Рабочая программа "Юный краевед"
рабочая программа по краеведению (6, 7, 8 класс)

Чурбанова Светлана Мухаммадовна

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Юный краевед"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yunyy_kraeved.docx53.57 КБ

Предварительный просмотр:

Починковский муниципальный район Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ризоватовская средняя школа

ПРИНЯТА                                                                           «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании педагогического совета                            директор МБ ОУ Ризоватовской СШ

протокол от 30.08.2017  №11                                          ___________________  Г.А.Зимаева

                                                                                                30.08.2017

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

туристско-краеведческой направленности

«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Возраст учащихся: 12 – 14 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

учитель

Чурбанова

Светлана Мухаммадовна        

2017

Пояснительная записка.

Программа «Юный краевед» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Разработана в соответствии с:

 Конвенцией о правах ребенка;

 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014года № 1726-р);

 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса школы, в которой систематически  проводится работа по изучению истории села, края.  

Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся  сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.

Актуальность

Краеведение - это совокупность знаний о родном крае, изучение его природы, истории, культуры, экономики, быта и т.д.

     Интерес к школьному краеведению в последние годы заметно повысился. Появилось понимание его большого образовательного, воспитательного значения, обусловленного несколькими факторами: растущим влиянием знания истории большой и малой родины на патриотическое воспитание школьников; стремлением к постепенному познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны через эмоционально-эстетическое восприятие их региональных особенностей; поиском новых форм, методов, целей        воспитания, основанных на этнопедагогике, на наших традиционных нравственных ценностях.

В настоящее время, когда нравственные ориентиры в обществе нивелированы, эта проблема чрезвычайно актуальна, так как неокрепшая душа ребенка поставлена в условия постоянного противоречивого выбора между тем, как надо, и тем,        как это есть на самом деле. Окружающий мир ребенка наполнен агрессивностью,равнодушием, неискренностью. Поэтому приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям – дело первостепенной важности вформировании личности ребенка, в воспитании гражданина и патриота. Результативность воспитания нравственных начал и гордости за свою большую и малую родину тем выше, чем раньше начинается систематическая работа по формированию этих качеств у человека.

Наша малая родина – село Ризоватово, Починковский район, Нижегородский край.

Каждому должно быть присуще чувство гордости за принадлежность к героическим страницам Нижегородчины и за сопричастность к свершениям прошлого и настоящего.

Нижегородское Поволжье - героический и легендарный        край, который был свидетелем отчаянного и беззаветного сопротивлениянародов России против своих многочисленных врагов на всех этапах её исторического развития. Подтверждение тому - былины и сказы, народные песни, легенды и сказания. Это героический эпос о невидимом граде Китеже, который не захотел преклонить колени перед Золотой Ордой, гордо покрыл себя водами загадочного озера Светлояр, находящегося в Воскресенском районе.

Однако не каждый наш земляк умеет гордиться тем, что он живёт на нижегородской земле, не каждый осознает себя истинным патриотом своей малой родины. Причина кроется как в искаженных представлениях о нравственных ценностях, так и в незнании своего родного края.

Только тот народ может достойно жить, быть свободным и независимым и пользоваться заслуженным уважением, каждый представитель которого знает свои истоки: историю своего рода и своей фамилии, традиции, обычаи, культуру, богатства родного края, гордится всеми этими ценностями, любит свою многострадальную и героическую малую родину, ощущает свою сопричастность к ее судьбе.

В настоящее время осознается острая необходимость в возврате утраченного, в восстановлении в нашем сознании сложившейся на протяжении многих веков системы нравственных ценностей, отношений человека с природой, историей, с глубинами национальной культуры, основанной на народном творчестве, на культурном наследии своего родного края и т.п.

Направленность

Туристско-краеведческая

Отличительные особенности

В рамках кружка реализуется также одно из ведущих направлений школьного образования - его экологизация. Приоритетная роль экологического образования и краеведения как «базиса» изучения реальных экологических проблем, сделали краеведческий принцип одним из ключевых в условии формирования экологической культуры школьников.

Адресат

12-14 лет.

