Метод "Ментальная карта"
статья по краеведению на тему
Описание оригинального метода обучения на уроках краеведения. «Ментальная карта» - это образ городского пространства, существующий в сознании человека или социальной группы. Составление ментальных карт поможет ученику осознать окружающую среду «картографически», описать ее на языке линий и символов, а также сделать саму карту личностно знакомой, «присвоить» ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_mentalnaya_karta.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод «Ментальная карта»
«Ментальная карта» - это образ городского пространства, существующий в сознании человека или социальной группы. Составление ментальных карт поможет ученику осознать окружающую среду «картографически», описать ее на языке линий и символов, а также сделать саму карту личностно знакомой, «присвоить» ее. Кроме того, создавая свою карту и сравнивая ее с картами других, ребенок отчетливо видит, что каждый человек воспринимает пространство по-своему, и для того, чтобы карта действительно помогала ориентироваться, необходимо использовать унифицированную систему обозначений.
Алгоритм создания ментальных карт.
1 этап: учитель предлагает учащимся за определенный промежуток времени (10-15 мин.) нарисовать «по памяти» определенную городскую территорию (карту всего города, отдельного района, квартала). Школьники могут наносить на карту любые объекты и достопримечательности: реки, острова, улицы, торговые павильоны, остановки, все, что вспомнят. Во время работы необходимо отмечать цифрами (1, 2, 3…) последовательность, в которой наносились объекты.
2 этап: нарисованные карты собираются и анализируются (индивидуально, в парах, по группам). Для этого педагог формулирует систему вопросов. Их содержание зависит от темы урока, цели составления ментальной карты. Главный акцент делается на том, какие объекты оказались в поле внимания детей, какие названия объектов изучаемой темы вспомнили, как точно расположили их в пространстве Петербурга.
При работе с ментальными картами могут быть заданы вопросы:
- Определите, какие части города и элементы городского ландшафта изображены на карте (центр/окраина), насколько они соответствуют действительному географическому положению объектов
- Выявите, отражены ли на карте транспортные магистрали
- Объедините объекты в группы (по возможности) – музеи, дворцы, храмы, магазины. Определите, есть ли доминирующая группа.
- Проанализируйте наблюдения, сделайте выводы: какие объекты наиболее значимы для автора и почему; какие известные объекты не нашли отражения на карте и почему; насколько соответствует «психологический портрет города» реальной карте.
3 этап: формулирование выводов: выявить определенные правила и закономерности построения города; обозначить проблемы в восприятии городского пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
Технологические карты для школьного питания (62 карты)
Технологическая карта № 1 Наименование кулинарного издел...
диагностические карты для учащихся 5-9 классов и индивидуальные диагностические карты для 10-11 классов ( английский язык)
к разработке данных карт привела необходимость быстрого контроля знаний и умений по критериям соответствующим требованиям к уровню подготовки учащихся.Пользуясь картами, можно быстро определить уров...
конспект к теме "Географическая карта. Многообразие карт"
примерный конспект для закрепления знаний по теме "Географическая карта. Мноообразие карт" к учебнику О.А.Климановой "География Землеведение"...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Географическая карта. Цвета географической карты.
Это превый урок по теме: "Географическая карта", дети знакомятся с картой и её цветами, учатся по цвету определять форму рельефа....
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...