Особенности использования интеллектуальных карт (mind-maps) на уроках английского языка
статья по английскому языку

Краткий обзор использования интеллектуальных карт в обучении английскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования интеллектуальных карт (mind-maps) на уроках английского языка                                                                                                                                                                         

Волкова И. Ф.

учитель английского языка

 МАОУ СОШ №9, г. Холмск

Данная статья имеет цель показать эффективность метода интеллектуальных карт в обучении иностранному языку.

С развитием  современных технологий происходит качественное и количественное развитие методов преподавания иностранного языка. Наряду с эффективными традиционными методами, в современную педагогику активно внедряются новые. Прогрессивно мыслящий учитель ставит перед собой задачу сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка, учебно-познавательные компетенции.

Как учебный предмет иностранный язык вносит значительный вклад в процесс развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся, обладает огромным потенциалом в развитии мышления и памяти. Поэтому на первый план выходят современные технологии и методы, ориентированные на интересы, способности и возможности учащегося.
             Метод Мind-map или метод интеллектуальных карт (ментальных карт, карт памяти) был изобретен британским ученым Тони Бьюзеном, специализирующимся на развитии процессов памяти, мышления.[1] Название данного метода отражает его специфику, так как содержит в своей основе схему, возникающую в сознании человека при обработке какого-либо информации. Более того, при составлении Mind-map активируются механизмы памяти, ассоциативного мышления и творческие способности человека. Поэтому, интеллектуальная карта отличается наглядностью и компактностью изложения материала. Соответственно, воспроизводя материал, зафиксированный с помощью данного метода, человек не только включает память, но и воссоздает ранее воспринятый текст, извлекая один за другим пласты информации, заключенной в каждой из частей карты. [2]

Таким образом, происходит не машинальное зазубривание текста, а введение в действие и оптимизация всего многообразия способностей человеческого мозга. Составляя карту или считывая информацию с карты, включается ассоциативное мышление, включаются накопленные знания из всех областей, процесс становится творческим. [3]

При составлении карты памяти могут быть использованы небольшие вставки рисунков или стикеров, особенно при работе в начальной или средней школе, подобная работа способствует развитию инновационных идей, а ситуация успеха мотивирует учащегося на дальнейшую деятельность.

Интеллектуальная карта позволяет организовать и запоминать огромные объемы информации на английском языке.  Создание Мind-map отталкивается от центральной идеи - темы урока и даже подраздела.  Центральную идею необходимо поместить в центр листа. Далее необходимо продумать аспекты заданного явления и изобразить их графически в виде ответвлений от центрального понятия. Каждая из ветвей может иметь свой цвет, рисунки или стикеры, что чаще всего проделывают ученики начальной и средней школы. Чем релевантнее идея, тем ярче цвет, ее обозначающий.[4] Ученики старшей школы могут выполнять такие карты памяти на компьютере с использованием специальных бесплатных программ в интернете.

         На уроках английского языка, такие карты можно использовать при обучении разным аспектам языка, видам речевой деятельности, ознакомлению со страноведческими знаниями и т.д.  При введении новой темы ученики получат основной каркас лексики, далее дополняют ее во время работы с текстом учебника на уроке и при выполнении домашних работ. Она может использоваться как опора во время ответа. По окончании раздела ученик может сам оценить свои достижения посредством овладения этой карты.  В качестве примера ниже приводится карта памяти (автора статьи), выполненная с использованием простейшей программы в интернете.

C:\Users\Администратор\Desktop\Новая папка (4)\0009df0a-fde6b5db\Методический прием Mindmap в обучении лексики по английскому языку.jpg

Карта памяти повышает речевую готовность и автоматизирует речь. Посредством тренировки памяти происходит совершенствование мыслительных процессов, один информационный блок как бы притягивается к другому, осмысливая полученные данные, и выстраивается последовательная, связная, аргументированная речь. В этом заключается основная идея использования интеллектуальных карт.

Подводя итог сказанному, использование интеллектуальных карт существенным образом облегчает и вносит разнообразие в систему формирования знаний учащихся. Эффективность ее применения обоснована, актуальность продиктована модернизацией методов обучения.

Список  источников

1.         Табунова К. А. Использование интеллект-карт в обучении. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://shools geograf.at.ua/ publ/metodicheskaja_ kopilka/ispolzovanie_intellekt _kart_v_obuchenii/2–1-0–368

2.  Бьюзен Т.и Б. Супермышление/Перевод с анг. Е. А. Самсонов. Худ.обл. М. В. Драко.-2-е изд.-Мн.:ООО «Попурри»,2003.304 стр.-стр.54.

3.  Нежведилова Л. А. Лексико-тематическая карта как средство развития навыков и умения владения лексическим материалом // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2. С. 123–127.

4. Бьюзен, Т. Думайте эффективно / Т.Бьюзен; пер. с англ. Т. И. Попова. — 2-е изд. — Мн.: «Попурри», 2009. — 96 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

В статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними...

«Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы) и психолого-педагогический подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»

Данная статья посвящена вопросу преодоления трудностей у учащихся младшей школы в освоении  одного из самых тяжелых видов речевой деятельности - АУДИРОВАНИЕ....

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

За  основу обучения детей с ОВЗ английскому языку ставлю обучение чтению и изучение лексических единиц, а письмо использую как средство обучения.  Дети с ОВЗ испытывают определенные трудност...

Дидактический потенциал и особенности использования стихотворений при обучении школьников младших классов английскому языку

Настоящая статья посвящена рассмотрению дидактического потенциала и особенностей использования стихотворений при обучении детей младших классов английскому языку. Кратко проанализировано содержание по...

Презентация "Формирование информационной компетентности школьника посредством метода "Mind Maps" в процессе обучения английскому языку"

Как научить школьника учиться? Метод интеллект карт служит для формирования информационной компетентности школьника....