ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТУРНЫХ КАРТ ЦАРСКОГО СЕЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ ГОРОДА
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме
Изучение такого предмета как краеведение - это долгий и кропотливый труд. Для того чтобы дать ученикам знания, научить их любить и уважать свой край, нужно приложить немало усилий и труда.
Сегодня краеведческое образование стало приоритетом в развитии образовательной системы в районе. Конечно, эффективным являются, прежде всего, экскурсии, игры, слайд-уроки. Я выбрала для себя метод работы с контурным картами.
Существует несколько принципов работы с контурной картой. Один из них - хронологический (автор Аксельрод В.И.). Но данный принцип, на мой взгляд, рассчитан на детей старших классов. В 5-7-х классах я использую другие методы.
В контурных картах ребята строят и сооружают "свой город". Это учит ребенка не только ориентироваться, но знать, любить и уважать свой город. Каждый ребенок включает в работу частичку своей души и это очень важно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_ispolzovanie_konturnykh_kart_tsarskogo_sela_na_urokakh_istorii_goroda.doc | 309.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТУРНЫХ КАРТ ЦАРСКОГО СЕЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ ГОРОДА
Изучение такого предмета как краеведение - это долгий и кропотливый труд. Для того чтобы дать ученикам знания, научить их любить и уважать свой край, нужно приложить немало усилий и труда.
Сегодня краеведческое образование стало приоритетом в развитии образовательной системы в районе. Конечно, эффективным являются, прежде всего, экскурсии, игры, слайд-уроки. Я выбрала для себя метод работы с контурным картами. Но, прежде всего о своей программе.
Начинать новую работу всегда трудно. Во всех учебных программах и интегрированных курсах одной из главных задач, наряду с накоплением знаний о городе, формированием практических умений, является и воспитание культуры поведения юного Царского села и петербуржца - наследника Великого города..
Прочитав довольно много программ, я так и не смогла найти то, что бы я хотела дать детям. И это естественно, ведь каждый понимает и работает по-своему.
Мы занимались историей края от ледникового периода. Можно выделить несколько тем:
- Ижорская земля от ледникового периода до ХШ зека;
- Ижорская земля от ХШ в до XVII в.
* Возникновение С-Петербурга (Петропавловская крепость);
- Строительство С-Петербурга;
- Окрестности С-Петербурга.
Последняя тема была переходом к изучению нашего города. В ней можно выделить следующие подтемы:
Финский залив:
* Кронштадт
* Петергоф
* Ораниенбаум Юго-запад:
* Гатчина
* Красное Село
* Павловск
В 6-7-х классах проведены семинары по окрестностям. Дети должны усвоить следующее: 1) географическое положение; 2) первое упоминание; 3) достопримечательности; 4) архитекторы, принимавшие участие в строительстве; 5) царствующая особа, при которой развивался этот город.
Тема «Царское Село» изучается подробно, поэтому в краткий курс она не включена. Вторая часть курса полностью посвящена изучению родного города.
Темы уроков удачно перекликаются с уроками истории, литературы, географии, рисования. И именно на данном -этапе необходимы контурные карты.
Существует несколько принципов работы с контурной картой. Один из них - хронологический (автор Аксельрод В.И.). Но данный принцип, на мой взгляд, рассчитан на детей старших классов. В 5-7-х классах я использую другие методы.
В контурных картах ребята строят и сооружают "свой город". Это учит ребенка не только ориентироваться, но знать, любить и уважать свой город. Каждый ребенок включает в работу частичку своей души и это очень важно.
В моей карте нет хронологического принципа, поэтому я создала блок специальных заданий и вопросов. Задания эти самые разнообразные, но связаны с темой, которая изучается. Для работы выдаются "слепые" карты. Выполняя задания, дети начинают их "оживлять".
Задания:
- Герб Царского Села - Когда учрежден? Что изображено? Раскрасить.
