Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»
рабочая программа по краеведению (9 класс)

Исанчурина Фаиля Фаритовна
Кружок «Юный краевед» рассчитан на один год обучения и предназначен для работы в 7-9 классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории малой родины – родного села. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. Программа позволяет вовлекать детей в конкретную музейно-краеведческую деятельность в рамках программы Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» и «Моя малая родина: природа, культура, этнос». На кружок отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved.docx51.29 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования, опеки и попечительства администрации муниципального образования Октябрьский район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования Октябрьского района»

 

Программа согласована

на методическом совете

МБУДО ЦДО

«____»__________2020 г.

Протокол №__________

«Утверждаю»:

Директор МБУДО ЦДО

____________Ракова Л.С.

«____»__________2020 г.

Приказ №_____дата____

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юный краевед» 

Направленность: туристско - краеведческая                      

   

Срок реализации: 01.09.20 г. - 31.05.21 г.

Возраст детей: 13- 15 лет.

Руководитель объединения:

Исанчурина Ф.Ф., учитель русского языка и литературы

                               

                                                                       

                                                       

с. Октябрьское, 2020 г.

Содержание программы

1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

4

1.3.

Содержание программы

6

1.4

Планируемые результаты обучения

8

2.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

11

3

Список литературы

17

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)

-  Порядок организации и осуществления образовательной         деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

- Уставом бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования Октябрьского района»

Направленность программы «Юный краевед» имеет туристско-краеведческую направленность

Актуальность программы заключается в том, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая родина» ребёнка - это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и достопримечательности села, это и известные люди, гордость и слава края. Кружковая работа с обучающимися позволяет приобщить их к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до серьезных исследовательских работ.

Отличительные особенности программы: обучающиеся на занятиях знакомятся с историей малой родины, культурой и этнографией в процессе исследовательской, проектной, творческой деятельности. Принципиальной особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой родины – родного села. Материал, собранный детьми, будет использован для создания и выпуска книги о селе. Программа позволяет вовлекать детей в конкретную музейно-краеведческую деятельность в рамках программы Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». Благодаря этому, обучающийся может принимать участие в районной конференции исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов», краеведческих олимпиадах и других мероприятиях. Программа занятий кружка не ограничивает творчество учителя при отборе материала. В рамках программы курса возможно перераспределение материала, изменение темы, учебного времени в пользу более глубокого изучения отдельных вопросов, связанных с конкретными обстоятельствами или историческими событиями. В школьном музее и в сети Интернет отсутствует цифровая информация   о селе, краеведческий материал. Поэтому программа кружка даст возможность реализовать творчество учащихся, активизировать интеллектуально - творческую деятельность обучающихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.

Адресат программы: обучающиеся 13-15 лет

Объем программы. Представленная программа «Юный краевед» реализуется в течение 1 года, в 8 -9 классах.  Программа предусматривает работу: 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Форма обучения: очная.

Формы проведения занятий:

-лекции,

-беседа,

-исследование,

-защита проекта.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю:

- вторник — 16.00-17.30 ч. для обучающихся 8-9 классов.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края; расширение знаний по истории своей малой родины; формирование проектно – исследовательских компетенций обучающихся.

Задачами программы являются следующие:

  1. воспитательные:

- развивать творческую активность, инициативу и самостоятельность обучающихся;

- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим ценностям края;

- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием;

- создать педагогические ситуации успешности для повышения собственной самооценки и статуса обучающихся в глазах сверстников, педагогов и родителей.

2) обучающие:

- формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем своего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие района, края, страны

- подготовить обучающихся к практической деятельности;

- совершенствовать работу с компьютером, подготовку презентаций, защиту своих работ;

- совершенствовать навыки исследовательской и проектной деятельности;

- овладеть методами поиска необходимой информации.

3) развивающие:

- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

- способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

- расширять исторический кругозор обучающихся.

1.3. Содержание программы.

Учебно-тематический план на 2020 -2021 учебный год

Название  раздела

Кол-во

часов

Из них

Формы

аттестации/

контроля

Теория

Практика

1.

Введение. Что изучает краеведение

2

2

0

Текущий контроль (беседа, решение проблемных вопросов)

2.

Источники по истории Оренбургской области

2

1

1

Текущий контроль

(работа с историческими источниками)

3.

Заселение территории села Первое Имангулово

4

2

2

Текущий контроль

(беседа, фотоальбом)

4.

Заселение территории села Второе Имангулово

4

3

1

Текущий контроль

(беседа, фотоальбом)

5.

