Методическая разработка "Использование контурных карт на уроке географии"
методическая разработка по географии на тему
Методическая разработка "Использование контурных карт на уроке географии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 446.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казённое общеобразовательное
учреждение «Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Методическая разработка
на тему
«Использование контурных карт на уроке географии»
Тучкин Роман Юрьевич,
преподаватель географии
Утверждено и рекомендовано
к использованию на заседании
ОД истории, обществознания и географии
Протокол № 15 от 10 апреля 2014 г.
Тверь
2014
Оглавление
Раздел 1. Контурные карты и их роль в обучении географии
1.1. Контурная карта и ее значение в обучении географии
1.2. Классификация работ с контурной картой
Раздел 2. Значение контурной карты в творческой
2.1 Контурные карты как элемент творческого подхода
2.2. Работа с контурной картой в рамках компетентностного образовательного подхода.
IV. Список используемой литературы
I. Пояснительная записка
Противоречия
- Школьные программы достаточно насыщены работами на контурных картах — как по количеству, так и по сложности, но не всегда присутствует система работы с контурными картами.
- Нет единой методической концепции изготовления бланковок (для выполнения одного и того же задания разные авторы и издательства предлагают бланковки с разительно отличающейся степенью подробности нанесенной основы). Нередко игнорируется или освещается недостаточно вопрос определения местонахождения объектов на контурной карте.
- Уровень ряда существующих заданий для контурных карт неудовлетворителен, отсутствуют единые требования к оформлению и выполнению работ.
- Необходимы такие методы работы с контурными картами, которые нацелены на понимание территории, на развитие пространственного мышления, а не на выполнение механической работы по запоминанию формы заполнения карты. Более высокий уровень анализа материала не виден ни из программы, ни из многочисленных комплектов контурных карт, где доминируют репродуктивные задания.
- Недостаточно используются современные технологии работы с контурными картами, например, в частности ГИС-технологии.
Цель
Анализ особенностей использования контурной карты на уроке географии, а также современные проблемы, возникающие в ходе использования данного средства и пути их решения.
Задачи
1. Определить значение контурных карт в обучении географии, их типов и видов.
2. Рассмотреть подходы, методы и приемы использования контурных карт на уроке географии с целью формирования у суворовцев самостоятельности, творческих навыков, пространственных представлений о размещении объектов, их взаимосвязи.
3. Разработка памятки и правил работы с контурной картой для суворовцев 6-10 кл.
4. Разработка примерных разноуровневых заданий с использованием контурных карт на уроке географии в 6-10 кл.
Образовательная среда
На ОД истории, обществознания и географии функционируют 3 кабинета.
В кабинете географии сделан евроремонт. Он оснащен демонстрационно-компьютерным комплексом, видеотекой и литературой: учебной, методической, художественной. К обучению привлекаются информационные ресурсы библиотеки ТвСВУ, городской библиотеки им. М.Горького, а также ресурсы сети Итернет.
Суворовцы имеют разный уровень образовательной подготовки и обучаемости, обладают различной степенью развития памяти. География же является уникальной учебной дисциплиной, обладающей особыми средствами воздействия на разум и воображение.
Сформирована база заданий и бланков контурных карт и атласов. Задания учитывают индивидуальные особенности обучающихся, уровень владения картографическими навыками и умениями.
Принципы
- Научности;
- Доступности;
- Систематизации и последовательности обучения;
- Наглядности;
- Прочности;
- Связи обучения и воспитания;
- Индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания;
- Использования межпредметных и межкурсовых связей;
- Связи с современностью;
- Связь с практикой.
Формы работы
- Изучение теоретической и методической литературы по проблеме использования контурных карт на уроках географии.
- Изучение программ по географии с целью определения места и тем, в которых могут быть использованы задания по контурным картам.
- Подбор содержания уроков, позволяющих использовать картографические приемы обучения и сформировать соответствующие навыки и умения обучающихся.
- Разработка методических рекомендаций по проведению уроков с использованием картографического обучения.
- Апробирование материалов методической разработки.
- Выявление результатов, внесение корректив в свою педагогическую деятельность, определение перспектив.
Результативность
Практические задания на контурных картах являются важным элементом развития учащихся и формирования у них определенных навыков и умений.
Использование преподавателем материалов данной работы в учебно-воспитательном процессе способствует:
— четкому осознанию обучающимися цели выполняемой картографической работы и прогнозированию учебного результата;
— четкому усвоению ими требований к работе с контурными картами (правил выполнения работы);
— формированию представления о последовательности выполнения отдельных действий, их технике и т.п.;
— возможности постепенного усложнения заданий от курса к курсу и последовательному возрастанию степени самостоятельности их выполнения;
— совмещение посильности заданий с их развивающим характером, не допускающим стереотипизации, которая вызывает отторжение как картографической работы, так и в целом всего предмета географии.
II. Введение
Вопросы использования контурной карты на уроке географии актуальны как с педагогической и методической точки зрения и волнуют географов как в России, так и в странах СНГ, а также и в связи с недостаточностью методических разработок в этой области. В работе обобщены различные подходы и суждения о роли контурной карты на уроке географии.
Бланковые, или контурные, карты давно стали неотъемлемым атрибутом обучения географии. Соответствующие упражнения традиционно многочисленны среди предусмотренных программами практических работ; кроме того, существует широкий ассортимент дополнительных, «вспомогательных» заданий. Контурные карты используются и при изучении нового материала, и в процессе закрепления, и для контроля знаний и умений.
Одна из основных образовательных задач — подготовка учащихся к дальнейшей жизни и работе после окончания общеобразовательного учреждения. Самый важный навык, который выпускники общеобразовательных учреждений могут получить при изучении географии, и только при изучении географии, — навык использования различных видов географических карт. Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту — это как раз то, что необходимо каждому человеку вне зависимости от его будущей профессии.
III. Основная часть
Раздел 1. Контурные карты и их роль в обучении географии
1.1. Контурная карта и ее значение в обучении географии
Как указывает само название, на контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов. Причём даются границы только немногих объектов: частей света, отдельных стран, наносятся реки, а иногда главнейшие города, но надписей не делается. Это — немая карта в отношении того, что на ней даётся. Контуры карты предназначены служить ориентирами, опорными пунктами в работе над картой. На каждой контурной карте должны быть даны следующие элементы: а) градусная сеть, б) очертания морских берегов, в) границы данной страны (или района), г) крупнейшие реки и озера, д) пунсоны крупнейших городов. В ходе картосоставительской работы на контуре появляется тематическое содержание - природоведческое и (или) социально-экономическое в форме картосхем или графических схем.
