Учебно-воспитательный курс "Знай свой край"
методическая разработка по краеведению на тему

Чеботарева Людмила Александровна

 

Программа учебно-воспитательного курса «Знай свой край» предназначена для работы в 5-9, 10-11 классах и состоит из трех основных частей:

1)   Факультативный курс «Ростов-на-Дону – столица Донского края»

2)   Воспитательный  курс  классных часов «История родного края»

3)   Факультативный курс исследовательских проектов «История Дона».

 

 Программа направлена на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание, создает условия для развития творческих способностей школьников, помогает приобрести необходимые знания о родном городе, родном крае – Донской земле, ее истории и культуре.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5

     Рассмотрено и                        Согласовано на                        Утверждаю

рекомендовано                        заседании педсовета           Директор МБОУ СОШ № 5

к утверждению                         МБОУ СОШ № 5                  И.Ю.Трухинцова

на заседании                             протокол № 1                              Пр. № 91 ОД

учителей ШМО                        от 30.08. 2014г.                           от 30.08.2014г.

«Природа и общество»                                

протокол № 1

от 29.08.2014г.

Руководитель ШМО

______________

                                                                     

                                                                     Программа утверждена  

                                                                     педагогическим                      

                                                                     советом школы  31.10.2008г.,

                                                                     протокол № 2  

               Учебно-воспитательный курс

                                   «Знай свой край»

                                         Для учащихся 5-9 классов, 10-11 классов.

                                         Программа разработана в 2008 году.

                                         С 2008 года реализуется в МБОУСОШ №5 г.Зверево.

Автор: Чеботарева Людмила Александровна,

             учитель истории МБОУСОШ №5

             г.Зверево Ростовской области.

г. Зверево

2014

Учебно-воспитательный курс

                                   «Знай свой край»

Краткая  аннотация.

Программа учебно-воспитательного курса «Знай свой край» предназначена для работы в 5-9, 10-11 классах и состоит из трех основных частей:

1)   Факультативный курс «Ростов-на-Дону – столица Донского края»

2)   Воспитательный  курс  классных часов «История родного края»

3)   Факультативный курс исследовательских проектов «История Дона».

 Программа направлена на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание, создает условия для развития творческих способностей школьников, помогает приобрести необходимые знания о родном городе, родном крае – Донской земле, ее истории и культуре.

Содержание учебно-воспитательного курса:

  1. Пояснительная записка.
  2. Программа факультативного курса «Ростов-на-Дону – столица Донского края».
  3. Дидактические материалы:  приложение к программе факультативного курса «Ростов-на-Дону – столица Донского края».
  4. Программа воспитательного курса классных часов «История родного края».
  5. Примерные практические работы и презентации.
  6. Экскурсионные поездки.
  7. Программа факультативного курса исследовательских проектов «История Дона».
  8. Список литературы, используемый для реализации учебно-воспитательного курса «Знай свой край».
  9. Приложение: сценарий классного часа «Вместе – дружная семья: этнический состав населения современного Дона».

  1. Пояснительная записка.

   Донская земля!

  «Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон,

  Ты кормилец наш, Дон Иванович…»

 Так величали Дон донские казаки. Таким веками знали его русские люди. У этой большой земли яркая и богатая история. Она знала нашествия кочевников, не раз полыхала пламенем казачьих и крестьянских восстаний, в горячих степях рождались конные армии. Здесь родилась казачья вольница, особый казачий уклад, главной ценностью которого были лишь только удаль и отвага, честь и верность долгу, а не происхождение и национальность. Нации и народности, богатые и бедные -  здесь слились в единый сплав Всевеликого войска Донского.

      Этому посвящена наша программа. Когда ребята на уроках истории, в краеведческих музеях, во время туристических экскурсий, краеведческого поиска глубже смогут узнать историю и народы нашего края, то еще больше полюбят его. Это главная цель нашей программы. 

     Закон РФ «Об образовании» предусматривает два компонента  государственного образовательного стандарта: федеральный и национально-региональный.

   Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки  для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели.

    Существующие региональные программы, посвященные истории Донского края, имеют образовательные  цели и задачи как первоочередные. Наша программа отличается тем, что на первый план мы выдвигаем воспитание: воспитание молодого человека, духовно связанного со своей  малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своем регионе.

 

    В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их внимания и интереса с помощью  методов исследования, проектного метода, практической работы с краеведческим материалом.