Революция и гражданская война  

4

2

2

Текущий контроль

(творческая работа,

беседа)

6.

Коллективизация сельского хозяйства

2

1

1

Текущий контроль

(беседа, творческая работа)

7.

Наше поселение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг

10

2

8

Текущий контроль

(творческая работа)

8.

Колхоз «Алга»

8

2

6

Текущий контроль

(творческие задания,  беседа)

9.

Образование на Имангуловской земле

14

4

10

Текущий контроль

(беседа,  творческая работа)

10.

Мое родословие

12

4

8

Текущий контроль

(беседа,  творческая работа)

11.

Быт и традиции населения села

2

1

1

Текущий контроль

(беседа,  творческая работа)

12.

Участие в  конкурсах, фестивалях, конференциях

6

3

3

Текущий контроль

(выступления перед аудиторией, защита работ)

13.

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация

2

0

2

Текущий контроль

(выступления)

ИТОГО:

72

27

45

Содержание программы

«Юный краевед» 72 часа

Тема: Введение. Что изучает краеведение (2 ч)

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. История нашего района – часть истории России. Для чего изучают историческое краеведение.

Практика. Работа с краеведческой литературой. Создание презентации «Край, в котором я живу»

Тема: Источники по истории Оренбургской области (2 ч)

Теория. Археологические источники. Документы. Воспоминания и мемуары. Архивные источники. Федеральные архивы. Российский государственный архив древних актов, Российский государственный военный архив. Областные архивы. Государственный архив Оренбургской области. Государственный архив Октябрьского района. Краеведческий музей Октябрьского района.

Практика. Работа с копиями архивных документов, историческими документами.

Тема: Заселение территории села Первое Имангулово (4 ч)

Теория. Первые упоминания о нашем крае. Возникновение первых поселений и образ жизни людей. Рост сёл и населения в 19 - начале 20 вв.  Влияние географического положения края на занятия населения

Практика. Экскурсия в сельский музей. Оформление фотоальбома

Тема: Заселение территории села Второе Имангулово (4 ч)

Теория. Архивные источники. Документы. Воспоминания. Областной архив.  Революция и гражданская война.

Практика. Экскурсия в сельский музей. Оформление фотоальбома

Тема: Революция и гражданская война (3 ч)

Теория. Становление органов управления новой власти. Крестьяне и советская власть. Отмена продразверстки. Раскулачивание крестьян.

Практика. Защита докладов и презентаций. Формулирование проблемных вопросов.

Тема: Коллективизация сельского хозяйства (3 ч)

Теория. Создание коммун. Создание совхозов. Первые колхозы. Массовая коллективизация сельского хозяйства. Перегибы в ходе колхозного строительства.  Руководители хозяйств.

Практика. Создание презентации по старым фото.

Тема: Наше поселение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (10 ч)

Теория. Тыловой район. Госпитали в нашем крае. «Все для фронта – все для победы». Мобилизации на трудовой фронт. Сельское хозяйство в годы войны. Война и женщина. Война и дети.  Вклад нашего края в Победу. Цена Победы. Демографическая ситуация в годы войны. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Мои близкие на фронтах ВОВ 1941- 1945 гг.

Практика. Подготовка и защита презентаций на темы: «Дети и война» и «Наше село в годы ВОВ». Проведение викторины «Родной край, опалённый войной». Сбор информации, материала о своем родственнике в альбом.  «Я тобой горжусь!!!»

Тема: Колхоз «Алга» – результат государственной программы укрупнения хозяйств в 50-х годах прошлого века (8 ч)

Теория. Наш край в послевоенное время. Развитие сельского хозяйства. Укрупнение колхозов. Административно-территориальные изменения в 60-е годы. Улучшение жизни колхозников. Подъем экономики в 70-80-е годы. Наши земляки – передовики сельского хозяйства. Председатели колхоза. Колхоз в воспоминаниях ветеранов.

Практика. Подготовка презентации «Исчезнувшие села», «Передовики колхоза «Алга»

Тема: Образование на Имангуловской земле (14 ч)

Теория.  Первые школы. Состояние образования. Переход к обязательному семилетнему образованию. Переход к всеобщему среднему образованию. История школы. Изучение истории школы, встречи с ветеранами педагогического труда.

Практика. Подготовка презентации на тему «Учителя - ветераны». Создание презентации «Наша школа», организация встреч с бывшими учителями школы, сбор информации об истории школы, обработка и оформление собранного материала.