Средний школьный возраст характеризуется стремлением к общению со сверстниками и появлению признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость. Для этого возраста свойственно стремление утвердить свое «Я», показать и проверить его. Для энергичного и любознательного младшего подростка необходимо предлагать деятельность, соответствующую его возрастной психологии. В этот период преобладает возбуждение над торможением (но это процесс управляемый); мышление абстрактное. Но с опорой на конкретно-образное; внимание произвольное; память также произвольная. Важной особенностью социального развития является развитие самосознания, стремление к самоопределению, самоутверждению. Переходный период характеризуется кардинальными изменениями мотивации. На первый план выдвигаются мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Происходит становление характера. Формируется нравственное мировоззрение – нравственное сознание и поведение.

Численный состав группы  -  10  человек.  Учащиеся  с  ОВЗ,  одаренные  дети  и  дети,  находящиеся  в  трудной жизненной ситуации в группу не входят.

Цель:формирование        духовно-нравственных        ориентиров        личности

школьников на основе знакомства с жизнью родного края сегодня и в прошлом.

Задачи:

развивать

познавательный интерес к своей малой родине;

воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания; представления о достопримечательностях Нижегородского края; историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала;

эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья;

учить

осознанному восприятию содержания краеведческого материала; способам действий при работе над текстом и при выполнении практических упражнений творческого характера; умению работать с краеведческим материалом;

воспитывать

положительные привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода в процессе занятий кружка «Юный краевед»;

творческую личность в процессе осуществления поисковой деятельности; духовно-нравственные качества школьников; бережное отношение к этнокультурному наследию родного края; патриотическое отношение к своей малой родине.

Объем и срок освоения:

34 часа, 1 год

Формы обучения:

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии, поездки, походы;

Режим занятий:

1 раз в неделю (1 час),  понедельник с 14.55 до 15.40, 34 часа в год.

Планируемые  результаты

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения.

Учащиеся должны знать:

- наиболее важные события и факты истории села, Починковского района, земли Нижегородской;

- достопримечательности Нижнего Новгорода, области, своего района, села; национальные традиции и обычаи своего села, народов и народностей, проживающих в Нижегородской области;

- атрибуты и достопримечательности Н.Новгорода и Нижегородской области; отличительные особенности нижегородского декоративно-прикладного искусства;

- известных поэтов, писателей, художников Нижегородчины;

- о героизме нижегородцев в разные исторические эпохи;

- основные критерии патриотического отношения к малой родине;

уметь:

- выполнять творческие работы, связанные с декоративно-прикладным искусством родного края;

- выражать свое отношение к родному краю, его ценностям в различных формах словотворчества;

соблюдать правила поведения в музеях и театрах и других общественных местах;

организовывать досуг с использованием народных игр и забав в помещении и на улице;

проявлять толерантность по отношению к людям других национальностей; заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих как факторе процветания малой родины;

гордиться своей малой родиной и принадлежностью к ней; выражать любовь к малой родине через реализацию проектной созидательной деятельности.

Результаты

Формируемые  умения

Средства достижения результатов

личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению;
  •  воспитание самоорганизации и саморазвития.
  • развитие познавательных навыков учащихся;
  •  умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация занятии групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение планировать свою работу

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        задавать вопросы;

  • толерантно относится  к людям с  различными точками зрения;
  •  ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Учебный план

№ раздела

Наименование

разделов программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

С чего начинается Родина?

1

1

2.

«Учусь познавать свой край»

3

2

1

3.

«История края, в котором живу»

7

4

3

4.

«Народные традиции края»

7

3

4

5.

«Экологические проблемы  местности»

5

3

2

6.

«Наше село в годы Великой Отечественной войны»

5

3

2

7.

«Родная школа. Её история и традиции».

6

3

3

Содержание учебного плана

Введение.

С чего начинается Родина?

Раздел 1. Учусь познавать свой край

Тема 1. Как человек познаёт свой край. Человек познает окружающий мир. Способы познания. Культура: искусство, религия, наука - формы отражения взаимоотношений природы, человека, общества. Наука как ведущий способ познания природы края.

Тема 2. Способы и методы научного познания родного края. Классификация научных методов познания. Методы познания своего края: метод наблюдений; измерительный метод; работа с литературными источниками, справочной литературой; социологические методы: метод прогнозирования. Экскурсия по родному селу и его окрестностям.

Раздел 2. История края, в котором живу.

