адаптированная программа "Юный краевед"
рабочая программа по краеведению на тему

Хомякова Ирина Викторовна

адаптированная программа "Юный краевед"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_kraeved_programma.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая образовательная программа составлена на основе авторских программ  Е. А. Семеновой, к.п.н., ст. преподаватель кафедры общественных дисциплин ИРО и  Воскобойниковой Г. А., методист кафедры теории и практики воспитательной работы ИРО г. Липецка, 2012 г.

Цель программы:

Создание условий для развития у обучающихся нравственно-патриотических качеств  средствами школьного музея;

Задачи:

Образовательная : формирование знаний у обучающихся о истории родного края;

изучение славной истории школы и сохранение ее традиций.

Развивающая:

развитие навыков проведения исследовательской работы различными методами;

воспитательная: 

пробудить и усилить интерес учащихся к истории своего села, школы, проследить судьбы выпускников разных лет, увидеть, как переплетаются история школы с историей нашего государства.

Новизна программы заключается в том, что при ее изучении большая доля часов отводится на практическую и исследовательскую работу детей.

Программа объединения «Юный краевед» рассчитана на 1 год для детей среднего школьного возраста. Для реализации программы предусматривается 34 часа, режим работы – 1 час в неделю.

Механизм реализации программы осуществляется посредством применения различных форм образовательного процесса: кружковых занятий, массовых мероприятий, исследовательской работы.

 На занятиях используются следующие методы обучения: беседы, лекции, экскурсии, выполнение творческих и практических работ.

Все занятия творческого объединения «Юный краевед» планируются по блокам:

«Место, где растем, живем и учимся»

«С чего начинается малая Родина»

«Липецкий край в солдатских шинелях»

 «Наши знаменитые земляки»

Каждый блок состоит из 8-9 занятий, по окончанию изучения каждого блока издается «Альманах творческих работ обучающихся».

Для успешного проведения уроков по данному курсу в кабинете желательно иметь видео – и аудиоаппаратуру. Использование на занятиях видео -аудиокассет, дисков обогатят представление школьников о тех событиях, которые предлагает учитель.

Домашние задания по данному курсу предлагаются школьникам по желанию, и они носят исследовательский креативный характер:

сбор материала и поиск информации по блокам курса;

 тематические рисунки;

доклады, исследования по тому или иному блоку;

фотосессии;

компьютерные презентации.

Программа курса «Юный краевед» не требует специального учебника, так как материал можно почерпнуть в краеведческой литературе; из бесед с очевидцами интересующих нас  фактов; в библиотеке; архивах, музее,  используя  интернет-ресурсы.

Учебно-тематический план

№ п/п

раздел

всего часов

теория

практика

формы и методы

воспитательной работы

1

Введение. Удивительное слово «краевед»

2

1

1

Беседа, исследование, практикум

2

Место, где растем, живем и учимся

4

3

1

Беседы, дискуссии, экскурсии, исследование, анкетирование

2

С чего начинается малая Родина

13

4

9

Беседы, дискуссии, экскурсии, конкурсы, исследование

3

Страницы боевой истории Ельца

9

3

6

Беседы, фотоконкурс, исследование, анкетирование, сочинение

4

Наши знаменитые земляки

6

3

3

Беседы, фотоконкурс, исследование, дискуссии,

всего

34

14

20

Содержание программы

Введение. Удивительное слово «краевед» (2 часа: 1ч – теория, 1ч - практика)

  1. Что такое «краеведение», что называется родным краем?

             Источники изучения родного края (вещественные, изобразительные, письменные)

  1. Наблюдение, описание вещественных, письменных и изобразительных  источников своей местности

                 Правила работы с книгой, библиографией, указателями в библиотеке, Интернет-  

                 ресурсами

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: суть понятия «Краеведение»; источники изучения родного края;  

                                                правила работы с книгой, Интернет-ресурсами

Учащиеся должны уметь: вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов    

                                                исследования.

Раздел II  Место, где растем, живем и учимся (4 часа: 3ч – теория, 1ч – практика)

  1.  Географическое положение Липецкой области
  2.  Нанесение границ Липецкой области, обозначение своего населенного пункта на  

       контурной карте

            Творческая работа «Путешествие по карте Липецкой области»

  1. Происхождение названий населенных пунктов Липецкой области
  2. Геральдика Липецкой области

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

 Понятие о карте Липецкой области;

Местоположение своего населенного пункта на карте Липецкой области;

Площадь, конфигурацию области;

Основные природные комплексы;

Источники происхождения названий населенных пунктов;

Примеры происхождения названий населенных пунктов своего села;

Происхождение гербов населенных пунктов Липецкой области;

Учащиеся должны уметь:

Выявлять различия в названиях населенных пунктов Липецкой области  по источникам происхождения;

Объяснять происхождение гербов населенных пунктов Липецкой области;

Находить свой населенный пункт на карте области;

 Обозначать на контурной  карте Липецкой области ее границы и свой населенный пункт;

проводить сравнение площади территории области с площадью других регионов России, стран мира;

Характеризовать особенности природы.