  Основным способом исследования здесь выступает самостоятельный выбор темы по велению души. На наш взгляд, такой подход способствует раскрытию личности подростка, способствует формированию правильной самооценки, развивает интерес и любовь к родному краю. Предметом развития  становятся теоретические знания, а результатом – воспитание у подростка позитивного отношения к себе и окружающему сообществу, толерантности, освоение основных социальных ролей.

   В основе практико-исполнительской части программы лежит активное сотрудничество педагогов, детей, их родителей путем организации совместных мероприятий, поездок, экскурсий, встреч, бесед, рассказов и многое другое.

   Методической основой программы является исследовательский метод и метод проектов.

Цели и задачи программы:

  •  Пробудить интерес к истории и культуре родного города, края,

       формировать эстетическое и нравственное их восприятие.

  •  Сформировать необходимые знания об истории и культуре Дона.
  •  Воспитывать активную гражданскую позицию, патриотизм на

       примерах истории и культуры Дона, бережное отношение к

       культурному наследию, ответственность за судьбу своего города, края.

  •  Формировать умение самостоятельно работать с различными

       краеведческими источниками, справочной литературой,

       информационными источниками.

  •  Воспитывать толерантность как одну из главных жизненных позиций

       и духовную ценность.

Формы и методы проведения занятий:

  • Беседа.
  • Экскурсия.
  • Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.
  • Рефераты, доклады и сообщения о городе, области.
  • Беседы – встречи.
  • Конкурсы.
  • Литературно-исторические задания, кроссворды, викторина, олимпиада.
  • Урок вопросов и ответов.
  • Историко-литературные уроки.
  • Презентации.
  • Конференции.

Приемы активизации обучения и воспитания:

  •  Творческое домашнее задание – рисунок, рассказ, стихотворение,

    сочинение.

  •  Участие родителей в домашней подготовке, в классных часах и

    факультативных занятиях.

  •  Экскурсии.
  •  Встречи.
  •  Беседы.
  •  Викторина, олимпиада, кроссворды.
  •  Ведение краеведческих тетрадей.
  •  Составление поэтического образа Донского края.
  •  Работа с разнообразными информационными источниками:

    бумажными (печатными, рукописными, фотографическими),

    вещественными, компьютерными, видеоматериалами.

Основные требования к построению курса:

  •  Воссоздание наиболее ярких страниц истории и культуры

       Ростова-на-Дону и Ростовской области при помощи очерков

      (форма подачи знаний исходит из установки на живое впечатление).

  •  Широкое использование наглядного материала.
  •  Связь с уроками истории России, экологии, географии,

       проведение интегрированных занятий.

  •  Проведение после каждой пройденной темы итоговых занятий в

       различных творческих формах, в том числе с элементами игры.

  •  Постепенное погружение школьников в историческую и

       духовно-эмоциональную атмосферу родного края.

  •  Развитие эмоциональной сферы личности школьника на основе

       впечатлений об истории и культуре Донского края.

   Программа предназначена для учеников 5-9 классов и 10-11 классов средней общеобразовательной школы.

 5-9 классы -  программы факультативных занятий «Ростов-на-Дону – столица Донского края» и  воспитательный курс классных часов «История родного края».

10-11 класс – факультатив – работа над исследовательскими проектами «История Дона».

   В программу включены аудиторные занятия и экскурсионные поездки.

   В соответствии с вышеизложенным программа может быть представлена как краеведческая.

   Программа реализуется на факультативных занятиях и классных часах во внеурочное время и поэтому может быть включена в систему дополнительного образования в рамках общеобразовательной школы.

   Программа согласована с федеральной программой по истории России и региональной программой по истории Донского края.

II. Факультативный курс «Ростов-на-Дону – столица

     Донского края»

Факультативный курс рассчитан на учеников 6-7 классов, учитывает образовательные и учебные знания и навыки, психофизические особенности детей этого возраста.

В программу курса включены экскурсии:  «Памятники Ростова – скульптура и архитектура», «Ботанический сад – гордость ростовской науки», «Памятники Великой Отечественной войны», «Донские художники», «Краеведческий музей».

На экскурсии отводится 10 часов, на аудиторные занятия – 26 часов

(всего 36 часов).

                         Тематический план.

                          Тема

Аудиторные

занятия (час.)

Экскурсии

(час.)