Формы работы обучающихся с контурной картой:
- Нанесение надписей обозначенных на них пунктов, стран, районов и т.п.
- Раскрашивание контуров.
- Нанесение ареалов, границ, месторождений, линий и т.п.
- Дополнение элементов, которых нет на карте: формы рельефа, города, прочие.
Основные типы контурных карт: изданные и самодельные, настольные и стенные, с географической основой и без нее («слепые»).
Способы оформления работ на контурах могут быть традиционными - раскрашивание, штриховка, крап, построение картографических значков, ориентировки, текстуры, тональности, обводки, структуры и размера. Следовательно, контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ обучающихся по географии. Значение контурной карты отражено в таблице 1.
Таблица 1.
Значение контурной карты в обучении географии.
Образовательно-воспитательное значение | Особенности |
Работа с контурной картой содействует не только запоминанию расположения географических объектов, но и пони манию их взаимосвязей. | Делая надписи, отыскивая то место на карте, где надо обозначать условным значком тот или иной географический объект, учащиеся закрепляют в памяти его положение. |
Удобный способ углубления и за крепления знания карты. | Упражнения по контурной карте проводятся как в классе, так и дома. |
Проверка знаний в виде проведения контрольных работ по заполнению карты | Во время работы над контурной картой учащиеся применяют на практике приобретённые знания по географии. Объективный, определенный и неформальный контроль. |
Отработка твердости руки, запоминание контуров. Самостоятельность получения. | Работа по трафарету или с помощью копировальной бумаги. Можно вырезать трафарет страны или части света, а затем его обвести на чистом листе бумаги и так получить контур. |
Значимость использования контурной карты в ходе обучения географии заключается в следующем:
- Во время выполнения заданий обучающиеся напрягают и тренируют зрительную память (составная наглядно-образной). Они не просто механически запоминают расположение объекта, а и определяют его местонахождение относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т. д. Поисковая работа благоприятствует логическому запоминанию, которое намного эффективнее механического.
- Тренируется и развивается моторно-сенсорная память, когда суворовцы закрашивают объект и подписывают его название.
- Приобретаются картографические навыки выполнения работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития человека и служат базой для их профессионального становления.
- Выполнение картографических работ воспитывает дисциплинированность (выполнение определенных заданий по определенным правилам), внимательность (что именно выполнять и как), точность, аккуратность.
- Работа на контурной карте развивает эстетический вкус.
Как и любая образовательная деятельность, работа с контурными картами эффективна лишь при ее четком планировании и последовательном внедрении во все курсы географии.
Она тренируют и контролирует наблюдательность и зрительную память Работа с контурной картой нацеливает на развитие собственно географического мировоззрения, пространственного мышления, понимания карты и реальной территории.
Использование контурных карт позволяет развивать у обучающихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование на уроках географии контурных карт способствует также формированию умения по словесной географической характеристике территории определять положение этой территории на карте.
Чтобы повысить эффективность использования на уроках географии этого важного и нужного учебного пособия необходимо:
— создавать тематические контурные карты, связывать то содержание, которое будет на них нанесено, с содержанием конкретных тем программы и с изучаемым учебным материалом;
— к каждой из контурных карт давать систему заданий числом не более пяти, лучше дифференцированных по уровню сложности, выполнение которых позволит наиболее эффективно использовать эту карту при обучении географии;
— при подготовке комплекта контурных карт стараться использовать масштабы, позволяющие разместить контурную карту на одной полосе, а карты мира и России на одном развороте;
— заранее наносить на контурную карту часть географических объектов (в соответствии с тематикой и содержанием), которые могут служить в качестве образца для заполнения, и ориентиров, облегчающих «картосоставительскую» деятельность. Количество заранее нанесенных объектов целесообразно сокращать от класса к классу по мере овладения учащимися приемами работы с контурной картой
Правила работы с контурными картами:
Все задания выполняются с использованием школьного ученика и карт школьного атласа.
- Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие географические объекты обозначаются с помощью цифр и выносятся в условные знаки за рамку карты.
- Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств.
- Название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно.
- Все действия с контурными картами выполняются гелевой или шариковой ручкой.
- Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
- Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу.
Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки труда.
Основные правила работы с контурными картами для суворовцев:
- работу на контурной карте выполняйте, используя карты атласа и учебника;
- все обозначения, применяемые на карте, выносите в условные знаки. Можно использовать условные знаки карт атласа или конструировать их самим;
- не следует копировать карты атласа, не раскрашивайте их. Большой по площади объект (климатический пояс, природную зону и др.) обозначайте штриховкой,
- при нанесении объектов на карту соблюдайте точность их положения, ориентируясь по меридианам и параллелям, береговой линии, рекам, границам государств и др.;
- на контурную карту обязательно нужно выносить все географические названия, которые встречаются вам в тексте учебника;
- названия подписывайте аккуратно буквами, близкими к шрифтам, применяемым на соответствующей карте атласа. Мелкие объекты обозначайте цифрами, а пояснения к цифрам выносите в легенду карты;
- границы, обозначенные на контурной карте точками или другими знаками, обводите цветными линиями;
Задания к контурным картам рассчитаны на а) закрепление знаний, б) отработку умений, в) осуществление частично или полностью поисковой работы (работы исследовательского типа).
Каждый суворовец должен для работы на контурных картах иметь:
1) черные карандаши средней твердости; 2) набор цветных карандашей (фломастеры не подходят, так как они пригодны для использования только на плотной бумаге); 3) линейку, угольник и трафаретную линейку типа офицерской; 4) циркули из школьных готовален; 5) мягкую белую резинку (ластик). В некоторых случаях нужны тушь и акварельные краски с кисточками.
1.2. Классификация работ с контурной картой
Задания на контурах способствуют развитию общей графической, в частности картографической, подготовки учеников. Работы на контурных картах объективно, точно отражают индивидуальные особенности каждого обучающегося и являются важным элементом для оценки знаний. Поэтому видов работ на контурной карте много. Рассмотрим основные виды работ с контурной картой (по Яковлевой, Сукмановой, 2000).
