Знать и любить свой край, свою Родину
статья по краеведению на тему
Национальной трагедией стал распад Советского Союза в 90-е годы, когда мы потеряли не только огромную страну, но и надежду на завтрашний день, прежние идеалы. На молодое поколение обрушилась массовая культура, не имеющая под собой ни исторических, ни национальных корней, что привело к бездуховности, агрессии, эгоизму, падению нравов, крушению семейных ценностей. Не случайно теперь это поколение называется "потерянным": нарушилась связь времён.
Прошли годы, и в современных педагогических теориях всё большее значение стали приобретать идеи гуманизации образования и воспитания, что получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.
Одним из направлений гуманизации образования является литературное краеведение - важный источник патриотического и нравственного воспитания школьников.
Краеведческая работа - блестящая возможность реализовать идею межпредметных связей, соединить учебную деятельность с внеклассной и кружковой работой. Это благоприятная почва для становления и формирования личности ребёнка, для расширения и углубления знаний об истории и культуре своего края.
Работа по теме "Литературное краеведение" ведётся в трёх направлениях: учебной, внеклассной, кружковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znat_i_lyubit_svoy_kray_svoyu_rodinu.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Знать и любить свой край, свою Родину
Шеховцова С.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №53" г. Курска, город Курск, Россия
Национальной трагедией стал распад Советского Союза в 90-е годы, когда мы потеряли не только огромную страну, но и надежду на завтрашний день, прежние идеалы. На молодое поколение обрушилась массовая культура, не имеющая под собой ни исторических, ни национальных корней, что привело к бездуховности, агрессии, эгоизму, падению нравов, крушению семейных ценностей. Не случайно теперь это поколение называется "потерянным": нарушилась связь времён.
Прошли годы, и в современных педагогических теориях всё большее значение стали приобретать идеи гуманизации образования и воспитания, что получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.
Одним из направлений гуманизации образования является литературное краеведение - важный источник патриотического и нравственного воспитания школьников.
Краеведческая работа - блестящая возможность реализовать идею межпредметных связей, соединить учебную деятельность с внеклассной и кружковой работой. Это благоприятная почва для становления и формирования личности ребёнка, для расширения и углубления знаний об истории и культуре своего края.
Работа по теме "Литературное краеведение" ведётся в трёх направлениях: учебной, внеклассной, кружковой
Учебная деятельность
Работая по учебникам литературы под редакцией В.Я.Коровиной, имею возможность познакомить обучающихся с лучшими авторами, среди которых и имена наших земляков А.А.Фета, Е.И.Носова, К.Д.Воробьёва, Н.Н.Асеева, В.В.Овечкина.
За счёт уроков внеклассного чтения расширяется круг произведений курских авторов, изучаемых на уроках литературы. Учитывая возрастные особенности школьников, выделяю следующие тематические группы:
Класс | Программное изучение | Внеклассное чтение | |
5-8 кл. Литература ХIХ- ХХ в. Человек и природа, человек среди людей. | |||
5 | А.А.Фет. Лирика | К.Д.Воробьёв. "У кого поселяются аисты" | |
6 | А.А.Фет. Лирика | Е.И.Носов. "Покормите птиц! " | |
7 | Е.И.Носов. "Кукла", "Живое пламя" | ||
8 | К.Д.Воробьёв. "Синель". | ||
Древнерусская литература. Защита русской земли | |||
9 | "Слово о полку Игореве" | ||
11 кл. Литература ХХ века. Тема подвига в годы Великой Отечественной войны | |||
11 | Н.Н.Асеев. Лирика (обзор). Литература 20-х годов К.Д.Воробьёв. "Убиты под Москвой", "Это мы, Господи! " Е.И.Носов. " Усвятские шлемоносцы", "Красное вино победы", "Шопен, соната номер два" В.В.Овечкин. "Районные будни" (обзор). Литература 50-60-х годов. |
На уроках литературы рассказываю и о писателях, поэтах, побывавших в Курске.
Так, Н.В.Гоголь в начале 30-х годов ХIХ века неделю прожил в Курске, назвав его "скучным и немым". Вполне возможно, что эти впечатления сыграли свою роль в процессе создания комедии "Ревизор".