  1. Ростов-на-Дону
  1. Город-боец, город-труженик.
  2. Сказка об Иван - озере.
  3. История основания Ростова.
  4. Защита южных рубежей России.
  5. Основной состав населения города.
  6. Дальнейший рост города.
  7. Памятные места города.
  8. Викторина.
  1. Ростовчане.
  1. Первые историки города.
  2. Подвиг казака.
  3.  «Любите Россию!»
  4.  «Родимый  край».
  5. «Мне снилось казачье знамя,

мне снилось, я стал молодым…»

  1. Сочинение.
  2. Священная война.
  3. Встречи с ростовчанами.
  1. Гости города.
  1. А.С. Пушкин на Дону.
  2. Набережная имени М. Горького.
  3. М.А. Шолохов.
  4. Аркадий Гайдар.
  5. Художники, скульпторы, композиторы.
  1. Любимый город.
  1. Олимпиада.
  2. Литературно-исторический урок.
  3. Ботанический сад – гордость ростовской науки.

        9

1

1

1

1

1

1

2

1

        9

1

1

1

1

1

1

1

2

        6

1

1

1

1

2

        2

1

1

        4

2

2

        2

2

        2

2

        2

2

                           

                           Программа курса.

Тема I.    Ростов-на-Дону.

Занятие 1.Ростов – город-боец, город-труженик.

Занятие 2, 3. Экскурсия. Географическое положение, природные условия,   население современного города, промышленные предприятия, учебные заведения, культурные центры, управление городом, памятные места.

Занятие 4. Сказка об Иван - озере. Геродот об истоках Дона. Петр I. Канал Дон – Иван – озеро. Книга «Большой чертеж». Судьба Василия Шабунина.

Занятие 5. История основания Ростова. Петр I. «Богатый колодезь». Пограничная таможня (15 декабря 1749 г.). Крепость Святого Дмитрия Ростовского (23 сентября 1761 г.). Учреждение статуса города (1806 г.).

Занятие 6. Защита южных рубежей России. Последний татарский поход в январе 1769 г. крымского хана Крым-Гирея. Взятие русскими Азова, Таганрога. А.В.Суворов в крепости Святого Дмитрия Ростовского(1782-1784г.г.).

Занятие 7. Основной состав населения города. 1779 г. – основание Нахичевани-на-Дону. Солдатская слобода. Поселения Доломановское, Темерницкое. Казачьи станицы.

Занятие 8. Дальнейший рост города. Деятельность инженера А.И. Ригельмана на Дону (1774- 1782 г.г.). 1835 г. – упразднение крепости Святого Дмитрия Ростовского. Ростов – центр важнейших житниц России и нового индустриального района. Город социальных контрастов: центр и окраины.

Занятия 9,10. Памятные места города. Основные памятники Ростова: горельефы, мемориалы, обелиски, скульптуры и скульптурные группы (обзор).

Занятия 11,12. Экскурсия «Памятники Ростова – скульптура и архитектура».

Занятие 13. Викторина «Хорошо ли ты знаешь город Ростов-на-Дону?».

Приемы активизации обучения:  творческое домашнее задание   (рисунок, рассказ, стихотворение, сочинение «Мои впечатления после экскурсии», кроссворд «Памятники Ростова», викторина).

Оборудование:  книга-альбом «Памятники Дона», фотографии, в том числе и семейные.

Тема II.   Ростовчане.

Занятие 1. Первые историки Дона. Ригельман А.И. – первый историк Дона, строитель и командир крепости Святого Дмитрия ростовского. Сухоруков В.Д. – этнограф и историк Дона.

Занятие 2. Подвиг казака. Крючков Кузьма Фирсович.

Занятие 3. «Любите Россию!». Краснов Петр Николаевич.

Занятие 4. «Родимый край!» Крюков Федор Дмитриевич.

 Занятие 5. «Мне снилось казачье знамя, мне снилось, я стал молодым…». Туроверов Николай Николаевич.

 Занятие 6. Сочинение «Любимый город, я хочу тебе сказать…» Литературно-философское размышление.

Занятие 7. Священная война. Рассказ о защитниках города в Великую Отечественную войну, о 5-ом Донском Гвардейском корпусе

Занятие 8. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны.

Занятие 9, 10. Экскурсия «Памятники Великой Отечественной войны».

Занятие 11. «Память наших отцов». Встреча и беседа с родителями учеников. Что помнят наши родители о старом Ростове, о ростовчанах, живших раньше нас?

Приемы активизации обучения: коллективный рассказ-эстафета «Донской Гвардейский», домашнее задание – рассказ «Реликвии  моей семьи»

Оборудование: книга Горшкова С.И., Овчаренко И.В. «Донской Гвардейский», семейные фотографии, книга «Хрестоматия по истории Донского казачества» (составитель М.П. Астапенко), книга «Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущ6м казачества».