1. По дидактическим функциям в процессе обучения все виды работ на контурных картах можно разделить на два вида:
а) работы на контурах в ходе изучения и закрепления нового материала. Примеры: заполнение настенных и настольных (подручных) контурных карт в ходе изложения преподавателем учебного материала; составление картографического «конспекта»: в процессе объяснения нового материала обучающиеся отмечают соответствующими значками все, что поддается картированию на контурную карту. При этом теоретические положения, термины и цифры кратко записывают на полях и на обороте карты. Можно использовать другую форму - предварительные задания по контурным картам: при изучении новой темы учащиеся получают задание, которое они выполняют на контурной карте, слушая объяснение. Одна и та же контурная карта может служить для изучения смежных тем;
б) работа на контурных картах как метод проверки знаний в классе. Примеры: географический диктант. Заготовленные для диктантов тексты содержат ориентиры - главные черты географического и транспортно-географического положения объектов. По данным описаниям нужно найти, назвать и нанести на контурную карту объекты, о которых шла речь в диктанте.
Формой проверки могут быть и краткие контрольные работы по билетам. Учитель готовит 5-6 вариантов билетов с 3-5 заданиями на контурных картах. Задания могут быть разных типов: надписи названий рек, обозначение месторождений полезных ископаемых; районов важных сельскохозяйственных культур: обозначение направлений экономических связей и др. Контрольные работы рассчитаны на 10-15 мин.
Для организации контрольных работ на фрагментах контурных картах преподаватель заранее разрезает 7-8 контурных карт на определенные части и наклеивает на картон. На этих фрагментах контурных карт ставятся цифры против уже изученных объектов, условные знаки полезных ископаемых или промышленных центров, городов и др. К заданию прикрепляется записка-карточка с вопросами по той территории, которая изображена на контуре. Ответы ученики дают в своих тетрадях или на отдельных листках.
Возможна работа на контурных картах с цифрами. На контуре преподаватель расставляет цифры (номера) около объектов. Суворовцы на отдельном листке пишут названия объектов по номерам и дают им краткую физико- или экономико-географическую характеристику.
2. Для систематизации разнообразных работ на контурных картах можно использовать несколько признаков. Виды работ на контурах определяются тематическим содержанием, дидактическими функциями, источниками и уровнем знаний, территориальным уровнем и др. Таким образом, каждое задание, рассчитанное на работу с контурной картой, имеет строго определенную видовую характеристику. Разные виды работ могут иметь сходные - типологические признаки.
По приемам работы с картой можно назвать следующие типы заданий:
- знакомство с картами, т.е. математической основой, картографическими проекциями, географической основой и др., по разным источникам - тексту учебника, глобусу, картам атласа и учебника, собственным знаниям (по памяти). Это работы 1-го уровня сложности (уровень знакомства). Здесь и далее см. табл. 1;
- картометрические, т.е. измерительные, в том числе визуальные, определения на контуре (без тематического содержания). Это могут быть измерения площади или определение наиболее крупных по площади территорий, государств, морей, островов и др.; измерение разными простейшими способами длин, расстояний (рек, маршрутов, удаленности), определение координат. Картометрические задания и вопросы на контуре могут исполняться на разных уровнях сложности: от простого знакомства, через репродукцию знаний (воспроизводство), например определение координат, до частично-поискового (эвристического) и исследовательского. Для последних: сравнить государства по площади и компактности территории или ответить на вопросы:
"О чем свидетельствуют многочисленные малые по площади административно-территориальные единицы - штаты востока США? По каким естественным границам - элементам географической основы контура - проходят участки границ некоторых штатов?";
3) обозначение и надписывание объектов, ареалов, районов, линий, направлений и др. на контурной карте;
- упражнения по голо- и картографическому черчению (правильное рисование и расположение на карте условных знаков, подписей, обучение способам картографирования). Эти работы выполняются на двух уровнях - знакомства и репродукции (упражнения). Это может быть копирование карт или их фрагментов;
- работы по картосоставлению (разработка и составление картосхем на контуре):
а) картографическая трансформация исходных карт (атласа, учебника, настенных и др.). Основными типами картографических преобразований являются: вычленение (изображение на контуре) лишь одной характеристики или показателя с исходной карты (например, обозначение на контурной карте только одного типа дорог в регионе автомагистралей); схематизация (составление схемы) для представления изучаемого явления в упрощенном виде; квантификация (перевод качественных характеристик изучаемого явления в количественную форму); квалификация, или перевод в качественную форму и др.;
б) разработка картосхем по статистическим источникам условными (картограмма, картодиаграмма) и географическими (значки, линии движения и связи, ареалы, качественный фон, изолинии) методами;
в) разработка и составление карт-выводов. Это задания эвристического и исследовательского уровней. Например, самостоятельное (или с пояснениями учителя) выявление на исходной карте атласа ареалов с разными сочетаниями полезных ископаемых и их обозначение на контурной карте. Подобные задания с предварительной разработкой типов сочетаний полезных ископаемых заменяют утомительные и механические работы с обозначением условными значками всех полезных ископаемых материка (7 класс).
Карты-выводы могут стать результатом анализа карт разной тематики и представляют собой карты соответствия явлений или карты «связей явлений, а также результатом анализа разновременных карт с созданием на контурах карт динамики. Карты динамики явлений создаются путем совмещения контуров явлений на разные даты; расчетом и картографированием разности состояния явлений на две или несколько дат или периодов (карты разности); определением типов изменений явлений и картографированием ареалов изменений (карты типов динамики). Типы динамики содержат словесные характеристики происшедших за анализируемый период изменений.
- составление картографических конспектов на контуре в ходе объяснения нового материала или по тексту учебника;
- игры с контурными картами: от простейших - типа мозаики, лото, викторины, путешествия - до сложных - прогнозных с анализом возможных последствий каких-либо действий, процессов (по типу военно-тактических игр на макетах и картах с изображением линий наступлений, движения линий фронтов и др. на контурах);
- разработка и составление врезок к контурным картам - картографических, графических, табличных. На листах изданных контурных карт свободные места для расположения врезок предусмотрены; анализ выполненных на контурах картосхем и схем (одной или одновременно нескольких разной тематики или разновременных).
- вопросы по контурным картам.
Работа на контурах, как правило, сопровождается картосоставлением и (или) графическими построениями с привлечением различных источников знаний (информации).
По источникам знаний можно выделить 7 основных типов работ с контурными картами-
- номенклатурные - по перечням (спискам) обязательных к изучению географических объектов (морей, заливов и проливов, горных вершин, городов и др.);
- статистические - по цифровым таблицам приложения учебников и дополнительных источников (справочников, бюллетеней, материалов периодической печати и др.);
- полевые - по материалам наблюдений, анкет, бесед и др.;
- картометрические - контуры с географической основой или только с границами;
- ментальные (по памяти или на основе ответов учеников на вопросы, выясняющие предпочтения учеников в отношении мест отдыха, жизни и др.);
- картографические (общегеографические и тематические карты);
- текстовые и др.
