«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонстрировать не только достижения в изучении " Истории Донского края" но и свои метопредметные навыки:умение создаватьпрезентации, знание литературы Дона, знание фольклёра ,жудожественные навыки, араторске мастерство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
![]() | 13.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».
Карташова Т.В., учитель истории и обществознания
МБОУ Верхнедонская гимназия станицы Казанской.
Задача:
- Демонстрация опыта работы по использованию образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории.
Тема урока: «Наши корни»
Эпиграф: Без памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа
Цели урока:
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина малой Родины.
Научиться объяснять особенности развития казачьего края, связывая различные факты и понятия в целостную картину.
Линия 3. Историческое мышление.
Научиться выявлять причины и последствия возникновения этно- культурной общности казаков.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
При оценке, своего прошлого, своих исторических корней, научиться выявлять нравственно-гуманистические стороны способов разрешения спорных вопросов.
Обязательный минимум содержания: История малой Родины, традиции дедов и отцов, твои корни.
Компетенции:
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, создавать презентации, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях и ресурсы интернета;
-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентации учащихся, выставка книг; выставка творческих работ учащихся.
Столы в кабинете расставлены в форме подковы, на полу лежит чабрец и полынь. Выставлена тренога с котелком (символ бродников); создана небольшая композиция из красных тюльпанов. Перед началом урока звучит песня «Славьтесь, славьтесь казаки».У учащихся на столах лежат книги История Донского края 7-8 кл и рабочие тетради. Гостям урока до начала мероприятия были преданы грамоты, с целью вручения наиболее отличившимся учащимся по итогам урока. Урок проводился в рамках семинара «Обеспечение качества современного образования в рамках реализации ФГОС».
План урока:
1. Показ видеофрагмента – (погружение – активизация внимания).
- Постановка проблемы: Как можно назвать все наши проектные работы и наш сегодняшний урок?
На данном уроке презентации фиксирует основные темы:
- История нашей станицы
- Казак и конь
- Управление казаков
- Казачий край песенный край
- Подведение итогов.
Ход урока
- Здорово ночевали казаки.
- Собрались мы сегодня, чтобы подвести итоги, а для этого прошу обратить внимание на экран. Используя доступ к интернету, мы перенесемся в краеведческий музей станицы Казанской. Что вы видите на экране?
- Правильно это наши посиделки в краеведческом музее, итоговый урок по теме «Казаки гуторят». Теперь обратите внимание на доску: родник, Родина, род, отец, Отечество – эти слова знакомы вам с детства и чем вы становитесь старше, тем они для вас важнее.
- Давайте попробуем назвать тему сегодняшнего урока. Выражение «Наши корни» кажется наиболее удачным.
- Хочу рассказать вам легенду. Испокон века зовут нашу реку Дон Иванович. А почему, знаете ли вы, ребята? Говорят у старика Ивана было два сына: одного звали Шат, а другого Дон. Шат был старше и сильнее, а Дон младше и слабее. Жили одной семьей поначалу, долго жили, подросли сыновья, пора судьбу свою пытать. Вывел их отец за околицу, велел слушать его и указал дорогу каждому. Только Шат не послушался его и пошел искать тропку легче, с пути сбился, да и сгинул в болоте. А Дон шел туда, куда отец указал ему, и всю Россию прошел, стал славен… Про речку Шат никто не знает, а дон река знаменитая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах процветают. Недаром и зовут люди реку свою родную Дон-Батюшка.
- Я предоставляю слово Даше Зотьевой, она поведает нам историю нашей малой Родины (просмотр презентации).
Релаксация. Давайте споем гимн нашей станицы «Станица родная».
Прошу в сопроводительном листе к уроку на первые четыре вопроса.
Немыслим казак без коня. Об этой стороне нашей истории расскажет Соколов Юрий и Чебаков Стас.
Релаксация. Ребята отгадаем загадки.
1. На чужой спине едет, на своей - груз везет.
2. Шесть ног, две головы, один хвост.
3. Обувь в огне изготовляется и с ног не снимается.
4. Погоны желты,
шашки остры,
пики длинные, кони борзые,
полем едут с песнями
искать Отечеству чести, а себе славы.