Тема III.  Гости города.

Занятие 1. А.С. Пушкин на Дону. «Был и я среди донцов…»

Занятие 2. Набережная имени М. Горького. А.М. Горький в Ростове.

Занятие 3. М.А. Шолохов. Писатель и человек.

Занятие 4. Аркадий Гайдар. Встречи со школьниками Ростова.

Занятие 5. Художники Н.И.Дубовской и И.И.Крылов.

Занятие 6. Скульптор С.Г.Корольков. Композитор С.Н. Траилин.

Занятие 7,8. Экскурсия на выставку донских художников.

Приемы активизации обучения: творческое домашнее задание – письмо другу с описанием города, составление поэтического образа города.

Оборудование: книги Астапенко М.П. «Край Донской казачий» и «краткое пособие по истории Донского края», Моложавенко В.В. «Был и я среди донцов…», сборник «Люди земли донской».

Тема IV.   Любимый город.

Занятие 1,2. Олимпиада «Мой город – моя малая родина».

Занятие 3. Литературно-исторический урок. История города в стихах и прозе.

Занятие 4,5. Экскурсия «Ботанический сад – гордость ростовской науки». Рассказ работников Ботанического сада.

Приемы активизации обучения: олимпиада, урок вопросов и ответов, Творческое домашнее задание – подготовка мини-экскурсии по родному городу.

Оборудование: краеведческие тетради, задания-карточки.

III.   Дидактические материалы:  приложение к

   программе факультативного курса «Ростов-на-Дону       – столица Донского края».

Викторина «Хорошо ли ты знаешь свой город?»

  1. В каком году основан город Ростов-на-Дону? Почему именно эта          дата является датой основания?
  2. Объясните происхождение названия города.
  3.   Почему одна из улиц города носит имя А.В.Суворова?

4.  Назовите архитектурные памятники Ростова, сооруженные в память о  

     Темерницкой таможне и крепости Святого Дмитрия Ростовского.

5.  Назовите исторические памятники города.

  1. Назовите памятники, посвященные Великой Отечественной войне.
  2. Какая река протекает по городу?

8.  По какой реке проводил корабли Петр I?

  1. Название какой из улиц города хранит память о крепости

    Святого Дмитрия Ростовского?

10. Кому пришлась по вкусу вода из Богатого Колодезя?

  1. Какую роль в истории города сыграл А.И. Ригельман?

12.  Назовите памятники литераторам в нашем городе.

13.  Назовите известные вам парки города.

  1.   Какие театры в нашем городе вам известны?

Ответы на викторину.

  1. Ростов-на-Дону был основан в 1749 г. По указу императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 г. там, где Темерник впадает в Дон, была построена таможня для сбора пошлины с «привозимых из турецкой области и отвозимых за границу из России товаров «. Создание таможни и считается началом основания города Ростова-на-Дону.
  2.    В 1761 г. недалеко от Темерницкой таможни была заложена крепость, названная именем митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия. Это был сподвижник Петра I. После смерти он был канонизирован Русской православной церковью. Имя Димитрия Ростовского было дано возникшему у крепости посаду, а затем и городу.
  3.    В 1782-1784 г.г. в крепости Дмитрия Ростовского часто бывал великий русский полководец А.В.Суворов, командовавший тогда войсками Кубанского корпуса. Вернувшись из похода против ногаев, он вместе с семьей провел в крепости всю зиму 1783-1784г.г. Как полагают краеведы, дом коменданта, в котором жил Суворов А.В., находился в районе современного Покровского сквера. Потому одна из улиц, прилегающих к скверу, названа именем Суворова А.В..
  4.    В начале улицы Большой Садовой сооружен постамент в память основания Темерницкой таможни. В саду у здания медицинского института до сих пор сохранился небольшой холм – это остаток крепостного вала вокруг крепости. На углу переулка Крепостного и улицы Большой Садовой расположен мемориал в память основания крепости.
  5.    Памятник К.Марксу на площади, носящей его имя; памятник Ленину на площади Ленина и у входа в парк им. Горького; горельеф на склоне Камышевахской балки в честь стачки 1902 г.; памятник Святому Димитрию Ростовскому; памятник императрице Елизавете Петровне в Покровском сквере; стела в честь императора Александра II - освободителя  и др.
  6.    Стела-обелиск на Театральной площади в память о воинах, павших при освобождении Ростова в 1943 г.; огонь Вечной Славы у братской могилы в парке им. Фрунзе; памятник героям-гвардейцам на площади 5-го Донского корпуса; мемориал-комплекс «Змеевская балка» и др.
  7.    Темерник. Истоки Дона находятся недалеко от описанного Л.Н.Толстым  Иван-озера и Ясной Поляны.
  8.     Петр I проводил сорокапушечные корабли вверх по реке Темерник на несколько километров. Во времена Петра это была довольно полноводная река. Сейчас река сильно загрязнена. Работы по очистке реки позволили открыть пляж  в Северном жилом массиве.
  9.    Переулок Крепостной.
  10. Памятник Петру I. Говорят, что когда Петр шел на Азов, опускаясь вниз по Дону, он останавливался в устье Темерника, чтобы перед боем с турками подремонтировать свои корабли. Пока чинили корабли, он знакомился с окрестностями. В двух с половиной верстах от устья Темерника царь обратил внимание на родник чистой и холодной воды. Родник бил сильной струей и по балке стекал к Дону. Говорят также, что Петр, утолив жажду ключевой водой, сказал: «Богатый колодезь!». С тех пор якобы это место и назвали урочищем Богатый Колодезь. Это название прочно вошло в географический лексикон и в официальные правительственные документы.
  11. А.И.Ригельман – первый историк донского казачества, инженер, генерал-майор, был строителем крепости Святого Димитрия Ростовского, а в 1774-1782 г.г.- командиром этой крепости.
  12. Памятник А.С.Пушкину на Пушкинском бульваре; памятник М. Горькому на Набережной.
  13. Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького; Покровский сквер и др.
  14. Драматический театр им. М.Горького; Театр Юного Зрителя; Музыкальный театр; Театр Кукол, Филармония.

