Статья "Воспитание юного Петербуржца"
статья на тему

Бородавко Ольга Викторовна

Статья дла классных руководителей основной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburg.docx148.64 КБ

Предварительный просмотр:

Петербург глазами жителей 21 века

Петербург  - как много в этом слове. Лишь только услышав его название, человек представляет мириады образов – белые ночи, разводные мосты, бесконечные реки и каналы, прогулка на кораблике по Неве, Летний сад, Эрмитаж, дом Зингера, Исаакиевский собор, также в голове возникает образ петербуржца – человека интеллигентного, воспитанного, скромного. На самом деле, этот список можно продолжать бесконечно. Санкт-Петербург - это город, на протяжении многох веков волнующий умы писателей, поэтов, художников, архитекторов, деятелей искусства и культуры, а также простых обывателей. Он не раз становился героем литературных произведений, о нем написаны стихи и поэмы. Он являлся и является домом величайших умов нашей страны, их вдохновителем и покровителем.

 Санкт-Петербург называют по-разному – Культурная столица, Северная Венеция, Город-герой, Музей под открытым небом. Но все согласятся, что это самый романтичный город нашей страны. Миллионы туристов из разных стран мира, привлеченные красотой, архитектурой и  историей, приезжают в Санкт-Петербург каждый год.

Я живу в спальном районе Петербурга, именно там проходит большая часть моей жизни, но каждый раз, попадая в центр города или проезжая мимо, я не устаю им восхищаться. Для меня Санкт-Петербург -  это идеальный город, чье совершенство особенно ощущается после заграничной поездки. В такие моменты абсолютно забываешь о его недостатках, и в очередной раз влюбляешься в него. А разве может быть иначе?

         Одна встреча заставила меня взглянуть на Санкт-Петербург по-новому. Эта встреча произошла на фестивале педагогических идей “Петербургская осень - 2017”, где я посетила мастер-класс Карачевцева Игоря Альбертовича “Город, которого нет …”. После этой встречи я задумалась, а какой он, современный Санкт-Петербург?

 Известный историк Лев Лурье писал, что в петербургском обществе всегда ценились вежливость и такт, умение поддержать разговор на тему, приятную собеседникам, а не талант блистать, затмевая собой всех окружающих. В нашем городе не принято громко разговаривать, находясь в общественных местах, толкаться, размахивать руками и жестикулировать, выражая свои мысли и чувства. Эмоции передают сдержанно, и если на улице и встретишь человека, который буквально кричит в телефон, рассказывая о чем-то личном, то он явно приезжий. А так ли это сегодня? Возможно, тот образ Петербурга, который сложился у меня, всего лишь образ, почерпнутый из произведений классической литературы? После беседы со своими учениками и изучения информации в средствах массовой информации и социальных сетях, выяснилось, что существуют различные мнения по этому вопросу. Нами были приведены примеры абсолютно неэталонного поведения петербуржцев, но в то же время мы обнаружили, что в нашем городе все еще есть люди, свято соблюдающие его традиции, те, чьи поступки воодушевляют и побуждают к действию. Причин этому может быть великое множество, и  возможно, одной из них является дефицит воспитания.

Воспитание начинается с самого рождения человека, и в этот период жизни  осуществляется чаще всего дома. Позднее к процессу воспитания подключаются детские дошкольные учреждения, а затем школа. Необходимо помнить, что воспитание непрерывно, воспитывает все, что нас окружает: общество, коллектив, в котором мы находимся, семья, поступки людей, с которыми встречаемся, идеи, которые слышим, книги, фильмы, СМИ, Интернет, даже вещи, которые нас окружают. На первое место в этом списке Антон Семенович Макаренко ставит родителей и педагогов, а в настоящее время говорят о триединстве школы, детей и родителей, потому что только работая сообща, мы сможем добиться положительных результатов. Классный руководитель – это представитель школы, связующее звено между школой, детьми и родителями, поэтому от его работы зависит очень многое.