Возможна типология работ с контурными картами по географическому содержанию, т.е. отдельным группам географических знаний. Задания посвящаются изучению, закреплению или контролю фактов, номенклатуры, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей, способов действий (технологии процессов производства и методики географических исследований).
Соответственно типы работ с контурными картами могут быть следующие:
- фактологические,
- номенклатурные,
- терминологические (понятийные),
- причинно-следственные (логические),
- проблемные,
- методические (табл. 1, 2).
Конкретные задания, требующие работы с контурами, как правило, имеют одновременно несколько признаков и могут разрабатываться на разных уровнях знаний.
Таблица 2.
Типы и виды работ с контурными картами в школьной географии
(Яковлева, Сукманова, 2000)
Типы работ по группе географических знаний | Виды работ (характер вопросов и заданий) |
Фактологические | Вопросы и задания: Где? Кто? Что? Когда? Отметить на контурной карте. Чему равно? и др. |
Номенклатурные | Вопросы и задания: Что это? Какие, какой, какая? где? Подписать, найти, назвать и показать. |
Понятийные | Вопросы и задания: Что называется? Что такое? Приведите примеры. Назовите черты сходства, различия. Какие черты? Назовите существенные признаки понятия. Что характерно? Расскажите, опишите, прочтите схему, профиль, диаграмму и пр. |
Причинно-следственные (логические) | Вопросы и задания: Объясните, почему? Почему? От чего зависит? Выявите. Оцените. Какова причина? Приведите примеры. Какие могут быть последствия? Чем объяснить? И т.д. |
Проблемные | Вопросы и • задания: Докажите. Объясните. Сравните. Установите. Как проявляется? Почему? Какая существует закономерность? |
Методические | Проблемные, исследовательские вопросы и задания: Что надо сделать, чтобы...? Почему изучение территории начинается с раскрытия ее ЭГП? |
Раздел 2. Значение контурной карты в творческой
деятельности обучающихся
2.1 Контурные карты как элемент творческого подхода
Контурная карта — это поле творческой деятельности, где можно отобразить любое событие или явление, проследить его изменение во времени. Учитель географии может сам разработать целый ряд практических работ на контурных картах для каждого учебного курса, в результате выполнения которых учащиеся создадут новые карты, аналогов которым нет в атласе. Эти карты одновременно включают в себя материал учебника, некоторых карт атласа, вбирают в себя и собственный уровень мышления и эрудиции учащихся.
Работы носят творческий характер. Они отличаются большой трудоемкостью и поэтому выполняются поэтапно, таким образом, у учащегося есть время хорошо продумать каждый этап своей работы. Без детального ознакомления с материалом учебника, содержанием карты или карт атласа работу выполнить практически невозможно.
Таблица 3 .
Примерные темы работ на контурной карте
при изучении разделов географии в школе.
Класс | Тема, раздел | Название работы на контурной карте | Краткое содержание |
7 | «Как люди открывали и изучали Землю» | Этапы открытия и исследования Земли | Земли, известные и описанные древними учеными, закрашиваются красным цветом; открытия средневекового периода — оранжевым цветом; эпохи Великих географических открытий — зеленым цветом; открытия конца XVIII—XIX вв. — желтым цветом. |
«Индийский океан» | Экологическое состояние океана | В районе Западно-Австралийской котловины были захоронены контейнеры с радиоактивными отходами. Один из контейнеров при захоронении был разрушен. Отобразите на контурной карте карандашом черного цвета последствия этой аварии. Отобразите последствия аварии танкера у Галапагосских островов. | |
«Атлантический океан» | Океан в хозяйственной деятельности человека. | Нанести на контурную карту условными знаками информацию параграфа об Атлантическом океане: районы, опасные для судоходства из-за штормов или айсбергов, акватории, загрязненные отходами жизнедеятельности городов или нефтью при ее добыче на шельфе; ареалы, в которых животный мир изменяется очень быстро из-за интенсивного лова рыбы. | |
«Австралия» | Влияние рельефа на природу материка. | Поместить Большой Водораздельный хребет не на востоке, а на западе и, используя климатическую карту, показать, как изменится размещение природных зон этого материка. | |
8 | «Население России» | Национальный и религиозный состав населения России | На контурной карте, где дано политико-административное деление России, покажите цветом субъекты РФ, где можно искусственно спровоцировать конфликт на национальной или религиозной основе; отметьте карандашами разных цветов регионы России, где социально-экономические условия жизни улучшаются и ухудшаются. |
9 | «Северный экономический район» | Экологические аспекты развития района | Показать на карте влияние работы предприятий цветной металлургии на состояние экосистем Лапландского заповедника, лесной промышленности — на состояние Кандалакшского заповедника. |
«Урал» | Медицинская карта Уральского экономического района | Нанести крупные города и отрасли промышленности, основные сельскохозяйственные районы. Используя таблицу «Металлы и их воздействие на организм человека», определить, какие заболевания характерны для населения различных районов в зависимости от отраслевого состава хозяйства территории. После этого штриховкой различного цвета обозначачить вероятные ареалы этих заболеваний на контурную карту, сделать вывод. | |
«Западная Сибирь» | Эколого-экономические особенности развития района | Нанести на контурную карту месторождения нефти и газа, а также нефтепроводы и газопроводы. Штриховкой выделить территории района, где природе наносится ущерб хозяйственной деятельностью населения и сделать вывод о том, как сказывается развитие нефтегазовой промышленности на жизни коренных народов Западно-Сибирского района. Показать на контурной карте районы, где образуется смог. Оценить состояние экосистем и здоровья населения Западно-Сибирского района. | |
10 | «Соединенные Штаты Америки» | Отметить разными цветами на контурной карте США отсталые, депрессивные и высокоразвитые районы, сделать вывод и определить, какие проблемы существуют в американском обществе из-за неравенства в экономическом развитии районов. |
2.2. Работа с контурной картой в рамках компетентностного образовательного подхода[1].
В настоящее время одной из основных целей школьной географии является формирование компетентности в использовании полученных знаний в повседневной жизни (компетентностный подход). Таким образом, в содержании образования на первый план выходит операционная часть знаний, т.е. у учащихся должны быть выработаны различные умения, в том числе картографические. Развитие познавательных стратегий выполнения заданий по карте позитивно отражаются на качестве картографической подготовки суворовцы.