IV. Программа учебно-воспитательного курса           классных  часов  «История родного края».

Программа учебно-воспитательного курса классных часов «История родного края» предназначена для работы в 5-9 классах средней общеобразовательной школы, направлена на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание, создает условия для развития творческих способностей школьников, помогает им приобрести необходимые знания о родном крае, городе, способствует воспитанию гражданственности, толерантности, патриотизма.

Программа представляет собой перспективный план обучения и воспитания на 5 лет, соответственно содержит 5 частей в зависимости от класса. Каждая часть отражает самостоятельную тему, согласована с общей направленностью курса, учебными программами по истории России и истории Донского края, возрастными особенностями учащихся.

В программу каждой части включены как аудиторные занятия, так и экскурсионные поездки.    

              Тематический план курса.

1 часть: 5 класс  «Мой город – моя малая родина»                - 8 час.

2 часть: 6 класс  «Донская земля – мой родной край»           - 8 час.

3 часть: 7 класс  «История Дона и казачества. Донские

                             земли в IX-XV в.в.»                                        - 9 час.

4 часть: 8 класс  «Дон в XVI-XVII в.в.»                                   - 7 час.

5 часть: 9 класс  «Дон в XVIII-XX в.в.»                                   - 10 час.

Экскурсий – 6.

Аудиторных занятий – 36.

              Программа курса.

 

1 часть: 5 класс «Мой город – моя малая родина».

1 занятие. Общие сведения об истории города Зверево.

                  Возникновение и      заселение. Основной состав населения,

                  занятия жителей.

2 занятие. Экскурсия по городу.

                  Экскурсия в краеведческий музей-библиотеку им.

                  Н.А.Некрасова.

3 занятие.   Инфраструктура города: объекты культуры, образования,

                    управления. Памятные места.

4-5 занятие. Встречи с известными людьми города:

                     представителями администрации, почетными гражданами,

                     ветеранами труда, творческими людьми.

6 занятие.   Мы – жители города Зверево: история моей семьи.

7 занятие.   Сочинение «Любимый город, я хочу тебе сказать…».

                    Литературное размышление.

8 занятие.   Викторина «Мой город – моя малая родина».

2 часть. 6 класс «Донская земля – мой родной край».

1 занятие.  Народы Дона и Приазовья в древности:

                   греки, сарматы, скифы. Легенда об амазонках.

2 занятие.  Славяне и Великая степь.

3 занятие.  Экскурсия в краеведческий музей г. Ростова-на-Дону.

4 занятие.  Этнографический обзор:

                    история заселения донских земель – греки, татары,

                    русские,  армяне, калмыки.

5 занятие.   Развитие конфессий на Дону.

6 занятие.   Экскурсия по памятным местам г. Ростова-на-Дону.