Хочу обратить ваше внимание, в жизни казака важную роль играл не только конь. Посмотрите на эту реконструкцию, что это? Верно, это – чайка. На таких судах, куда и зачем плавали казаки? Верно, в далекие времена, когда казаки не вели производящего хозяйства огни ватагами, отправлялись за зипунами, храбро бороздили воды Азовского и Черного морей на юрких суденышках и возвращались с богатой добычей.
Молодцы. Обратите внимание – подготовлена композиция из алых тюльпанов. Кто из Вас ребята может рассказать мне легенду, связанную с лазоревым цветком? Верно, это легенда о душах, погибших в битвах казаков. Летом в тех местах, где покоятся их кости, колышутся седые ковыли. Много хороших черт в казачьем характере. Вот только больно горячи казаки. Наверное поэтому решали споры силою. А я хочу призвать вас ребята к терпимости и взаимопониманию.
Артамонова Ира подготовила презентацию об управлении казачьим юртом и Войском Донским. Давайте посмотрим презентацию управления казачьим краем.
Вы просмотрели презентацию, кто назовет имя атамана станичного юрта? Далее мы познакомимся с четвертой презентацией «Дон край песенный». Презентацию подготовили Лядова Дарья и Бугаева Алиса. Девочки не только познакомили нас с песенными традициями казаков, но исполнили фрагменты песен различных жанров.
Релаксация совместно с вокальной группой класс исполняет песню: «…»
Подведение итогов.
В течение урока Тимощук Андрей создал графический рисунок, отражающий содержание сегодняшнего нашего урока и его личные чувства. Внимание на рисунок. Прошу объяснить увиденное. Андрей насколько объяснение твоих одноклассников совпадают, с тем что ты изобразил на рисунке.
Рефлексия. Заполним оставшуюся часть сопроводительного листа.
Предоставляю слово нашим гостям для того чтобы отметить наиболее отличившихся учащихся грамотами. Спасибо уважаемые гости, я тоже хочу в баллах оценить работу каждого ученика. Предлагаю свой балл выставить в графе «Мои достижения».
Ребята наш урок подходит к концу. Я надеюсь, он убедил вас, что чувство Родины – важнейшее чувство для каждого человека. Вы будете расти, и понятие Отечество засверкает перед вами различными своими гранями. Ваш жизненный опыт расширит это понятие до границ всего государства. Как у реки есть исток – маленький ключик, так и чувство Родины начинается с любви к своему Родному краю. Давайте взглянем еще раз на слова на доске. На наших уроках мы сеем зерна памяти, и я глубоко уверена, что со временем, они дадут дружные всходы в ваших душах.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку по истории Донского края в 7 классе по теме: «Наши корни»
Фамилия и имя __________________________________________________
Выполни тест
1. Слово городок означает-
2. Начало наше станицы положило первое поселение-
3. Водные преграды, защищавшие казачий городок-
4.Казаки собирались для решения важнейших вопросов на в центре станицы на площади, которая называлась сюда приглашали .
5 Какие казачьи песни поют в твой семье?
6. Свободные люди на Дону назывались –
7.Что из традиций донских казаков ты считаешь
Положительным | Отрицательным |
Итог урока, рефлексия
Плюс | Минус | Интересно Хочу узнать. |
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии деятельностного типа: проектно-исследовательская деятельность в преподавании химии
Тезисы выступления на VI окружной педагогической конференции «Деятельностный метод как средство реализации современных целей образования»...

Современные образовательные технологии деятельностного типа
Осмысление основ современных образовательных технологий деятельностного типа (технологии смыслового чтения и работы с текстом; технологии проблемного диалога; технологии оценивания образовательных дос...

Статья "Перспективы использования технологий деятельностного типа на уроках химии в гимназическом образовании школьников"
Статья о применении технологии проблемного обучения на уроках химии....

«Образовательные технологии деятельностного типа»
. Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии. Роль деятельностного метода обучения в реализации современных образовательных цел...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа
С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...

Образовательные технологии деятельностного типа в реализации комплексного курса "ОРКСЭ"
презентация к семинару...

Современные образовательные технологии деятельностного типа. Метод проектов. Проект «Моя языковая биография».
I. Деятельностный подход к обучению. Современные образовательные технологии деятельностного типа.II. Современные методы обучения ИЯ.III. Метод проектов в школе.IV. Проект «Моя языковая биография...