Программа юный краевед
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_kraeved.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Оренбургской области
Отдел образования Тюльганского района
МБУДОД «Центр дополнительного образования детей»
«Согласовано» Методсовет МБУДОД ЦДОД
| «Утверждаю» Директор МБУДОД ЦДОД ________________Громова Л.М. |
- Дополнительная образовательная программа
«Юный краевед»
Срок реализации – 1год
Возраст учащихся 10-16 лет
Составлен
педагогом дополнительного образования
Мухамедьяновым Талгатом Аксановичем
Аллабердино 2012.
Содержание.
1. | Титульный лист. | |
2. | Содержание. | |
3. | Пояснительная записка. | |
4. | Тематический план. | |
5. | Содержание программы. | |
6. | Методическое обеспечение. | |
7. | Литература. |
Пояснительная записка.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к историческому и краеведческому творчеству. Занятия творчеством будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном обществе.
Набор детей в группу осуществляется по наличию у них определенных умений и навыков и способностей.
На занятиях практического обучения учащиеся выполняют исторические рисунки ,чертежи,чтение карт с опорой на легенду, анализировать и обобщать факты,составлять простой и развернутый план,тезисы,конспект,формулировать и обосновывать выводы и т. д. . В процессе практических занятий должное внимание уделяется вопросам технологии изготовления макетов дома,зданий, оружий, формированию у учащихся общих умений и навыков по художественной обработке дерева, на основе выполнения различных изделий. На каждом занятии проводятся беседы и инструктаж по технике безопасности.
Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала.
Весь процесс обучения носит творческий, исследовательский характер, а выполненные изделия имеют известную практическую и художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечают функциональным и эстетическим требованиям, общественно полезным
Направленность программы – историко - краеведческая
- Новизна. За основу программы взята, разработанная ранее автором программа кружка «Краевед». Новизна программы состоит в том, что она ,основывается не на изучение одного предмета истории, а направлена на комплексное изучение нескольких разделов: по археологии,литературе,географии и экологии . Было добавлено направление работы с применением современных компьютерных технологий, использования в работе интернета для поиска необходимой информации. Деятельность учащихся в объединении строится по методу проектов, когда учащийся изучает определённый раздел, работая над темой.
Актуальность, обусловлена тем, что в настоящее время учащихся проявляют живой интерес к историческому и художественному творчеству. К числу наиболее актуальных проблем в современном образовании относится:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Данная программа позволяет полнее удовлетворить стремление учащихся по данным направлениям.
Педагогическая целесообразность. В настоящее время в школьной программе наблюдается стабильное снижение занятий по истории в связи с этим у учащихся появляется неудовлетворённость в области исторического и художественно - эстетического творчества. Данная программа призвана решить подобную проблему во внеурочное время.
Цель курса: развитие творческого потенциала личности воспитанников через освоение предметов истории,географии,экологии и применения полученных знаний через собственные проекты.
Развивать мотивацию к учению путём использования в своей работе информационных технологий; Формирование творчески мыслящей, активно действующей и легко адаптирующейся в современных социально-экономических условиях личности.
Задачи курса:
■ Развитие познавательного интереса.
■ Развитие личности, активности, самостоятельности, общения.
■ Создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включение в активную деятельность.
■ Формирование специальных умений, знаний и навыков в области истории ,географии ,экологии и информационных технологий.
■ Развитие аккуратности, опрятности, умения ценить красоту. Культура поведения.
■ Формирование здорового образа жизни.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста (10-16 лет).
1 год обучения – 10-16 лет
Срок реализации программы – 1 год. (Всего 60 часов).
1 год обучения – 60 часов
Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты:
- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
- Составлять доклады, рефераты
- Оформлять дневник похода
- Применять полученные знания на практике
- Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
- Практиковаться в умении проводить экскурсии
“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.”
Д.С.Лихачёв
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения оренбургского края, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы
Представленная программа рассчитана на учащихся 6-10 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.
Тема “Мой дом, мое село, моя школа”, нацелены на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и селу как к малой родине
Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа
Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории Тюльганского района, беседы с интересными людьми, встречи.