7 занятие.   Какой я национальности? История моей семьи –

                    из каких наций она состоит? Сочинение – размышление.

8 занятие.  Вместе – дружная семья:

                   этнический состав современного населения Дона.

3 часть. 7 класс: «Донская земля в IX-XV в.в.».

1 занятие.   Русь и Великая степь.

2 занятие.   Русь и Хазарский каганат.

                    Крепость Саркел-Белая Вежа на  Дону.

3 занятие.   Борьба Руси с печенегами и половцами.

                    Ее отражение в патриотической поэме

                    «Слово о полку     Игореве».

4 занятие.  Монголо-татарское нашествие. Битва на реке Калка.

                   Донские земли в составе Золотой Орды. Бродники на Дону.

5 занятие.  Куликовская битва. Ее отражение в поэме «Задонщина».

6 занятие.  Появление первых станов и казачьих городков.

                   Становление принципов и традиций  казачьего

                   самоуправления.

7 занятие.  Проблема происхождения казачества и

                   самобытности его  этносоциальных основ.

8 занятие.  Экскурсия в Старочеркасск.

9 занятие.  Конкурс рисунков «Мои впечатления от экскурсии

                    в Старочеркасск».

4 часть. 8 класс «Дон в XVI-XVII в.в.».

1 занятие.  Экскурсия в г. Новочеркасск.

2 занятие.  Формирование донского казачества как военного сословия

                    на Дону в XVI в. Иван Грозный и донские казаки.

                    Участие донских казаков во взятии Астрахани.

3 занятие.  Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем.

4 занятие.  Азовское осадное сидение.

5 занятие.  Экскурсия в г. Азов.

6 занятие.   Вклад казачества в освоение Сибири и Дальнего Востока.

                    С.Дежнев, Т.Поярков, Е.Хабаров.

7 занятие.   Викторина, кроссворд «Великие землепроходцы».

5 часть. 9 класс «Дон в XVIII-XX в.в.».

1 занятие.  Войско Донское в XVIII в.

                   Казачья одежда, оружие,  заповеди.

2 занятие.  Великие атаманы. С.Разин.  Е.Пугачев.

3 занятие.  Казаки Дона в Отечественной войне 1812 г.

                   Атаман М.И.Платов.

4 занятие.  Дон в XIX в. Крымская война. Развитие промышленности,

                   строительство железных дорог, добыча угля.

                   Основание  поселения Зверево.

5 занятие.  Дон в Великой Отечественной войне.

                   5 Донской казачий   корпус.

6 занятие.  Культурные традиции донского казачества.

7 занятие.  Исторические символы Области Войска Донского.

8 занятие.  Возрождение казачества. Встреча с казаками.

9 занятие.  Конкурс сочинений «Опишу я вам настоящего казака»,

                   «Чему бы я поучился у казаков?»,

                   «Донская казачка – уже история?».

10 занятие. Олимпиада  «Мой край родной – земля донская».

Формы и методы проведения классных часов:

  • беседа;
  • экскурсия;
  • коллективный рассказ-эстафета по заданной теме;
  • презентации, сообщения, выступления о городе, области;
  • беседы, встречи;
  • конкурсы;
  • литературно-исторические задания;
  • кроссворды, викторины, олимпиада.

V.    Примерные практические работы и презентации.

  1. Презентация «Дон в древности».
  2. Составление родословной (совместная работа с родителями и др. родственниками).
  3. Исследовательская работа с различными источниками информации «Города области: история названия».
  4. Символика городов. Мини-викторина.
  5. «Слово о полку Игореве». Литературная гостиная.
  6. Презентация «Теории происхождения казачества: откуда мы, казаки?».
  7. Народы Дона. Мини-викторина.
  8. Презентация «Тайна донского патриотизма».
  9. Составляем кроссворд «Дон в древности и средневековье».
  10. Сочинение-рассказ «Ермак Тимофеевич».
  11. Театрализованное занятие «Донские казаки: традиции, быт».
  12. Презентации «Традиции донских казаков», «Бытовая характеристика и нравы донских казаков».
  13. Сочинения-рассказы «Степан Разин», «Емельян Пугачев».
  14. Мини-викторина «Казачий диалект».
  15. Большая встреча «Какой я нации? На каком говорю языке?» с приглашением родителей, педагогов, жителей города.
  16. «Воинская слава донских казаков». Встреча с представителями Общественной организации «Зверевский казачий круг».
  17. Работа в творческих группах «Путешествие по Донской земле. Города области».
  18. Работа в творческих группах «Культура Дона: музыка, живопись, театр, архитектура».
  19. Презентации «Железнодорожное строительство на Дону», «Становление угольной промышленности на Дону». Работа в творческих группах.
  20. Фестиваль «Здравствуй батюшка, Дон Иванович!».
  21. Олимпиада «Мой край родной – земля донская».

