адаптированная программа "Юный краевед"
рабочая программа по краеведению на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая образовательная программа составлена на основе авторских программ Е. А. Семеновой, к.п.н., ст. преподаватель кафедры общественных дисциплин ИРО и Воскобойниковой Г. А., методист кафедры теории и практики воспитательной работы ИРО г. Липецка, 2012 г.
Цель программы:
Создание условий для развития у обучающихся нравственно-патриотических качеств средствами школьного музея;
Задачи:
Образовательная : формирование знаний у обучающихся о истории родного края;
изучение славной истории школы и сохранение ее традиций.
Развивающая:
развитие навыков проведения исследовательской работы различными методами;
воспитательная:
пробудить и усилить интерес учащихся к истории своего села, школы, проследить судьбы выпускников разных лет, увидеть, как переплетаются история школы с историей нашего государства.
Новизна программы заключается в том, что при ее изучении большая доля часов отводится на практическую и исследовательскую работу детей.
Программа объединения «Юный краевед» рассчитана на 1 год для детей среднего школьного возраста. Для реализации программы предусматривается 34 часа, режим работы – 1 час в неделю.
Механизм реализации программы осуществляется посредством применения различных форм образовательного процесса: кружковых занятий, массовых мероприятий, исследовательской работы.
На занятиях используются следующие методы обучения: беседы, лекции, экскурсии, выполнение творческих и практических работ.
Все занятия творческого объединения «Юный краевед» планируются по блокам:
«Место, где растем, живем и учимся»
«С чего начинается малая Родина»
«Липецкий край в солдатских шинелях»
«Наши знаменитые земляки»
Каждый блок состоит из 8-9 занятий, по окончанию изучения каждого блока издается «Альманах творческих работ обучающихся».
Для успешного проведения уроков по данному курсу в кабинете желательно иметь видео – и аудиоаппаратуру. Использование на занятиях видео -аудиокассет, дисков обогатят представление школьников о тех событиях, которые предлагает учитель.
Домашние задания по данному курсу предлагаются школьникам по желанию, и они носят исследовательский креативный характер:
сбор материала и поиск информации по блокам курса;
тематические рисунки;
доклады, исследования по тому или иному блоку;
фотосессии;
компьютерные презентации.
Программа курса «Юный краевед» не требует специального учебника, так как материал можно почерпнуть в краеведческой литературе; из бесед с очевидцами интересующих нас фактов; в библиотеке; архивах, музее, используя интернет-ресурсы.
Учебно-тематический план
№ п/п | раздел | всего часов | теория | практика | формы и методы воспитательной работы |
1 | Введение. Удивительное слово «краевед» | 2 | 1 | 1 | Беседа, исследование, практикум |
2 | Место, где растем, живем и учимся | 4 | 3 | 1 | Беседы, дискуссии, экскурсии, исследование, анкетирование |
2 | С чего начинается малая Родина | 13 | 4 | 9 | Беседы, дискуссии, экскурсии, конкурсы, исследование |
3 | Страницы боевой истории Ельца | 9 | 3 | 6 | Беседы, фотоконкурс, исследование, анкетирование, сочинение |
4 | Наши знаменитые земляки | 6 | 3 | 3 | Беседы, фотоконкурс, исследование, дискуссии, |
всего | 34 | 14 | 20 |
Содержание программы
Введение. Удивительное слово «краевед» (2 часа: 1ч – теория, 1ч - практика)
- Что такое «краеведение», что называется родным краем?
Источники изучения родного края (вещественные, изобразительные, письменные)
- Наблюдение, описание вещественных, письменных и изобразительных источников своей местности
Правила работы с книгой, библиографией, указателями в библиотеке, Интернет-
ресурсами
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: суть понятия «Краеведение»; источники изучения родного края;
правила работы с книгой, Интернет-ресурсами
Учащиеся должны уметь: вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов
исследования.
Раздел II Место, где растем, живем и учимся (4 часа: 3ч – теория, 1ч – практика)
- Географическое положение Липецкой области
- Нанесение границ Липецкой области, обозначение своего населенного пункта на
контурной карте
Творческая работа «Путешествие по карте Липецкой области»
- Происхождение названий населенных пунктов Липецкой области
- Геральдика Липецкой области
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Понятие о карте Липецкой области;
Местоположение своего населенного пункта на карте Липецкой области;
Площадь, конфигурацию области;
Основные природные комплексы;
Источники происхождения названий населенных пунктов;
Примеры происхождения названий населенных пунктов своего села;
Происхождение гербов населенных пунктов Липецкой области;
Учащиеся должны уметь:
Выявлять различия в названиях населенных пунктов Липецкой области по источникам происхождения;
Объяснять происхождение гербов населенных пунктов Липецкой области;
Находить свой населенный пункт на карте области;
Обозначать на контурной карте Липецкой области ее границы и свой населенный пункт;
проводить сравнение площади территории области с площадью других регионов России, стран мира;
Характеризовать особенности природы.