В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
- Принцип интеграции и дифференциации обучения
- Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
- Практические
- рассказ педагога и рассказы детей
- беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини сочинения
- Походы, экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
Почасовая разбивка |
№ | Разделы программы | Теория | Практика | ||
1 | Водная беседа | 1 | 1 | ||
2 | Село, в котором мы живём | 3 | 2 | ||
3 | Мой Тюльганский район | 2 | 1 | ||
4 | Изучение Оренбургской области | 5 | 2 | ||
5 | Мой дом, семья | 2 | - | ||
6 | Туристские навыки | 2 | 4 | ||
7 | Охрана природы | 2 | 4 | ||
8 | Поиск | 4 | 2 | ||
9 | Экология | 2 | 2 | ||
10 | Школьный музей | 1 | 2 | ||
11 | Загадки Оренбургской области | 1 |
| 4 | |
12 | Истоки Оренбургского казачества | 1 | 4 | ||
13 | Итоговые практические занятия | 1 | 5 | ||
| Итого | 27 | 33 |
Итого 60 часов.
Земля Оренбургская – край родной
- 1. Вводная беседа:
- Задачи, содержание программы на новый учебный год.
- 2. Изучение Оренбургской области
2.1 География Оренбургскойобласти
- Географическое положение, границы, территория
- Полезные ископаемые
- Реки, озёра
- Каналы, водохранилища.
Практические задания:
- Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении Оренбургской области
- Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ” для различных параллелей
- Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.
2.2 Города и районы области
- Большие и малые города области
- Оренбург – областной центр
- Районные центры
Практические занятия:
- Интеллектуальные игры “Знаешь ли ты Землю Оренбургскую?”
- Оформление альбомов
- Выпуск презентаций Power Point
- 3. ИсторияОренбургского казачества:
3.1. Краткое описание Земли Оренбургской
3.2. Наш край в далёком прошлом
Практические занятия:
экскурсия в рощу.
3.3. Зарождение Оренбургского казачества:
Практические занятия:
Экскурсия в гору Караул
Выпуск презентаций в
Power Point
об истории Оренбургского казачества.
3.4 Отечественная война 1812 года.
- Бородинское сражение
- Первая мировая война.
- Вторая мировая война 1939-1945г.
Практические занятия:
экскурсия в краеведческий музей школы
конкурс “Что? Где? Когда?”
3.5. Культурные традиции башкиров
- Ислам в жизни башкир
- Одежда, быт, нравы башкир
- Литература
- Наши земляки - художники
- Старинный и современный фольклор
Практические занятия:
сбор фольклорного материала в посёлке и прилегающих сел.
- 4. Экология
- Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе
- Охрана рек, родников, водоёмов
- Охрана птиц и животных
- Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся
- Красная книга
Практические занятия:
Поход выходного дня на гору Караул
Участие в экспедиции по очистке малых рек
Учебно-познавательная игра – “Учись , играя”
- 5. Школьный музей.
- Результаты поисковых работ обработать и пополнить школьный музей.
- Повсеместно вести пропагандистскую работу среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества
- Сотрудничать со средствами массовой информации, составлять летопись поискового движения
- Положение о школьном музее, фонды музея, их значение
Практические занятия:
Разработка текстов экскурсий – обзорной и тематической, организация поиска по направлению “Летопись моей школы”
Посещение школьного краеведческого музея
- 6. Загадки Оренбурского края.
- Сбор материала о необычных объектах, явлениях природы, обработка данных археологических раскопок.
Практические занятия:
Выпуск краеведческих газет и презентации в Power Point.
- 7. Тюльганский район.
- География Тюльганского района, природные достопримечательности.
- Знаменитые люди района, район в годы ВОВ.
Практические занятия:
Работа в музее.
Составление презентации об истории района.
Встречи с ветеранами ВОВ.
- 8. Итоговые практические занятия – участие в экологических и краеведческих мероприятиях.
Литература:
1.Мировые войны ХХ века. Кн.1,2. Первая мировая война.-М.,2002.
2.Надеждин,Н.П. История науки и техники.Ростов на Дону. 2006.
3.Хрестоматия по истории и науки.-М.-2005.
4.Первая мировая война: пролог ХХ века,-М.1998.
5.География Оренбургской области.
6.История Оренбурского края.
7.Россия в региональных войнах и конфликтах второй половины ХХ века-М.2000.
8.Школьная энциклопедия: Новейшая история.ХХ век. М.-2003.
9.Мировая война 1939-1945гг.Взгляд побежденных.-М.- 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...
адаптированная программа "Юный краевед"
адаптированная программа "Юный краевед"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...
Рабочая программа "Юный краевед"
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Юный краевед"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»
Кружок «Юный краевед» рассчитан на один год обучения и предназначен для работы в 7-9 классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории малой родин...
Рабочая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные краеведы» является программой туристско-краеведческой направленности. Занятия по данной программе способствуют воспитанию...
дополнительная общеразвивающая программа Юный краевед
Программа по кравеведеию в 5-6 классах...