- Найти на карте и обозначить зеленым цветом все парки и площади
Царского села. Ответить на вопросы: какие площади вы знаете'? Какие
парки вы знаете? Какие из них входят в дворцово-парковый ансамбль? - Найти на карте и обозначить синим цветом все водоемы Царского
Села. Какие пруды, каналы, озера в городе вы знаете? Когда и какие
искусственные каналы и с какой целью были прорыты? - Дворцовая слобода: Садовая - первая улица города. Передняя,
Средняя, Малая, Московская - первая граница города. Нанести на
карту первые улицы и обозначить первую границу (София в этом
разделе не изучается). - Архитектор В.И. Гесте - новый план города. Пушкинская
(Колпинская), Магазейная, Бульварная - вторая граница города.
Обозначить вторую границу. - Строительство железной дороги - расширение границ города, Улица
Широкая, Софийский бульвар (Бульварный переулок). Школьный
переулок, Ляминский переулок, ул. Новая (Ленинградская). Найти и
обозначить эти улицы. - Колонии Фриденталъ. Ул. Жуковско-Волынского. ул. Жуковского, ул.
Железнодорожная, ул. Глинки (Пашковская), ул. Чистякова
(Ожаровская). Перепланировка завершена в 1913 г. Это последнее
градостроительное мероприятие до революции 1917 г. в Ц. Селе, Найти
границы колонии Фриденталь и обозначить улицы. - Садовая - первая улица города. Первые постройки дали названия
улицам, отходящим ел нее перпендикулярно: от дворца - Дворцовая.
от церкви - Церковная, от дома господина Леонтьева - Леонтьевская.
от оранжерей - Оранжерейная, от манежа - Конюшенная, вдоль
Каскадных прудов - Набережная (до первой границы города), далее от
госпиталя - Госпитальная (до второй границы города). Найти и
обозначить на карте все эти улицы. - Уездный город София. Первые границы города: ул. Парковая
(Волконская), Кадетский бульвар, Саперная, Павловское шоссе. Найти
и обозначить на карте. - Александр I - объединение Ц. Села и Софии. 1830 г. - расширение го
рода. Дорога на Гуммолосары и Павловск. Появляются новые улицы:
Стессельская, Артиллерийская, Огородная, Захаржевская, Велиовская.
Найти на карте и обозначить. - На карте значком «+» обозначены собор и церкви нашего города. Что
это за церкви? Как они называются и какие из них действуют? - Найдите на карте ворота, обозначенные значком « ». Что это за во
рота? В Связи с каким событием построены? Назвать архитектора и год
постройки.
Условные обозначения
После нанесения на карту названий парков, водоемов, улиц дети сразу начинают ориентироваться и, глядя на карту, уже воочию представляют себе город в целом. На карту нанесены некоторые условные обозначения:
+ - церкви;
- ворота;
- вокзалы;
* - памятники архитектуры:
улицы;
- водоемы;
Эти условные обозначения можно использовать либо при изучении отдельных памятников, либо в большой теме. Например, церкви, ворота, вокзалы, площади и т.д.
Работа с контурной картой вплотную связана с работой в тетради. На карту наносятся лишь условные обозначения, основная же запись ведется в конспекте. При изучении города можно пользоваться и номерными обозначениями. Номера и их количество зависят от того, какую тему вы выбираете. Например, 1 Лицей. 2 - Софийский собор и т.д.
Дети делают свои разработки экскурсий, выбирают свои маршруты по городу. Экскурсия по контурной карте - это возможность безошибочно ориентироваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»
Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...
Методическая разработка "Использование контурных карт на уроке географии"
Методическая разработка "Использование контурных карт на уроке географии"...
обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...
Урок "История города в названиях улиц"
Разработка урока по краеведческому компоненту. В конспекте представлен результат исследовательской работы учащихся....
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...
Использование карт и атласов на уроках истории.
13 февраля 2020год. РМО учителей истории на базе МКОУ Суторминской ОШ. Выстыпление:Использование карт и атласов на уроках истории. Организация работы с исторической картой с целью углубления зна...
Особенности использования интеллектуальных карт (mind-maps) на уроках английского языка
Краткий обзор использования интеллектуальных карт в обучении английскому языку...