VI.   Экскурсионные поездки.

           

  1. В г. Ростов-на-Дону:

1.1  в краеведческий музей;

1.2  по местам боевой славы;

1.3  «Памятники Ростова: скульптура и архитектура»;

1.4  в Ботанический сад;

1.5  «Памятники Великой Отечественной войны»;

1.6  в художественный музей.

2.    В Старочеркасск.

3.    В Новочеркасск.

4.    В Азов.

5.    В Таганрог.

6.    Познавательная экскурсия по своему городу.

VII.   Программа факультативного курса  

          исследовательских проектов «История Дона».

Программа направлена на формирование ключевых компетенций:

-познавательных: навыки самостоятельной работы с информацией;

-исследовательских: сбор информации, построение гипотез, выявление проблем, обобщение;

- коммуникативных: передача информации;

- социальных: умение сотрудничать в группе;

- информационных: владение способами получения информации из разных источников.

Участники учебного проекта не только изучают историю и культуру родного края, но и знакомятся с глобальными сетевыми концепциями, такими как интерактивные базы данных, цифровые карты, открытые энциклопедии.

Участие в проектной деятельности оказывает содействие педагогическому сообществу, родителям, обществу в нравственном, патриотическом, эстетическом воспитании школьников: воспитании человека и гражданина.

  Курс рассчитан на 32 часа в год, 1 час в неделю.

Методические задачи курса:

Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем, приобретению знаний из разных источников, которые можно будет использовать в будущей профессиональной деятельности, к получению реального результата, имеющего социальный и личностный смысл, к творческой деятельности, конструированию новых объектов.

           Тематический план проектной деятельности:

  1. Проект  «Тайны Дона»  

          (реализован в 2006-2007 учебном году).

   Темы самостоятельных исследований учащихся:

   1. Амазонки на Дону.

   2. Калиновая балка.

   3. Неизвестные солдаты.

   4. Народы Дона.

Время выполнения проекта: учебный год.

Возраст участников:  ученики 10-11 класса.

 

Предметная область: история.

Учебные темы: Древнейшая история Дона;

                           Дон и Киевская Русь;

                           История заселения донских земель;

                           Великая Отечественная война.

  1. Проект  «Ростовской области – 70 лет» 

          (реализован в 2007-2008 учебном году).

      Темы самостоятельных исследований учащихся:

  1. Наши далёкие предки – земляки.
  2. Бытовая характеристика и нравы донских казаков.
  3. Казачьи традиции.
  4. Кто же такие казаки?
  5. Начало развития угольной промышленности на Дону.
  6. Железнодорожное строительство на Дону.
  7. Зверево – наш родной город.

Время выполнения проекта: учебный год.

Возраст участников: ученики 10-11 класса.

Предметная область: история.

Учебные темы: Древняя и средневековая история Дона.

                           Формирование казачества.

                           Этнические и культурные особенности жителей Дона.

                           Развитие капиталистического уклада экономики.

                           Индустриальное развитие Донского края.

                           История родного города Зверево.

Исследовательская работа по проекту предусматривает обязательное экскурсионное посещение объектов исследования.

         Планирование проектной деятельности.

темы

Тема занятия

Количество часов

1

Что такое проект? Как работать над проектом?

        1

2

Выбор темы исследования. Постановка проблемы.

         1

3

Изучение материала по проблеме.

         4

4

Выдвижение гипотез. Обсуждение выдвинутых гипотез. Выбор одной-двух гипотез для исследования.

          1

5

Дополнительное изучение материала.

          2

6

Постановка целей исследования.

          1

7

Планирование хода исследования. Выбор методов исследования.

   

          1      

8

Оформление результатов.

          2

9

Систематизация материала.

          2

10

Составление текста.

          2

11

Проверка и корректирование текста.

          1

12

Оформление слайдов презентации.

          8

13

Корректирование и правка слайдов.

          4

14

Предварительная демонстрация работ.

           1

15

Презентация: демонстрация и защита работ.

           1

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Критерии оценки.

  • Степень самостоятельности, активности.
  • Инициатива, коммуникативность.
  • Точность, своевременность выполнения.
  • Композиция, полнота, убедительность.
  • Культура речи, аргументы, умение работать в группе.
  • Умение работать с разными источниками информации.
  • Степень достижения целей исследования.    

