Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Практическая работа по теме "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"
методическая разработка по географии (9 класс)

Порватова Любовь Ивановна

Урок разработан согласно Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» для обучающихся 5-9 классов. Курс «География России. Население и хозяйство» реализует изучение географии своей страны. Он занимает одно из главных мест в структуре географического образования и позволяет познакомить учащихся с особенностями населения и хозяйства как страны, так и своей местности, имеет огромное значение в воспитании патриотизма, гражданственности, ответственности, способствует развитию географической культуры детей. Урок комбинированный, разработан в соответствии с требованиями рабочей программы, реализует усвоение новых знаний, закрепляет пройденный материал, обобщает знания и умения всей темы «Межотраслевые комплексы», использует материалы краеведческого характера и соответствует возрастным особенностям учащихся. Данный урок по порядку 31­­-ый, изучается по теме №7 «Инфраструктурный комплекс» в разделе 1 «Хозяйство России». В содержании урока дана практическая работа "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме   Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Практическая работа по теме "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"

Урок разработан согласно Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» для обучающихся 5-9 классов. Курс «География России. Население и хозяйство» реализует изучение географии своей страны. Он занимает одно из главных мест в структуре географического образования и позволяет познакомить учащихся с особенностями населения и хозяйства как страны, так и своей местности, имеет огромное значение в воспитании патриотизма, гражданственности, ответственности, способствует развитию географической культуры детей. Урок комбинированный, разработан в соответствии с требованиями рабочей программы, реализует усвоение новых знаний, закрепляет пройденный материал, обобщает знания и умения всей темы «Межотраслевые комплексы», использует материалы краеведческого характера и соответствует возрастным особенностям учащихся. Данный урок по порядку 31-ый, изучается по теме №7 «Инфраструктурный комплекс» в разделе 1 «Хозяйство России». В содержании урока дана практическая работа "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края".

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике сегодня требуют от человека быстрой адаптации к новым условиям, принимать своевременно решения на все новые и новые сложные решения, проявлять гибкость и творчество, строить быстрые коммуникации в различных ситуациях. Задача школы на этом этапе – подготовить выпускника, который должен обладать необходимым набором современных знаний, умений качеств, которые позволят ему уверенно чувствовать в дальнейшей самостоятельной жизни. И именно с такой целью сегодня используются активные методы, формы, приемы обучения, которые предполагают использование системы, направленной на самостоятельное овладение учащимися знаний и умений в процессе мыслительной и практической деятельности. 7 Сегодня целями образования, кроме приобретения определенных знаний и умений, которые ставят перед школой и государство, и общество, и семья, являются развитие и раскрытие индивидуальных способностей ребенка для реализации его природных способностей. Сегодня очень важно выяснить, какая деятельность на уроке при изучении географии, по мнению самих учащихся, приносит наибольшую пользу, удовлетворение и практическую значимость. И для учителя, и для учащихся урок будет интересен, если он современный, а это значит, урок должен быть совершенно новый, но при этом имеет связь с прошлым. Такой урок называют не только современным, но и актуальным, действенным, имеющим отношение к интересам сегодняшнего обучаемого. А чтобы такой урок состоялся, надо, чтобы учитель, моделируя свой урок, придерживался определённых правил, при этом использовал современные (а иногда уместно и традиционные) технологии, методы, формы, приемы обучения. И непременно, урок должен быть направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий. Современный урок в условиях введения ФГОС второго поколения должен строится по правилам: 1-мобилизация, которая предполагает включение учащихся в активную деятельность; 2-целеполагание, когда учащиеся самостоятельно формируют цели данного урока; 3-осознание недостаточности имеющихся знаний по теме или разделу изучаемого материала, когда учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации; 4-коммуникация, то есть поиск новых знаний в паре, группе, фронтально; 5-взаимопроверка, взаимоконтроль; 6-рефлексия, которая помогает выявить, что нового ученик узнал на уроке и чему научился. 14 При использовании и адаптации различных педагогических методик, технологий, отдельных методических приёмов ученики заинтересованы в работе друг с другом, и тогда образовательный процесс организуется с учетом потребностей учеников. Общение ученика и учителя на уроке выходит совершенно на новый качественный уровень, и даже родители более глубже заинтересовываются образовательным процессом. На уроке учащиеся должны демонстрировать не только предметные результаты, но и личностные, и метапредметные достижения. На данном уроке использованы (адаптированы) следующие известные методики, технологии, отдельные методические приёмы:
1. Технология «Перевернутое обучение», предполагает разбор теоретической части урока и вопросов, которые возникают у учащихся в процессе выполнения домашнего задания. Кроме этого учащиеся под руководством учителя на уроке решают практические задания и выполняют исследовательские работы. Дома после урока дети выполняют тесты на понимание и закрепление материала. Авторы технологии американские учителя химии Джонатан Бергман и Аарон Сэмс.
2. Использование информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) целесообразно на различных этапах урока: сообщение новой темы, организация самостоятельной и исследовательской работы, проведение контроля и самоконтроля, обобщение и выводы и др. Применение данной технологии делает урок более наглядным, сокращает время для проверки знаний, умений, отдельных видов работ. Одним из авторов данной технологии считают английского математика Алана Тьюринга. А также американского математика Клода Элвуда Шеннона и др.
3.  Метод составления интеллект-карты. Данный метод помогает закреплять знания по определенной теме, блоку тем, разделу в структурировании изучаемого материала и установлении связи между его частями. Это метод визуализации, который часто используется для анализа и запоминания материала. Для составления интеллект-карты используются различные графические символы: рисунки, стрелки, линии, разный шрифт. Эти символы показывают собственные идеи учащихся. На интеллект-картах (лист располагается горизонтально) в центре записывается главная тема (идея), от нее разными цветами выводятся линии (ветви), обозначающие определенные моменты изучаемой темы. На этих крупных линиях подписываются более мелкие ветви, которые детализируют тему, чтобы было полное понимание основной темы. Автором методики является британский психолог Тони Бьюзен.
4.  Методические приёмы по Анатолию Гину, которые целесообразно использовать для различных этапов урока
1: а) прием «Корзина идей», когда учащиеся в начале изучения новой темы при имеющихся уже знаниях и опыта записывают, зачитывают и закидывают в корзину информацию по изучаемой теме; б) три уровня домашнего задания – домашнее задание с массивом: обязательный (выполняется всеми учащимися), тренировочный (выполняют учащиеся, которые хотят хорошо знать предмет) и творческое задание (выполняется добровольно, по желанию и обязательно поощряется учителем дополнительной оценкой).