Результативного преподавания географии не может быть, если упущена из виду систематическая работа над усвоением обучающимися названий и расположения объектов на карте. Кроме того, в обществе географически грамотным считается человек, «знающий карту» (что небесспорно!). В этой связи, работа по закреплению в памяти суворовцев географических объектов должна вестись регулярно и на всех стадиях урока.
Например, в результате изучения курса географии в 10 классе учащиеся должны запомнить большое количество стран, знать их взаиморасположение. Чаще всего суворовцы испытывают трудности в усвоении географической номенклатуры, что подчеркивает необходимость работы по выявлению их познавательных стратегий.
Рассмотрим работу по выявлению познавательных стратегий на примере изучения темы «Регионы Европы», в результате которого обучащиеся должны запомнить разделение Зарубежной Европы на регионы и их состав, уметь показывать страны регионов на политической карте. На уроке перед обучащимися ставится познавательная задача: запомнить состав регионов Европы и научиться показывать их на карте.
Для успешного выполнения задания учащиеся должны:
1. Изучить состав субрегионов, проследить за его показом на настенной политической карте Европы;
2. Самостоятельно прочитать список субрегионов и рассмотреть их на картах;
3. Отметить субрегионы на контурной карте.
Кроме того, суворовцы должны исправить ошибки на карте Евразии.
Вероятные познавательные стратегии обучащихся таковы:
Вариант 1.
1. Получив задание запомнить субрегионы и их состав, ученик представил результат своей работы – умение показывать страны субрегионов на карте. Мысленно выявил шаги действия.
2. Прочитал задание на доске. Внимательно следил за показом субрегионов учителем на настенной карте. Затем взял карту с подписанными субрегионами, рассмотрел её. Далее находил страны, группируя их по расположению (у моря, в центре, севернее остальных и т. д.). Закрывая глаза, мысленно представлял их;
3. Для проверки закрывал глаза и представлял карту, называл субрегионы по пустой карте. Запоминанию помогала настенная карта. Если понимал, что не мог назвать страну, снова смотрел на карту;
4. Работу завершил, когда смог без ошибки назвать все субрегионы и страны по пустой карте. Последним шагом стала проверка своих знаний на политической карте.
Вариант 2.
1. Поставил перед собой цель запомнить страны и научиться показывать их на карте;
2. Внимательно выслушал задание. Проследил по списку стран за чтением учителя. Несколько раз перечитывал список стран, неоднократно проговаривал состав каждого субрегиона;
3. Чтобы себя проверить, проговаривал состав субрегиона. Затем называл страны и отмечал на контурной карте. Если забывал, снова читал и проговаривал список.
4. Понял, что справился с задачей, когда без затруднений назвал страны. Затем проверил себя по карте.
Вариант 3.
1. Определил, что должен научиться показывать страны каждого субрегиона.
2. Работу начал с того, что внимательно прочитал список стран и рассмотрел карту. Затем начал обводить границы регионов и подписывать страны на контурной карте.
3. Для определения правильности проверял себя, подписывая страны на пустой карте. Сопоставил получившуюся карту с картой в атласе. Если забывал, смотрел в атлас.
4. Работу завершил после того, как без затруднений подписал всё на контурной карте. Последним шагом стала проверка себя по карте «Регионы Азии».
Таким образом, в процессе запоминания географических объектов у одних обучащихся преобладает зрительное запоминание, у других - проговаривание, у третьих – нанесение на контурную карту, что связано с разным уровнем развития каналов восприятия.
В ходе работы учащиеся также могут:
- вспоминать особые события в странах;
- выявлять схожесть формы стран с чем-либо;
-опираться на предыдущий опыт запоминания стран;
- выписывать страны на отдельный лист;
- проверять друг друга.
На основе рассмотренных вариантов работы можно предложить следующую памятку запоминания состава регионов мира:
- Внимательно прочитай задание. Мысленно выяви необходимые шаги действия. После этого приступай к действию.
- Внимательно прочитай название субрегионов, найди их на карте. Далее приступай к запоминанию стран каждого региона.
- Прочитай перечень стран, найди каждую на карте. Проговори состав субрегионов. Затем подпиши их на контурной карте. Внимательно рассматривай взаиморасположение стран на карте. Помни, что запоминанию способствуют схемы и визуальные образы стран.
- Несколько раз проверь себя:
-назови состав субрегиона;
-назови состав всего региона с опорой на карту;
-покажи страны на пустой контурной карте;
-попроси соседа проверить себя.
5. Окончательно проверь себя по политической карте Азии.
6. Ты справился с работой! Молодец!!!
Данная памятка задействует все каналы восприятия, и её в целом можно считать «универсальной».
III. Заключение
Работа на контурных картах способствует развитию наблюдательности и внимания, активизации мышления, направленного на воспроизведение и анализ соответствующих теоретических знаний, фактического материала, отбор главного при нанесении изображения на бланковую карту. Во время выполнения заданий суворовцы не просто воспринимают и запоминают определенную информацию, но и во многих случаях учатся самостоятельному и творческому ее применению; градусная сетка и очертания объектов на контурных картах способствуют формированию пространственных представлений о размещении объектов, их взаимосвязи. Кроме того, этот вид работы благоприятен для усвоения значения картографической символики.
В процессе выполнения заданий обучающиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. Во-вторых, во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память. В-третьих, у суворовцев формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления. В-четвертых, работа с контурными картами воспитывает дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность. Наконец, в-пятых, такие работы развивают эстетический вкус.
Работа на контурных картах была и остается неотъемлемой частью школьной географии. Это многогранный методический инструмент, выполняющий учебные, развивающие и воспитательные функции. Однако сегодня существует ряд серьезных проблем, которые ощутимо нивелируют позитивный потенциал данного вида заданий.
IV. Список используемой литературы
Учебники, учебные и методические пособия
- Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии: Практ. пособие для молодых учителей. - М.: Изд-во "Московский лицей", 1996.
- Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии /Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение, 1997.
- Петрова Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе: Метод. пособие для учителей географии. - М.: "БЛИК и Ко", 2000.
Литература
- Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. - М.: 1991
- Левицкий И.Ю., Евгевская Я.В. Решение задач по географическим картам. – М.: 1996
- Лисенкова Г.Я. Разноуровневые практические работы по географии России. - М.: Просвещение, 1992
- Максаковский В.П. Научные основы школьной географии. - М.: 1982
- Малькова Н.Е. Исследование стратегии выполнения заданий по карте. Интернет-обзор.