Тема: Мое родословие (12 ч)

Теория. Что такое родословие. Имя и фамилия. Что они означают. Самые распространенные фамилии поселения. История происхождения моей фамилии. Изучение истории семьи в целом и отдельных её представителей. Семейный архив. Работа с архивными документами «Перепись населения 1920 года»

Практика. Создание родословной по «Переписи населения 1920 года» Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи. Как далеко идут корни моего рода. Ими гордится мой род. О чем рассказали фотографии из старого альбома

Тема: Быт и традиции населения села (2 ч)

Теория. Обряды. Праздники. Одежда. Традиции. Ремесла.

Практика.  Создание буклета.

Тема:Участие в выставках, конкурсах, фестивалях, конференциях. (3 ч)

Теория. Творческий рост воспитанников предполагает их участие в выставках, фестивалях, конференциях и т. д.

Практика.  Подготовка работ воспитанников к выставкам, ярмаркам; подготовка воспитанников к конкурсам, конференциям, фестивалям.

Тема: Итоговое занятие. (1ч)

Теория. Подведение итогов за год. Задания на период летних каникул. Награждение воспитанников за достигнутые успехи.

Практика. Презентации и фотовыставки.

1.4. Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПРОГРАММЫ

     В результате освоения содержания программы у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, предметных и метапредметных результатов.

        При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

        - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

        - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

        - ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

        - основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

        - ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

        - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

        - эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

        - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

        - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

        

При достижении предметных результатов у обучающихся будут сформированы:

        - устойчивый интерес к истории своей Родины;

        - знания по истории и культуре родного края;

        - умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

        - способность творчески мыслить и рассуждать;

        - умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

        - способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

        

При достижении метапредметных результатов у обучающихся будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

        Регулятивные универсальные учебные действия        

        Обучающийся научится:

        - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

        - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

        - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

        - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

        - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

        - различать способ и результат действия.

        Обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

        Познавательные универсальные учебные действия

        Обучающийся научится:

        - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

        - осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

        - выражать речь в устной и письменной форме;

        - проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

        Обучающийся получит возможность научиться:

        - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

        - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

        - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

        - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

        - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

        Коммуникативные универсальные учебные действия

        Обучающийся научится:

        - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

        - допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

         - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

        - формулировать собственное мнение и позицию;

        - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

        - задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

        - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

        Обучающийся получит возможность научиться:

        - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

        - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

        - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

        - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

        - содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

        - точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

        - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

        - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников   проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.

Все обучающиеся выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу.  При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек.

Формирование УУД выступает как цель образовательного процесса, а их сформированность определяет его эффективность.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

программы «Юный краевед»

на 2020- 2021 учебный год

Кол-во учебных недель: 36.

Кол-во учебных дней: 72

занятия

месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Введение. Что изучает краеведение (2ч)

1

сентябрь

18.09.20

16.00-16.45

Беседа. Инструктаж по ТБ

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой кружка.

Учебный кабинет

Опрос. Диагностика знаний по ТБ

2

сентябрь

18.09.20

17.00-17.45

Лекционное занятие

1

Краеведение – наука о родном крае. Понятие родной край. Территория и границы родного края

Учебный кабинет

Экспресс-тест

Источники по истории Оренбургской области(2ч.)

3

сентябрь

25.09.20

16.00-16.45

Лекционное занятие

1

Источники по истории Оренбургской области

Учебный кабинет

Беседа

4

сентябрь

25.09.20

17.00-17.45

Практическое занятие

1

Краеведческий музей села, района, области.

Учебный кабинет

Экспресс-тест

Заселение территории села Первое Имангулово (4ч)

5-6

октябрь

02.10.20

16.00-17.30

Практическое занятие

2

Заселение территории села Первое Имангулово

Учебный кабинет

Опрос.

Творческая работа

7-8

октябрь

09.10.20

16.00-17:30

Экскурсия

2

Экскурсия в сельский музей села 1-Имангулово

Учебный кабинет

фотоотчет

Заселение территории села Второе Имангулово(4 ч)

9-10

октябрь

16.10.20

16.00-17:30

Лекционное занятие

2

Заселение территории села Второе Имангулово

Учебный кабинет

Тестирование

11-12

октябрь

23.10.20

16.00-17:30

Экскурсия

2

Экскурсия в сельский музей села 2-Имангулово

Учебный кабинет

Оформление  фотоальбома

Революция и гражданская война  (4ч.)

