Использование карт и атласов на уроках истории.
учебно-методический материал по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
13 февраля 2020год. РМО учителей истории на базе МКОУ Суторминской ОШ. Выстыпление:Использование карт и атласов на уроках истории. Организация работы с исторической картой с целью углубления знаний обучающихся об историческом пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_ist_13.02.2020._fem.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
13 февраля 2020год. РМО учителей истории на базе МКОУ Суторминской ОШ.
Слайд 1.
Использование карт и атласов на уроках истории. Организация работы с исторической картой с целью углубления знаний обучающихся об историческом пространстве.
Федоров Евгений Михайлович,
учитель МКОУ Караваевской ОШ
Слайд 2.
Представление об историческом пространстве относится к важнейшим
компонентам исторических знаний.
Проблемы современного исторического образования многообразны.
Слайд 3.
Это, в том числе, и
- проблема формирования представления об историческом пространстве как важнейшего компонента исторических знаний;
- проблема узкопредметного характера информации;
- проблема отсутствия связи между обучением и социализацией ребёнка.
Слайд 4.
Категория «историческое пространство» является одной из содержательных линий школьных курсов общественных дисциплин. Она предусматривает изучение исторической карты России и мира в динамике, отражённых на карте, временных, географических, экологических, этнических, социальных, геополитических и прочих возможных характеристик развития человечества.
Работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта – это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления обучающихся.
Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.
Слайд 5
Экзаменационные работы ОГЭ и ЕГЭ, а также ВПР сегодня включают в себе задания по исторической карте, а значит, существующие реалии диктуют нам более детальную и качественную работу с исторической картой.
Слайд 6.
Первое, что необходимо сделать ученику при выполнении заданий с исторической картой – «узнать карту», т. е. определить географическое расположение данного фрагмента карты и хронологический период, к которому относятся события. В заданиях также проверяются знание
историко-географических объектов и их расположение в системе других
объектов на карте; умение пользоваться легендой карты. Кроме этого,
задания на основе исторической карты проверяют у выпускников знание
фактического материала.
Слайд 7.
Основными функциями исторической карты на уроке истории должны быть информационная, обучающая, развивающая, контрольная, значительно реже иллюстративная. Кроме того не стоит забывать, что исторические
карты являются для учащихся источниками информации, которую надо
суметь найти и «прочитать» на карте.
Слайд 8.
Сегодня это является главным принципом использования исторической карты на уроке истории: карта – источник информации, также как вещественные, письменные, изобразительные и медиа (видео, аудио) источники .
Слайд 9.
Умения работать с легендой карты, понимать масштаб и условные
обозначения требуют первоочередного внимания учителя. Причиной
плохого понимания обучающимися условных обозначений является то, что, либо ученики их не отмечают в контурных картах (этого не требуется в
большинстве рабочих тетрадей), либо копируют условные знаки из атласа,
не задумываясь, что они означают. При систематическом обращении к
легенде карты, у обучающихся, выходящих на итоговую аттестацию, проблем возникнуть не должно.
На слайде 9 пример теста с условными обозначениями.
Проблема «узнавания карты» учащимися требует длительной работы. Чтобы ученику понять, что за фрагмент карты предложен на экзамене или ВПР, необходимо определить место этого фрагмента в пространстве и во времени. Причина затруднений обучающихся проста – на уроках истории чаще всего используются тематические карты. Попытки решить эту проблему только развитием зрительной памяти у учащихся представляются тупиковым путем. У меня был ученик, который был летом на отдыхе в Египте, но по прибытии не мог показать на современной карте, где он отдыхал, тогда как на карте Древнего мира Египет находил.
Следует обеспечить преемственность между картами. Но как это сделать на уроке? Можно использовать методический прием от общего к частному.
Прежде чем познакомить учеников с новой тематической картой, предложить им найти и показать территорию, на которой происходят
изучаемые события на общей карте. В некоторых кабинетах истории на
боковой стене изображена или постоянно висит настенная физическая или политическая карта мира. Это самый удачный вариант. Но можно использовать карту мира в цифровом формате на экране. Затем перейти к тематической карте.
Слайд 10.
Например, найти дельту Нила на карте мира, определить, что это за материк, какие моря вокруг, а затем изучить тематическую карту в атласе или учебнике.
Слайд 10, 11 - пример работы с темой Древний Египет.
Слайды 12,13 - пример работы с темой Возникновение и распад империи Карла Великого.
Слайды 14, 15, 16 - пример работы с темой Древняя Греция.
Если предстоит работа со схемой города, то подойти к нему надо будет в три этапа. Например, идет изучение афинского порта Пирей.
(14) Сначала найти на общей карте Балканский полуостров, затем Афины на карте (15) «Классическая Греция в период расцвета» и только потом переходить к (16) схеме в учебнике. Систематическое использование описанного методического приема обязательно приведет к положительным результатам, ученики научаться опираться в определении фрагмента карты на статичные географические объекты.