Тема 1. Край, в котором я живу (история освоения и заселения села, края). Географическое положение территории. Первоначальное заселение края финно-угорскими племенами. ХП-Х1Х века - заселение территории русскими. Природные условия как фактор освоения территории. Природные ресурсы.

Тема 2. Топонимика края. Топонимика как источник сведений о прошлом края.

Тема 3. История края в легендах. Красота и гармония природы края. Значение уникальности местной природы в жизни людей местности. Особенности быта и культуры местного населения.

Практическая работа. Оформление презентации.

Раздел 3. Народные традиции края.

Тема 1. Традиции и поверья края. Природное и культурное наследие села.

Тема 2. Мой край сегодня. Природно-ресурсный потенциал края на современном этапе.

Конкурс рисунков «Мой любимый уголок».

Конкурс сочинений: «Мой край в будущем»

Раздел 4. Экологические проблемы своей местности.

Тема 1. «Созвучье полное в природе». Выполнение фоторабот, написание стихов, сочинений, передающих особенности природы края, отношение к ней учащихся.

Экскурсия в краеведческий музей с. Починки.

Тема 2. Природа и человек - единство или борьба. Разносторонние связи человека, общества с окружающей природной средой. Универсальная ценность природы: средообразующая, хозяйственная, гигиеническая, научная, эстетическая, этическая.

Тема 2. Природа края в легендах, народных праздниках и промыслах. Красота и гармония природы края. Особенности быта и культуры местного населения.

Выставка фотографий «Мир вокруг нас».

Раздел 5. «Великая Отечественная война на нашей земле»

Тема 1. Наше село в годы Великой Отечественной войны.

Основные события, произошедшие в годы войны на территории села.

Тема 2. Дети войны. Война глазами детей: судьбы детей в послевоенные года; встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны.

Тема 3. Земляки - участники войны. Сбор материала о ризоватовцах - участниках Великой Отечественной войны. Экскурсия к памятнику.

Раздел 6. «Родная школа. Её история и традиции».

Тема 1. История нашей школы. Изучение истории школы, встречи с ветеранами педагогического труда, сбор материала о школьных традициях.

Составление презентации о школе.

Тема 2. Традиции школы.

Практическое занятие: разработка мини-проектов «Моя школа в будущем».

Календарный учебный график

Тема занятия

Количество часов

Сроки проведения

Форма организации занятий

Всего

Теория

Практи-ка

Введение.

С чего начинается Родина?

Раздел 1. Учусь познавать свой край

Тема 1. Как человек познаёт свой край.

Тема 2. Способы и методы научного познания родного края.

Раздел 2. История края, в котором живу.

Тема 1. Край, в котором я живу (история освоения и заселения села, края).

Тема 2. Топонимика края.

Тема 3. История края в легендах.

Практическая работа. Оформление презентации.

Раздел 3. Народные традиции края.

Тема 1. Традиции и поверья края.

Тема 2. Мой край сегодня.

Конкурс рисунков «Мой любимый уголок».

Конкурс сочинений: «Мой край в будущем»

Раздел 4. Экологические проблемы  местности.

Тема 1. «Созвучье полное в природе».

Экскурсия в краеведческий музей с. Починки.

Тема 2. Природа и человек - единство или борьба.

Тема 2. Природа края в легендах, народных праздниках и промыслах.

Выставка фотографий «Мир вокруг нас».

Раздел 5. «Великая Отечественная война на нашей земле»

Тема 1. Наше село в годы Великой Отечественной войны.

Тема 2. Дети войны.

Тема 3. Земляки - участники войны.

Раздел 6. «Родная школа. Её история и традиции».

Тема 1. История нашей школы.

Составление презентации о школе.

Тема 2. Традиции школы.

Практическое занятие: разработка мини-проектов «Моя школа в будущем».

1

3

7

7

5

5

6

1

2

4

3

3

3

3

1

3

4

2

2

3

Лекция

Беседа

Лекция

Экскурсия

Беседа

Сбор информации

Беседа

Сбор материала

 Составление презентации

Беседа

Сбор информации

Творческая работа

Творческая работа

Лекция

Экскурсия

Беседа

Сбор материала

Практическая работа

Беседа

Сбор информации

Сбор материала

Работа с источниками

Составление презентации

Сбор информации

проектирование

Формы аттестации

Выставка творческих работ учащихся;

Кроссворд;

Викторина;

Подготовка презентаций, сообщений;

Анкетирование;

Участие в конкурсах, проектно-исследовательской деятельности.