13-14

октябрь

30.10.20

16.00-17:30

Лекционное занятие

2

Революция и гражданская война  

Учебный кабинет

Творческое задание

15-16

ноябрь

06.11.20

16.00-17:30

Круглый стол

2

Революция и гражданская война  

Учебный кабинет

Защита работ

Коллективизация сельского хозяйства (2ч)

17-18

ноябрь

13.11.20

16.00-17:30

Лекционное занятие. практикум

2

Коллективизация сельского хозяйства

Учебный кабинет

 Создание презентации по старым фото

Наше поселение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.(10 ч)

19-20

ноябрь

20.11.20

16.00-17:30

Лекционное занятие

2

Сельское хозяйство в годы войны.

Учебный кабинет

Проведение викторины «Родной край, опалённый войной».

21-22

ноябрь

27.11.20

16.00-17:30

Практическое занятие. Встреча

2

Дети войны. Встреча со старожилами села

Учебный кабинет

Подготовка и защита презентации на тему: «Дети и война»

23-24

декабрь

04.12.20

16.00-17:30

Практическое занятие

2

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны

Учебный кабинет

Самостоятельная работа

25-26

декабрь

11.12.20

16.00-17:30

Практическое занятие.

2

Пополнение информации к экспозиции «Дорогами боевой славы».

Учебный кабинет

Оформление материала  на стенде.

27-28

декабрь

18.12.20

16.00-17:30

Практическое занятие

2

Создание альбома «Я тобой горжусь!»

Учебный кабинет

Альбом «Я тобой горжусь»

Колхоз «Алга» (8 ч)

29-30

декабрь

25.12.20

16.00-17:30

Лекция.

Практикум

2

Колхоз «Алга» – результат государственной программы укрупнения хозяйств в 50-х годах прошлого века

Учебный кабинет

опрос

31-32

январь

08.01.21

16.00-17.30

Лекция, практика

2

Поисково – исследовательская работа по теме «Исчезнувшие села: Урняк, Тулкун, Баткак»

Учебный кабинет

Подготовка презентации «Исчезнувшие села».

33-34

январь

15.01.20

16.00-17.30

Лекция. практика

2

Наши земляки – передовики сельского хозяйства. Председатели колхоза.

Учебный кабинет

Подготовка презентации «Передовики колхоза «Алга»

35-36

январь

22.01.20

16.00-17.30

встреча

2

Колхоз в воспоминаниях ветеранов

Учебный кабинет

фотоотчет

Образование на Имангуловской земле (14ч )

37-38

январь

29.01.20

16.00-17.30

Лекционное занятие

2

История школы

Учебный кабинет

беседа

39-40

февраль

05.02.20

16.00-17.30

Встреча

2

Встреча со старожилами села по теме: «История школы

Учебный кабинет

Составление буклета

41-42

февраль

12.02.21

16.00-17.30

Лекция, практика

2

Учителя – ветераны педагогического труда

Учебный кабинет

Подготовка презентации на тему «Учителя - ветераны».

43-44

февраль

19.02.21

16.00-17.30

Лекция, практика

2

Истории учителей в истории школы. Учительские династии

Учебный кабинет

Подготовка презентации на тему «Учительские династии».

45-46

февраль

26.02.21

16.00-17.30

Практическое занятие

2

Сбор информации о школе

Учебный кабинет

Создание презентации «Наша школа»

47-48

март

05.03.21

16.00-17.30

Практическое занятие

2

 Гордость нашей школы – выпускники

Учебный кабинет

Оформление фотоальбома «Выпускники школы – уважаемые люди»

49-50

март

12.03.21

16.00-17.30

Практическое занятие

2

Пополнение материала с  историями учителей об истории школы к стенду

Учебный кабинет

стенд

Мое родословие (12ч)

51-52

март

19.03.21

16.00-17.30

Круглый стол

2

Что такое родословие.

Перепись населения 1920 года – архивный документ.

Учебный кабинет

беседа

53-54

март

26.03.21

16.00-17.30

Практическое занятие

2

Имя и фамилия. Что они означают. Самые распространенные фамилии села. История происхождения моей фамилии.

Учебный кабинет

Анализ выполненной практической работы

55-56

апрель

02.04.21

16.00-17.30

Лекционное занятие

2

Построение генеалогического древа

Учебный кабинет

Создание родословной своей семьи.

57-58

апрель

09.04.21

16.00-17.30

Практическое занятие

2

Как далеко идут корни моего рода

Учебный кабинет

Построение генеалогического древа

59-60

апрель

16.04.21

16.00-17.30

Практическое занятие

2

Ими гордится мой род

Учебный кабинет

Создание презентации,

самостоятельная творческая работа

61-62

апрель

23.04.21

16.00-17.30

Беседа. Объяснение нового материала

2

О чем рассказали фотографии из старого альбома

Учебный кабинет

Творческая работа

63-64

апрель

30.04.21

16.00-17.30

Лекционное занятие

практикум

2

Быт и традиции населения нашего села

Учебный кабинет

Выступление

Участие в конкурсах, фестивалях, конференциях (6 ч.)