Раздел III С чего начинается малая Родина (13 часов: 4 ч – теория; 9 ч – практика)
- Мой дом
- Творческие работы «Мой адрес. Названия улиц моего села, их происхождение»
«Под крышей дома моего» (разработка проекта обустройства своего дома, улицы)
- Моя семья (мои родители, бабушки, дедушки, их жизнь, увлечения)
- Творческая работа «Генеалогическое древо моей семьи
- Проект «Герб моей семьи»
- Практикум «Старая фотография рассказывает ..»
- Духовное наследие – церковь архистратига Михаила и пророка Илии
- Сбор информации, оформление исследования «Памятник архитектуры XIX века»
- Родная школа, ее история и традиции.
Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений.
- Сбор информации, оформление исследовательской работы, организация выставки «Учителями славиться Россия, ученики, принося славу ей» (о ветеранах педагогического труда)
- Поиск информации о первых выпускниках школы, оформление стенда «Они были первыми»
- Организация встречи с бывшим директорами школы,
оформление исследования «Капитаны школьного корабля»
- Оформление фотовыставки «Школа гордится нами, мы гордимся школой» (1 час)
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
Источники происхождения названия улиц своего населенного пункта;
Примеры происхождения названий улиц своего населенного пункта по различным источника;
Особенности жилища, предметов быта в сельской местности;
Родословную своей семьи;
Историю и традиции родной школы.
Обучающиеся должны уметь:
Выявлять особенности сельских и городских домов;
Определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей;
Вести поиск, сбор материала по изучению судьбы своей семьи;
Составлять описание семейных традиций, реликвий;
участвовать в поисковой деятельности по изучению истории и традиций школы.
Раздел IV Страницы боевой истории Ельца (9 часов: 3 ч – теория: 6ч - практика)
- Елец – город воинской славы
- Героический боевой путь 143 стрелковой дивизии
- Юные герои – антифашисты
- Поиск ветеранов ВОВ однополчан 143 стрелковой дивизии силами поисковых групп
- Экскурсия в краеведческий музей, работа в архивах, фондах музея
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их
воспоминаний (М. В. Щедрин)
- Оформление выставки, конкурс рисунков «Великов победе посвящается …» Творческие работы «Человек из легенды», «Детство, опаленное войной»,
«Юные герои …»
- Обновление Книги Памяти села «Наши односельчане-фронтовики».
- Подготовка и проведение экскурсий: «Елецкая наступательная операция»,
« Ельчане – Герои Советского Союза»
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
Страницы боевой истории Ельца;
подвиги юных героев – антифашистов (А. Гайтерова, Н. Гусева, А. Оборотов);
боевой путь 143 стрелковой дивизии.
Обучающиеся должны уметь:
составлять описание жизни и деятельности выдающихся людей родного края периода ВОВ;
работать в библиотеке, архивах и фондах музея.
Раздел V Наши знаменитые земляки (6 часов: 3 ч- теория; 3ч – практика)
- Жизнь и творчество Н. Жукова – художника-земляка
- Жизни и творчество выдающегося композитора современности
Т. Н. Хренникова
- Творческий путь И. А. Бунина
- Подготовка и проведение мини- экскурсии «Наши знаменитые земляки»
- Посещение музеев И.А. Бунина, Н. Н. Жукова. Т. Н. Хренникова
- Практикум «Альманах творческих работ обучающихся»
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
Биографию знаменитых людей родом из Ельца – художника Н. Жукова, композитора –
Т. Н. Хренникова, писателя – И. А. Бунина.
Обучающиеся должны уметь:
Составить мини-экскурсию по темам блока;
Подбирать краеведческий материал для исследования, рефератов;
Работать с архивным материалом;
Составлять план исследования, его отдельных глав;
Пользоваться краеведческими сайтами;
Размещать краеведческую информацию на школьном сайте;
Проводить заочные экскурсии по темам курса;
Проводить очные экскурсии для младших школьников.
Литература:
1. Горлов В., Новосельцев А., елец веками строился. – Липецкое издательство, 1993
кн. изд-во,1981
2.Прохоров В. А. Липецкая топонимия. – Воронеж: Центр.- Чернозем.
3.Ридингер Н. Очерки истории Елецкого уезда. – Елец: Елецкие куранты, 1993
4. Становление культурно-образовательной среды липецкой области (Елецкий край).-
Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004
5. Шальнев Б. М. Мир детства. Родная культура. Мир детства и отрочества: учебник-
хрестоматия по краеведению Липецкой области для неполной средней школы / В. В.
6. Шахов, Б. М. Шальнев. – Рязань – Липецк: ГЕЛИОН, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"
Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....
Ребёнок и народная культура. (размышления мамы, учителя и краеведа по поводу…)
Это размышление по поводу воспитания и развития детей дошкольного возраста. Проблемы стары, как мир. Но именно от их решения зависит судьба подрастающего поколения......
программа работы кружка "Юный краевед"
Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...
Учитель. Краевед. Писатель. или …«Нескромный» взгляд со стороны.
Взгляд на себя со стороны ... или "Творческий путь автора сайта"....
программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"
учебно- тематическое планирование по краеведению....
Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...
Программа кружка "Юные краеведы"
Программа кружка "Юные краеведы"...