Качество подготовки учащихся по предмету во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью. Для этого надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Любой урок начинается с осознания и правильного, чёткого определения его конечной цели – что учитель хочет получить после урока, затем определяются средства – что поможет учителю в достижении поставленной цели, и, конечно, определение способа действия – как действовать, чтобы цель урока была достигнута.

Технологическая карта урока

Тема урока

Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Практическая работа по теме "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"

Цели урока

- создание условий освоения и закрепления новой учебной информации об особенностях рекреационного хозяйства страны и сферы обслуживания своего края;

- актуализация и обобщение знаний об инфраструктурном комплексе и его значении для населения.

Задачи урока:

Предметные

- сформировать у учащихся систему знаний о рекреационном хозяйстве страны и своей местности;

- научить учащихся работать с разными источниками получения географической информации;

- систематизировать знания учащихся о роли ИСК и сферы обслуживания своего края для жизни человека;

- научить учащихся оценивать туристско-рекреационный потенциал своего края.

Метапредметные

- формировать умения самостоятельно определять тему, цели и задачи урока;

- создать условия для активной познавательной деятельности через различные педагогические технологии, методы и приемы обучения;

- продолжить обучение по использованию ИКТ для определения и объяснения новыз понятий по теме урока;

- развивать умения давать аналитическую оценку туристско-рекреационного потенциала своего края.

Личностные

- помогать учащимся логично и убедительно отстаивать свою точку зрения, опираясь на достоверные факты и информационные источники;

- повышать мотивацию к изучаемой теме урока и материалам краеведения;

-формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью воспитывать культуру поведения при использовании рекреационных ресурсов страны и своего края.

Формирование УУД:

Личностные УУД

- развитие познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме;

- содействие положительного отношения к урокам географии, осознание её значения как науки для жизни человека.

Регулятивные УУД

Предметные: - понимать новые понятия по теме, особенности сферы услуг и туристско-рекреационных ресурсов своего края;
- уметь использовать для получения необходимой информации различные источники.
Метапредметные:
- уметь организовывать свою деятельность, определять цели и задачи на уроке;
- оценивать достигнутые результаты;
- планировать свою работу под руководством учителя, высказывать своё мнение;
- уметь контролировать своё время, управлять им и правильно оценивать выполнение действий.
Личностные:
- формирование знаний правильного отношения к рекреационным ресурсам страны и своего края,
- формирование эмоционально-ценностного отношения к рекреационному хозяйству и сфере  услуг страны и своего края.

Коммуникативные УУД

- сотрудничество с учителем и учащимися в поиске информации, слушать, понимать и уважать других, аргументированно формулировать свое мнение;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные УУД

- умение работать с текстом учебника, поиск нужной информации по теме урока, использовать рисунки и дополнительные материалы;
- умение давать характеристику рекреационному хозяйству страны в целом и туристско-рекреационному потенциалу своего края в частности.

Тип урока

Урок получения новых знаний

Ценностный компонент урока

Аргументировать значение рекреационного хозяйстве страны, умение экологически правильно относиться к рекреационным ресурсам страны и своего края.

Технологии, методы, приемы обучения

Технология «Перевернутое обучение», информационно-коммуникационная технология (ИКТ), метод составления интеллект-карты, приемы: «Корзина идей» и три уровня домашнего задания.

Ресурсы

  1. Учебник: география России Хозяйство и экономические районы: 9 класс: учебное пособие / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2019.
  2. Атласы по географии России, 8-9 класс, настенная физическая карта России, политико-административная карта России.
  3. Технологическая карта урока.
  4. Проектор, интерактивная доска, ноутбуки.
  5. Презентация к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"

Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Презентация к уроку географии 9 класс по теме "Западная Сибирь" УМК "Сферы"

Презентация к 1 уроку по теме "Западная Сибирь" 9 класс....

Методическая разработка урока для коррекционной школы по теме :"Фермерское хозяйство"5 класс.

АннотацияДанный урок проводится в 5-м классе коррекционной школы VIII вида, по теме: «Фермерское хозяйство»Цели работы: Сформировать представление о фермерском хозяйстве, познакомить обучающихся с про...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".

Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...