65-70

апрель

07.05.2114.05.21

16.00-17.30

Конференция

6

Участие в  конкурсах, фестивалях, конференциях

Защита работ

Итоговое занятие (2 ч)

71-72

май

21.05

16.00-17.30

Конференция

2

Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области краеведения

Учебный кабинет

Условия реализации программы

Для реализации программы используется кабинет русского языка и литературы в МБОУ «2-Имангуловская средняя общеобразовательная школа».

Программу реализует учитель русского языка и литературы  Исанчурина Фаиля Фаритовна (образование высшее педагогическое, педагогический стаж – 26 лет).

Санитарное и техническое состояние кабинета соответствует санитарным нормам и правилам техники безопасности:

1. Обеспечен контроль над безопасностью приборов и средств ТСО:

- электророзетки, выключатели исправны.

2.Проведен совместно с ПК контроль безопасности использования учебных приборов и мебели, оборудования.

3. Осуществляется современное проведение инструктажа по безопасности труда на учебных занятиях и его регистрация в журнале.

4. Аптечка для оказания первой медицинской помощи имеется.

5. Пожарные средства безопасности имеются.

6. Естественное и искусственное освещение соответствует норме.

В оборудование кабинета входят следующие технические средства обучения:

  • Экран
  • Мультимедийный проектор.
  • Акустические колонки в составе рабочего места преподавателя.
  • Методические пособие учителя
  • Ресурсы сети Интернет
  • Дидактический, раздаточный материал
  • Научно-популярную литературу,
  • Мультимедийные обучающие программы.

Формы аттестации/контроля

Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в областных конкурсах исследовательских работ.

Формы проверки усвоения знаний

Итоговые выставки творческих работ;

Портфолио и презентации исследовательской деятельности;

Участие в конкурсах исследовательских работ;

Презентация итогов работы.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Список литературы

Литература для обучающихся:

  1. Государственный архив Оренбургской области. [Электронный ресурс]. http://www.orenarhiv.ru
  2. Искандаров Р.Ш. Верхние и Нижние Чебеньки. – Сакмара: Б. и., 1999. – С.6.
  3. Выставочный зал истории и краеведения Октябрьского района. http://oktcultura.ru/pages/vystavochnyy-zal-istorii-i-kraevedeniya-oktyabrskogo-rayona
  4. Прокофьева А.Г. Родной край и его люди в школьном изучении// Личность и окружающая среда в современном мире. Оренбург: ОГПИ, 1993. – С.86-87

Литература для педагога:

1.  Алфавитный список населенных мест оренбургской губернии по данным сельско - хозяйственной и поземельной переписи /  Издание Оренбургское губернское статистическое бюро. Оренбург, 1917

2. Государственный архив Оренбургской области. [Электронный ресурс]. http://www.orenarhiv.ru/

3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011. (для учителя).

4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010. (для учителя)

5. Искандаров Р.Ш. Верхние и Нижние Чебеньки. – Сакмара: Б. и., 1999. – С.6.

6. .Искандаров Р.Ш., Искандаров А.Р. Сеитов Посад: Очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы. – Казань, 2005. –С. 175.

7.  Списки населенных мест Оренбургской губернии / Издание Оренбургского Губернского Статистического комитета. Оренбург, 1901год. – С.157.

6. Списки населенных пунктов КССР. Оренбург, 1927 год. – С. 76 с.

7. Списки населенных мест Оренбургской губернии с общими о ней сведениями / Издание Оренбургского Губернского Статистического комитета. Оренбург, 1892 год. – С.514.

8. Федеральная  служба  гос.  статистики.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gks.ru/

9. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373) (для учителя)

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Второе_Имангулово#История

11. http://orenkraeved.ru/images/biblioteka/konferencii/tatari_v_oren_kraye/tatari_v_oren_kraye.pdf

12. Сайт ГАУ ДО ООДЮМЦ: http://surok-oren.ru

13. Портал ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко: http://odtdm.ru

14. ГБУК «Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека»: http://orenetno.ru/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"

Дополнительная общеобразовательная    программа   «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»

Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"

Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный многоборец"

Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по легкой атлетики разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ Министерства образо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"

В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный снайпер"

Программа способствует    решению одной из наиболее важных задач современного общества - патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке юношей к воинской службе в Россий...