемые технологии и анализ передового опыта разработки / Д. В. Земляков, А. М. Коротков, А. В.
2. Кривошеев, Н. С. Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре / Н. С. Кривошеев. - Текст : непосредственный // Образование и воспитание. - 2017. - № 2 (12). -С. 44-46. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2210/ (дата обращения: 03.04.2024).
3. Никитин и др. // Грани познания. - 2013. - № 2 (22). - С. 9 - 12.
Модернизация образования: актуальные проблемы, поиски, решения: монография / В. А. Астафьева, Т. А. Дворникова, С. В. Рослякова, Л. Н. Рыбалко и др. –Новосибирск, 2013. - 244 с.
4. URL: https://allkidsaskids.ru/den_kosmonavtiki_virtualnoye_puteshestviye (дата обращения: 08.04.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание здорового поколения средствами музейной педагогики"
Проектная работа, созданная группой заместителей директоров по воспитательной работе школ Московского района г.Казани...
Чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца
В данной статье рассматривается вопрос приобщения подростков к изучению истории Санкт-Петербурга на материалах литературного наследия. Сегодня существует недостаточное использование краеведческой лите...
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...
Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики
Детство, и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, само...
статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"
Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...
программа «Военно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»
Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей ст...
Воспитательная практика «Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики»
Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современн...