- Методика обучения географии в средней школе /Под ред. И.С. Матрусова. - М.:1985
- Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. - М.: Просвещение, 1997
- Программно-методические материалы География России. 8-9 кл. /Сост. В.И. Сиротин. - М.: Зкопрос, 1999
- Пространство России: Урок понимания карты. /География.– М.: 1999, № 1, с. 1, 7—10
- Рогачев С.В. Знать карту: Задачи на формирование географической зоркости и для независимой экспертизы качества школьного географического образования//География. – М.: 2003, № 14, c. 21—22, № 18, c. 23.
- Рогачев С.В. Пространство России: Урок понимания карты //География. – М.: 1999, № 1, c. 1, 7—10
- Сиротин В.П. Практические работы по географии и методика их выполнения. - М.: Аркти, 1998
- Яковлева С. И., Сукманова Н.Ю. Работа с контурной картой в школьной географии: Задания и ме-тодич. указания. - Тверь: Твер.гос.ун-т, 2000 V. Приложение
Методические разработки уроков с использованием контурных карт
Урок №1 по региональному компоненту в 8 классе (География России) с применением технологий личностно ориентированного образования.
Тема: Географическое положение. Границы Тверской области.
Цели урока:
- Обучающие и развивающие.
Называть и показывать крайние точки области, ее географический центр, площадь и пограничные территории и государства.
Наносить на контурную карту границы области.
Развивать умения: вести диалог, беседу, планировать свою деятельность, самостоятельно формулировать вопрос по данной теме.
Развивать навыки: практической работы с контурными картами, атласами, учебником.
- Воспитывающие.
Воспитывать любовь к малой Родине.
Воспитывать чувства патриотов Родины.
Развить интерес к географии своего края.
Оборудование.
- Атлас Калининская область
- Тверская область. Контуры Тверской области
- Настенная карта « Тверская область»
Литература:
- Тверская область /Энциклопедический справочник - Тверь: 1992
- География Калининской области – Калинин: 1972
- География Тверской области – Тверь: 1992
I. Урок начинается с вопроса обучающимся (можно устно, лучше на доске).
1) Зачем необходимо изучать Тверскую область?
Учащиеся задумываются, определяют для себя значение знаний об области, рассуждают вслух.
2) Что бы хотели узнать о природе Тверской области? Составьте в тетради небольшой план.
Затем на доске обобщаются планы обучающихся и появляется общий план изучения природы области в курсе.
- Географическое положение. Границы области.
- Рельеф и минеральные ресурсы.
- Климат (факторы) и агроклиматические ресурсы.
- Внутренние воды и водные ресурсы.
- Почвенно-растительный покров, животный мир. Почвенные ресурсы. Биологические ресурсы.
- Природные комплексы.
II. Задание.
Прочитайте текст из справочника “Тверская область”, устно выделите тезисы, характеризующие географическое положение области. Обсуждаем вместе.
Примерные тезисы:
- Тверская область находится между столицами Москвой и Санкт-Петербургом (транзитное положение).
- Тверская область находится в Центральной России, на северо-западе Европейской России.
- Территория – 84,1 тыс. км2. Население - 1 млн. 620 тысяч человек.
- Образована из Тверской губернии (1796 г.) – в 1935 г. - Калининская область, в 1991 г. переименована в Тверскую.
- Общая протяженность с запада на восток составляет более 450 км, а с севера на юг- примерно 350 м.
- Тверская область граничит с Московской, Псковской, Новгородской, Ярославской областями.
- Административный центр - город Тверь. Другие крупные города – Ржев, Вышний Волочок.
III. Практическая работа.
На контурной карте, используя атлас Тверской области, выполнить задание.
Обязательно:
- Выделите границы области.
- Напишите названия административных территорий, с которыми граничит наша область.
- Подпишите г. Тверь, определить широту и долготу (в тетради).
- Найдите и нанесите географический центр области по координатам.
Дополнительно:
- Выделите границы административных районов, напишите названия городов областного и районного подчинения, а также районных центров. Определите число административных единиц в области (районов, городов).
- Установите, в каком часовом поясе расположен г. Тверь.
- Пользуясь масштабом карты, определите протяженность ж/д магистрали Москва-Санкт-Петербург в пределах Тверской области.
- По координатам определите Города Тверской области/определите координаты городов Тверской области:
Образец ответа: ТВЕРЬ 56о 52 с.ш. 35о 55 в.д., Кимры 56 53 с.ш. 37 23 в.д., Калязин 57 14 с.ш.37 51 в.д., Бежецк 57 47 с.ш. 36 41 в.д., Бологое 57 53 с.ш. 34 02 в.д., Вышний Волочек 57 35 с.ш. 34 33 в.д., Торжок 57 03 с.ш. 34 57 в.д., Осташков 57 09 с.ш. 33 06 в.д., Западная Двина 56 17 с.ш. 32 05 в.д., Ржев 56 17 с.ш. 34 20 в.д.
IV. Задание на самоподготовку.
- Стр. 4 справочника Тверской области прочитать (просмотреть).
- Придумать один вопрос по географическому положению Тверской области или г. Твери.
Урок №2 по региональному компоненту, в 8 классе (География России), с применением личностно ориентированной технологии.
Тема: Рельеф и минеральные ресурсы Тверской области.
Цели урока:
I. Воспитывающие.
- Воспитание ответственности за себя и за класс.
- Воспитание аккуратности при работе с контурными картами.
- Воспитание любви, патриотических чувств к родному краю.
II. Обучающие.
- Наносить на контурную карту полезные ископаемые методом значков.
- Описывать рельеф области.
- Объяснять закономерность размещения полезных ископаемых.
- Называть и показывать горные породы, основные виды и месторождения полезных ископаемых, основные формы рельефа.
Оборудование.
- Атлас Калининская область
- Тверская область. Контуры Тверской области
- Настенная карта «Тверская область»
- Коллекция минералов, горных пород Твесркой области (6–7 штук)
- Собственные фотографии разнообразных форм рельефа Тверской области (равнин, холмов, возвышенностенй и т.п.).
Литература:
- Тверская область/энциклопедический справочник. Тверь, 1992 г.
- География Калининской области, Калинин. М.рабочий, 1972 г.
- География Тверской области, Тверь, 1992 г.