Раздел III  С чего начинается малая Родина (13 часов: 4 ч – теория; 9 ч – практика)

  1. Мой дом
  2. Творческие работы «Мой адрес. Названия улиц моего села, их происхождение»

«Под крышей дома моего» (разработка проекта обустройства своего дома, улицы)

  1. Моя семья (мои родители, бабушки, дедушки, их жизнь, увлечения)
  2. Творческая работа «Генеалогическое древо моей семьи
  3. Проект «Герб моей семьи»
  4. Практикум «Старая фотография рассказывает ..» 
  5. Духовное наследие – церковь архистратига Михаила и пророка Илии
  6. Сбор информации, оформление исследования «Памятник архитектуры XIX века»
  7. Родная школа, ее история и традиции.

      Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений.

  1. Сбор информации, оформление исследовательской работы, организация выставки «Учителями славиться Россия, ученики, принося славу ей» (о ветеранах педагогического труда)
  2. Поиск информации о первых выпускниках школы, оформление стенда «Они были первыми»
  3.  Организация встречи с бывшим директорами школы,

оформление исследования «Капитаны школьного корабля»

  1. Оформление фотовыставки «Школа гордится нами, мы гордимся школой» (1 час)

Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

Источники происхождения названия улиц своего населенного пункта;

Примеры происхождения названий улиц своего населенного пункта по различным источника;

Особенности жилища, предметов быта в сельской местности;

Родословную своей семьи;

     Историю и традиции  родной школы.

Обучающиеся  должны уметь:

Выявлять особенности сельских и городских домов;

Определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей;

 Вести поиск, сбор материала по изучению судьбы своей семьи;

Составлять описание семейных традиций, реликвий;

участвовать в поисковой деятельности по изучению истории и традиций школы. 

Раздел IV Страницы боевой истории Ельца (9 часов: 3 ч – теория: 6ч  - практика)

  1. Елец – город воинской славы
  2. Героический боевой путь 143 стрелковой дивизии
  3. Юные герои – антифашисты
  4.  Поиск ветеранов ВОВ однополчан 143 стрелковой дивизии силами поисковых             групп
  5.  Экскурсия в краеведческий музей, работа в архивах, фондах музея  
  6.  Встречи с участниками  и очевидцами  исторических событий, запись их  

             воспоминаний  (М. В. Щедрин)

  1.  Оформление выставки, конкурс рисунков  «Великов победе посвящается …»  Творческие работы «Человек из легенды», «Детство, опаленное войной»,

           «Юные герои …»

  1.  Обновление Книги Памяти села «Наши односельчане-фронтовики». 
  2. Подготовка и проведение экскурсий: «Елецкая наступательная операция»,

« Ельчане – Герои Советского Союза»

Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся  должны знать:

Страницы боевой истории Ельца;

подвиги юных героев – антифашистов (А. Гайтерова, Н. Гусева, А. Оборотов);

 боевой путь 143 стрелковой дивизии.

Обучающиеся  должны уметь:

составлять описание жизни и деятельности выдающихся людей родного края периода ВОВ;

работать в библиотеке,  архивах и фондах музея.

Раздел V Наши  знаменитые земляки (6 часов: 3 ч- теория; 3ч – практика)

  1. Жизнь и творчество Н. Жукова – художника-земляка
  2. Жизни и творчество выдающегося композитора современности

Т. Н. Хренникова

  1.  Творческий путь И. А. Бунина
  2. Подготовка и проведение мини- экскурсии «Наши знаменитые земляки»
  3. Посещение музеев И.А. Бунина, Н. Н. Жукова. Т. Н. Хренникова
  4. Практикум «Альманах творческих работ обучающихся»

Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся  должны знать:

Биографию знаменитых людей родом из Ельца – художника Н. Жукова, композитора –

Т. Н. Хренникова, писателя – И. А. Бунина.

Обучающиеся  должны уметь:

Составить мини-экскурсию по темам блока;

Подбирать краеведческий материал для исследования, рефератов;

Работать с архивным материалом;

Составлять план исследования, его отдельных глав;

Пользоваться краеведческими сайтами;

Размещать краеведческую информацию на школьном сайте;

Проводить заочные экскурсии по темам курса;

Проводить очные экскурсии для младших школьников.

Литература:

    1. Горлов В., Новосельцев А., елец веками строился. – Липецкое издательство, 1993

        кн. изд-во,1981

    2.Прохоров В. А. Липецкая топонимия. – Воронеж: Центр.- Чернозем.

    3.Ридингер Н. Очерки истории Елецкого уезда. – Елец: Елецкие куранты, 1993

    4. Становление культурно-образовательной среды липецкой области (Елецкий край).-  

        Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004

    5. Шальнев Б. М.  Мир детства. Родная культура. Мир детства и отрочества: учебник-

        хрестоматия по краеведению Липецкой области для неполной средней школы / В. В.    

    6. Шахов, Б. М. Шальнев. – Рязань – Липецк: ГЕЛИОН, 1997

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

Ребёнок и народная культура. (размышления мамы, учителя и краеведа по поводу…)

Это размышление по поводу воспитания и развития детей дошкольного возраста. Проблемы стары, как мир. Но именно от их решения зависит судьба подрастающего поколения......

программа работы кружка "Юный краевед"

Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...

Учитель. Краевед. Писатель. или … «Нескромный» взгляд со стороны.

Взгляд на себя со стороны ...  или  "Творческий путь автора сайта"....

программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"

учебно- тематическое планирование по краеведению....

Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей  становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...

Программа кружка "Юные краеведы"

Программа кружка "Юные краеведы"...