Определить ученику, к какому периоду относится предлагаемый на экзамене фрагмент карты, можно только опираясь на знание фактического материала.
Слайд 17.
В преподавании истории используются различные виды карт: настенная историческая карта: карта в историческом атласе, карта в учебнике, электронная карта в компьютере или на интерактивной доске, контурная карта.
Слайд 18.
В качестве подсказок можно использовать условные знаки, наличие или
отсутствие каких-либо историко-географических объектов.
Процесс формирования у обучающихся картографических умений по
нахождению историко-географического объекта на карте состоит из нескольких этапов: демонстрация этого умения учителем,
разъяснение из каких операций оно состоит, а затем выполнение
школьниками тренировочных упражнений для овладения этим умением. На
первых двух этапах используются демонстрационные карты. Они могут быть
традиционными настенными или цифровыми – статичными и
анимированными. Но для закрепления умения необходимы либо контурные
карты, либо карты-тренинги.
Слайд 19-22
Любой историко-географический объект на карте необходимо определять в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его место необходимо «связывать» в представлении обучающихся с рекой, морем, другими городами. Например, не только найти на карте город Новгород, а сразу определить реку Волхов, на берегах которой он расположен, и озеро, в которое впадает эта река. От общей карты перейти к тематической. Таким образом, формируется перенос умения находить расположение города на любой другой карте. Иначе ученики, чаще всего, запоминают объект зрительно и в своем подсознании фиксируют «ищи Новгород в верхнем левом углу карты». А на другой карте там его уже не найти.
Слайд 23.
Еще одно типичное затруднение, которое встречается у выпускников школы в ходе итоговой аттестации – это неумение соотносить даты событий, их место, участников, итоги. Для развития у школьников таких смысловых
связок, лучше всего использовать таблицы. Например, известную всем
учителям истории таблицу–хронотоп (дата–событие–место), надо дополнить
двумя графами: участники события и результат (итоги).
Слайд 24,25
Алгоритм работы с картой получится следующим:
- Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
- Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
- Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким.
- Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
- Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
- Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
Слайд 26.
Историческая карта может быть использована на различных стадиях урока:
- В начале урока, как введение в материал и как иллюстрация
- В ходе объяснения нового
- На завершающей стадии для закрепления новых знаний
Организация познавательной деятельности при работе с картой разнообразна.
Это и приемы:
локализация исторических событий на карте; «оживление» карты наглядными средствами; чтение и составление легенды карты; вычерчивание объектов на карте.
И задания:
покажите объект на карте и словами опишите его местоположение; прикрепление значков, символов, аппликаций; придумайте условные значки для игрового сюжета по карте; нарисуйте и подпишите объекты на карте и т.п.
Вот несколько примеров заданий:
- По карте «Расселение людей в Восточном полушарии 10—4 тыс. лет назад» проследите, как изменялась площадь земледелия
10—7 тыс. лет назад, 7—5..., 5—4... - Покажите территорию, где в эти же периоды обитали скотоводы и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и охотников? Объясните ее на основании карты.
- Как вы можете объяснить существование «белых пятен» на этой карте?»
Конечно такая система работы с разными видами исторических карт на
уроках истории может вызвать возражение, что не хватает времени изучать фактический материал. Но ведь работа с историческими картами, также как и с другими источниками информации не требует отведения особого времени на уроке, отдельного от изучения фактического материала. Предлагаемые приемы позволяют органично и целенаправленно использовать историческую карту на всех этапах учебного занятия, организуя учебную деятельность учащихся через работу с исторической картой как источником изучаемого фактического материала.
Систематическая работа в течение всего процесса обучения истории
позволит гораздо лучше подготовиться ученикам к сдаче экзаменов, чем
простое «прорешивание» ими заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТУРНЫХ КАРТ ЦАРСКОГО СЕЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ ГОРОДА
Изучение такого предмета как краеведение - это долгий и кропотливый труд. Для того чтобы дать ученикам знания, научить их любить и уважать свой край, нужно приложить немало усилий и труда.Сегодня крае...
Мастер-класс по проблеме «Использование инфомационно - коммуникативных технологий на уроке истории, организация работы в группах», урок по теме "Реформы Петра I"
Тема. Реформы Петра I. Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время. 2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральн...
Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре
Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...
Серия уроков с использованием проблемно-поисковой технологии на уроках истории и обществознания
Актуальность проблемно-поисковой технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возмо...
Использование современных педагогических технологий на уроках истории и истории и культуры Санкт-Петербурга
Приоритетным направлением исторического, культурного и краеведческого образования считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов ...
Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)
Данные методические рекомендации направлены на формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению....
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...