Ф.И.Тютчев не один раз посещал Курск. На него сильное впечатление произвело живописное расположение города. Он жалел, что эта красота не оценена в России.
Бывал в наших краях и Н.С.Лесков. Город ему тоже нравился, напоминая Киев в миниатюре. В повести "Очарованный странник" даётся поэтическое описание природы нашего края.
Н.А.Некрасов в Курске не был, но интересовался им. Это нашло отражение в его стихотворении "Соловьи", в котором проводится параллель: курские соловьи - хорошая жизнь.
И.С.Тургенев затронул курскую тему в таких рассказах из сборника "Записки охотника", как "Контора", "О соловьях", "Наш сосед Родилов".
Сатирическая комедия "Плоды просвещения" была создана Л.Н.Толстым на курских материалах, а в романах "Война и мир" и "Анна Каренина" упоминания о Курске мимолётны, они лишь уточняют место действия.
А.П.Чехов интересовался соловьиным краем, бывал у нас проездом и оставил литературные отклики в рассказах "Самый большой город", "В Париж".
Внеклассная работа
Интерес к литературе Курского края нашел воплощение и во внеурочной работе.
Часто со школьниками бываем на экскурсиях в краеведческом и литературном музеях, где знакомимся с историей края, национальными традициями, знаменитыми земляками. В 9 классе один из уроков по "Слову о полку Игореве" проводим в краеведческом музее, чтобы больше узнать о курских мотивах в этом памятнике древнерусской литературы.
Поездки на малую родину писателей - возможность больше узнать о знаменитых земляках (литературно-мемориальный музей А.П.Гайдара во Льгове, музей-усадьба А.А.Фета в селе Воробьевка).
Приглашение современных авторов в школу - это тоже традиция. Каждая встреча требует определённой подготовки. Живое общение помогаем ребятам внимательнее относиться к традициям, природе, окружающим людям, слову.
Любовь к Родине невозможна без любви к малой родине, поэтому обучающиеся нашей школы участвуют в исследовательской работе, в конкурсах чтецов "Звезды над Сеймом", конкурсах сочинений и стихотворений, посвящённых Курской битве, родному городу ("Город Курск в 2020 году", "Я люблю тебя, Курск! ").
В рамках предметной недели гуманитарного цикла проводятся литературные гостиные "А.А.Фет и земля наша Курская", "Спешите делать добрые дела! " (о Е.И.Носове), праздник "Гайдар шагает впереди".
Кружковая работа
На занятиях используется учебное пособие "Связь времён. Поэтическое слово земли Курской", в которое включены произведения от устного народного творчества до современных авторов.
Ведется планомерная работа по топонимике и топографии. Одно из занятий посвящается великой святыне земли Курской - иконе "Знамение" Курская - Коренная.
Использование различных видов деятельности развивает интерес ребят к истории родного края, его культуре и литературе.
Краеведческий материал на уроках, внеклассной и кружковой работе помогает учащимся задуматься над многими вопросами жизни, осознать свой гражданский долг и полюбить родной край, "укрепить связь времен". Ведь только то общество имеет будущее, которое не забыло своего прошлого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)
Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...
рабочая программа по элективному курсу Люби и знай свой край"
Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины", своего края, мест...
Элективный курс по географии "Люби и знай свой край"
Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических и социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины, своего края, мест...
Презентация к интеллектуальной игре "Люби и знай свой край"
Игра «Люби и знай свой край» разработана для учащихся среднего звена, и направлена на углубление знаний обучающихся, формирование интереса к изучению родного края, через исполь...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ"
Данное мерпиятие разработано для учащихся среднего звена...
Образовательная программа дополнительног8о образования детей "Люби и знай свой край"
Программа переработана в 2012 году с учетом внедрения ФГОС в образовательный процесс и предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Балашова, о богатстве расти...
ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ СВОЙ КРАЙ, СВОЮ РОДИНУ: ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Одним из направлений гуманизации современного образования является литературное краеведение – важный источник патриотического и нравственного воспитания школьников.Краеведческая работа – блестящая воз...