I. Организационный момент.
Разминка и планирование урока.
II. Учитель или ученик читает.
Ключевые слова к уроку (могут быть записаны на доске).
“….. ”.
III. Географическая разминка.
1. На доске записаны слова:
климат
рельеф
растительность
животный мир
почвы
воды
Учитель спрашивает, что означают эти слова.
Обучающиеся. Это компоненты природы, любого природного комплекса.
Преподаватель. Мы начинаем изучение природных компонентов Челябинской области, с каких вы хотели бы начать?
Обучающиеся предлагают ответ: животный мир.
Преподаватель. Почему?
Обучающиеся. Это интереснее.
Преподаватель. Соглашаюсь, но рекомендую обратиться к логике и закономерностям в природе. И построить логическую цепочку (план изучения компонентов).
Рельеф
Климат
Воды
Почвы
Растительный мир
Животный мир
В тетради записывают тему урока “Рельеф и минеральные ресурсы”.
2. Задание: выйти к доске и нарисовать контур Тверской области (2 человека). Выбирается лучший – это будет символ урока.
3. Что бы вы, ребята, хотели знать о рельефе Тверской области или о чем мы на уроке должны обязательно упомянуть, чтобы получить полный образ рельефа области?
На доске появляется план урока:
- Тектоническое строение территории.
- Термины темы.
- Формы рельефа. Оледенение.
- Полезные ископаемые территории.
- Валдайская возвышенность.
- Работа на контурной карте.
IV. Объяснение нового материала.
Мы уже несколько раз на уроке опирались на ряд терминов, и еще по ходу будем узнавать новые, давайте сейчас вспомним определение терминов:
рельеф
полезные ископаемые
месторождение
бассейн
эндогенные и экзогенные процессы.
Дети дают определения самостоятельно.
Поговорим о разнообразии форм рельефа. Что вы можете сказать о рельефе Тверской области?
Обучающиеся (работают по карте). Очень разнообразен. (Называют формы рельефа: возвышенности, моренные гряды, равнины – возвышенные, низменные)
Сообщение или рассказ преподавателя. Находясь в бассейне Верхней Волги и на водоразделе Балтийского и Каспийского морей, Тверская область является частью Русской равнины с характерным для нее чередованием низменностей и возвышенностей. Западная часть области занята Валдайской возвышенностью с высотами 200-300 м и более. На юге к ней примыкают Бельская возвышенность с высотами 250 – 270 м., на юго-западе - Западно-Двинская равнина, на юго-востоке - Верхневолжская низина.
Перед вами фотографии рельефа Тверской области.
(Из собственных фотографий раздать ребятам по 4 на каждую парту, прошу по очереди показать нужное фото.)
1. Валдайская возвышенность
2. Верхневолжская низина
3. Моренные гряды.
Полезные ископаемые обнаруженные и разрабатываемые на территории Тверской области это, главным образом отложения древних морей, озер и болот, и отчасти следствие деятельности ледников (обломочные породы). Окрестности Твери, Вышнего Волочка, Кувшинова богаты торфом. Под городом Старица уже несколько веков разрабатываются запасы известняка. Доломитовые известняки распространены по берегам рек Вазузы, Осуш, Цны (мраморовидные известняки). Имеются запасы черепичных, кирпичных, и гончарных глин, кварцевых песков, есть залежи каменного угля, каменной соли. Известны минеральные воды Кашина, Торжка и Конаково.
V. Практическая работа.
Оборудование: коллекции минералов, собранные на территории области.
Задание (20 минут, работа в группах по 4 человека): узнай полезное ископаемое – нанеси месторасположение на контурную карту.
- Рассмотрите коллекцию минералов и горных пород Тверской области.
- Используя таблицу, карту Атласа, нанести на контурную карту местонахождение полезных ископаемых, которые перед вами в коллекции.
- Во время выполнения работы делаем через 10 минут перерыв на 3–5 минут и слушаем сообщение об Валдайском оледенении (сообщение готовится желающими и интересующимися учениками заранее).
VI. Подведение итогов.
- Поставьте на полях отметку за урок себе и своему соседу.
- Учитель оценивает работу нескольких учеников.
- Выслушиваем совпадения и несовпадения. Поясняем вместе – приходим к компромиссу.
VII. Задание на семоподготовку.
- Справочник стр. …. читать.
- По желанию продолжить работу с контурной картой и нанести все полезные ископаемые из таблицы.
- Рекомендую выполнить сообщение по любой теме физической географии Тверской области – по желанию.
- Рекомендую автобусную экскурсию по Тверской области на выбор:
- Щербининский разрез,
- Центрально-лесной заповедник.
3.2. Примеры заданий для работы на контурной карте
для суворовцев 10 кл.
1. Тема: Политическая карта мира. Классификация стран по различным признакам.
Комментарии. Задания выполняются на уроке и могут быть использованы в качестве упражнений на закрепление и повторение изученного материала. Так как данная тема является одной из первых в курсе 10 кл., то на такой в целом нетрудной работе , можно вспомнить и повторить общие принципы работы с контурной картой, усвоенные учащимися в предыдущие годы.
Задания выполняются на контурной карте мира при помощи атласа и помощи учителя. Задание 1 уровня сложности.
- На контурной карту в регионе Африка и Азия, Европа провести границы государств – монархий: Марокко, Свазиленд и Лесото, Непал, Япония, Бельгия, Нидерданды, Норвения, Испания. Подписать их названия и столицы. Использовать политическую карту мира и «Регионы и страны Африки» .
- В тетради дать определения:
Монархия –это …
Столица – это …
- Провести границу, подписать название и столицу держав-гигантов мира – Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Индонезия.
- На контурной карте Зарубежной Европы нанести границы, подписать названия и столицы государств-карликов: Лихтенштейн, Люксембург, Андорра, Бельгия, Нидерланды, Сан-Марино, Монако, Ватикан. В тетради дать определение: Государство-карлик – это …
В качестве домашней работы можно предложить дополнить список стран 1-2 примерами по каждому пункту и раскрасить территории стран разного типа цветом, например: монархии – голубым, державы-гиганты – розовым, карлики – зеленым.
- Тема: Зарубежная Европа. Общая экономико-географическая характеристика. Уровень 3. «Региональные различия Европейского региона»
Таблица.