Итоговая зачетная работа (проект).

 Оценочные материалы

Контроль полученных знаний и умений осуществляется в результате выполнения обучающимися творческих (проектных) работ.

Критерии оценивания:

-качество наблюдений (достигнутых результатов);

-качество   описаний выполненных наблюдений (достигнутых результатов);

-результаты   и способность к сопоставлению выполненных наблюдений (результатов), а также с   наблюдениями (результатами) других авторов;

-понимание   темы исследований, а также ее места в общей проблематике выбранной области   знания;

-качество   презентации проекта (по результатам   публичного прослушивания)

Методические материалы

При проведении занятий приоритеты отдаются в равной мере словесным, наглядным и практическим методам и приемам.

К группе словесных методов и приемов относятся:

художественное чтение, эвристическая беседа, словарная работа,

Группа наглядных методов и приемов направлена на создание точных представлений об окружающем мире и художественных образах и может быть представлена:

использованием художественно-иллюстративных пособий, мультимедийными материалами,

натуральными объектами природы и продуктами человеческой деятельности;

моделями;

схемами;

экскурсиями (в природу, в музеи, по родному городу, селу и т.п.); наблюдениями и т.п.

Применение группы практических методов и приемов обеспечивает мыслительную активность учащихся путем реализации деятельностного подхода, повышает эффективность образовательного процесса. К этой группе относятся:

практические работы с текстом, создание альбомов, книжек-самоделок, создание компьютерных презентаций, исследовательская и проектная деятельность и др.

Условия реализации программы

Материально-техническое:  

Компьютер

Интерактивная доска

Информационное:

1. Альбомы:

1) «История Ризоватовской школы»  

2) «История села»

3) «Ветераны  Великой Отечественной войны».

4) «Наши выпускники».

2. Интернет-ресурсы:

http://www.rubricon.com/

http://www.britannica.com/

http://www.dic.academic.ru

 http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/

http://slovardalja.net/

http://www.aforizm.info/

http://library.vadimstepanov.ru/s_engine.htm

http://www.encyclopedia.ru/

 http://ru.wikipedia.org/

http://slovari.yandex.ru/

http://www.mega.km.ru/

http://www.slovari.ru/

Кадровое:

Один педагог  первой  категории Чурбанова Светлана Мухаммадовна,  педагогический стаж 32 года

Список литературы

  1. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. – Нижний Новгород : РИ «Бегемот», 2010. – 384 с., ил.
  2. Памятники истории и культуры города Горького. – Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1977. – 160 с.
  3. Памятники истории и культуры   Горьковской области: Справочник. – Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1987. – 319 с., ил.
  4. Филатов, Н. Ф.   Города и посады Нижегородского Поволжья в XVIIвеке: История. Архитектура./ Н.Ф.Филатов – Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1989. – 174 с.
  5. Илюшечкин В.П. Починки и Починковский район Нижегородской области. Н.Н. 1995
  6. Книга памяти. Том 10. Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1995.
  7. Земляки. Нижегородский альманах. Сост.В.А.Шамшурин –Нижний Новгород: Издательство «КНИГИ», 2005.
  8.  Газета «На земле починковской».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по краеведению "Школа юного краеведа" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе вариативной программы  учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании ...

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....

Рабочая программа кружка "Географ-краевед"

Рабочая программа дополнительного образования по географии "Географ-краевед" расчитана на учащихся Владимирской области, Суздальского района. Возраст учащихся 10-16 лет. Программа расчитана на 2 года....

Рабочая программа кружка "Юный краевед"

Данная рабочая програма разработана для того, чтобы сформировать представление об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории села, района, о вкладе, который...

Рабочая программа Модуль межпредметный «Юный краевед» 5 класс (1ч)

Предлагаемый модуль разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”.  При изучении курса реализуются межпредметные связи: би...

Рабочая программа по историко-краеведческому кружку «ШКОЛА КРАЕВЕДА»

Программа историко-краеведческого кружка составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования. Она призвана обеспечивать региональные особенности содержания образования в области...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...