История Санкт-Петербурга. 8 класс. Урок Петербургские традиции
план-конспект урока по краеведению (8 класс)

Павлова Елена Алексеевна

конспект урока и сопроводительные материалы по теме Петербургские традиции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Павлова Елена Алексеевна.

Класс/Предмет: 8б, История Санкт-Петербурга.

Тема урока: Петербургские традиции.

Цели урока:

  1. Формирование представления о повседневной жизни петербуржцев начала XIX века.
  2. Формирование осознания связи с прошлым.
  3. Формирование умения анализировать прошлое и сравнивать его настоящим.

Модуль урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация

Подготовить класс к уроку.

Приветствует учащихся, просит достать учебники и тетради.

Мотивация

Заинтересовать учащихся в освоении нового материала.

Видео: музыка и сменяющие друг друга кадры повседневной жизни. К началу 19 века досуг петербуржцев стал разнообразнее. На слайдах мы увидели разные картины из их жизни. Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня?

Тема «Петербургские традиции».

Изучение нового материала

Формирование представления о

Какие же вообще развлечения могли быть в те далекие времена? Давайте откроем 109 страницу учебника и найдем ответ на этот вопрос (3 минуты).

Какие из них кажутся вам близкими? Почему?

Работают с учебником.

Формирование представления о

Как вы думаете, чем занимались петербуржцы зимой?

Что вы знаете о балах? Изучая на литературе «Евгения Онегина», вы, несомненно, сталкивались с этой тематикой. Давайте обратимся к отрывку из этой поэмы и рассмотрим иллюстрацию к ней.

  1. Какая атмосфера царит на балу?
  2. Хотели бы вы оказаться в этом отрывке? Если бы вы там оказались, то что бы там делали?
  3. Оцените внешний вид гостей и убранство зала. Какой стиль характерен для первой половины XIX века? (Ампир).

Мы узнали мнение Пушкина. А теперь давайте обратимся к высказыванию Чичикова (герой какого произведения? Кто написал?)

Как вы считаете, балы органично вписались в русский уклад или они скорее инородны?

А чем же можно было заниматься вне помещений? Давайте узнаем как и где отдыхали петербуржцы. Вот что пишет об этом английский путешественник Уильям Кокс.

Из-за холодной погоды петербуржцы проводили больше времени в помещениях. Популярными становились такие развлечения как поход в театр, светские вечера и балы.

К вопросу 2 должны назвать основные занятия на балу: танцы, игра в карты, наблюдение и обсуждение светских новостей, обсуждение деловых вопросов, поиск женихов для дочерей и т.д.

Вывод – бал являлся одним из главных явлений светской жизни СПб.

Зимой очень популярны были гуляния, игры со снегом, катания с гор или на коньках.

За что мы сейчас любим лето? Часто ли вы остаетесь на лето в городе? А вот в начале 19 века все знатные люди старались уехать подальше от центра: там часто велись ремонтные работы, было душно и пыльно. Вспомните, куда могли уезжать представители императорской фамилии? Дворяне часто отправлялись на дачи. Давайте посмотрим на карту современного Петербурга. Покажите, где живем мы? (вызывает 1 человека, просит показать) А теперь давайте посмотрим, какую часть Петербург занимал тогда (анимация → увеличение). Уже в районе Черной речки и Крестовского острова город заканчивался. Начиная с этих окраин располагались дачи.

Лето- время каникул. Мы можем гулять с друзьями, ездить с семьей в отпуск, в деревню или на море.

  В Петербурге, как и во всём христианском мире, сохранялись религиозные праздники: Рождество, Пасха.

В масленицу центром отдыха становилась Адмиралтейская площадь. На ней устанавливали высокие деревянные горы. Сооружали лѐгкие шатры — балаганы, в которых выступали акробаты, жонглѐры, фокусники, дрессированные животные.

С петровского времени повелась традиция официальных, государственных, праздников: военные победы Российской империи, важные события в царской семье, которые сопровождались знаменитыми фейерверками и салютами. Особенно пышно праздновали победу в Отечественной войне 1812 г.

    Неизменно привлекали петербуржцев военные парады на Дворцовой площади и на Марсовом поле. Парады в Петербурге проходили в дни именин императора и императрицы, на Крещение, в годовщину вступления русских войск в Париж, по случаю приезда иностранных монархов. На Марсовом поле и Дворцовой площади собиралось до 20-30 тысяч солдат. Параду предшествовал торжественный молебен. Затем преклонялись полковые знамѐна, звучали бой барабанов, трубы кавалерии, музыка всех полков. После этого начинался церемониальный марш. Это было великолепное зрелище! Множество солдат, составляло «правильные фигуры, ...движущиеся, перемещающиеся как бы волшебным образом...». давайте посмотрим на слайд. Где проходит парад? Какие перечисленные выше особенности можно выделить? Хотели бы вы принять участие в таком параде? В качестве кого?

Закрепление

Как вы считаете, многие ли традиции сохранились до нашего времени? Что похоже, а что отлично?

В настоящее время мы все также проводим зимнее время на улице. Популярно воссоздание бальной традиции. Летом многие из нас уезжают из города, однако, не из-за грязи, а из-за обилия туристов.  

Домашнее задание

Акцентирование внимания на домашнем задании.

Сочинение «Традиции моей семьи. Связь с городом».

Подготовка к проверочной работе по разделу.

Рефлексия

Вопросы к жителю Петербурга 19 века?

Приложения:

  1. Прочитайте речь Чичикова. Вспомните, героем какого произведения он является. Назовите автора произведения. Как Чичиков относится к балам? Согласны ли вы с ним?

Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы! Ну, чему сдуру обрадовались? В губернии неурожаи, дороговизна, так вот они за балы! Эк штука: разрядились в бабьи тряпки! Кричат: “Бал, бал, веселость!” – просто дрянь бал, не в русском духе, не в русской натуре; черт знает что такое: взрослый, совершеннолетний вдруг выскочит весь в черном, общипанный, обтянутый, как чертик, и давай месить ногами… Все из обезьянства! Что француз в сорок лет такой же ребенок, каким был и в пятнадцать, так вот давай же и мы! Нет, право… после всякого бала точно как будто какой грех сделал; и вспоминать даже о нем не хочется…

  1. Прочитайте воспоминания английского путешественника. Выделите в тексте где чаще всего собирались горожане, чем они занимались.

Ничто не может быть оживленнее и занимательнее зимних сцен на Неве. Множество экипажей и саней, и бесчисленные пешеходы двигались взад и вперед по реке. Тут и там виднелись собравшиеся или рассеянные группы. В одном месте были катки для катающихся на коньках, несколько дальше, в огороженном пространстве, проезжали лошадей; там толпа смотрела на бег. Ледяные горы представляли собой не менее красивое зрелище благодаря деревьям,  которыми они были украшены, и быстро мелькавшим фигурам любителей этого развлечения.

Уильям Кокс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вошел. Полна народу зала; Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры, И ревом скрыпок заглушен Ревнивый шепот модных жен. *** Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.

Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 5 класс.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 классов общеобразовательных учреждений Л. К. Ермолаева, Санкт-Петербург....

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 6 класс.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса история и культура Санкт-Петербурга для 6 классов общеобразовательных Л. К. Ермолаева Санкт-Петербург....

История Санкт-Петербурга (5 класс)

Тема: "Скульптуры - аллегории"...

Рабочая программа "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга" 8 класс

Программа разработана для закрепления умений и навыков, полученных в результате освоения курса «Истории и культуры  Санкт-Петербурга», широкого привлечения учащихся класса к проведени...