Классный руководитель взаимодействует с классом различными способами, но основной формой взаимодействия является проведение классного часа. Поэтому для помощи в решении  проблемы воспитания истинного петербуржца  был проведен классный час на тему «Петербург глазами жителей 21 века» для учащихся 6 класса. Его основной целью являлось помочь обучающимся определиться со своей гражданской позицией и понять, кто же они : гости своего родного города или радивые хозяева, и разработать линию своего поведения. В ходе классного часа  использовались различные  методы и приемы - работа в группах, работа в парах, дискуссия, викторина, элементы ролевой игры, технология критического мышления и музыкальная пауза.

В начале классного часа для создания необходимого настроя мы посмотрели небольшое видео, демонстрирующее основные достопримечательности города. Затем взглянули на наш город глазами поэта, прочитав стихи о городе. Далее обсудили тот факт, что у петербуржца существует определенный образ и даже есть свой лексикон, попробовали «перевести» ряд слов на «петербургский язык». В игровой форме вспомнили исторические факты и рассказали о любимых местах родного города, что подготовило и подвело нас к работе над текстом, написанным писательницей Тэффи «Туристы родного города». Данный текст явился основой для обсуждения вопроса: возможно ли быть туристом родного города, а также помог разобраться в основных отличиях между туристами и горожанами, что было сделано в ходе групповой работы. В заключение классного часа мы посвятили синквейны родному городу и спели песню группы Браво «Этот город».

 Санкт-Петербург, это не только город, который посещают как туристическую достопримечательность, но и город, куда приезжают жить, учиться и работать люди со всех уголков нашей страны и ближнего зарубежья. Петербург многоконфессиональный и многонациональный город, и возможно, именно он станет связующим звеном между всеми этими людьми. Он неиссякаемым образовательным и воспитательным ресурсом, который поможет найти ответы на многие жизненные вопросы.

 В своей работе я стараюсь в полной мере воспользоваться преимуществами жизни в нашем замечательном городе. Но в тоже время мы не должны относиться к нему с точки зрения потребителя. Это достояние, которое мы должны сохранить для наших потомков.  Современного петербуржца я вижу человеком в полной мере несущим ответственность за судьбу своей малой родины, заботящимся об экологии Санкт-Петербурга, отвечающим за свое поведение в обществе и помнящим о том, что его поступки, стиль его общения оказывают влияние как на него самого, так и людей его окружающих. Однако, исходя из своего опыта, могу сказать, что дети не всегда интегрируют себя в городское пространство, поэтому прежде чем вывести их в город хочется провести подготовительную работу, а именно беседы помогают выстроить приоритеты.

Значение воспитания переоценить невозможно, его можно только недооценить. Как сказал Никита Сергеевич Михалков в одной из своих передач: «Сегодня дети - завтра  народ». Отсюда я вижу свою самую главную цель как классного руководителя: сформировать прочные нравственные основы, привить понимание важности образования, любовь к науке и культуре, стимулировать их к дальнейшему познанию, осознанию своей роли в обществе и создать все условия для самореализации моих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца

В данной статье рассматривается вопрос приобщения подростков к изучению истории Санкт-Петербурга на материалах литературного наследия. Сегодня существует недостаточное использование краеведческой лите...

Мы – юные Петербуржцы

Сценарий выпускного праздника, посвященный прогулке по Санкт-Петерубргу...

Методическая разработка "Паспорт юного петербуржца"

Данная разработка поможет учителям и педагогам дополнительного образования организовать свободное время учащихся, пробудить гордость за страну....

Психологические основы формирования личности школьника защищённого типа средствами дополнительного образования. (Из опыта работы туристско-краеведческого сектора школьной лаборатории юного петербуржца)

Основываясь на данных эксперимента по проблеме «Физическое, духовное и социальное оздоровление школьников через туристское направление краеведческой деятельности» можно констатировать: Совершенст...

Сказки о петербургских сфинксах (на английском языке), сочиненные юными петербуржцами

В этом году я преподаю новый для меня предмет История и культура Петербурга.Я попросила моих учеников написать сказки о сфинксах, привезенных из Египта и установленных на Университетской набережной. П...

Воспитательная практика «Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики»

Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современн...

Воспитательная практика «Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики»

Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современн...