Уровень развития и специализация хозяйства субрегионов Западной Европы
Характеристика | Специализация хозяйства | Названия районов |
Высокоразвитые районы | Высокотехнологичные наукоемкие отрасли | Центральная ось развития: Большой Лондон, Большой Париж, «промышленный треугольник» Милан — Турин — Генуя, юг ФРГ |
Старопромышленные районы | Угольная, металлургия, тяжелое машиностроение и др. | Рурский, Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс, Эльзас и Лотарингия |
Отсталые аграрные районы | Сельское хозяйство | Юг Италии, запад Франции, центр и юго-запад Испании, Португалия, Греция |
Районы нового освоения | Добыча нефти и газа | Север Скандинавии, район Северного моря |
На контурной карте Европы выполнить следующие задания:
1. Проведите границы субрегионов Западной Европы:: Южная (Испания, Португалия, Греция, Юг Италии с ов-ми Сардиния и Корсика, ожное побережье Франции) , Средняя и Северная Европа (Дания, Исландия, Ирландия, Великобритания,.Швеция, Норвегия, Финляндия
Подсказка: границу проводить по границам государств. Использовать цветную или черную ручку или карандаш. Субрегионы выделить римскими цифрами I, II, III того же цвета и подписать их обозначение в условных знаках.
2.Используя способ ареалов и качественный красный или бордовый фон, на основе таблицы выделить высокоразвитые районы Европы: Бавария, Север Италии, Центральная Франция, Мидленд и Большой Лондон. Отметить красным кружком главные промышленные центры: Париж, Мюнхен, Бирмингем, Амстердам, Роттердам, Антверпен, Милан, Лондон, Турин. Подписать центры. Соединить центры красным пунктиром, так чтобы получился треугольник.
3.Отметить главные старопромышленные районы (квадрат серого цвета со стороной 1,5 или 1,0 см): Шотландский (Северная Англия), Эльзас и Лотарингия, Северо-Французский, Бельгийский, Верхняя Силезия (Краковский), Северо-Итальянский, Рейнско-Рурский, Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс. Подсказка: Лучше сначала нанести все знаки и линии, а затем аккуратно закрасить территорию страны, не затрагивая расставленных знаков. Для лучшего результата закрашивайте равномерно в одном направлении с одинаковым нажимом!
4. Желтым закрасить территории отсталых аграрных раойнов: Юг Италии, запад Франции, центр и юго-запад Испании, Португалия, Греция.
5. Знаками показать основные месторождения нефти, газа, железной руды в Северной Европе и Северном море. Эти ареалы обвести и закрасить голубым.
Оформить условные знаки, надписать название карты («Региональные различия в Западной Европе»).
Сделать вывод: какова роль каждого субрегиона в общеевропейском развитии. Какие внутренние и внешние экономические связи могут с успехом функционировать в Европе с учетом выявленной структуры.
Подсказка 1: на карте работать только черной гелевой ручкой (границы и подписи), использовать только цветные карандаши. Все подписи выполнять печатными буквами, ровно и аккуратно. Закрашивать равномерно.
Для успешного выполнения используйте схемы в учебнике в разделе «Европа» и карты атласа.
- Тема: Япония. Общая экономико-географическая характеристика страны. Уровень 2. «Экономические связи Японии»
Комментарии: данная работа может служить в качестве графического конспекта или материала закрепления и повторения по теме.
На контурной карте Японии нанесите:
- Подписать черной гелевой ручкой печатными буквами главные острова Японии: о.Сикоку, о.Хоккайдо, о.Хонсю, о.Кюсю, о-ва Рюкю.
- Синей ручкой подписать моря, омывающие Японию, Черной ручкой подписать соседние государства.
- Красными кружками диаметром не менее 5 мм обозначить и подписать только название 10 городов-миллионеров: Токио (8 444 531), Иокогама (3 575 515), Осака (2 640 097), Нагоя (2 214 958), Саппоро (1 875 862)., Кобе (1 524 463), Киото (1 469 427), Фукуока (1 402 040), Кавасаки (1 315 865), Сайтама (1 185 030)
- в верхнем углу карты на свободном поле запишите основные сведения о государстве: площадь, численность населения, форма правления и территориального устройства, размер ВВП общий и на 1 человека.
- Стрелками зеленого цвета показать направление ввоза в страну товаров, стрелками розовым (или оранжевым или бордовым или любым другим) над стрелкой подписать название товара, а на конце стрелки страну, откуда или куда этот товар направлен.
- Уголь импортируется из Австралии, Канады, США;
- железная руда ввозится из Австралии, Бразилии, Индии, Чили, Перу.
- Газ ввозится из Персидского залива. Австралии и Индонезии.
- Олово – из Тайланда, Индонезии, Малайзии.
- Медь и полиметаллы – из Канады, Тайланд, ЮАР
- Лес – Россия, Канада, США
Вывозят: Электроника бытовая – США, Европа, Россия
Автомобили – Россия, США
Суда – США, Европа.
Сделать вывод о роли Японии в международных отношениях. Ответить на вопрос, в чем смысл понятий «японское чудо», «ресурсозависимость», «нанотехнологии».
Подпишите название карты, создав название самостоятельно, что бы оно отражало основную идею карты. Оформите условные знаки!!
[1] По материалам эксперимента Н.Е. Мальковой, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с контурными картами на уроках географии
Большинство знаний, которыми должны овладеть учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Знать карту-значит помнить, ясно представлять по памяти расположение, относительн...
Работа с контурными картами на уроках истории в 5 классе I часть
При систематической работе у школьников навык выполнения заданий с контурной картой становиться отработанным действием, закрепившемся в долговременной памяти подростка, что позволит в дальнейшем ему н...
Работа с контурной картой на уроках географии в системе критериальной оценки
Работа с контурной картой ведется на всех этапах изучения географии. Она является средством изучения предмета. Работа на контурной карте отражает уровень знаний и умений обучающихся, а, следовательно....
Для родителей. Методические рекомендации по работе с картами на уроках географии
Методические рекомендации по работе с картами на уроках географии...
Работа с контурной картой на уроках географии как средство оценивания знаний
Главной целью освоения предмета «География» является развитие у учащихся многообразия современного географического пространства, которая позволяет им увидеть общую картину мира; формироват...
Работа с контурными картами на уроках географии
Тематическая разработка для правильности работы с контурными картами на уроках географии...
Работа с контурной картой на уроке истории по теме «Начало Второй мировой войны. 1939-1941 г.г.»
Предмет «Всеобщая история. Новейшая история. 1914-1945 гг.» 10 классРабота с контурной картой на уроке истории по теме «Начало Второй мировой войны. 1939-1941 г.г.»Учебник...