               

 

Прогнозируемый результат.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Особое внимание в учебном проекте обращается на организацию взаимодействия школьников при проведении исследований, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы.

Примечание.

Исследовательские проекты «Тайны Дона» и «Ростовской области – 70 лет», как результат трёх лет работы учителя Смирновой Л.А., были обобщены и стали основой для составления электронного приложения к учебному региональному курсу «История Донского края».

   

VIII. Список литературы, используемый для реализации учебно-воспитательного курса «Знай свой край».

Андрианов В.И., Терещенко А.Г. Памятники Дона. Ростов-на-Дону, 1981.

Астапенко М.П. Край Донской казачий. Ростов-на-Дону, 1994.

Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. Ростов-на-Дону, 1995.

Астапенко М.П. Остается вечно монументом. Ростов: Книжное издательство, 1983.

Астапенко М.П. Хрестоматия по истории донского казачества. Ростов-на-Дону, 1994.

Астапенко М.П. История Дона и донского казачества. Издательство БАРО-ПРЕСС, 2005г.

Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI в.: Учебник для 5-6 класса. Ростов-на-Дону, 2006.

Волошинова Л. Легенды Танаиса и Меотиды. Ростов-на-Дону, 1997.

Гегузин И.М. Страницы ростовской летописи. Ростов-на-Дону, 1983.

Горшков С.И. Овчаренко И.В.. Донской гвардейский. Ростов-на-Дону, 1985.

Гурвич С.С. Они были на Дону. Ростов: Книжное издательство, 1981.

Данцев А.А. Великие сыны Дона. Ростов-на-Дону, 1985г.

Демешина Е.И., Хмелевский К.Л. История Донского края. Ростов: Книжное издательство, 1983.

Донские страницы. Сборник. Ростов: Книжное издательство, 1983.

История казачества Дона. Учебное пособие для 5-6 классов средней школы. Ростов-на-Дону, 1993.

Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Документальное издание. Ростов-на-Дону, 1992.

Кукушин В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. Ростов-на-Дону, 1996г.

Левченко В.С., Чеботарев Б.В. История Донского края. Учебное пособие для 7-8 классов. Ростов-на-Дону, 1975.

Люди земли Донской. Очерки. Ростов-на-Дону, 1983.

Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории: Пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 1992.

Моложавенко В.С. «Был и я среди донцов…». Записки краеведа. Ростов-на-Дону, 1984.

Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Ростов-на-Дону, 1984.

Ригельман А.И. История о донских казаках. Ростов-на-Дону, 1992.

Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г.. Казачий Дон: очерки истории. Документальное издание. Ростов-на-Дону, 1992.

Сухоруков В.Д. Рыцарская жизнь казаков. Новочеркасск, 1892г.

Терещенко А.Г. Их именами названы улицы Ростова. Ростов: Книжное издательство, 1969.

   Тишаков В.Н. Подарочный набор открыток «Любо Дону»: ООО

    «Донской издательский дом», 2002г.

  Чеснок В.Ф. Вначале была легенда. Ростов-на-Дону,1987г.

                     Литература для учителя.

Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов. М. Центр «Педагогический поиск», 2005.

Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. М. Центр педагогического образования, 2007.

Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. М. Педагогическое общество России, 2006.

Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. М. Педагогическое общество России, 2008.

Поташник М.М. Требования к современному уроку. М. Центр педагогического образования, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Викторина "Знаешь ли ты свой город, свой край"

Классный час о родном крае в 6 классе....

Викторина о Краснодарском крае "Знай и люби свой край!"

Викторина проведена в рамках Единого Всекубанского урока "Земля отцов - моя земля!"...

Знать и любить свой край, свою Родину

Национальной трагедией стал распад Советского Союза в 90-е годы, когда мы потеряли не только огромную страну, но и надежду на завтрашний день,  прежние идеалы. На молодое поколение обрушилась мас...

ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ СВОЙ КРАЙ, СВОЮ РОДИНУ: ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Одним из направлений гуманизации современного образования является литературное краеведение – важный источник патриотического и нравственного воспитания школьников.Краеведческая работа – блестящая воз...

Своя игра "Знаешь ли ты свой край?"

Внеклассная работа для учащихся 5-8 классов...

Концепция воспитательной работы "Любить свой край - значит любить свою Родину"

Воспитательная концепция "Любить свой край - значит любить свою Родину"...