Особенности использования интеллектуальных карт (mind-maps) на уроках английского языка
статья по английскому языку
Краткий обзор использования интеллектуальных карт в обучении английскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ispolzovaniya_intellektualnyh_kart_kosygina_e.o.docx | 225.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использования интеллектуальных карт (mind-maps) на уроках английского языка
Волкова И. Ф.
учитель английского языка
МАОУ СОШ №9, г. Холмск
Данная статья имеет цель показать эффективность метода интеллектуальных карт в обучении иностранному языку.
С развитием современных технологий происходит качественное и количественное развитие методов преподавания иностранного языка. Наряду с эффективными традиционными методами, в современную педагогику активно внедряются новые. Прогрессивно мыслящий учитель ставит перед собой задачу сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка, учебно-познавательные компетенции.
Как учебный предмет иностранный язык вносит значительный вклад в процесс развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся, обладает огромным потенциалом в развитии мышления и памяти. Поэтому на первый план выходят современные технологии и методы, ориентированные на интересы, способности и возможности учащегося.
Метод Мind-map или метод интеллектуальных карт (ментальных карт, карт памяти) был изобретен британским ученым Тони Бьюзеном, специализирующимся на развитии процессов памяти, мышления.[1] Название данного метода отражает его специфику, так как содержит в своей основе схему, возникающую в сознании человека при обработке какого-либо информации. Более того, при составлении Mind-map активируются механизмы памяти, ассоциативного мышления и творческие способности человека. Поэтому, интеллектуальная карта отличается наглядностью и компактностью изложения материала. Соответственно, воспроизводя материал, зафиксированный с помощью данного метода, человек не только включает память, но и воссоздает ранее воспринятый текст, извлекая один за другим пласты информации, заключенной в каждой из частей карты. [2]
Таким образом, происходит не машинальное зазубривание текста, а введение в действие и оптимизация всего многообразия способностей человеческого мозга. Составляя карту или считывая информацию с карты, включается ассоциативное мышление, включаются накопленные знания из всех областей, процесс становится творческим. [3]
При составлении карты памяти могут быть использованы небольшие вставки рисунков или стикеров, особенно при работе в начальной или средней школе, подобная работа способствует развитию инновационных идей, а ситуация успеха мотивирует учащегося на дальнейшую деятельность.
Интеллектуальная карта позволяет организовать и запоминать огромные объемы информации на английском языке. Создание Мind-map отталкивается от центральной идеи - темы урока и даже подраздела. Центральную идею необходимо поместить в центр листа. Далее необходимо продумать аспекты заданного явления и изобразить их графически в виде ответвлений от центрального понятия. Каждая из ветвей может иметь свой цвет, рисунки или стикеры, что чаще всего проделывают ученики начальной и средней школы. Чем релевантнее идея, тем ярче цвет, ее обозначающий.[4] Ученики старшей школы могут выполнять такие карты памяти на компьютере с использованием специальных бесплатных программ в интернете.
На уроках английского языка, такие карты можно использовать при обучении разным аспектам языка, видам речевой деятельности, ознакомлению со страноведческими знаниями и т.д. При введении новой темы ученики получат основной каркас лексики, далее дополняют ее во время работы с текстом учебника на уроке и при выполнении домашних работ. Она может использоваться как опора во время ответа. По окончании раздела ученик может сам оценить свои достижения посредством овладения этой карты. В качестве примера ниже приводится карта памяти (автора статьи), выполненная с использованием простейшей программы в интернете.
Карта памяти повышает речевую готовность и автоматизирует речь. Посредством тренировки памяти происходит совершенствование мыслительных процессов, один информационный блок как бы притягивается к другому, осмысливая полученные данные, и выстраивается последовательная, связная, аргументированная речь. В этом заключается основная идея использования интеллектуальных карт.
Подводя итог сказанному, использование интеллектуальных карт существенным образом облегчает и вносит разнообразие в систему формирования знаний учащихся. Эффективность ее применения обоснована, актуальность продиктована модернизацией методов обучения.
Список источников
1. Табунова К. А. Использование интеллект-карт в обучении. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://shools geograf.at.ua/ publ/metodicheskaja_ kopilka/ispolzovanie_intellekt _kart_v_obuchenii/2–1-0–368
2. Бьюзен Т.и Б. Супермышление/Перевод с анг. Е. А. Самсонов. Худ.обл. М. В. Драко.-2-е изд.-Мн.:ООО «Попурри»,2003.304 стр.-стр.54.
3. Нежведилова Л. А. Лексико-тематическая карта как средство развития навыков и умения владения лексическим материалом // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2. С. 123–127.
4. Бьюзен, Т. Думайте эффективно / Т.Бьюзен; пер. с англ. Т. И. Попова. — 2-е изд. — Мн.: «Попурри», 2009. — 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования и развития социокультурной компетенции на уроках английского языка
статья...
Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"
Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка...
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
В статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними...
«Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы) и психолого-педагогический подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»
Данная статья посвящена вопросу преодоления трудностей у учащихся младшей школы в освоении одного из самых тяжелых видов речевой деятельности - АУДИРОВАНИЕ....
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
За основу обучения детей с ОВЗ английскому языку ставлю обучение чтению и изучение лексических единиц, а письмо использую как средство обучения. Дети с ОВЗ испытывают определенные трудност...
Дидактический потенциал и особенности использования стихотворений при обучении школьников младших классов английскому языку
Настоящая статья посвящена рассмотрению дидактического потенциала и особенностей использования стихотворений при обучении детей младших классов английскому языку. Кратко проанализировано содержание по...
Презентация "Формирование информационной компетентности школьника посредством метода "Mind Maps" в процессе обучения английскому языку"
Как научить школьника учиться? Метод интеллект карт служит для формирования информационной компетентности школьника....